| № темы | Всего часов | № работы | Наименование практического занятия. Вопросы, отрабатываемые на практическом занятии |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 1 | 2 | 2 | Основы микробиологических методик. 1. Понятие стерильности. 2. Виды питательных сред. 3. Методы стерилизации. |
| 1 | 2 | 3 | Количественный учет микроорганизмов Методы количественного учета микроорганизмов на твердых питательных средах. |
| 2 | 2 | 7 | Знакомство с методами исследования объектов окружающей среды и техногенных потоков 1. Исследование почвы. 2. Исследование воды. 3. Исследование воздуха. |
Всего: 6 часов
Перечень лабораторных работ
| № темы | Всего часов | № работы | Наименование лабораторных работ. Вопросы, отрабатываемые на лабораторном занятии |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 1 | 2 | 1 | Знакомство с методом микроскопирования и строением бактериальной, растительной и животной клеток. 1.. Правила поведения в микробиологической лаборатории. 2. Принципы микроскопирования. 3. Правила работы с микроскопом. 4. Изучение готового препарата бактериальных клеток. |
| 1 | 2 | 4 | Методы и техника культивирования микроорганизмов на питательных средах |
Всего: 4 часа
Задания для самостоятельной работы студентов
| № темы | Всего часов | Вопросы для самостоятельного изучения | Литература |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 1 | 4 | Вирусы и бактерии как возбудители заболеваний человека, животных, растений. | 1,2,3,6,12 |
| 2 | 4 | Виды и состав питательных сред. Создание элективных условий роста. | 1,2,3,7 |
| 1 | 3 | Таксисы и их значение в жизнедеятельности микроорганизмов. | 1,6 |
| 3 | 5 | Грибы, водоросли | 1,2,6 |
| 1 | 13 | Микроорганизмы как базовый компонент биосферы Разнообразие форм жизни на Земле. Современные представления о положении микроорганизмов в мире живого. Сравнение эукариот и прокариот. Архебактерии. Предмет и задачи микробиологии, краткая история ее развития. Необходимость возникновения биотехнологии как науки и ее место в системе наук о жизни на Земле. | 1,2,3,6,12 |
| 1 | 13 | Клетка и ее структура Эукариотическая клетка, ее форма, строение и химический состав. Основные биополимеры эуцита – белки, ДНК, РНК, полисахариды и липиды. Их строение и функции. | 1,2,3,6,12 |
| 1 | 12 | Экология микроорганизмов Уровни живой природы. Микрофлора природных сред: почвы, воздуха, воды. Формы взаимоотношений микроорганизмов. Микробы и биота: растения, животные, человек. Фитопатогенные и патогенные микроорганизмы, паразитизм. | 1,2,3,6,12 |
| 2 | 13 | Определение биотехнологии, ее задачи, методы, объекты. Структура типовой биотехнологической системы: субстрат и продукт, биологический агент, технология, режим. Традиционные виды сырья и перспективные для биотехнологии субстраты | 1,2,3,6,12 |
| 2 | 13 | Микроорганизмы в биотехнологическом производстве Способы культивирования: периодическое, непрерывное, поверхностное, глубинное, твердофазное. Технология биосинтеза аминокислот, антибиотиков. Основы биосинтеза ферментативного гидролиза целлюлозы. Получение глюкозо-фруктозных сиропов. создание микробов-продуцентов селекционно-генетическим методом. Генно-инженерное получение микробов-продуцентов. Производство пищевых белков и аминокислот. | 1,2,3,6,12 |
| 2 | 15 | Растения производители белков животного происхождения (незаменимые аминокислоты, энкефалин, моноклональные иммуноглобулины, бета-интерферон. вакцина против холеры). Трансгенные растения- производители жиров и полисахаридов. Изменение свойств сельскохозяйственных и технических растений. Культура клеток. Каллусы. Клетки животных – продуценты биологически активных веществ (эритропоэтин, фактор свертывания крови VIII, инсулин, антитрипсин, белок вируса гепатита В, интерлейкины, моноклональные антитела, антигены вируса СПИД). Трансгенные животные. Положение дел в России. Опасения. Перспективы. | 1,2,3,6,12 |
Всего: 51 час






