Развитие отечественной деловой культуры в XX веке

Этика современного российского бизнеса оказалась под влиянием сразу двух культур делового поведения, которые существовали в стране до реформ 1990-х годов.

Первая культура связана с административно-командной системой, господствовавшей с начала 30-х годов XX века. Моральные нормы, привносимые в этику бизнеса, зависят от происхождения предпринимателей, составивших класс российских бизнесменов. Эти люди во многом придерживаются этических ценностей прежних бюрократических отношений, в том числе традиций «кормления» при государстве, однако некоторые из них привнесли с собой в бизнес и представления о служении обществу.

Вместе с тем в бизнес пришли и другие предприниматели. Их отличительными чертами являются интерес и внимание к дореволюционным традициям российского предпринимательства, стремление восстановить эти традиции с учетом принятых в мировой практике норм деловой этики. Однако их деятельность лежит, в основном, в сфере мелкого бизнеса.

Вторая культура – это жесткая деловая культура «теневой», полукриминальной и криминальной экономики. Деятели «теневой» экономики, пополняя ряды легальных бизнесменов, принесли с собой в возрождающийся российский бизнес своеобразные этические требования и моральные нормы.

По сути, все эти группы лишены исторической перспективы. В настоящее время на стыке поведенческих традиций этих групп происходит своеобразный поиск новых жизненных форм. Соответственно, этика нового класса бизнесменов в России представляет собой явление сложное и противоречивое. На него влияют разные силы, различные этические традиции и системы ценностей, так как в российском бизнесе занято множество людей разных национальностей, разного вероисповедания и разных этических воззрений. Кроме того, в российском бизнесе в 90-е годы XX века пришли граждане зарубежных стран, деятельность которых основана на канонах устоявшейся западной этики.

Существуют серьезные сложности в формировании деловой российской этики.

1. Российский бизнес действует в условиях неприятия значительной частью общества преуспевания как такового, богатства в любом виде, даже как результата собственного труда. В России не полностью сформирована культура успеха.

2. В России не полностью действует главный фундаментальный принцип современного западного общества – неприкосновенность частной собственности. Частная собственность в России не священна.

3.Сложилось своеобразное отношение к закону и роли государства. Этический парадокс российского бизнеса состоит в том, что этичность или неэтичность тех или иных поступков часто не определяется ни законом, ни личным выбором, а диктуется, прежде всего, необходимостью выживания предпринимателя в условиях неопределенности, несовершенства и несоблюдения законов, безразличия, а зачастую и притеснения со стороны государства.

4. Система партнерства бизнеса и государства в современной России существует, главным образом, в виде сращивания крупных структур бизнеса с коррумпированным чиновничеством в виде олигархии.

Тем не менее, нравственные основы российского предпринимательства становится актуальным для нашего общества. Специалисты выделяют в качестве приоритетного направления деловой российской этики рынок покупателя, поскольку только потребительский выбор может стать базой успеха бизнеса. В таких условиях нарушение этики может обойтись предприятию дороже.

Все это обусловило пристальное внимание российских организаций к собственной деловой репутации. Проблема управления деловой репутацией стала одной из ключевых в отечественной бизнес - этике.

В основе деловой репутации должны лежать честные этические правила и отношения. Управление репутацией вовсе не подразумевает создание красивого мифа, неявный обман общества.

Знание об управлении деловой репутацией и овладение его технологиями позволит более продуманно и эффективно привести предприятие к финансово-экономическому и нравственно-деловому успеху.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема этики деловых отношений существует несколько тысячелетий, возникнув в древнем мире с созданием первых государств, предпринимательства и торговли. В развитой рыночной экономике и демократическом обществе роль этики деловых отношений возрастает.

Этика помогает деловому человеку благополучно преодолеть многочисленные минутные колебания при непосредственном общении с другими людьми. Многие испытывают такие моменты некоторой рассеянности, когда не вполне уверены в том, как начать беседу, как одеться и пр.

Формирование и развитие этики как науки, а также основных морально – нравственных ориентиров в жизни людей шло сквозь всю историю культуры. Поэтому понятие этики было исторически изменчивым. Оно трансформировалось и приобретало новые значения на разных этапах человеческого развития.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алехина Ия. Имидж и этикет в бизнесе – М.: Дело, 2003.

2. Венедиктовна В.И. О деловой этике и этикете. – М.: Фонд «Правовая культура», 1994.

3. Егоршин А.П., Распопов В.П., Шашкова Н.В. Этика деловых отношений: Учебное пособие для вузов. – Н.Новгород: НИМБ, 2005.

4. Сабат Энн Мэри. Бизнес – этикет. М.: ФАИР ПРЕСС, 2000.

5. Смирнов Г.Н. Этика бизнеса, деловых и общественных отношений. – М.: Изд-во УРАО, 2001.

6.Честара Дж. Деловой этикет. М., 1999.

7. Шрейдер Ю.А. Этика. – М., 1998.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: