Покемон на телевидении

Принцип действия

   

 

Вверху — кадры на плёнке, внизу — то, что видит человек

Идея заключается в том, что зрение человека якобы способно различать не более чем 24 кадра в секунду (хотя эта граница зависит от чёткости краёв и скорости движения объектов на экране). Поэтому инородный кадр, показываемый менее чем на 1/24 секунды, якобы минуя сознание, воздействует сразу на подсознание. На самом же деле через подсознание проходит вся информация, поступающая в мозг, а затем для обработки той информации, которая будет воспринята как наиболее важная, подключается сознание. Таким образом отсеивается огромное количество информации, которая по продолжительности восприятия может значительно превышать 1/25 секунды (например, обычная телевизионная реклама), а следовательно «скрытая» реклама уже в любом случае менее продуктивна, чем обычная.

В момент смены кадра кинопроектор закрывает объектив шторкой, чтобы не было мерцания на экране. Пока шторка 1-го аппарата закрыта, 2-й кинопроектор открывает свою шторку и показывает пресловутый «25»-й кадр, то есть кадр демонстрируется зрителю, так же, как и кино, ровно 24 раза в секунду, а общая частота смены кадров таким образом составляет 48 кадров в секунду. Длительность и яркость «25»-го кадра также занижены по сравнению с фильмом. Так как частота смены кадров на телевидении от 25 до 29.97 кадров в секунду (точнее, 50 или 60 полукадров соответственно), вставить посторонний кадр, который будет незаметен для зрителя невозможно.

В действительности 25-й кадр скрытым не является: каждый кадр отмечается глазом наблюдателя, но из-за инертности зрения сливается с подобными и не выделяется человеком. Однако благодаря этому же эффекту заметить «лишний» рекламный кадр не составляет труда. Можно даже прочитать короткое слово, если оно набрано крупным шрифтом и знакомо зрителю — в этом легко самостоятельно убедиться, используя домашний компьютер и программу видеомонтажа (при этом частоту кадров можно поставить значительно выше стандартных 25 кадров/сек, но всё равно уже далеко не «25-й» кадр будет бросаться в глаза). Простая аналогия: трудно различить речь отдельных людей в шумной толпе, но плач ребёнка отчётливо слышен на этом фоне.

Что касается психологического эффекта, то его наличие ещё в 1958 году было официально опровергнуто Американской психологической ассоциацией.

История

Вайкери

В 1957 году Джеймс Вайкери (англ. James Vicary) заявил, что провёл в кинотеатрах Нью-Джерси следующий эксперимент. Во время показа триллера «Пикник» в моменты смены кадра с помощью дополнительного проектора демонстрировались кадры скрытой рекламы, такие как «Кока-кола», «Ешьте поп-корн». Фильмы показывались на протяжении всего лета 1957 года. Продажа кока-колы в буфете кинотеатра, по заявлению Вайкери, повысилась на 17 %, а поп-корна — на 50 %. Затем Джеймс Вайкери запатентовал эту технологию и открыл компанию по сублиминальной рекламе в фильмах.

Идею этой обманной технологии ему подсказал недавно изобретённый тахистоскоп, прибор, дающий короткие вспышки света до 1/60000 секунды. Столь короткие импульсы человеческое сознание не фиксирует, то есть они ниже порога восприятия. С их помощью фирма «Кодак» получила уникальные фотографии пули в полёте. Вайкери придумал этим импульсам иное применение.

Сообщения в СМИ привлекли внимание учёных, рекламных агентов и правительственных работников к методике Вайкери, которые потребовали провести ещё один эксперимент. Вайкери устроил несколько демонстраций, которые не привели к желаемому результату. Испытуемые не ощущали особого желания исполнять сублимируемые им команды.

В 1958 году Advertising Research Foundation потребовал от Вайкери предоставить данные и описание эксперимента, проведённого в 1957 году, на что получил отказ.

Стюарт Роджерс, студент из Нью-Йорка, приехал в Форт Ли писать реферат по исследованию Вайкери. Он обнаружил, что кинотеатр, в котором, по утверждению Вайкери, проводился эксперимент, не мог принять 50 тысяч зрителей за 6 недель. Директор этого кинотеатра заявил, что вообще впервые слышит о каких-либо экспериментах, проводившихся в его заведении.

Многие учёные пытались повторить эксперимент Вайкери. Так, например, в 1958 году рекламное агентство Canadian Broadcasting Corporation во время популярной телепередачи «Close-Up» транслировало вставки с текстом «Звони прямо сейчас!», но количество звонков от этого не увеличилось. Когда же телезрителям сообщили об этом и попросили угадать содержание послания, то ни в одном письме не содержалось правильного ответа. Но почти половина испытуемых утверждала, что во время просмотра им хотелось есть и пить.

В 1962 году Вайкери признал, что эксперимент 1957 года вместе со всей статистикой продаж был искусственно сфабрикован.

Поздние исследования

Международный научно-популярный журнал New Scientist писал, что в некоторых случаях подсознательная реклама работает [6]. Для этого сообщение должно быть замаскировано в потоке скачущих букв и цифр и должно появляться на время, намного превышающее 1/25 с (ориентировочно 0,3—0,4 с). Испытуемые не просто наблюдали бессмысленный видеоряд, а должны были подсчитывать число букв в мелькавших словах.

По утверждению сайта Adverme.ru, группа учёных университета Неймегена в Нидерландах под руководством Йохана Карреманса провела эксперимент, подтверждающий эффективность сублиминального воздействия при определённых условиях. Результаты были опубликованы в журнале Journal of Experimental Social Psychology.

Реакция СМИ

Этот эксперимент породил множество мифов в средствах массовой информации и вызвал волну возмущений в обществе. В 1957 году Норман Казинис в Saturday Review опубликовал статью «Запятнанное подсознание», в которой пришёл к выводу, что 25-й кадр можно использовать не только в рекламе поп-корна, но и пропаганде идей.

Позднее американский публицист Брайан Ки привлёк внимание общественности к возможности использования 25-го кадра не только в кино и телевидении, но и в рисунках, фотографиях и даже рекламных объявлениях. Он утверждал, что такая методика используется повсеместно рекламными агентствами, торговыми корпорациями и Федеральным правительством.

.

Возрождение в России

В 1990-е годы — с опозданием почти на 40 лет — усилиями «жёлтой прессы» в России возрастает интерес к 25-му кадру. В газетах появляются статьи о «зомбировании населения», реклама видеокассет для изучения английского языка, лечения различных заболеваний (например, алкоголизма) с помощью 25-го кадра. Газетные статьи перепечатывались столько раз, что мало у кого возникали сомнения в их истинности. Более того, были даже приняты соответствующие законы

Закон

В российском законодательстве использование 25-го кадра, равно как и других методов скрытой рекламы, запрещено, однако некоторые телекомпании несколько раз были уличены в использовании 25-го кадра.

Законом Украины «О телевидении и радиовещании» запрещается «использование в программах и передачах на телевидении и радио скрытых вставок, действующих на подсознание человека и/или оказывающих вредное воздействие на состояние их здоровья».

 Обвинения в использовании 25-го кадра

За этот кадр Екатеринбургскую телекомпанию лишили лицензии на 2 месяца

· Екатеринбургская телекомпания АТН («Авторские телевизионные новости») использовала вставки с фразой: «Сиди смотри только АТН».

· Во время парламентских выборов на Украине (2006) руководитель избирательной кампании Партии регионов Евгений Кушнарёв заявил об использовании блоком «Наша Украина» так называемого «25-го кадра» в агитационном фильме «Загроза. Страшна правда», продемонстрированном 10 марта на Первом национальном канале. По его словам, на протяжении всей ленты пять раз по три кадра появляется изображение черепа. Блок «Наша Украина», в свою очередь, опроверг через свою пресс-службу обвинения, назвав череп спецэффектом, упрекнув Партию регионов в раздувании псевдосенсаций для отвлечения внимания от компрометирующих фактов, приведённых в фильме [. При замедленном просмотре видно, что изображение черепа проявлялось в виде вспышки при смене сюжетов и занимало более одного кадра в каждом случае, то есть не являлось 25-м кадром как таковым.

· После инцидента с эпилептическими приступами у японских детей, в использовании 25-го кадра был обвинён популярный аниме-сериал «Покемон».[13][14]

Стабильная версия была проверена 25 октября 2010. Имеются непроверенные изменения в шаблонах или файлах.

 

Покемо́н (яп. ポケモン Покэмон ?, от англ. Pocket Monsters — Карманные монстры) — наименование вымышленных существ из одноименной игры, манги, а затем и аниме, созданных воображением Сатоси Тадзири в 1996 году.

Представляет собой существ, обычно тренируемых для сражений между собой тренерами покемонов. Покемон способен к эволюции, фактически являющейся метаморфозой в совершенно новое состояние. Как правило, издают одни и те же звуки с разной интонацией, передавая эмоции, за исключением единичных случаев, таких как, например, говорящий котообразный покемон Мяут или созданный путём генетической модификации покемон-экстрасенс Мьюту. Самый известный в мире покемон — электрический жёлтый грызун Пикачу.

Во многих сериях аниме было показано, что покемоны способны к полноценному общению и могут понимать друг друга, а также, что не испытывают друг к другу вражды, а лишь покорно исполняют приказы своего тренера. Но есть некоторые покемоны, которые враждуют между собой — аналогично животным в природе. Например, это покемоны-змеи Севайперы и покемоны-мангусты Зангусы.

Выпуск серий продолжается до сих пор.

 

Начало

Идеалом Сатоси Тадзири всегда была игра, которая совмещала в себе приключенческий и RPG-жанры, и где принцип коллекционирования занимал бы главное место. С детства коллекционируя насекомых, он мечтал чтобы все игроки тоже смогли ощутить те же эмоции, что и он. В конце 1980-х Nintendo выпустила карманную приставку Game Boy, одной из возможностей которой было соединять две приставки кабелем и передавать между ними информацию. По легенде, случайно увидев, как жук заполз на соединительный кабель, Сатоси натолкнулся на главную идею. У него сразу же возникла смутное представление игры, в которой можно было бы выращивать неких существ и обмениваться ими с друзьями. Первоначально проект назывался «Капумон» (сокр. от Капсульный монстр). В нём было около двадцати монстров, и игра нигде не издавалась, но идею отметили в Nintendo. «Капумон» как торговая марка уже была зарегистрирована, поэтому проект был переименован в Pocket Monsters. Но тогда он не мог достаточно внятно объяснить свою концепцию корпоративным чиновникам, и проект почти не финансировался, так как считался невыгодным. Кроме того, сам проект карманной приставки окупал себя плохо и в то время находился на грани закрытия.

Но неожиданно Тадзири поддержал сам Сигэру Миямото, увлечение видеоиграми которого и привело Сатоси к его нынешнему положению. В конце концов, получив с его помощью финансирование, Game Freak в 1990 году приступила к разработке проекта под названием «Покемон».

За долгие шесть лет, которые потребовались Тадзири для создания «Покемона» (пожалуй, первый его рекорд, так как раньше за всю вековую историю Nintendo ещё ни один из проектов не был столь долгим), старый Game Freak практически распался. На протяжении нескольких месяцев у него просто не было денег, чтобы платить своим сотрудникам. Пятеро человек уволились, когда поняли весь ужас их положения. Тадзири не платил даже себе, а жил на средства отца. Возможно, что именно столь напряженная ситуация и помогла мобилизовать весь творческий потенциал. Кроме того, Сатоси и его старый друг и коллега Кэн Сугимори — дизайнер графики и персонажей «Покемона», также с самого начала иллюстрировавший их журнал — были несгибаемы в своем стремлении сделать всё, как полагается, а не выпускать недоделанную пустышку. И раз за разом Nintendo была вынуждена соглашаться с переносом сроков выпуска игры. Объясняя конечную цель работы, Тадзири говорит: «Самое важное, это то, что монстры должны быть маленькими и контролируемыми. Они содержатся в контейнерах, как те монстры, которые внутри тебя, вроде страха или ярости». Но к моменту, как Game Freak закончили «Покемона» в 1996 году, технология Game Boy уже практически устарела. Ни СМИ, ни спонсорские компании ей не заинтересовались.

Nintendo всё таки выпустила игру, хотя не ожидала от неё ничего. Однако игра всё-таки стала популярной среди японских детей. Старые приставочные игры устраивали их гораздо больше, чем новейшие высокотехнологичные, часто оказывавшиеся просто не по карману. Сделав перерасчёты, одно из спонсорских издательств решило таки вернуться к «Покемону» и выпустило серию комиксов, с которыми в качестве бесплатного приложения продавались первые обменные карты. В то время, как игры-бестселлеры вроде Final Fantasy захватывали верхние строчки хит-парадов за пару месяцев, а потом падали, продажи «Покемона» росли хоть и медленно, но не прекращались.

Особенности

Сюжет игры был незамысловат, хотя и содержал немало различных секретов. Главный герой по имени Сатоси (Тадзири сделал героя своим тёзкой) уходил из родного дома в путешествие, чтобы собирать покемонов — загадочных существ, наделенных необычными способностями. С помощью специального аппарата — покебола — можно поймать дикого покемона, только если он достаточно ослаб во время битвы с уже прирученным покемоном, иначе дикий покемон может вырваться. Пойманный покемон быстро становится ручным. Сражаясь друг с другом, покемоны развиваются — их характеристики растут и они получают новые способности. Достигнув определённого уровня развития, покемоны могут превратиться в новые разновидности, похожие на предыдущие формы, но являющиеся более сильными. Такой процесс называется эволюцией.

По пути Сатоси сражался с другими тренерами покемонов — его покемоны сражались с покемонами его соперников, собирал всё новых существ и, в конце концов, мог стать чемпионом. С собой можно было носить не более шести особей, а остальных приходилось оставлять в специальном хранилище. Его своенравный внук Сигэру, названный в честь Сигэру Миямото, был главным соперником Сатоси.

Покемоны подразделялись на семнадцать типов — категорий по роду способностей: простые, огненные, водяные, электрические, травяные, ледяные, боевые (мастера боевых единоборств), ядовитые, земляные, летающие, психические (экстрасенсы), насекомые, каменные, призраки, стальные, тёмные и драконы. Большинство покемонов принадлежали одновременно к нескольким категориям. Названия их видов представляли собой сложные комбинации японских и английских слов. Изначально в игре было 150 разновидностей покемонов.

Для повышения интереса к игре в Game Freak спрятали в неё несколько секретов. Прежде всего, она была издана в трех версиях — Red, Green и Blue. Каждая из них содержала ограниченный набор покемонов, поэтому собрать их всех можно было только путём обмена через кабель от Game Boy с владельцами другой версии. Причем часть покемонов эволюционировала только после обмена, что придавало ему особый смысл. Поэтому истинной сутью игры были не сражения, а умение меняться. Второй секрет был скрыт даже от Nintendo. Втайне от компании Тадзири поместил в программу 151-го покемона — Мью — которого невозможно найти, просто играя. Возможность его поймать включали специальным кодом непосредственно в офисе Game Freak и только тем, кто принесет картридж сохранения со всеми 150 остальными покемонами. Нечто подобное было и в классическом Wolfenstein — там в одном из лабиринтов была надпись, нашедшим которую id Software тоже давала приз. Но тогда этот принцип не сработал, поскольку взлом компьютерных игр приобрел стихийный характер и определить честно обнаруживших секрет было просто невозможно. Целевой аудиторией «Покемона» же были младшие японские школьники, а не склонные к хакерству подростки. К тому же, взломать Game Boy, как электронное устройство, гораздо труднее, чем компьютерную программу. В результате, по всей стране стали ходить слухи о секретном монстре, доступном лишь избранным, и тайна Мью привлекла дополнительный интерес покупателей.

Всего через несколько недель продажи окупили все расходы на создание игры — игра стала второй по успешности в мире. Популярность Game Boy достигла небывалых высот, а продажи картриджей за первые два года составили семь миллионов экземпляров — мировой рекорд игровой индустрии. Такой успех объясняет то, что игра оказалась идеальной для школьных перемен: за десять-пятнадцать минут вполне можно было выиграть несколько поединков. Тадзири упорно трудился, чтобы дети не только играли, но и продолжали учиться — дружбе, взаимовыручке, взаимопониманию, ответственности за ближнего. Также, для Сатоси было очень важно, чтобы «Покемон» не содержал насилия. Поэтому монстры не погибают, если проигрывают бой — они лишь теряют сознание.

Покемон на телевидении

Успешные проекты в Японии очень часто получают дальнейшее развитие в остальных видах массовой культуры. Первого апреля 1997 года на телеэкраны вышел ТВ-сериал «Pocket Monsters», отрисованный на студии «OLM» при финансовой поддержке телекомпании «TV Tokyo», «Nintendo» и «Shogakukan», издавшей мангу по мотивам игры. Кресло режиссёра занял Масамицу Хидака.

На роль главного героя-покемона после большого конкурса был выбран Пикатю (в английском и русском дубляже «Пикачу») — электрический грызун. Название «пикатю» представляет собой объединение японских звукоподражаний «пика-пика» (треск электричества) и «тю-тю» (мышиный писк). В качестве друзей главному герою дали первых же тренеров из игры: Такэси (Брок) из Пьютера и Касуми (Мисти) из Церулина. Вместе они образовали классическую для аниме «тай» («команду»), которыми путешествуют герои большинства сериалов.

Роль злодеев сериала была отведена Команде «R» (сокр. от «Ракета»). Эта группировка, занимающаяся воровством покемонов и, попутно, стремящаяся к мировому господству, была и в игре. Но герои сериала — комичные, но весьма целеустремленные девушка Мусаси (Джесси), паренек Кодзиро (Джеймс) и говорящий покемон Нясу (Мяут) — впервые появилась непосредственно на телевидении.

Руководство проектом было доверено режиссёру Кунихико Юяме, уже ставшему к тому времени всемирно известным благодаря своему фильму «Виндария», признанному классикой аниме.

Мгновенная популярность сериала объясняется не только возможностью для детей увидеть любимых героев на большом экране, в отличие от миниатюрного на Game Boy, но и тем, что аниме знакомило зрителей с покемонами и иногда давало советы, как лучше играть. В результате столь грамотного подхода, во время пика популярности аниме-сериал смотрело 90 % всех младших школьников Японии.

Рейтинг «Покемона» на TV-Tokyo составляет 14 %, что очень близко к рекорду канала в 18,6 %.

Вслед за сериалом появились и полнометражные анимационные фильмы, первый и второй из которых по кассовым сборам заняли 7-е и 8-е места за всю историю японского проката и принесли соответственно 4,2 и 3,5 млрд иен. Первый фильм собрал за изначальную неделю проката 31,04 миллиона долларов, побив тем самым рекорд Титаника в 28,64 миллиона, опередив «Годзиллу» и заняв 4-е место в сборах по всей стране за год.

Но не коммерческий успех, а более сомнительное достижение сделало «Покемона» самым известным и самым обсуждаемым аниме XX века.

Декабрьский инцидент

Кадры из фрагмента, вызвавшего припадки

38-я серия «Покемонов» получила особенную известность из-за того, что 685 японских детей в возрасте от 3 лет и старше были госпитализированы после её просмотра с симптомами, напоминающими эпилептический припадок. Зафиксировано также обращение нескольких лиц, достигших 20-летнего возраста Число пострадавших несколько возросло после частичного повтора сцены из мультфильма в новостях, однако точное их число не было установлено. Это происшествие получило в японской прессе название «Шок от „Покемонов“» (яп. ポケモンショック Покэмон сёкку ?). 16 декабря 1997 года в 18:30 по японскому стандартному времени была показана серия «Компьютерный воин Поригон» (яп. でんのうせんしポリゴン Дэнно: сэнси Поригон ?), которую транслировали более 37-ми телестанций по всей стране]. «Покемоны» имели самый высокий рейтинг среди всех остальных программ в своём таймслоте: мультфильм смотрели приблизительно в 4,6 миллионах домов.

По сюжету серии главные герои оказываются внутри компьютера, где им предстоит уничтожить опасный вирус. Приблизительно на двадцатой минуте Пикачу применяет одну из своих атак, анимация которой в этой серии представляла собой взрыв с яркими красными и синими вспышками.. Такие взрывы встречались и во многих других мультфильмах, однако этот отличался особенной интенсивностью и яркостью; вспышки мерцали с частотой примерно 12 Гц и в продолжение 4 секунд занимали практически весь экран, а потом в течение 2 секунд — весь экран целиком.

После этой сцены дети стали жаловаться на нечёткость зрения, головную боль, головокружение и тошноту. Для нескольких человек последствия оказались ещё более тяжёлыми: у них случились судороги и конвульсии, они жаловались на слепоту и теряли сознание. 685 детей были госпитализированы (375 девочек и 310 мальчиков). Большая их часть пришла в себя по пути в больницу, однако более 150-ти были приняты врачами, а двое зрителей провели в больнице более двух недель. Число пострадавших несколько возросло после частичного повтора сцены из мультфильма в новостях, однако точное их число не было установлено.

На токийской бирже сразу после инцидента акции компании Nintendo, выпускавшей игры о покемонах, упали на 400 иен (5 %), а по мере распространения информации об инциденте — на 12 200 иен. Тогдашний президент Nintendo Хироси Ямаути заявил, что компания не может нести никакой ответственности за цветные вспышки в мультфильме, поскольку оригинальная игра, Pokémon Red and Blue для приставки GameBoy, была выпущена в чёрно-белом варианте. Руководство канала TV Tokyo, показавшего «эпилептическую» серию, остановило показ мультфильма, принесло извинения своим зрителям и пообещало расследовать причины подобной реакции. Полиция допросила продюсеров сериала, распространители видеокассет по всей стране убрали его из своих магазинов, а министерство здравоохранения собралось на внеочередное совещание и обсудило вопрос с врачами и специалистами. Комиссию по расследованию инцидента возглавил профессор медицинского колледжа в Сайтаме Тосио Ямаути. Было установлено, что причиной судорог стала так называемая светочувствительная эпилепсия, которая была спровоцирована яркими цветными вспышками; у большинства пострадавших, которые раньше не реагировали на мерцание, болезнь впервые проявила себя именно во время просмотра «Покемонов», а маленькие квартиры и большие телеэкраны усугубили реакцию.

Реакция некоторых людей на резкую смену цветов и яркие вспышки была известна давно, однако в случае с «Покемонами» количество пострадавших достигло небывалой величины. Из-за большого количества пострадавших сериал в 2004 году вошёл в Книгу рекордов Гиннесса (а также в её переиздание 2008 года, фокусировавшееся на видеоиграх) как мультфильм, вызвавший среди своих зрителей наибольшее число судорог, обусловленных светочувствительной эпилепсией. Для предупреждения подобных случаев для производителей телепрограмм были установлены жёсткие медицинские ограничения по частоте мерцаний. Тем не менее, американские исследователи утверждали, что лишь малая часть пострадавших действительно страдала от светочувствительной эпилепсии.

Впоследствии выяснилось, что у 5—10 % всех зрителей проявились лёгкие симптомы недомогания, которые, однако, не потребовали госпитализации.

О проблемах сообщили более 12 000 детей, однако исследователи скептически отнеслись к их показаниям и склонились к мнению, что столь большое число пострадавших объяснялось уже не непосредственным влиянием мультфильма, а массовой истерией вокруг него. В качестве доказательства приводился тот факт, что симптомы, проявившиеся у заболевших зрителей, более характерны именно для истерии, нежели для эпилептического припадка, и при этом в день показа число пострадавших устойчиво держалось на отметке около 700 человек, но уже на следующее утро благодаря новостям количество заболевших возросло на порядок.

38-я серия «Покемонов» более не демонстрировалась ни в одной стране. В США компания 4Kids Entertainment дублировала серию и перемонтировала её, чтобы замедлить мерцание вспышек, но так и не показала по телевидению. Чтобы заставить общество поскорее забыть об инциденте, создатели аниме убрали упоминания о покемоне Поригоне и его эволюционных вариантах из всех последующих серий.

Показ «Покемонов» был возобновлён 16 апреля 1998 года, через 4 месяца после инцидента. Как заявил представитель TV Tokyo Хироси Урамото, за это время канал получил четыре тысячи звонков от зрителей, 70 % из которых просили как можно скорее вернуть сериал в эфир. Некоторые сцены в открывающей заставке «Покемонов» были перемонтированы, изменено время вещания, а перед началом показа зрителям был продемонстрирован «Отчёт об исследовании проблемы аниме „Покемоны“» (яп. アニメ ポケットモンスター問題検証報告 Анимэ Покэтто Монсута: мондай кэнсё: хо:коку ?) с рекомендациями по просмотру телепередач.

После того, как инцидент получил широкую огласку, отсылки к нему стали проникать в массовую культуру. Так, в одной из серий «Симпсонов» под названием «Тридцать минут над Токио» (англ. Thirty Minutes over Tokyo) семья Симпсонов отправляется в Японию, где смотрит мультфильм «Конвульсивные боевые роботы» (англ. Battling Seizure Robots) и начинает биться в судорогах, увидев сверкающие глаза робота. В серии «Чинпокомон» мультсериала «Южный парк» коварные японцы с помощью видеоигр и сопутствующих товаров зомбируют американских детей, планируя подорвать могущество США и осуществить атаку на Пёрл-Харбор; у одного из персонажей, Кенни Маккормика, после попытки сыграть в видеоигру начинаются судороги, и в конце концов он умирает. В мультфильме «Сумасшедшие за стеклом, или Мультреалити» имеется азиатский монстр Линг-Линг, являющийся пародией на Пикачу: его цель — «сражаться и ввергать детей в эпилептические припадки» ]

Различные обозреватели неоднократно утверждали, что в «Покемонах» самих по себе не содержится ничего вредоносного, а припадки у зрителей были спровоцированы непреднамеренным и неудачным сочетанием нескольких факторов, и теоретически подобное сочетание могло встретиться в любой другой телепрограмме с быстро меняющимся видеорядом. Однако несмотря на их слова и объяснения специалистов, вслед за инцидентом в западной прессе появились публикации, содержавшие резкую критику как самого аниме-сериала, так и японской мультипликации в целом. Так, Виктор Чибрикин из Института химической физики РАН утверждал, что в Японии были проведены испытания новейшего оружия массового поражения, воздействующего на естественные электромагнитные колебания мозга. Заведующий сектором психокоррекции Московской медицинской академии к.м.н. Игорь Смирнов заявлял, что, работая с фрагментом серии, вызвавшей судороги, обнаружил в ней «смутное подобие какого-то иероглифа». Создателей мультфильма обвиняли также в воздействии на подсознание зрителей с помощью эффекта 25-го кадра, содержавшего изображения лидера радикального религиозного движения Аум Синрикё Сёко Асахары и индуистского божества Шивы, однако никаких доказательств подобного воздействия не было обнаружено[37]. В США крупная газета «USA Today» опубликовала статью, заверявшую родителей, что их дети не пострадают от судорог, вызванных мультфильмами, так как американские каналы не транслируют «жестокие японские мультики, известные как „аниме“». Статья вызвала недовольство американских поклонников аниме, которые назвали её «истинно опасной, ксенофобской и ненаучной» ].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: