Содержательная основа уровневой дифференциации

Курсовая работа

 

 

Уровневая дифференциация в обучении математике

 

 

                                                    

                                                       Выполнила: Смолкина А.Н., учитель

                                                        математики МОУ «Большеелховская

                                                        средняя общеобразовательная школа»

 

                                                                                                                                                                           

Саранск 2009

Содержание

 

 Введение………………………………………………………………… 3        1. Содержательная основа уровневой дифференциации………………..4    

 2.Психологические особенности учащихся, определяющие уровневое деление содержания обучения …………………………………………………… 7

3. Способы организации учебной деятельности учащихся  в

 разноуровневых   группах (из опыта работы)……………………… 9

4.Сравнение результатов при уровневой дифференциации обучения………………………………………………………………… 17. Заключение ……………………………………………………………….19

Список использованных источников……………………………………20

.

 

                           Введение

Под влиянием возрастающих требований жизни увеличивается объем и усложняется содержание знаний, подлежащих усвоению в школе. Но при традиционной системе обучения не каждый школьник способен освоить программу. По своим природным способностям, темпу работы и т.д. учащиеся сильно отличаются друг от друга. Нередко в одном классе можно наблюдать школьников как с очень высоким, так и с очень низким уровнем развития. Учитель обычно выбирает методы и формы обучения, ориентированные на среднего ученика. При этом слабым и сильным ученикам уделяется мало внимания. В этих условиях учащиеся с хорошими способностями работают без особого напряжения, а слабые учащиеся испытывают возрастающие затруднения.

В обучении математике эта проблема занимает особое место, что объясняется спецификой этого учебного предмета. Математика является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих школьников. Как показали многочисленные психолого-педагогические исследования, если уровнять многие факторы, влияющие на уровень усвоения новых знаний, а именно: обеспечить одинаковый исходный минимум знаний у всех учащихся, положительное отношение их к уроку, тщательно разработать методику введения нового материала, то, несмотря на равенство этих условий, новые знания будут усвоены по-разному. Одни школьники достаточно полно усвоят новое и могут применить его в новых, но сходных с учебной обстановкой условиях, требующих самостоятельного развития новых знаний (высший уровень усвоения). Другие усвоят существенные стороны нового понятия или закономерности и сумеют применить их к решению задач, близких к тем, которые разбирались в процессе объяснения нового материала (средний уровень усвоения). Наконец, будут и такие, кто вынес лишь отдельные, нередко несущественные стороны нового понятия или закономерности и не может применить их к решению даже простых задач (низший уровень усвоения). При этом потребуется различное количество упражнений и различная мера помощи со стороны учителя тем учащимся, которых предстоит довести до высшего уровня усвоения.

Следовательно, необходима такая организация учебного процесса, которая позволила бы учитывать различия между учащимися и создавать оптимальные условия для эффективной учебной деятельности всех школьников, то есть возникает необходимость перестройки содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающая индивидуальные особенности учеников. И подходом, который учитывает эти особенности, является дифференциация. Исходя из этого, мною была выбрана тема курсовой работы «Дифференцированный подход в обучении математике»

 

Содержательная основа уровневой дифференциации

Дифференциация в переводе с латинского “difference” означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств.

Дифференциация обучения позволяет создавать разнообразные условия обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента; В обучении математике дифференциация имеет особое  значение, что объясняется спецификой самого предмета. Математика – одна из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих учащихся. В то же время большое число учащихся имеет явно выраженные способности к этому предмету. Разрыв в возможностях восприятия курса учащимися очень велик. Ориентация же на личность ученика требует, чтобы дифференциация обучения математике учитывала потребности всех учащихся без исключения.

В настоящее время выделяются два основных типа дифференциации обучения: внешняя дифференциация и внутренняя.

Внешняя дифференциация характеризуется следующим:

§ Созданием однородных групп учащихся по способностям, интересам, склонностям;

§ Организацией в этих группах однородной среды, предметно и социально жестко ориентированной (изучение отдельных предметов, их циклов, ориентация на подготовку к ЕГЭ, в вуз. Внешняя дифференциация реализуется в организации работы профильных классов, факультативов..

Внутренней дифференциации в отличие от внешней присущи следующие черты:

§ Создание смешанных (разнородных) классов, где детей изначально не разделяют по способностям

§ Учет индивидуально - типологических особенностей детей осуществляется в специально созданных группах внутри класса; разделение на группы может быть явным или неявным, состав групп меняется в зависимости от поставленной учебной задачи.

§     Следует особо отметить уровневую дифференциацию как один из видов внутренней дифференциации.

 

 

§ Уровневая дифференциация предполагает такую организацию обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований». Уровневая дифференциация основывается на планировании результатов обязательной подготовки. Его достижение свидетельствует о выполнении учеником минимально необходимых требований в усвоении содержания. Именно на его основе формируются более высокие уровни овладения материалом Уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей, создавая благоприятный условия для развития личности..

Уровневая дифференциация обучения предусматривает групповую деятельность учащихся в учебном процессе. Такая деятельность позволяет индивидуализировать процесс обучения, создать условия для общения. Взаимный контакт школьников в процессе выполнения задач способствует установлению коллективных отношений, формированию чувства долга и ответственности за совместную работу. При работе в группе ученики имеют возможность сразу выяснять непонятные для себя вопрос, своевременно исправлять ошибки, допущенные в процессе решения упражнений, учиться выслушивать мнение своего товарища, отстаивать и обосновывать правильность собственных суждений, принимать решения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: