Денежная система России

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….2

1. Денежная система России…………………………………………………4

1.1 Особенности денежной системы России…………………………….....10

1.2 Методы стабилизации денежных систем……………………………….12

2. Денежные реформы в России

2.1  Сущность и виды денежных реформ…………………………………...17

2.2 Этапы денежного реформирования в России…………………………..19

3. Предпосылки успешного проведения денежных реформ в России…...38

Заключение.…………………………………………………………………..40

Список использованной литературы……………………………………….43

 

 

Введение

В течение последних двухсот лет Россия десять раз переживала денежные реформы, как полные, в результате которых создавалась новая денежная система, так и частичные, задачей которых было упорядочение существовавшей денежной системы с целью стабилизации денежного обращения. Эти денежные реформы были очень разными: конфискационными и неконфискационными, мягкими и жесткими. Но все они имели общие черты, причем наибольшее сходство просматривается между денежной реформой 1839-1843 годов и реформами, проводившимися в Советской России в 20-х годах ХХ века.

На подготовку и проведение денежных реформ в России влияла, прежде всего, специфика денежной и банковской систем страны, генезис которых был обусловлен особенностями развития ее экономики.

Одной из определяющих особенностей экономического развития России было медленное внутреннее накопление капитала. Причина этого небольшой по сравнению с западноевропейскими странами объем совокупного прибавочного продукта, обусловленный низкой биопродуктивностью почв, суровым климатом и коротким вегетационным периодом.

Еще одной особенностью развития экономики России был так называемый континентальный характер торговли (в отличие от стран Западной Европы, где существовал крупномасштабный морской торговый оборот). Из-за ограниченности торговых отношений, слабого развития городов и, соответственно, низкого уровня отделения ремесла от земледелия процессы развития товарно-денежных отношений и накопления денежных капиталов в России шли очень медленно. Это обусловило ряд специфических черт в развитии ее денежной и банковской систем.

В России позднее, чем в странах Западной Европы и Северной Америки, появились кредитные деньги (банкноты). Это было связано прежде всего с тем, что исторически банкноты восходили к частным переводным векселям, долговым распискам частных лиц, занимавшихся разными видами предпринимательской деятельности. В России все виды предпринимательства, в том числе торговля, развивались медленно, и экономические условия для массового обращения банковских кредитных билетов к моменту их введения еще не созрели.

Отсюда такая особенность денежной системы России, как государственный характер денег. В отличие от ведущих западноевропейских стран, где до 1820-х годов функционировало значительное количество частных эмиссионных банков, выпускавших свои банкноты, в России до начала 1840-х годов обращались государственные бумажные деньги (ассигнации). В ходе денежной реформы 1839-1843 годов они были заменены государственными кредитными билетами. Однако эмиссия любых видов бумажных денег в России всегда рассматривалась как дополнение к праву чеканки монеты (монетной регалии). Это имело решающее значение для регулирования денежного обращения, поскольку движение банкнот, прямо или косвенно отражающее объективные экономические процессы (торговые, производственные и др.), легче поддается банковскому регулированию, чем обращение государственных бумажных денег.

России был присущ не только государственный характер денег. Вплоть до 1860 года преимущественно государственной была и банковская система страны. Это было обусловлено тем, что из-за незначительности свободных денежных капиталов, отсутствия достаточно многочисленной социальной прослойки экономически свободных людей, рискованности торговых операций и слабой правовой обеспеченности кредита в стране долгое время не было экономических предпосылок для организации не только частных эмиссионных банков, но и вообще любых частных банкирских заведений. Поэтому заботу об организации и функционировании первых банков пришлось взять на себя государству.

Государственные деньги, система государственных банков, небольшое количество частных коммерческих банков и отсутствие частных эмиссионных банков, а главное небольшой по сравнению с развитыми западными странами спрос на деньги (из-за длительного господства в России натурального хозяйства), с одной стороны, затрудняли регулирование денежного обращения, с другой упрощали проведение денежных реформ.

В ходе денежной реформы изымаются из обращения обесцененные бумажные деньги, выпускаются новые, изменяется денежная единица или ее золотое содержание, осуществляется переход от одной денежной системы к другой.  Денежные реформы проводятся и сегодня доказательство этого введение купюры в размере 5000 рублей. В этом выражена актуальность темы.  

Цель данного исследования: изучить историю проведения денежных реформ в России, выявить причины и последствия их проведения.

   В соответствии с указанной целью основными задачами исследования являются:

1) Дать определение денежной системы.

2) Раскрыть содержание денежных реформ проводимых в России.

3) Выявить предпосылки необходимые для успешного проведения денежных реформ.

Объектом данного исследования являются денежные реформы проводимые в России с XV века до наших дней.

С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет ответить в первой части на теоретические вопросы денежной системы, во второй – этапы проведения денежных реформ в Росси и в третьей – предпосылки успешного проведения денежных реформ.

  

Денежная система России

1.1 Особенности денежной системы в России [1]

  Денежная система - денежные знаки страны, денежные единицы, правила эмиссии и формы обращения денег, денежные отношения, законодательно установленные в стране.

Денежная система [2] - 1) исторически сложившаяся форма организации денежного обращения в стране; 2) денежные знаки страны, денежные единицы, правила эмиссии и формы обращения денег, денежные отношения, законодательно установленные в стране.

Денежная система Российской Федерации после распада Совет­ского Союза функционирует в соответствии с Федеральным законом о Центральном банке РФ (Банке России) от 12 апреля 1995 г., оп­ределившим ее правовые основы.

Официальной денежной единицей (валютой) в нашей стране яв­ляется рубль. Введение на территории России других денежных единиц запрещено. Соотношение между рублем и золотом или дру­гими драгоценными металлами законом не установлено. Официаль­ный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Центральным банком и публикуется в печати.

Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории России обладает Банк Рос­сии. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью под­держания нормальной экономической деятельности в стране.

Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банкноты и металлические монеты, которые обеспечиваются всеми активами Банка России, в том числе золотым запасом, государст­венными ценными бумагами, резервами кредитных учреждений, на­ходящимися на счетах Центрального банка.

Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России. Сооб­щение о выпуске банкнот и монет новых образцов, а также их опи­сание публикуются в средствах массовой информации. Они обяза­тельны к приему по их нарицательной стоимости на всей террито­рии страны и во всех видах платежей, а также для зачисления на счета, во вклады и для перевода. Срок изъятия старых банкнот дол­жен быть не менее 1 и не более 5 лет. При обмене не допускается какое-либо ограничение сумм и субъектов обмена. Банкноты и мо­неты могут быть объявлены по закону недействительными (утратив­шими силу законного платежного средства). Подделка и незаконное изготовление денег преследуются по закону.

На территории России функционируют наличные деньги (банк­ноты и монеты) и безналичные деньги (в виде средств па счетах в кредитных учреждениях). В целях организации наличного денежно­го обращения на территории Российской Федерации на Банк Рос­сии возложены следующие обязанности:

1) прогнозирование и организация производства, перевозка и хране­ние банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;

2) установление правил хранения, перевозки и инкассации налич­ных денег для кредитных учреждений;

3) определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их унич­тожения;

4) разработка и утверждение правил ведения кассовых операций в народном хозяйстве.

В отличие от периода существования действительных золотых денег при бумажно-кредитном обращении, когда знаки стоимости потеряли связь с металлической основой, Центральный банк должен создавать определенные ограничения, сдерживающие эмиссию этих денег.

Для осуществления кассового обслуживания кредитных учрежде­ний, а также других юридических лиц па территории России созда­ются расчетно-кассовые центры при территориальных главных управ­лениях Банка России. Эти центры формируют оборотную кассу по приему и выдаче наличных денег, а также резервные фонды денеж­ных банковских билетов и монет. Резервные фонды представляют со­бой запасы не выпущенных в обращение банкнот и монет в хранили­щах ЦБ РФ и имеют важное значение для организации и централи­зованного регулирования кассовых ресурсов. Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется, и при превышении установленного мига излишки денег передаются из оборотной кассы в резервные фонды.

Резервные фонды банкнот и монет создаются по распоряжению Банка России, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хра­нения.  

Наличные деньги выпускаются в обращение на основе эмиссион­ного разрешения — документа, дающего право ЦБ РФ подкреплять оборотную кассу за счет резервных фондов денежных банкнот и мо­нет. Этот документ выдается Правлением Банка России в пределах эмиссионной директивы, т.е. предельного размера выпуска денег обращение, установленного правительством РФ.

Все вопросы, связанные с организацией и регулированием без­личных расчетов, устанавливаются Банком России в соответствии с действующим законодательством. Он определяет правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов.

В его обязанности входит лицензирование расчетных систем кре­дитных учреждений. Законом предусмотрен общий срок безналич­ных расчетов не более 2 операционных дней в пределах субъекта Федерации и не более 5 операционных дней в пределах России. В качестве платежных документов для безналичных расчетов исполь­зуются платежные поручения, расчетные чеки, аккредитивы, пла­тежные требования-поручения и другие платежные документы, ут­вержденные Банком России.

В связи с тем, что российская денежная единица — рубль — по закону не связана с денежным металлом (золотом), фиксированный его масштаб цен отсутствует. Официальный масштаб цен рубля ус­танавливается государством.

В соответствии с принятой государственной денежно-кредитной политикой Центральный банк РФ (Банк России) в целях укрепле­ния рубля регулирует общий объем выдаваемых им кредитов, ис­пользует процентную политику для воздействия на рыночные про­центные ставки по кредитным операциям, стимулируя рост или со­кращение кредитных вложений.

Валютное регулирование связано с куплей-продажей Банком России иностранной валюты. Эти операции Банка России на валют­ном рынке позволяют воздействовать на курс рубля в иностранной валюте и на величину денежной массы в обращении.

Банк России в исключительных случаях может применять прямые количественные ограничения в виде установления лимитов на рефинансирование банков, на проведение банками отдельных банковских операций. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы.

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год определяются Банком России. Проект основных направлений единой государственной денежно-кре­дитной политики представляется президенту Российской Федерации и правительству Российской Федерации. Не позднее 1 декабря указанный документ должен быть представлен в Государственную Думу. В основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики даются анализ состояния и прогноз развития экономики России на следующий год, определяются цели и задачи единой государственной денежно-кредитной политики, ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: