Методологические функции деятельности

В контексте собственно научного познания можно выделить, как минимум, пять разнородных толкований категории деятельности, которые Э.Г. Юдин рассматривает в качестве ее основных функций, определяя деятельность как:

объяснительный принцип - понятие, выражающее универсальное основание человеческого мира;

предмет научного изучения - т.е. нечто расчленяемое и воспроизводимое в теоретической картине определенной научной дисциплины (социологии, психологии, педагогике, лингвистике и др.);

в последнее время выступает как предмет организации и управления - то, что подлежит организации в систему функционирования и/или развития;

предмет проектирования - т.е. выявление и разработка способов и условий реализации определенных (новых) видов деятельности;

ценность - имеется в виду ее место и смысл в различных системах культуры.

Данный перечень, по словам В.И. Юдина, не исчерпывает всего многообразия возможных функций деятельности, важным является показать стоящее за каждой функцией предметное содержание, показать их различие и взаимосвязь, и, главное – разновременность их появления в историческом контексте в качестве особых объектов теоретического анализа. Так, в психологии категория деятельности выполняет две методологические функции: деятельность как объяснительный принцип и деятельность как предмет исследования. В ряде исследований показано, что данные методологические функции деятельности выделены Л.С. Выготским при формулировании нормативных требований к построению и анализу психологических теорий. Согласно Л.С. Выготскому, в любой психологической теории должны присутствовать следующие центральные моменты:

1) наличие общего объяснительного принципа;

2) наличие предмета исследования;

3) выделены единицы психологического анализа, входящие в концептуальный аппарат теории. Размерность единицы психологического анализа задает объяснительный принцип; единицу анализа можно использовать как индикатор скрытого объяснительного принципа теории.



Виды деятельности

 

"Поскольку человеческая деятельность вбирает в себя и включает в снятом виде биологическую жизнедеятельность, унаследованную человеком от его животных предков, нас не может не интересовать внутреннее строение этой последней".

Если исходить из предположения об изоморфизме человеческой деятельности и биологической жизнедеятельности, то можно говорить о том, что развёртывание биологической жизнедеятельности происходит в тех же четырёх направлениях, что и человеческая деятельность. В рамках нашего исследования мы не имеем возможности останавливаться на этом вопросе подробно. Наиболее полно этот вид деятельности рассмотрен в работах М.С. Кагана "Человеческая деятельность", Н.А. Тиха "Предыстория общества", Н.Ю. Войниса "Предыстория интеллекта".

Системный анализ деятельности предполагает выделение критерия, который позволял бы рассматривать выделяемые виды деятельности как необходимые и достаточные подсистемы целостной системы деятельности. Этот критерий, как уже говорилось выше, лежит в сфере субъектно-объектных отношений. Какие же ситуации возможны в этой сфере? Две первоначальные возможности, которые тут существуют, выражаются в том, что активность субъекта, направленная на объект, приводит либо к его изменению, преобразованию, трансформации, либо сохраняет объект в целости и неприкосновенности. Во втором случае обнаруживаются снова два возможных направления реализации активности субъект: она может вернуться к нему в виде информации о качествах объекта, объект объективных связях, отношениях, законах реального мира, и может выразиться в придании объекту ценности, вернуться в виде информации о значении этого объекта для субъекта. Теоретически возможными, таким образом, оказываются три вида деятельности: преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентционная деятельность, как особый вид деятельности можно выделить общение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: