Предмет и метод изучения

 

    Новаторство экономического учения Дж.М.Кейнса в части пред-мета изучения и в методологическом плане проявилось, во-пер-вых, в предпочтении макроэкономического анализа микроэконо-мическому подходу, сделавшего его основоположником макроэко-номики как самостоятельного раздела экономической теории, и, во-вторых, в обосновании (исходя из некоего «психологического зако-на») концепции о так называемом «эффективном спросе», т.е. потенциально возможном и стимулируемом государством спросе. Опираясь на собственную, «революционную» по тем временам методологию исследования Дж.М.Кейнс в отличие от своих пред-шественников и наперекор господствовавшим экономическим воззрениям утверждал о необходимости недопущения с помощью государства урезания заработной платы как основного условия ликвидации безработицы, а также о том, что потребление ввиду психологически обусловленной склонности человека к сбереже-нию, растет гораздо медленнее доходов.

 

Психологические склонности человека.

 

    По Кейнсу, психологическая склонность человека сберегать оп-ределенную часть дохода сдерживает увеличение дохода из-за со-кращения объема капиталовложений, от которых зависит перма-нентное получение доходов. Что касается предельной склонности человека к потреблению, то она, по мнению автора «Общей тео-рии», якобы постоянна и может поэтому обусловливать устойчи-вое соотношение между увеличением инвестиций и уровнем до-хода.

    Сказанное свидетельствует о том, что в методологии исследо-вания Дж.М.Кейнса учитывается немаловажное влияние на эко-номический рост и неэкономических факторов, как-то: государ-ство (стимулирующее потребительский спрос на средства произ-водства и новые инвестиции) и психология людей (предопреде-ляющая степень осознанных взаимоотношений хозяйствующих субъектов). Вместе с тем кейнсианское учение являет собой по преимуществу продолжение основополагающих методологических принципов неоклассического направления экономической мысли, поскольку и сам Дж.М.Кейнс, и его последователи (впрочем, как и неолибералы), следуя идее «чистой экономической теории», исходят из приоритетного значения в хозяйственной политике общества прежде всего экономических факторов, определяя вы-ражающие их количественные показатели и связи между ними, как правило, на базе методов предельного и функционального анали-за, экономико-математического моделирования.

 

 

Основной психологический закон.

 

    Суть этого «закона» Дж.М.Кейнса такова: «Психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не в такой же мере, в какой растет доход» Кейнс Дж. М. Антология экономической классики. С. 149.. И в этом определении его недвусмысленная теоретико-методологическая позиция, в соответствии с которой для выяв-ления причин неполной занятости и неполной реализации, нерав-новесности экономики, а также для обоснования методов ее внеш-него (государственного) регулирования «психология общества» имеет не меньшее значение, чем «законы экономики».

    В частности, поэтому Дж.М.Кейнс утверждает, что «воспитание... государственных деятелей на принципах классической политической экономии» не позволит им «выбрать какой-либо лучший путь», стимулирующий увеличение богатства, кроме как надежда на «сооружение пирамид, землетрясения, даже войны» Там же. С.239.! Отсюда, по его мнению, «ecли только психологические склонности участников экономического процесса действительно оказываются примерно такими, какими мы их здесь предполагали, то можно считать, что существует закон, согласно которому расширение занятости, непосредственно связанное с инвестициями, неизбежно должно оказать стимулирующее влияние на те отрасли, которые производят потребительские блага, и, таким образом, повести к увеличению совокупной занятости, причем такое увеличение пре-восходит прирост первичной занятости, непосредственно связан-ной с дополнительными инвестициями» Там же. С.229..

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: