Особенности защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Защита и улучшение положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, являются целями подпрограммы "Дети и семья" федеральной целевой программы "Дети России" на 2007 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2007 г. N 172[55]. В связи со спецификой проблем различных категорий детей в рамках подпрограммы предусмотрены 3 направления: 1) "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; 2) "Семья с детьми-инвалидами"; 3) "Дети-сироты".

В рамках направления "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" предусматривается решение таких задач, как развитие форм профилактики социального неблагополучия семей с детьми; защита прав и интересов детей; укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; развитие инновационных технологий и форм профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе в условиях сельской местности; обеспечение доступности социальной реабилитации и адаптации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; создание условий для творческого развития, оздоровления и временной занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Порядок защиты прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, регулирует статья 15 ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Закон устанавливает, что защита прав таких детей осуществляется органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством субъектов РФ.

Государство гарантирует судебную защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В соответствии с Минимальными стандартными правилами ООН, касающимися отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), принятыми Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/33 от 10 декабря 1985 г.[56], государства-члены должны стремиться к созданию условий, позволяющих обеспечить содержательную жизнь подростка в обществе, которая в тот период жизни, когда она или он наиболее склонны к неправильному поведению, будет благоприятствовать процессу развития личности и получения образования, в максимальной степени свободному от возможности совершения преступлений и правонарушений.

Следует уделять достаточное внимание осуществлению позитивных мер, предполагающих полную мобилизацию всех возможных ресурсов, включая семью, добровольцев и другие группы общества, а также школы и другие общественные институты, с целью содействия благополучию подростка, с тем чтобы сократить необходимость вмешательства со стороны закона, и эффективного, справедливого и гуманного обращения с подростком, находящимся в конфликте с законом.

Правосудие в отношении несовершеннолетних согласно Пекинским правилам должно являться составной частью процесса национального развития каждой страны в рамках всестороннего обеспечения социальной справедливости для всех несовершеннолетних, одновременно содействуя таким образом защите молодежи и поддержанию мирного порядка в обществе. Система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена в первую очередь на обеспечение благополучия несовершеннолетнего и обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей были всегда соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения.

Согласно нормам, действовавшим до 1 января 2005 г., в целях защиты прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, создавались соответствующие социальные службы для детей, которые по поручению компетентного органа исполнительной власти, органа местного самоуправления или на основании решения суда в соответствии с государственными минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни детей разрабатывали индивидуальную программу реабилитации ребенка. Данная программа включала в себя оценку - экспертизу состояния ребенка, проведенную учреждениями здравоохранения, оценку состояния здоровья ребенка, психологические и иные антикризисные меры, а также долгосрочные меры по социальной реабилитации ребенка.

Эти меры осуществлялись социальной службой самостоятельно или совместно с образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения и другими учреждениями. Если судом устанавливалась вина родителей или иных законных представителей в нарушении прав и законных интересов детей, компенсация вреда, нанесенного детям, определялась судом с учетом проведения необходимых мер по социальной реабилитации и социальной адаптации детей.

Действующее законодательство устанавливает гарантии несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, подсудимых на досудебной стадии и в процессе рассмотрения дела.

При регулировании внесудебных процедур, связанных с участием детей и (или) защитой их прав и законных интересов, при принятии решений о наказаниях, которые могут применяться к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, должностные лица органов государственной власти, местного самоуправления действуют в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, нормами, предусмотренными международными договорами Российской Федерации, в том числе в части гуманного обращения с несовершеннолетними, оказания им квалифицированной юридической помощи; законодательством РФ.

Обязательными при этом являются обеспечение приоритета личного и социального благополучия ребенка, обеспечение специализации правоприменительных процедур (действий) с его участием или в его интересах, а также учет особенностей возраста и социального положения ребенка.

Пекинские правила устанавливают минимальный возраст уголовной ответственности. В правовых системах, где признается понятие возраста уголовной ответственности для несовершеннолетних, нижний предел такого возраста не должен устанавливаться на слишком низком возрастном уровне, учитывая аспекты эмоциональной, духовной и интеллектуальной зрелости.

Российское законодательство (ст. 20 Уголовного кодекса РФ) устанавливает, что уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. При этом из правила есть исключения. Так, лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за совершение следующих преступлений:

1) убийство;

2) умышленное причинение тяжкого вреда здоровью;

3) умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью;

4) похищение человека;

5) изнасилование;

6) насильственные действия сексуального характера;

7) кражу;

8) грабеж;

9) разбой;

10) вымогательство;

11) неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения;

12) умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах;

13) терроризм;

14) захват заложника;

15) заведомо ложное сообщение об акте терроризма;

16) хулиганство при отягчающих обстоятельствах;

17) вандализм;

18) хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств;

19) хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ;

20) приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.

Отметим, если несовершеннолетний достиг шестнадцатилетнего возраста, а в указанных случаях - четырнадцатилетнего, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.

В случаях возникновения сомнений в психическом развитии несовершеннолетнего в ходе предварительного расследования или судебного разбирательства должна быть назначена комплексная психолого-психиатрическая экспертиза.

Международное законодательство определяет права несовершеннолетних при осуществлении правосудия в отношении них:

1) презумпция невиновности;

2) право быть поставленным в известность о предъявленном обвинении;

3) право на отказ давать показания;

4) право иметь адвоката;

5) право на присутствие родителей или опекуна;

6) право на очную ставку со свидетелями и их перекрестный допрос;

7) право на апелляцию в вышестоящую инстанцию.

Указанные основные процессуальные права должны быть гарантированы на всех этапах судебного разбирательства.

При задержании несовершеннолетнего его родители (опекун) немедленно ставятся в известность о таком задержании, а в случае невозможности такого немедленного уведомления родители (опекун) ставятся в известность позднее в кратчайшие возможные сроки. Судья, другое компетентное должностное лицо или орган незамедлительно рассматривают вопрос об освобождении. Контакты между органами по обеспечению правопорядка и несовершеннолетним правонарушителем осуществляются таким образом, чтобы уважать правовой статус несовершеннолетнего, содействовать благополучию несовершеннолетнего и избегать причинения ей или ему ущерба, с должным учетом обстоятельств дела.

Особенности производства по отдельным категориям уголовных дел закрепляются в гл. 50 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Согласно статье 420 УПК РФ производство по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, осуществляется в общем порядке, с некоторыми исключениями.

При производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу выясняются следующие обстоятельства:

1) событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления);

2) виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы;

3) обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого;

4) характер и размер вреда, причиненного преступлением;

5) обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния;

6) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;

7) обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания).

Если же преступление совершено несовершеннолетним, то наряду с перечисленными обстоятельствами устанавливаются:

1) возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения;

2) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности;

3) влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.

При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

При решении вопроса об избрании меры пресечения несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому в каждом случае должна обсуждаться возможность отдачи его под присмотр.

Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым состоит в обеспечении его надлежащего поведения родителями, опекунами, попечителями или другими заслуживающими доверия лицами, а также должностными лицами специализированного детского учреждения, в котором он находится, о чем эти лица дают письменное обязательство.

При избрании данной меры пресечения соответствующий орган разъясняет лицам, указанным в части 1 статьи 105 УПК РФ, существо подозрения или обвинения, а также их ответственность, связанную с обязанностями по присмотру.

К лицам, которым несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый был отдан под присмотр, в случае невыполнения ими принятого обязательства могут быть применены меры взыскания.

О задержании, заключении под стражу или продлении срока содержания под стражей несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого незамедлительно извещаются его законные представители. Содержание под стражей до суда несовершеннолетнего в соответствии с Пекинскими правилами (правило 13) применяется лишь в качестве крайней меры и в течение кратчайшего периода времени.

Содержание под стражей до суда чаще всего заменяется другими альтернативными мерами: постоянным надзором, активной воспитательной работой или помещением в семью, или воспитательное заведение, или дом. Несовершеннолетние, содержащиеся под стражей до суда, пользуются всеми правами и гарантиями Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, принятых ООН. Несовершеннолетние, содержащиеся под стражей до суда, должны содержаться отдельно от взрослых, а также в специальном учреждении или в специальном отделении учреждения, где содержатся также и взрослые. Во время пребывания под стражей несовершеннолетним должен обеспечиваться уход, защита и вся необходимая индивидуальная помощь - социальная, психологическая, медицинская, физическая, а также помощь в области образования и профессиональной подготовки, которые им могут потребоваться ввиду их возраста, пола и личности[57].

Вызов несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, к прокурору, следователю, дознавателю или в суд производится через его законных представителей, а если несовершеннолетний содержится в специализированном учреждении для несовершеннолетних - через администрацию этого учреждения.

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день.

В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. Следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе.

Законные представители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого допускаются к участию в уголовном деле на основании постановления следователя, дознавателя с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого.

Следователь, дознаватель могут по окончании предварительного расследования вынести постановление о непредъявлении несовершеннолетнему обвиняемому для ознакомления тех материалов уголовного дела, которые могут оказать на него отрицательное воздействие. Ознакомление с этими материалами законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого является обязательным. Законный представитель может быть отстранен от участия в уголовном деле, если имеются основания полагать, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Об этом следователь, дознаватель выносят постановление (в этом случае к участию в уголовном деле допускается другой законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого).

Уголовное дело в отношении несовершеннолетнего, участвовавшего в совершении преступления вместе со взрослым, выделяется в отдельное производство. Выделение уголовного дела производится на основании постановления следователя или дознавателя. Если уголовное дело выделено в отдельное производство для производства предварительного расследования нового преступления или в отношении нового лица, то в постановлении должно содержаться решение о возбуждении уголовного дела. Если выделение уголовного дела в отдельное производство невозможно, то к несовершеннолетнему обвиняемому, привлеченному по одному уголовному делу со взрослым, применяются правила, установленные гл. 50 УПК РФ.

При рассмотрении дел несовершеннолетних правонарушителей следует по возможности не прибегать к официальному разбору дела компетентным органом власти. Органы, ведущие дела несовершеннолетних, должны быть уполномочены принимать решения по таким делам по своему усмотрению, без проведения официального слушания дела, с учетом критериев, установленных для этой цели в соответствующей правовой системе, а также согласно принципам, содержащимся в Правилах. Любое прекращение дела, связанное с его передачей в соответствующие общинные или другие службы, требует согласия несовершеннолетнего, или его или ее родителей, или опекуна, при условии, что такое решение о передаче дела подлежит пересмотру компетентным органом власти на основании заявления. В целях содействия обеспечению дискреционного характера рассмотрения дел несовершеннолетних необходимо предусмотреть такие программы в рамках общины, как осуществление временного надзора и руководства, реституция и компенсация потерпевшим.

В соответствии со статьей 427 УПК РФ если в ходе предварительного расследования уголовного дела о преступлении небольшой или средней тяжести будет установлено, что исправление несовершеннолетнего обвиняемого может быть достигнуто без применения наказания, то следователь и дознаватель с согласия прокурора вправе вынести постановление о прекращении уголовного преследования и возбуждении перед судом ходатайства о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия, которое вместе с уголовным делом направляется прокурором в суд. Далее суд рассматривает ходатайство и материалы уголовного дела. При этом суд, получив уголовное дело с обвинительным заключением или обвинительным актом, вправе прекратить его по указанным выше основаниям и применить к несовершеннолетнему обвиняемому принудительную меру воспитательного воздействия.

Суд в постановлении о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия вправе возложить на специализированное учреждение для несовершеннолетних контроль за исполнением требований, предусмотренных принудительной мерой воспитательного воздействия. В случае систематического неисполнения несовершеннолетним этих требований суд по ходатайству специализированного учреждения для несовершеннолетних отменяет постановление о прекращении уголовного преследования и применении принудительной меры воспитательного воздействия и направляет материалы уголовного дела прокурору. Прекращение уголовного преследования в связи с тем, что исправление несовершеннолетнего обвиняемого может быть достигнуто без применения наказания, не допускается, если несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый или его законный представитель против этого возражают.

Суд, трибунал, совет, комиссия или другой компетентный орган власти проводит разбирательство дела в соответствии с принципами справедливого и беспристрастного суда.

Судебное разбирательство должно отвечать интересам несовершеннолетнего и позволять участвовать в нем и свободно излагать свою точку зрения. Несовершеннолетний в ходе всего судебного разбирательства вправе быть представленным адвокатом или обратиться за бесплатной правовой помощью, если предоставление такой помощи предусмотрено в этой стране законодательством[58].

В международном законодательстве мерами принудительного воздействия на несовершеннолетних называют:

1) постановления об опеке, руководстве и надзоре;

2) пробацию;

3) постановления о работе на благо общины;

4) финансовые наказания, компенсацию и реституцию;

5) постановления о принятии промежуточных и других мер;

6) постановления об участии в групповой психотерапии и других подобных мероприятиях;

7) постановления, касающиеся передачи на воспитание, места проживания или других воспитательных мер;

8) другие соответствующие постановления.

Если при рассмотрении уголовного дела о преступлении небольшой или средней тяжести установлено, что несовершеннолетний, совершивший это преступление, может быть исправлен без применения уголовного наказания, то суд прекращает уголовное дело в отношении такого несовершеннолетнего и применяет к нему одну из принудительных мер воспитательного воздействия либо выносит обвинительный приговор и освобождает несовершеннолетнего подсудимого от наказания и применяет к нему одну из принудительных мер воспитательного воздействия. Если при рассмотрении уголовного дела о преступлении средней тяжести или тяжком преступлении будет признано достаточным помещение несовершеннолетнего подсудимого, совершившего это преступление, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием, то суд выносит обвинительный приговор и освобождает несовершеннолетнего осужденного от наказания, направляя его в указанное учреждение на срок до наступления совершеннолетия, но не более трех лет.

Пребывание несовершеннолетнего осужденного в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа органа управления образованием прекращается до достижения им совершеннолетия, если необходимость в применении к нему данной меры отпадет. Продление срока пребывания допускается только по ходатайству несовершеннолетнего осужденного в случае необходимости завершения им общеобразовательной или профессиональной подготовки[59].



Заключение

Проведенное в работе исследование показывает, что ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина, установленные главой 11 Семейного кодекса:

1) жить и воспитываться в семье. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства;

2) общаться с родителями и другими родственниками. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка. В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом;

3) защищать свои права и законные интересы. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных СК РФ, органом опеки и попечительства, прокурором и судом. Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих);

4) выражать свое мнение. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных СК РФ, органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет;

5) иметь имя, отчество и фамилию. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации. При отсутствии согласия между родителями относительно имени или фамилии ребенка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства. Если отцовство не установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка, фамилия - по фамилии матери;

6) изменить свои имя и фамилию. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя. Если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя. Учет мнения родителя не обязателен при невозможности установления его места нахождения, лишении его родительских прав, признании недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка. Если ребенок рожден от лиц, не состоящих в браке между собой, и отцовство в законном порядке не установлено, орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить его фамилию на фамилию матери, которую она носит в момент обращения с такой просьбой. Изменение имени или фамилии ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия.

Проведенное в работе исследование позволяет сделать вывод, что право на защиту прав и законных интересов является одним из важнейших субъективных прав ребенка, которое может осуществляться как самостоятельно, так и с помощью других лиц. Основные направления обеспечения прав ребенка в нашей стране и конкретные меры по их защите определены Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Целью данного Закона является создание правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Комплексный анализ государственной политики в сфере защиты прав детей показывает, что основные усилия государства в настоящее время направлены на преодоление последствий серьезного кризиса семейных отношений, возникшего в начале 90-х годов прошлого века в связи с резким изменением системы экономических и, как следствие, социальных отношений в обществе в целом.

Представляется, что только комплекс мер, включающих обеспечение экономического роста, повышение занятости, улучшение финансирования работников бюджетной сферы и реформу образования, позволит устранить основные причины современных угроз, возникающих в сфере обеспечения прав детей.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: