Сущность налогов и их роль в развитии государств

Оглавление

 

Введение                                                                                            3

 

 1. Теоретические основы налогов и налоговой системы                5

1.1 Сущность налогов и их роль в развитии государств       5

1.2 Виды налогов и налоговая система                                   8

 

 2.  Налоговая система Республики Казахстан:

современное состояние и перспективы развития                        16

2.1   Этапы становления налоговой системы РК                                16

2.2 Анализ современного состояния налоговой системы в РК 20

 

 3. Возможные пути совершенствования

налогообложения в РК                                                                     27

 

Заключение                                                                                       31

 

Список использованной литературы                                        33

 

Введение

 

 Актуальность данного исследования обусловлена прежде всего тем, что налоговая система - болевая точка реформируемой экономики. Она является важнейшей составной условий экономического развития Казахстана. В наши дни налоги должны стать частью комплексных системных реформ, направленных на решение основных задач, стоящих перед обществом. Формируя основы налоговой политики, правительство РК столкнулось с необходимостью разрешения чрезвычайно сложной проблемы. Сущность ее в том, что одновременно нужно учитывать множество обстоятельств и факторов: налоговая политика должна гарантированно обеспечить доходную часть государственного и местного бюджетов; ставки отчислений должны быть минимальными, чтобы стимулировать развитие экономики; механизм налогообложения должен быть максимально прост, надо чтобы платить налоги стало психологически предпочтительней.

Недостатки налоговой системы лежат на поверхности. Это и слишком большое количество налогов, и чрезмерные ставки, и, как следствие, непременно высокая доля налоговых платежей из общей суммы доходов хозяйствующих субъектов, которые из-за этого вынуждены искать пути выхода из-под налогового пресса. Наиболее привлекательной представляется сфера коммерции, где значительно шире возможности для быстрого оборачивания средств. Но и здесь в нестабильных финансово-кредитных условиях, налоги настолько повышают вероятность банкротства, что выталкивают предпринимателей в теневую сферу. Таким образом, налоговая система лежит в основе интенсивного наращения теневых операций. В результате, так называемые “недоборы” планируемых поступлений в бюджет имеют не только криминальную основу, но и являются результатом естественной самозащиты хозяйствующих субъектов от налогового давления. Руководители любого предприятия и предприниматели поставлены перед выбором: либо они платят все налоги и обрекают себя на банкротство, либо прячут все, что могут, и продолжают жить. Ясно, что предпочтение отдается другому. В сложившихся условиях не спасут ни огромные усилия налоговой инспекции, ни создание многотысячной армии налоговой полиции.

В теневых операциях взаимоотношения между их участниками, особенно в конфликтных ситуациях, осуществляются незаконными методами, что является питательной средой для развития организованной преступности. В то время как сегодня, эта проблема принимает для общества угрожающий характер. Очевидно, что только усилиями МВД ее не одолеть. Одновременно со снижением общих поступлений в бюджет, зарождается и интенсивно развивается ряд опасных для общества социально-экономических процессов. Принципиальными недостатками налоговой системы стало включение целого ряда отчислений и обязательных платежей в фонды преобразования экономики, занятости, развития транспортного, социального страхования, в себестоимость и цены готовой продукции. Создается база для непрерывного спиралеобразного роста цен за счет постоянного увеличения себестоимости товара. Массовый характер взаимных долгов (неплатежей), усиливающиеся падение объемов производства, острый дефицит оборотных средств являются не результатом бесхозяйственной деятельности руководителей предприятий, а неизбежным следствием неблагоприятных макроэкономических условий, в том числе и недостатков налоговой политики. Поэтому нужно сделать еще достаточно много, чтобы налоговая политика помогла решить насущные проблемы реформируемой экономики.

Особенность реформирования экономики в Казахстане такова, что налоги и налоговая система не смогут эффективно функционировать без соответствующего правового обеспечения. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика.

Налоговые системы многих стран мира развивались постепенно, в течение многих лет. У Казахстана же не было и нет времени для длительной эволюции создания налоговой системы, необходимо скорейшее становление и развитие национальной экономики. Но Казахстан не сможет за один период перейти к полностью удовлетворительной и современной налоговой системе. Продвижение к этой цели должно осуществляться поэтапно с тем, чтобы дать время, как налогоплательщикам, так и налоговым организациям осмыслить изменения по мере того как они вносятся. Поскольку невозможно за один раз внести все желанные изменения должна быть определенная очередность.

Целью данной  работы является исследование налогов государства, видов налогов.

В качестве задач данного исследования автор поставил перед собой освещение следующих вопросов:

1) рассмотреть содержание налогов и налоговой системы;

2) осветить этапы развития налоговой системы РК

3) дать анализ состояния действующей налоговой системы РК;

4) рассмотреть проблемы совершенствования и перспективы развития налоговой системы РК.

В процессе выполнения работы были использованы Законы Республики Казахстан, Указы Президента Республики Казахстан, инструктивные материалы, научные труды отечественных и зарубежных экономистов.

 

 

 1. Теоретические основы налогов и налоговой системы

Сущность налогов и их роль в развитии государств

Научное понимание экономического содержания налогов в истории экономических учений формировалось постепенно в течение длительно­го времени.

Исследование различных проблем налогообложения содержалось еще в трудах классиков политической экономии. Но мнению А. Смита «..налоги - это один из способов посредством которого народ частью собственных доходов участвует в создании так называемого государст­венного дохода, необходимого для покрытия издержек, обусловленных задачами государства».

Экономическая сущность налогов была впервые исследована в рабо­тах Давида Рикардо. «Налоги - писал он. – составляют ту долю продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда уплачиваются, в конечном счете, из капитала или из дохода стра­ны»[1].

Исследования в области налогов в развитых зарубежных странах в по­следние годы обличаются более конкретным, прикладным характером. поскольку теоретические положения были разработаны ранее и нашли отражение в фискальной политике и финансовом законодательстве этих государств. Что же касается теоретических споров, то они велись в ос­новном по вопросам, связанным с ролью, которую играют налоги в эко­номике зарубежных стран. Современное развитие западной экономиче­ской мысли характеризуется противостоянием кейнсианской и неоклас­сической школ, что определило два основных направления б теориях государственных финансов. Представители первою направления рассмат­ривают налоги как орудие государственной экономической политики. Их противники считают, что государственное регулирование экономики должно быть ограниченным, а па-тоги - это чисто фискальный инстру­мент.

В действующем Налоговом кодексе дается следующее определение налогам: «Налоги - законодательно установленные государством в одно­стороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, произво­димые в определенных размерах, носящие безвозвратный и безвозмезд­ный характер».

Сущность налогов заключайся в непосредственном изъятии государ­ством определенной части валового внутреннего продукта в свою пользу для осуществления им своих функций.

Так как налоги являются не только экономической, но и правовой ка­тегорией, выделяются, соответственно - как экономические, так и юриди­ческие признаки, свойственные им. К основным экономическим призна­кам налогов относится следующее:

· денежная форма налогов;

· безвозвратность и безэквивалентность налогов;

· определенность объекта, субъекта, размеров и сроков уплаты нало­гов;

· налоги являются доходом государства[2].

Исторически налоги рассматривались и существовали как податные системы. Само их существование порождено необходимостью покрывать общественные потребности. Данная способность налога определяется как фискальная функция. Фискальная функция долгое время считалась самодостаточной для выражения сути и назначения налога. Однако тяжесть налогового бремени и полная подчиненность налогообложения интересам казны приводит к тому, что налогоплательщики не только не выполняют возложенных на низ налоговых обязательств, но и изыскивают законные и незаконные пути ухода от налогов.

    Теоретический потенциал налога как экономической категории реализует система налогообложения, которой свойственны определенные функции. Система налогообложения, принятая законодательство, - это практический инструмент перераспределения доходов потенциальных налогоплательщиков, следовательно, именно действующая система налогообложения дает представление о полноте использования присущих налогообложению функций, т.е. о роли налоговой системы.    Функциональная результативность системы налогообложения изначально предопределена сущность объективных экономических категорий «налог» и «налогообложение», т.е. их глубинными родовыми свойствами, которые мы называем внутренним потенциалом категории. Скрытый потенциал экономической категории в системе практического хозяйствования выявляется в процессе реализации функций объективной экономической категории «налогообложение». На поверхности экономической действительности категорию «налогообложение» мы уже воспринимаем как систему экономических (финансовых) отношений, которая конструируется сознательно с заранее заданными в законе целями. Определить цели – значит раскрыть функциональное содержание системы налогообложения. Полнота реализации потенциальных возможностей категории «налогообложение» в принятой законом конкретной страны и на конкретный период времени концепции налогообложения может существенно различаться. Исходя из экономической природы категории «налогообложение» налоговой системе как таковой присущи две противодействующие экономические функции: фискальная и регулирующая.

В числе налоговых функций ученые также называют: фискальную, распределительную, контрольную, стимулирующую, регулирующую (макроэкономическую), социальную

Посредством фискальной функции системы налогообложения удовлетворяются общенациональные необходимы потребности. Посредством регулирующей функции формируются противовесы излишнему фискальному гнету, т.е. создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов. Конечная цель налогового регулирования – обеспечить непрерывность инвестиционных процессов, рост финансовых результатов бизнеса, а тем самым способствовать росту общенационального фонда денежных средств.

    Таким образом, обе налоговые функции позволяют трансформировать внутренний потенциал налогообложения из абстрактно воспринимаемой ее способности воздействовать на качественные и количественные параметры бизнеса в реальные результаты такого действия.

    Фискальная функция состоит в обеспечении доходов государственной бюджетной системы и находится под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики.

    Макроэкономическая (регулирующая) функция – это роль налогов и налоговой политики в системе факторов регулирования макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости. В условиях России налоговая система проявила себя как фактор ограничения спроса, особенно инвестиционного, углубления падения производства, формирования безработицы и неполной занятости рабочей силы.

    Распределительная функция налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т.д. Налоги выступают существенным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.

    Социальная функция налогов носит многоаспектный характер. Само материальное содержание налогов как денежных ресурсов, централизуемых государством и изымаемых из воспроизводственного процесса, несет в себе возможность из обращения на непроизводственные цели. В условиях РК социальная функция налоговой системы бюджета весьма существенна в силу тех обязательств, которые несло советское государство перед населением и которое «по наследству» перешло к РК. Многие социальные затраты, финансируемые государством за счет налогов (бесплатное образование, здравоохранение и т.д).

    Социальная функция налогов проявляется и непосредственно через механизмы налоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль и т.д.).

     Социальная функция налоговой системы требует детального исследования как с точки зрения ее усиления, так и с точки зрения устранения неоправданных льгот и преимуществ, не отвечающих характеру рыночных преобразований, социальным критериям или внутрифедеральным отношениям.

    Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших, но это самая «труднонастриваемая» функция. Как и любая другая функция, стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений, запретительных или ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики.

    Стимулирующая функция налогов является в современной российской практике слабо реализуемой и неэффективно используемой.

Контрольная функция налогов выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти. Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.

Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И, наооборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению.

    В конкретном отношении контрольная функция налогов проявляется в обязательном исполнении налогового законодательства, в полноте сбора налоговых платежей и действенности и эффективности штрафных санкций и ответственности тех, кто не выполняет или не в полной мере выполняет обязательства перед государством, предписываемые законом.

    Контрольная функция налоговой системы предопределяет и определяет, как и уже отмечено, эффективность других функций. Следовательно, если контрольная функция налогов ослаблена, то это соответственно снижает эффективность налоговой системы в целом /12, с. 85/.

Указанное разграничение фyнкций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осyществляются одновременно. Налогам присyща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем yвереннее чyвствyет себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков бyдет эффект осyществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции и т.п. 

1.2 Виды налогов и налоговая система

 

Налоги можно классифицировать по различным основаниям. Наиболее распространенными видами налогов являются следующие.

ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ

Деление налогов на прямые и косвенные обычно определяют катего­рией, именуемой «носитель налогового бремени».

В литературе принято считать, что прямой налог - это налог, где его субъект выступает фактическим носителем налогового бремени, т. е. уплата налога приводит к реальному уменьшению его имущества. Примером таких налогов выступает подоходный налог, в результате уплаты которого налогоплательщик лишается части своего дохода. Косвенный налог (я еще называют адвалорным) - это налог, где субъект налога перекладывает его бремя на другое лицо, выступающее фактическим плательщиц данного налога (носителем налога).                          

Суть косвенных налогов заключается в том, что государство обязывает лицо, реализующего товар (работы, услуги), уплатить определенную сумму с этой реализации, включив эту сумму в цену товара (работ, услуг),, результате получается, что хотя юридическим плательщиком этих налога и выступает продавец товара (работ, услуг), в конечном итоге они оплачиваются покупателем товара, поскольку суммы налога включаются цену данного товара.

Косвенные налоги обычно подразделяют на следующие виды:

1) универсальные косвенные налоги;

2) индивидуальные косвенные налоги;

3) фискальные монополии;

4) таможенные пошлины.            

РЕАЛЬНЫЕ И ЛИЧНЫЕ НАЛОГИ

Прямые налоги принято подразделять на реальные и личные. Реальные налоги [от англ. геа1 - имущество] - это налоги на имущество. К реальным налогам относятся, например, налог на имущество, налог на транспортные средства, земельный налог.

Личные налоги - это налоги на доходы (прибыль) налогоплательщика. К личным налогам относятся в Казахстане, например, корпоративный по­доходный налог, индивидуальный подоходный налог, налог на сверхприбыль, взимаемый в системе налогов с недропользователей, социальный налог.

Личные налоги в отличие от реальных позволяют учитывать фактичес­кую платежеспособность налогоплательщика, так как источником уплаты налога выступают полученные им деньги. В этом смысле личные доходы больше соответствуют одному из неписаных принципов налогообложения «брать деньги с того, кто их имеет». Кроме того личные доходы скоррес-пондированы с размером полученного дохода, так как рассчитываются как часть этого дохода. Это позволяет организовать налогообложение на бо­лее научной основе и с учетом требований экономических законов. Так, они позволяют определить ту зону налогового изъятия части совокупного общественного продукта, которая оставила бы в неприкосновенности дру­гие части этого продукта, необходимые для воспроизводства потреблен­ных средств производства, для выплаты заработной платы, расширения производства и т. д. Иначе говоря, личные налоги более адекватны объек­тивным критериям распределения совокупного общественного продукта. Такие налоги дают более ясный сигнал и государству, как субъекту уста­навливающему и взимающему налоги, и обществу, как коллективному на­логоплательщику, что в налогообложении допущен какой-то перекос, что оно становится избыточным и начинает приносить вред экономике. Напри­мер, если посредством налога у предпринимателя начинают изыматься оборотные денежные средства, предназначенные для приобретения сы­рья и материалов, необходимых для обеспечения процесса воспроизводства, то такое налогообложение является избыточным и не соответствует платежным возможностям налогоплательщика[3].

Реальные налоги весьма удобны государству. По сравнению с личными их легче взимать и контролировать уплату. И если, скажем, полученный доход можно скрыть с помощью разнообразных бухгалтерских ухищрений или посредством неучтенных операций с наличными денежными средства­ми (действуя в режиме, как сейчас говорят, «черного нала»), то, например,

жилой дом, который выступает предметом обложения, никуда не спрячешь и не укроешь.

НАТУРАЛЬНЫЕ И ДЕНЕЖНЫЕ НАЛОГИ

В зависимости от формы налога они подразделяются на натуральные и денежные.

При натуральном налоге он уплачивается вещами, определяемыми родовыми признаками. Обычно - это часть собранного урожая, добытой продукции. Так, во Вьетнаме и Лаосе сельскохозяйственный налог выпла­чивается рисом. В некоторых странах в качестве натуральной формы уп­латы налога рассматривают долю добытой продукции (углеводородов), передаваемую недропользователем государству в соответствии с согла­шением (контрактом) о разделе продукции.

Натуральные налоги характерны ранним формам налогообложения, ког­да денежные системы еще не сформировались в достаточно развитом виде. В более поздние времена такие налоги обычно возникали как след­ствие развала или расстройства денежной системы.

Налоговый кодекс Республики Казахстан определяет налоги как денежные платежи, что исключает натуральные налоги.

Тем не менее, налоги (по крайней мере с исторической и теоретичес­кой точек зрения) могут быть натуральными.

Денежные налоги (независимо от объекта и предмета налога) выпла­чиваются деньгами. В настоящее время это преимущественная форма на­логообложения. Более того, экономическая наука рассматривает налого­вые отношения как разновидность денежных отношений, а от натуральных налогов предлагает абстрагироваться как от временной и случайной фор­мы налогообложения, не характерной для настоящего времени.

НАЛОГИ С ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ГРАЖДАН

В зависимости от своего субъекта налоги подразделяются на следую­щие виды.

Налоги с юридических лиц (организаций) (по западной терминоло­гии - корпоративные налоги).

В Казахстане к ним в настоящее время, например, относятся корпора­тивный подоходный налог, налог на имущество юридических лиц.

Налоги с физических лиц (граждан) (по западной терминологии - ин­дивидуальные налоги).

К числу таких налогов в Казахстане относится, например, индивидуаль­ный подоходный налог, налог на имущество физических лиц.

Смешанные налоги, которые уплачивают как юридические, так и фи­зические лица. Последние при этом могут выступать в качестве индивиду­альных предпринимателей. К числу смешанных налогов, применяемых в Казахстане, относятся, например, налог на добавленную стоимость, акцизы, земельный налог, социальный налог.

Отметим, основная часть налогов в Казахстане относится к категории смешанных налогов.

Установление круга плательщиков по тем или иным налогам имеет важ­ное практическое значение, поскольку само налоговое обязательство воз­никает лишь при наличии связки «субъект налога - объект налога». Кроме того перенос требований, вытекающих из самого характера налогообло­жения, предположим, с юридических лиц на граждан вызывает излишние обременения граждан. Скажем, совершенно очевидно что в бытовых сдел­ках граждан крайне сложно осуществить взимание акцизов. Например, каким образом можно осуществить взимание акциза в ситуации, когда со­сед продает соседу, попавшему в затруднительное положение в связи с внезапным приходом гостей или просто желающего выпить, бутылку вод­ки? Ясно, что с практической точки зрения налогообложение подобной «операции с подакцизным товаром» осуществить невозможно. Однако, если в силу формальных требований налогового закона на граждан возла­гается такая обязанность, то мы лишь автоматически переводим их в раз­ряд налоговых правонарушителей, разрушая и без того хрупкое законо-послушание населения и его уважение к государству.

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МЕСТНЫЕ НАЛОГИ

В зависимости от территориального уровня налоги обычно подраз­деляются на общегосударственные и местные. Следует сказать, что такое деление налогов свойственно большинству государств.

Критерии, в силу которых налоги подразделяются на общегосударствен­ные и местные, могут быть в разных странах различными. Обычно это опре­деляется четырьмя факторами:

1) кем установлен налог (центральным или местным органом);

2) каким органом (центральным или местным) данный на­лог вводится и кем определяются условия налогообложения;

3) за каким бюджетом (центральным или местным) закреплен данный налог: общего­сударственные налоги закреплены за общегосударственными денежными фондами, местные налоги - соответственно за местными;

4 ) доходом како­го бюджета (центрального или местного) является данный налог[4].

ОБЩИЕ И ЦЕЛЕВЫЕ НАЛОГИ

В зависимости от характера использования налоги могут быть об­щего назначения и целевые.

Налоги общего назначения (абстрактные налоги), будучи зачислен­ными в бюджет, растворяются там в массе других бюджетных доходов и расходуются при исполнении бюджета без привязки к конкретным ме­роприятиям.

Целевые (специальные) налоги используются для финансирования конкретных мероприятий. Примером целевого налога выступает соци­альный налог.

Отметим, что целевые налоги обычно устанавливаются в качестве до­ходного источника специального внебюджетного фонда.

В заключение о специальных налогах отметим, что они зачастую вооб­ще не называются налогами, а маскируются под всякого рода «отчисле­ния», «сборы», «взносы», «платы» и т. п. (например, взносы в Пенсионный фонд, отчисления в Дорожный фонд и т. д.)

Отметим также, что к данной классификации примыкает деление нало­гов на обычные и чрезвычайные.

Обычные налоги применятся в условиях нормального функциониро­вания государства.

Чрезвычайные налоги выступают реакцией на некие форс-мажорные обстоятельства, резко повышающие уровень государственных расходов, что соответственно требует дополнительных доходов. Примером могут служить военные налоги, которые вводились во многих воющих странах, включая СССР, в период второй мировой войны.

Чрезвычайные налоги носят временный характер и применяются на период существования тех обстоятельств, которые послужили причиной их введения.

     Налоговая система представляет собой совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

     Система налогов – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других приравненных к налогам платежей, взимаемых на территории государства в тот или иной период времени. Основными налогами, посредством которых формируется преобладающая масса бюджетных доходов, как в российской, так и мировой практике являются: НДС, акцизы, налог на прибыль (доход) юридических лиц, подоходный налог с физических лиц; таможенныые пошлины, платежи в социальные фонды, налог с продаж.

    Налоговый механизм – понятие более объемное, чем налоговая система, представляет собой совокупность всех средств и методов организационно-правового характера, направленных на выполнение налогового законодательства. Посредством налогового механизма реализуются налоговая политика государства, формируются основные количественные и качественные характеристики налоговой системы, ее целевая направленность на отношение конкретных социально-экономических задач.

    Наиболее важную роль в налоговом механизме имеет налоговое законодательство, а внутри него – механизм налогообложения (уровня налоговых ставок, система льгот, порядок исчисления налогооблагаемой базы, состав объектов налогообложения и другие элементы, связанные с исчислением налогов).

Посредством изменения механизма налогообложения можно придать налоговой системе качественно новые черты, например, изменить ее структуру, не меняя при этом количественного и видового состава налогов.

Исторически налоги рассматривались и существовали как податные системы. Само их существование порождено необходимостью покрывать общественные потребности. Данная способность налога определяется как фискальная функция. Фискальная функция долгое время считалась самодостаточной для выражения сути и назначения налога. Однако тяжесть налогового бремени и полная подчиненность налогообложения интересам казны приводит к тому, что налогоплательщики не только не выполняют возложенных на низ налоговых обязательств, но и изыскивают законные и незаконные пути ухода от налогов.

Для того чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения.

Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом но­вого времени. Современные принципы налогообложения получились таковы:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможно­стей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть про­грессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачи­вается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога оди­накова для всех облагаемых сумм).

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов но­сило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недо­пустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна остав­лять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учрежде­ний, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной эконо­мической политики.

Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения.

Принципы налогообложения проявляются в способах взимания налогов.

Таких принципов достаточно много:

· принцип выгоды;

· принцип пожертво­вания;

· прогрессивность ставок налогообложения доходов;

· равенство нало­гов на доходы предприятий разной формы собственности;

· сочетание устой­чивости налоговой системы с ее гибкостью;

· определение уровня налоговых ставок, не подрывающих воспроизводственного процесса;

·  исключение воз­можностей переложения налогового бремени;

·  простота и ясность системы и процедуры налогообложения.

Принцип выгоды предполагает увязку налога с используемым ресурсом. Например, тот, кто использует чистую питьевую воду в технических целях, должен платить налог за нее.

Принцип пожертвования исходит из того, что за использование благ, предоставляемых государством отдельным гражданам или предприятиям, платят все, в том числе те, кому эти блага не достаются. Таковым является налог на фонд заработной платы, отчисляемый в пенсионный фонд.

Современное налогообложение доходов опирается на использование прогрессивных ставок. Ставки возрастают по мере увеличения доходов. Про­грессивное налогообложение учитывает разные возможности социальных слоев населения в финансировании государственных расходов.

Принцип равенства. Равенство налогов на доходы предприятий разной формы собственности обеспечивает равные стартовые условия для их разви­тия. В таком случае конкуренция должна реально отразить заложенные в налогах условия для эффективного хозяйствования.

В командно-админис­тративной системе, которая не учитывала законы рынка, налоговые приви­легии всегда сопровождали государственное и коллективное хозяйствование. Частное хозяйство, по существу, было «задушено» налогами.

Среди принципов налогообложения обычно называют гибкость и адаптивность его к меняющимся общественно-политическим потребностям. Однако в этой гибкости следует соблюдать меру, не подрывая устойчивость действу­ющего налогообложения. Если ставки налогов постоянно меняются, как в со­временной России, да еще и задним числом, бизнес теряет ориентиры, необ­ходимые для выработки долгосрочной стратегии. Инвестиционная деятель­ность обрастает дополнительными рисками, что укрепляет стремление биз­неса ограничиваться исключительно спекулятивными операциями.

Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможнос­тей налогоплательщика, величины получаемых им доходов. Нарушение этого принципа подрывает действия рынка, уменьшает количество налогоплатель­щиков, уменьшает предложение товаров. У потребителей чрезмерная тяжесть налогообложения уменьшает спрос, что ведет к сокращению емкости рынка и тем самым угнетающе действует на стимулы производства.     

Очень сложен для выполнения принцип исключения двойного и много­кратного налогообложения. Необходимость соблюдения этого принципа осознается всеми государствами, но редко кому удается полностью ему сле­довать. Например, налогообложение акционерных компаний обычно стро­ится на двойном налогообложении. Налогом облагаются нераспределенная прибыль компании и дивиденды ее членов. Такая система действует в стра­нах Бенилюкса, США, Швеции, Швейцарии, России. Решением исключения многократного налогообложения используемого сырья является введение налога на добавленную стоимость. При использовании этого налога надбавка к цене сырья, возникающая при прохождении продукта по производственной цепочке, облагается налогом всего один раз. Налогом облагаются только те результаты деятельности, которые добавляются к полученному из вне полуфабрикату.

В налогообложении важно соблюсти принцип, исключающий возможность переложения налогового бремени. В странах с развитой рыночной экономи­кой налог на прибыль считается не самым лучшим налогом, так как пред­приниматель обычно пытается включить этот налог в цену в целях компен­сации удорожания издержек. В результате налоговое бремя перекладывает­ся на покупателя. Именно он оплачивает налог, а предприниматель высту­пает, по существу, собирателем этого налога.

В заключении данного раздела отмечу, что построение налоговой системы в Казахстане зависит в первую очередь, от того как в конечном счете будут распределены функции управления между республиканскими и региональными органами. Однако меры социального налогового регулирования научно-технического прогресса думается должны ограниченно встраиваться в общую налоговую систему и строится в зависимости от выбранных приоритетов политики республики.

 

 

 2. Налоговая система Республики Казахстан:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: