ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»
Вечерний факультет
Кафедра бухгалтерского учета и аудита
Допустить к защите
Научный руководитель
/____________________/
«___» ____________2009г.
КУРСОВАЯ РАБОТА
По курсу «Теория бухгалтерского учета»
Студента группы В391
Бягуровой Карины Юрьевны
на тему: Эволюция бухгалтерского учета в России
Научный руководитель: доцент Захарова Р.Л.
Санкт-Петербург
2009г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………... 3
Эволюционные аспекты развития учета в дореволюционной России
1.1. Развитие учета в царской России до петровских
реформ (862-1700 гг.)……………………………………………………….… 5
1.2. Влияние реформ Петра I на развитие учета в России.……………….... 9
1.3. Тройная «русская» бухгалтерия (В. Езерский) ………………………... 14
|
|
Формирование бухгалтерского учета в СССР
2.1. Учет в эпоху военного коммунизма ……………………………………. 17
2.2. Нэп и реставрация традиционной системы
бухгалтерского учета (1921-1929 гг.)………………………………………… 20
2.3 Учет при социализме (1930-1990 гг.) …………………………………… 27
Бухгалтерский учет в современной России
3.1. Реформирование системы бухгалтерского учета …………………….... 36
3.2.Адаптация отечественной системы бухгалтерского учета
к требованиям МСФО ……………………………………………………….. 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………... 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………...... 50
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………. 53
ВВЕДЕНИЕ
Все, что представляет собой каждое общество, каждая наука, каждый человек, — следствие истории. Это в полной мере относится и к бухгалтерскому учету. Он развивался много столетий и стал наукой.
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что мы не так много и знаем, говоря о значимых (достопамятных) событиях, оказавших влияние на становление и развитие учета в России. О его зарождение и эволюции на протяжении всей истории развития нашего государства и по сей день.
В своей курсовой работе мы рассмотрим историю развития и эволюции бухгалтерского учета в нашей стране. Затронем главные аспекты, повлиявшие на его становление и сыгравшие не мало важную роль в его закрепление в России.
Основной задачей данной курсовой работы является систематизация и анализ материала о возникновении и развитии бухгалтерского учета в России.
Данная курсовая работа состоит из трех глав, списка используемой литературы состоящего из источников, приложений и заключения.
|
|
Первая глава посвящена описанию процесса возникновения понятия “бухгалтерский учет” и его сущности в дореволюционной (царской) России. Особое внимание заслуживают реформы, проведенные Петром I, в частности, принятый Адмиралтейский Регламент.
Во второй главе речь пойдёт о формировании бухгалтерского учета в СССР. Нами были рассмотрены три этапа: эпоха военного коммунизма, НЭП, возродивший советскую экономику в наиболее эффективных формах, и, конечно же, единый народно-хозяйственный учет при социализме, сыгравший не мало важную роль в истории развития бухгалтерского учета в нашем государстве.
Последняя, третья глава посвящена уже современному учету. В ней рассматриваются изменения, произошедшие в бухгалтерском учете в связи с переходом нашей страны к рыночной экономике. В данной главе затронута тема реформирования системы бухгалтерского учета и адаптация данной системы к требованиям МФСО.
При написании работы мной были использованы российские источники, посвященные рассматриваемой проблеме, в частности, статьи в специализированных периодических издания.
В заключении сформулированы основные выводы и предложения, полученные в ходе проведенного исследования.
Эволюционные аспекты развития учета в дореволюционной России
Развитие учета в царской России до петровских реформ (862-1700 гг.)
Учет в России появился и развивался как учет государственный. Идея государственности пронизывает всю русскую историю, но эта идея, преломленная через духовный склад нашего народа, привела к весьма своеобразному типу учета. Рассматривая его многовековую историю, можно выделить целый рад существенных принципов, определяющих глубинные содержательные основы российской учетной мысли. Соколов Я.В. выделял 9 принципов, а именно:
1. Принцип примата государственной собственности: государство является собственником всего или почти всего имущества, находящегося в стране. Из этого принципа вытекает необходимость в существовании единого органа, регламентирующего порядок учетных записей и организацию учета. Данный принципвозник в княжеском хозяйстве вместе с зарождением русскогогосударства в 862 г. и распространением варяжской техникиучета. Государственное хозяйство рассматривалось как частная собственность его владельца — князя, именно поэтому размеры податей не регламентировались. Князь мог взять все, что считал нужным для себя и излишним для податного населения.
Должен быть единый орган, регламентирующий порядок учетных записей, и, что еще более важно, в обществе вертикальные правовые отношения преобладают над горизонтальными, частная собственность носит подчиненный характер, и каждый человек отдает все князю и все от него получает. Это прямая аналогия с древневосточными деспотиями.
2. Принцип материальной ответственности: за каждый имущественный объект отвечает строго определенное лицо (материально ответственное лицо) или группа лиц. Данный принцип зародился в монастырском хозяйстве под влиянием византийскойучетной мысли. Личная ответственность за сохранность чужой(государственной, общественной, частной) собственности леглав основу учета, сделав контрольную функцию преобладающей.При этом ответственность была не только материальной, но и уголовной — личной. В случае недостачи виновного избивали, лишали жизни. Принцип ответственности приводил к созданию весьма изощренной учетной техники, которая требовала строгого разделения учетных регистров, предназначенных для фиксации поступления и отпуска денег и других ценностей; последовательного проведения инвентаризаций, при которых учетные остатки сверялись с натуральными.[1]
|
|
3. Принцип личной ответственности: человек — объект учета, ибо каждый человек, так или иначе, подотчетен, возник в эпоху татарского ига вследствие введения подушной подати. Монгольские ханы коренным образом изменили налогообложение. Они пытались ввести персональное налогообложение — подать стала подушной, ее должен был платить каждый мужчина без различия состояния и возраста. Для этого впервые в 1257 году была проведена перепись населения. И это был не статистический учет населения, а фискальный - была проведена своеобразная бухгалтерская инвентаризация людей, “положенных в число”.
Однако привнесенное извне персональное налогообложение и учет расчетов по дани не просуществовали долго. В России возникла новая национальная окладная единица — соха.
4. Дело в том, что в нашей стране всегда были сильны уравнительные тенденции и убеждения в конечном торжестве справедливости. Подавляющее большинство налогоплательщиков считало несправедливым то, что и богатые, и бедные выплачивают одинаковые подати (налоги).
Впоследствии при переходе к иной окладной единице — сохе[2] и возникновении круговой поруки наша страна сталкивается с новым принципом коллективной ответственности: платеж несет общество, и недоимка любого из его членов возмещается остальными членами мира, общества (коллектива).
Эти принципы учета получили отражение во всех сферах хозяйственной жизни нашей страны, но особенно в монастырях. Татаро-монгольские ханы рассматривали православные монастыри важнейшей хозяйственной и фискальной единицей. Такую роль играли буддистские монастыри в Монголии и Китае. Поэтому в период татарского ига монастыри стали играть важную роль в хозяйственной жизни страны. В них существовал сложный порядок распределения хозяйственных обязанностей: управляющим монастырским хозяйством был келарь[3], ему подчинялись казначей (ответственный за денежные суммы) и старцы (монахи со стажем и авторитетом, ответственные за разовые работы или за отдельные виды материальных средств); кроме того, в отделениях монастырей — пустынях — выделялись приказчики (завхозы) и строители (ревизоры). Материально ответственными лицами должны были служить выборные целовальники.
|
|
5. Принцип урока, или твердого задания: каждый работник должен получить урок, т.е. сколько, какой именно работы и в какие сроки он должен выполнить, привел к потребности ведения учетаисполнения этого задания; широкое распространение получаетучет сметных ассигнований, целевых средств, выполнения планов, фондирования и т.п.
6. Принцип коллации[4]: все взаимные расчеты между лицами, участвующими в хозяйственной деятельности, должны быть выверены.
7. Принцип преобладания административных правоотношений:
обязательства перед начальником всегда важнее обязательств перед сторонними лицами. [5]
8. Принцип затратного ценообразования: цены предметов зависят от затрат, связанных с их производством, восходит к греческим мечтам о справедливой цене. Последовательное его применение выразилось в создании громоздкого учета себестоимости и бесчисленной отчетности, а также породило немало трудностей в развитии экономики, так как чтобы поднять доходы,производители должны были неизменно увеличивать издержки,что вело к нерациональному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также к абсурду в нашей экономике.
9. Принцип приоритета формы над содержанием:
внешний вид документов, их взаимосвязь, порядок и последовательность заполнения являются неотъемлемой частью учета; порядок важнее содержания; казаться важнее, чем быть. Это принцип продолжает оказывать существенное негативное влияние на учет и является одной из первопричин отличия нашего учета от требований международных стандартов. Он сводит на нет значение всех методов учета, подменяя их документированием. Практически это выражается в том, что учет отказывается признавать недокументированные факты: нет документа — нет факта.[6]
Все отмеченные принципы сформировались в допетровскую эпоху. Памятники тех лет сохранили сведения о бухгалтерском учете в государственном хозяйстве, монастырях, строительстве и промышленности, торговле.
В системе учета XVII века бросается в глаза, что учет прихода всегда был отделен от учета расхода. Этим, во-первых, достигался больший контроль за ценностями, в частности, материально ответственные лица не знали учетных остатков, а во-вторых, достигалось большее удобство в хронологической регистрации фактов хозяйственной жизни.
В учете допетровской Руси можно выделить четыре основных момента, препятствовавших развитию учетных знаний и обусловивших проникновение двойной записи в Россию только в XVIII в.:
1) догматизм мышления: из года в год учетчик-дьяк строго повторял и переписывал без всякого оттенка мысли или сознательного отношения то, что делали его предшественники, руководствуясь правилом: «ничего не претворять по своему замышлению»;
2) низкий уровень правосознания. Так, Новгородский архиепископ Геннадий (1484–1504) писал: «Люди у нас просты, не умеют по книгам говорить», отсюда вывод, что на суде «никаких речей не плодить», а «учинить его только для того, чтобы казнить, жечь и вешать»;
3) низкий уровень грамотности: «такова земля, господине: не можем найти, кто бы горазд был грамот», – говорил тот же Новгородский архиепископ Геннадий;
4) низкий уровень математических знаний. Так, в частности, в России применялись буквенные обозначения цифр, заимствованные из Византии, нельзя было пользоваться – латинскими или арабскими цифрами, чтобы «не сбиться с правого пути». Все это резко сокращало возможности эффективного ведения учета. (Только в XVIII в. появляются арабские цифры.) И, тем не менее, сложившаяся система учета оказала глубокое влияние на последующую эпоху.[7]