Стратегические мероприятия по активизации деятельности домашних хозяйств

 

Опыт последних лет с достаточной убедительностью показал, что активизация деятельности домашних хозяйств в последние годы явилась одним из главных направлений адаптации населения к новым трудным условиям жизнедеятельности, сложившимся в результате происшедших социальных и экономических преобразований.                 

Домашние хозяйства показали высокую жизнеспособность и устойчивость в самых тяжелых кризисных обстоятельствах, в большой мере обеспечив выживаемость значительной части населения в этот период. В связи с этим всемирная поддержка домашних хозяйств должна стать одной из важнейших задач всей государственной политики. При выработке политики в отношении домашнего хозяйства необходимо принимать во внимание несколько следующих важных положений.

Прежде всего, следует иметь в виду, что политика в отношении домашнего хозяйства не может быть отделена от семейной политики. Такая политика не должна ограничиваться лишь методами терапии, т.е. методами социальной защиты семьи и помощи бедным семьям (что, само по себе, конечно, очень важно), но предусматривать новые возможности развития семьи, ее переустройства и адаптации в связи с конкретными условиями, сложившимися в нашей стране. Формируемая семейная политика должна исходить из признания того факта, что семейный родительский труд по содержанию и воспитанию детей не менее важен и общественно полезен, чем другие труда, и должен в той или иной форме вознаграждаться.

Стратегическими направлениями по поддержке семьи и домашнего хозяйства должны быть признаны: Обеспечение условий для выполнения основных функций семьи, прежде всего, репродуктивной и вспомогательной;

- Сокращение разрыва в благосостоянии семьи;

- Последовательная институализация семьи, домашнего хозяйства и внутрисемейных отношений.

- При этом социальная политика с ориентацией на семью предполагает реализацию двух главных принципов:

- Создание условий для самостоятельных и активных действий населения по выживанию и включению в новые общественные отношения;

-   Организация реальной, конкретной помощи тем семьям, которые по объективным (не зависящим от них) причинам не могут самостоятельно подняться из нужды: речь идет о социально уязвленных группах населения, находящихся в экстремальных условиях. Здесь, прежде всего, имеют в виду различного рода возвратные кредиты на жилье, обзаведение, получение образования, организацию собственного дела, семейного бизнеса.

Важным направлением работы является ориентированная на семью и дифференцированная политика доходов, налогов, льгот и кредитов. Поддержка семьи в реализации ее основных общественных функций в условиях ограниченных ресурсов требует дифференцированного подхода и адресной помощи в соответствии с количеством детей в семье, числом и соотношением трудоспособных и нетрудоспособных членов семьи, уровнем доходов.

Работа в области дальнейшей последовательной институализации семьи должна предусматривать укрепление положения семьи в обществе среди других социальных институтов и в системе национального хозяйства, устранения подчиненного положения семьи по отношению к государству, заключение конституционного закрепленного общественного договора между семьей и государством. Политика в отношении непосредственно домашних хозяйств должна прежде всего предусматривать:

- стимулирование и поддержку малого семейного бизнеса и индивидуально – трудовой деятельности (кредиты, налоговые льготы, правовая защита);

- продолжение политики поддержки различных форм личных подсобных хозяйств – выделение подсобных участков, предоставление льготных тарифов на транспорте, освобождение от налогов;

- обеспечение условий для укрепления и развития приусадебных крестьянских хозяйств (сельских домашних хозяйств): обязательное сохранение существующего сейчас для них «щадящего налогообложения», обеспечение сбыта товарной продукции, для чего потребуется экономическое и правовое симулирование деятельности различных закупочных, заготовительных, перерабатывающих государственных и коммерческих организаций и фирм, создание кредитных обществ, кооперативов по совместному использованию сельскохозяйственной техники и транспорта.

Определенные меры по поддержке домашних хозяйств в области их сельскохозяйственной деятельности уже приняты. В «Методическом пособии по заполнению налоговых деклараций о совокупном годовом доходе» сказано, что в облагаемый налогом перечень совокупных доходов физических лиц не включается суммы доходов, полученные от продажи выращенного в личном подсобном хозяйстве скота, кроликов, нутрий, птицы, продукции пчеловодства, охотничьего собаководства, продукции, полученной от разведения диких животных и птиц, а также выращенной в этом хозяйстве продукции растениеводства и цветоводства в натуральном или переработанном виде.

Но помимо этих сугубо налоговых льгот, которые, конечно, же очень важны, нужно предоставить домашним хозяйствам, занятым аграрной деятельностью, также и определенные кредитные льготы, необходимые им для своего развития, увеличения производства сельскохозяйственной продукции. Например, такую льготу, как первоочередное и на выгодных условиях предоставление им кредитов для приобретения сельскохозяйственной техники, скота, семян, удобрений, для возведения ферм, других построек и т д. Необходимо создавать условия для развития кооперативов и фирм по обслуживанию фермерских и приусадебных крестьянских хозяйств.

Следует еще раз подчеркнуть необходимость дифференцированного подхода к налогообложению семей, занимающихся индивидуально – трудовой деятельностью, частным предпринимательством и семейным бизнесом, мелкой розничной торговлей, а также осуществляющих сдачу в аренду жилья или предметов длительного пользования, учитывать их доходно – имущественный уровень, число детей и иждивенцев, сокращая налоги тем, чья деятельность является вынужденной и связана с необходимостью поддержания необходимого уровня потребления семьи. При этом социальная политика с ориентацией на семью предполагает реализацию двух главных принципов:

- создание условий для самостоятельных и активных действий населения по выживанию и включению в новые общественные отношения;

- организация реально, конкретной помощи тем семьям, которые по объективным причина не могут самостоятельно подняться из нужды: это социально уязвимые группы населения, находящиеся в экстремальных условиях. Здесь, прежде всего, имеются в виду возвратные кредиты на жильё, обзаведение, получение образования, организацию собственного дела, семейного бизнеса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Работа в области дальнейшей последовательной институализации семьи должна предусматривать укрепление положения семьи в обществе среди других социальных институтов и в системе национального хозяйства, устранения подчиненного положения семьи по отношению к государству, заключение конституционного закрепленного общественного договора между семьёй и государством.

Политика в отношении непосредственно домашних хозяйств должна прежде всего предусматривать:

- стимулирование и поддержку малого семейного бизнеса и индивидуальной – трудовой деятельности (кредиты, налоговые льготы, правовая защита)

- продолжение политики различных форм личных подсобных хозяйств – выделение земельных участков, предоставление льготных тарифов на транспорте, освобождение от налогов;

- обеспечение условий для укрепления и развития приусадебных крестьянских хозяйств (сельских домашних хозяйств): обязательное сохранение «щадящего налогообложения», обеспечение сбыта товарной продукции, для чего потребуется экономическое и правовое стимулирование деятельности потребительской кооперации и стимулирование деятельности различных закупочных, заготовительных, перерабатывающих государственных и коммерческих организаций и фирм, создание кредитных обществ, кооперативов по совместному использованию сельскохозяйственной техники и транспорта.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алексеев М.Ю. Рынок ценных бумаг. — М.: Финансы и статистика, 1992.

2. Антонов Н.Г., Пессель А.А. Денежное обращение, кредит и банки. — М.: Финансы и статистика, 1995.

3. Бабич А.М., Павлова Л.Г. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. — М.: Финансы: ЮНИТИ, 1999.

4. Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.

5. Брайчева Т.В. Государственные финансы. — СП6.: Питер 2001.

6. Бюджетная система России: Учебник. /Под ред. Г.Б. Поляка. — М.: ЮНИТИ, 1999.

7. Бюджетные отношения в Российской Федерации: Новые подходы к анализу и правовому регулированию” Под общ. ред. В.Н. Лексика, А.Н. Швецова. М.: Формула права, 2001.

8. Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие / Баранова Л.Г., Врублевская О.В. и др. — М.: Перспектива: ИНФРА-М, 1998.

9. ГодинА.М., Шапорина Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие. — М., 2002.

10. Головачев д.Л. Государственный долг. Теория: Российская и мировая практика. — М.: 1998.

11. Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. М.В. Романовского и О.В. Врублевской. — М.: Юрайт, 1999.

12. Валютный курс: факторы, динамика, прогнозирование. Практикум банкира. — М., 1995

13. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Феде рацйи / Под ред. М.В. Романовского. — М.: Юрайт, 1999.

14. Маркова О.М., Сахарова Л.С., Сидоров В.Н. Коммерческие банки и их операции: Учебное пособие

15. Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок: Учебник. — М., 1995.

16. Миляков Н.В. Финансы: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М,2002.

17. Налоги и налогообложение: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. — М.: ЮНИТИ, 2002

18. Носкова И.Я.Кредитно-финансовые отношения: Учебное пособие. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.

19. Общая теория денег и кредита: Учебник. /Под ред. Е.Ф. Жукова — М.: Банки и биржи,

20. Окунева Л.П. Налоги и налогообложение в России: Учебник. — М.: Финстатинформ, 1996.

21. Оспанов М. Т. Налоговая реформа и гармонизация налоговых отношений. — СП6.: СП6ГУЭиФ, 1997.

22. Россия’2002. — М.: Госкомстат РФ,

23. Сабанти Б.М. Теория финансов: Учебное пособие. — М.:Менеджер, 1998.

24. Сумароков В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. — М.: Финансы. и статистика, 1996.

25. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: управление и операции. — М., 1994.

26. Финансовый менеджмент. Под ред. ГБ. Поляка: Учебник. — М.: ЮНИТИ, 1997.

27. Финансы Учебник. /Под ред. Л.А.Дробозиной. — М.: ЮНИТИ, 1999.

28. Финансы предприятия: Учебное пособие. /Под ред. Н.В. Колчиной. — М.: ЮНИТИ, 2001..

29. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. — М.: Перспектива: Юрайт, 2000.

30. Финансы: Учебник / Под ред. Л.А. Дробозиной. — М.: ЮНИТИ, 1999.

31. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. Л.А. Дробозиной. — М.: Финансьи ЮНИ ТИ, 1997.

32. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Кол. авторов; Под общ. ред. А.Г. Грязновой. — М.: Финансы и статистика, 2002.

33. Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы. — М.: Дело, 2002.

34. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора: Основы теории государственных финансов: Учебник для вузов. —М.: Аспект Пресс, 1996.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: