Анализ себестоимости продукции

 

Себестоимость продукции - один из важнейших экономических показателей деятельности промышленных предприятий и объединений. Она представляет собой стоимостную оценку всех используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, нематериальных активов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

При анализе структуры себестоимости товарной продукции СП ЗАО "МАЗ-МАН" определим удельные веса (в процентах) отдельных статей калькуляции в общей сумме затрат и их изменение за отчетный период. Для такого анализа используем следующие данные: в табл.2 перечисляются статьи калькуляции и отражается их величина в фактической сумме и в структуре за период 2005-2007 гг.; а также для наглядности представлены диаграммы на рис.2.

Таблица 2.

Анализ себестоимости продукции СП ЗАО "МАЗ-МАН" за период 2005-2007 гг.

Наименование статей затрат

2005 год

2006 год

2007 год

Отклонение 2006 года от 2005 года

Отклонение 2007 года от 2006 года

млн. р. Уд. вес,% млн. р. Уд. вес,% млн. р. Уд. вес,% млн. р. Темп роста%

млн. р.

Темп роста%
1. Сырье и материалы 1595 15,37 3974 12,90 2379 9,84 2379 249,15

-1595

59,86
2. Покупные изделия 3984 38,40 14191 46,07 12172 50,34 10207 356, 20

-2019

85,77
3. Покупные полуфабрикаты 2722 26,24 5955 19,33 4111 17,00 3233 218,77

-1844

69,03
Итого материальных затрат 8301 80,02 24120 78,30 18662 77,18 15819 290,57

-5458

77,37
4. Затраты на оплату труда 460 4,43 1584 5,14 1150 4,76 1124 344,35

-434

72,60
5. Отчисления на социальные нужды 160 1,54 551 1,79 399 1,65 391 344,38

-152

72,41
6. Амортизационные отчисления 18 0,17 229 0,74 242 1,00 211 1272,22

13

105,68
7. Расходы на содержание оборудования 430 4,14 1424 4,62 1232 5,10 994 331,16

-192

86,52
8. Цеховые расходы 292 2,81 1187 3,85 829 3,43 895 406,51

-358

69,84
ИТОГО: цеховая себестоимость 9661 93,13 29095 94,46 22514 93,11 19434 301,16

-6581

77,38
9. Общехозяйственные расходы 351 3,38 1245 4,04 1049 4,34 894 354,70

-196

84,26
10. Прочие производственные расходы 78 0,75 173 0,56 128 0,53 95 221,79

-45

73,99
11. Внепроизводствен-ные расходы 8 0,08 56 0,18 37 0,15 48 700,00 -19

66,07

ИТОГО 10098 97,34 30569 99,24 23728 98,13 20471 302,72 -6841

77,62

12. Инновационный фонд 276 2,66 234 0,76 452 1,87 -42 84,78 218

193,16

ВСЕГО: 10374 100 30803 100 24180 100 20429 296,93 -6623

78,50

                       

 


Рис.2. Структура себестоимости выпускаемой продукции.

Рассмотрев данные табл.2 и рис.2 можно с уверенностью сказать, что себестоимость реализуемой продукции изменяется динамично. В 2006 году себестоимость реализуемой продукции сложилась в размере 30 803 млн. р. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года прирост составил 20 429 млн. р. или 196,93%. А в 2007 году себестоимость реализуемой продукции сложилась в размере 24 180 млн. р. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года спад составил - 6623 млн. р. или 21,5%.

Структура себестоимости реализуемой продукции в течение трех лет существенно не изменялась, основной удельный вес занимают материальные затраты (в 2005 г. – 80,02%, 2006г. – 78,30%, 2007 г. – 77,18%), однако, к концу исследуемого периода наблюдается их спад на 1,12%. Проанализировав материальные затраты, хочу отметить, что наблюдается снижение удельного веса сырья и материалов на 5,53% (с 15,37% в 2005 г. до 9,84% в 2007 г) и покупных полуфабрикатов на 9,24% (с 26,24% в 2005г. до 17,00% в 2007 г) и увеличения покупных изделий на 11,94% (с 38,40% в 2005 г. до 50,34% в 2007 г). На основании вышеизложенного можно с уверенностью сказать, что автомобили – изготовляемая продукция является материалоемкой, что указывает на зависимость предприятия от поставщиков. Снижение себестоимости продукции означает экономию овеществленного и живого труда и является важнейшим фактором повышения эффективности производства, роста накоплений. На предприятии ведется систематическая работа по разработке мероприятий, направленных на ее снижение.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: