Материально-техническая база или ресурсы торгового предприятия

В ресурсы входят основные и оборотные средства, а также трудовые ресурсы. В торговле, как и в других отраслях капитал составляют основные и оборотные средства. В структуре торгового капитала преобладают оборотные средства и незначительные затраты на трудовые ресурсы. Основной показатель ресурсоотдачи – это прибыль или товарооборот на рубль совокупных ресурсов.

Ресурсы

 

ОПФ                                                ОС                            Кадры

                                         затраты                

амортизационные                 материальные                   зарплата

отчисления                            затраты

 

Основные производственные фонды.

Основные производственные фонды – это часть средств производства – средства труда. А другая часть средств производства - предметы труда – относится к оборотным средствам.

Свойства средств труда:

1. Служат долго.

2. Постепенно переносят свою стоимость на продукт.

3. Постепенно возобновляются.

4. Имеют высокую стоимость.

Развитие предприятия торговли может осуществляться интенсивным и экстенсивным путем. Основные фонды имеют три вида оценки:

1. По первоначальной стоимости – это стоимость приобретения или строительства.

2. По восстановительной стоимости (после переоценки).

3. С учетом износа. Для того, чтобы иметь действительную стоимость, рассчитывается оценка основных производственных фондов с учетом износа.

Существуют следующие показатели ОПФ:

1. По состоянию ОПФ:

· Коэффициент износа. Он рассчитывается как отношение суммы износа к первоначальной стоимости.

· Коэффициент годности. Рассчитывается как отношение остаточной стоимости к первоначальной стоимости.

· Коэффициент обновления. Рассчитывается как отношение вновь введенных ОПФ к первоначальной стоимости.

· Коэффициент выбытия равен отношению стоимости выбывших фондов к общей стоимости.

 2. Показатели эффективности ОПФ. Существует обобщающие и частные показатели эффективности.

· Обобщающие.

А) фондоотдачи, который рассчитывается как отношение объема товарооборота к основным производственным фондам. Обратным показателем фондоотдачи является фондоемкость.

Б) фондорентабельность. Рассчитывается как отношение прибыли к себестоимости.

· Частные показатели

А) Коэффициент сменности. Он равен отношению количества часов работы в сутки к количеству часов в смене.

Б) Коэффициент непрерывности. Он равен отношению количества дней работы в месяц к количеству календарных дней.

Показатель эффективности капитальных вложений:

1. Срок окупаемости (рассчитывается в годах). Рассчитывается как отношение объема капитальных вложений к прибыли от этих вложений или , где в числителе дополнительные капитальные вложения, а в знаменателе – себестоимость. Норматив окупаемости – это 6,7 года или 15%.

2. Обратный показатель срока окупаемости – коэффициент эффективности. Рассчитывается как отношение прибыли к капитальным вложениям.

 

Основные средства.

Основные средства называют еще внеоборотными активами.

Состав оборотных средств:

1. товарные запасы;

2. денежные средства в кассе и на счетах;

3. прочие активы;

4. средства в расчетах.

К прочим активам относятся малоценный и быстро изнашивающийся инвентарь (срок службы – до 1 года), а также расходы будущих периодов и подотчетные суммы. В общей сумме капитала в торговле преобладает оборотный капитал (примерно 80%), поэтому от скорости его обращения зависят многие показатели торговой деятельности (издержки обращения, прибыль, и в целом платежеспособность предприятия). Оборотный капитал формируется за счет собственных средств, ссуд банка и средств расчета. В связи с достаточно высоким банковским процентом, основу его формирования составляют собственные средства. Товарно-материальные ценности, составляющие основу оборотного капитала, меняются в зависимости от изменения цен, поэтому необходимо правильно выбрать один из методов оценки товара:

1. Оценка по фактическим ценам закупки.

2. Оценка по средним фактическим ценам.

3. Оценка по текущим ценам.

В зависимости от метода оценки запасы товарно-материальных ценностей могут рассчитываться по цене на дату реализации, при этом в условиях инфляции предприятие получает дополнительный выигрыш, дополнительную прибыль.

Оценка может идти и по ценам приобретения товара, или по средним ценам (ЛИФО, ФИФО). Так же может быть произведена оценка по средним фактическим ценам закупки (средневзвешенная цена – это отношение общей стоимости запасов однородных товаров к количеству единиц этого товара).

Существуют следующие формы расчетов между поставщиками и потребителями (они определяются договором):

1. Платежные поручения.

2. Чеки.

3. Расчеты платежными требованиями – поручениями.

Также могут использоваться аккредитивы – это условное денежное обязательство банка, выдаваемое по поручению клиента.

При безналичных расчетах отгрузка и оплата товаров не совпадает по времени. Это приводит к появлению дебиторской или кредиторской задолженностей. В связи с этим, в торговле большое значение приобретает фонд риска. В каждый данный момент предприятие должно иметь оптимальный размер оборотных средств, так как при завышенном размере оборотных средств идет их омертвление, а при недостаточном снизится товарооборот. В торговле используется нормирование оборотных средств, которое относится к текущему финансированию. Собственные оборотные средства являются частью уставного капитала предприятия.

Показатели эффективности оборотных средств.

Эти показатели являются частью показателей эффективности торгового предприятия в целом. Важнейшим показателем эффективности в торговле является прибыль на вложенный капитал (Прибыль/(основные производственные фонды + оборотные средства)). Он широко используется при определении целесообразности вложения средств.

Коэффициент эффективности = прибыль/капитал. Этот показатель является обобщающим и состоит из ряда частных показателей.

1. Оборачиваемость капитала = Объем товарооборота/(ОПФ+ОС). Оборотные средства (их оборачиваемость) рассчитывается так же, только в знаменателе учитываются только ОС.

2. Длительность оборота = количество дней в году/длительность оборота. Ускорение оборачиваемости капитала или оборотных средств способствует росту товарооборота, а следовательно, и прибыли, то есть высвобождает капитал.

 

Трудовые ресурсы.

 В условиях рыночных отношений формирование коллектива работников осуществляется с помощью рынка труда. Рынок труда – это совокупность спроса и продажи рабочей силы, а компонентами рынка являются спрос, предложение и цена.

Труд торговых работников весьма своеобразен и имеет специфические особенности:

- динамичность;

- сезонность;

- общение с большим количеством людей;

- разнообразные производственные операции.

 Одной из важнейших задач при создании торгового предприятия является определение численности персонала. В целом, все кадровые вопросы делятся на три группы:

- планирование персонала;

- повышение квалификации персонала;

- стимулирование персонала.

Определение потребностей в персонале осуществляется по следующим этапам:

1. деление предприятия на подразделения;

2. составление перечня функций, выполняемых сотрудниками подразделения;

3. определение числа сотрудников в каждом подразделении;

4. замещение сотрудников (порядок в случае болезни, отпуска).

Кроме этого, осуществляется краткосрочное планирование персонала. Дополнительное краткосрочное планирование персонала используется в особых случаях (праздничные дни, летний период).

Эффективность использования персонала оценивается производительностью труда, которая рассчитывается как отношение объема товарооборота к численности персонала.

Обратный показатель производительности труда – это трудоемкость. Так же может использоваться показатель эффективности труда, который рассчитывается как отношение прибыли к численности персонала.

В странах с развитой рыночной экономикой широко используется привлечение работников к управлению предприятием, а в некоторых странах даже есть законы об их участии в управлении. 

 

В состав технического оснащения предприятия «Петровские продукты» входят холодильные и морозильные витрины, холодильные лари, кондиционеры, витрины, кассовые аппараты, электронные весы, холодильные шкафы для напитков, системы охранной и противопожарной сигнализации, система видео наблюдения. 

Основные производственные фонды.

Это первый этаж собственного здания, складские помещения, технические помещения, автомобиль типа «Иж» для поставок продукции. Таким образом, стоимость основных производственных фондов с учетом амортизации:

- собственное здание + складские помещения = 2 млн. 200 тыс. рублей

- техническое оснащение, оборудование – 646 тыс. руб.

- автомобиль типа «Иж-2715»- 80 тыс. рублей

Итого: 2 млн. 926 тыс. руб.

Товарные запасы – около 400 000 рублей, преимущественно товар берется под реализацию.

Показатели эффективности использования ресурсов:

1. По состоянию ОПФ:

1) Коэффициент износа = 74 тыс./3 млн. руб. = 0,025

2) Коэффициент годности = 2 млн. 926 тыс. руб./3 млн. руб. = 0,975

3) Коэффициент обновления=60 тыс./3 млн. руб. = 0,02

4) Коэффициент выбытия=5 тыс./3 млн. руб.=0,001

 

2. Эффективность использования ОПФ:

Фондоотдачи= 15 млн./3 млн.=5

Фондорентабельность=2 250 тыс./14 250 тыс.=0,16

 

3. Оборотные средства.

Оборачиваемость капитала= 15 млн./3 млн.+400 тыс.=4,4

Оборачиваемость оборотных средств=15 млн./400 тыс.=37,5

 

4. Трудовые ресурсы. Общая численность трудовых ресурсов на предприятии – 17 человек. Средства на оплату труда составляют 70 тысяч рублей.

Производительность труда=15 млн./17чел.=0.88 млн./чел в год.

   Эффективность труда = 2 250 тыс./17 чел.=132,4 тыс./чел в год.

 

 

            Тыс. руб.            В %
1. ОПФ             3 000             43
2. ОС              400             5,6
3. Совокупный капитал (ОПФ+ОС)            3 400           49,4
4. Средства на оплату труда              70              2

5.Совокупная сумма ресурсов              3 470                                         100

 

 

 

  Производственный процесс.

Производственный процесс в магазине состоит из следующих этапов:

- закупка

- хранение на складе

- продажа.

1. Закупка включает в себя:

- поиск поставщиков

- запрос и сравнение предложений

- контроль за поставками

- прием товаров

- оформление документов на склад

- приемка товаров

- учет

 Важным вопросом является определение сроков поставок товаров в магазин. На объем поставок влияют следующие факторы:

1) какое количество товара было продано

2) сроки поставок

3) затраты на поставку

4) складские помещения

5) расходы

6) ценовые льготы на заказы

7) события, требующие увеличения заказа

В каждый конкретный момент предприятие должно располагать оптимальным размером товара. Следовательно, при определении оптимального объема поставок исходят из следующего:

1. Сколько времени нужно на организацию поставок, на поиск поставщика.

2. Каковы складские помещения (их объем).

3. Сколько средств есть на закупку.

Поэтому, если заказ осуществляется легко, т.е. быстро, расходы по складу незначительны и затраты на закупку невелики, то минимальный объем поставок можно сократить до объема покрытия спроса.

В каждом магазине 60% товарооборота составляет выручка от продажи примерно 10-20 наименований товара. Именно это и есть основной ассортимент. И именно для него необходимо найти оптимальные источники поставок.

2. Хранение на складе.

Первостепенное значение здесь имеет учет, т.е. поступление и выдача товаров должны строго учитываться. Учет товаров на складе может производится с помощью картотеки или с помощью компьютера. Важным элементом является приемка товаров. Существует три основных правила размещения товара на складе:

- каждый товар должен иметь строго определенное место;

- вновь поступивший товар размещается за старым или под ним;

- на склад должны поступать только безупречные по качеству товары.

 Товары на складе должны постоянно обслуживаться в соответствии с условиями их хранения. Хранение на складе требует затрат:

- материальные затраты (аренда, отопление, освещение, транспортные средства);

- затраты на персонал (заведующие, кладовщики);

- затраты на риск (страховка, потеря, порча);

- капитальные затраты (начисление % на капитал, вложенный в товар).

Существуют следующие складские показатели:

- конечный запас = первоначальный запас + поступление товара – выдача товаров. Не реже одного раза в год осуществляется инвентаризация.

- Средний запас = (запас на начало года + запас на конец года)/2

- Частота оборачиваемости, т.е. сколько раз в году товар был продан. Это очень важный показатель, потому что он характеризует качество закупок. Он рассчитывается как отношение количества товаров, выпущенных в продажу, к среднему запасу товаров.

- Средний срок хранения товаров на складе = количество дней в году/частоту оборачиваемости.

 

Факторы, влияющие на величину товарных запасов.

1. Соотношение на рынке спроса и предложения.

2. Сложность ассортимента (время обращения сложного ассортимента значительно больше).

3. Размер товарооборота (чем больше размер товарооборота, тем быстрее товарооборачиваемость).

4. Частота завоза товара.

5. Потребительские свойства товара.

6. Ритмичность поступления товара.

3. Продажа товаров и обслуживание покупателей.

В процессе доведения товаров от производства до потребителей продажа товаров является завершающей стадией технологического процесса, которой подчинена вся организационно-оперативная деятельность предприятий торговли.

Работники магазинов на этой стадии выполняют комплекс операций, обеспечивающих торговое обслуживание покупателей.

Торговое обслуживание покупателей должно обеспечить минимальные затраты времени на совершение покупки и максимум удобства при этом.

Процесс продажи товаров включает следующие операции: встречу покупателя, выявление спроса, предложение и показ товаров, помощь в выборе, консультацию, предложение сопутствующих товаров, новинок, выполнение операций по взвешиванию, отмериванию, расчету за товары, упаковке и выдаче покупки, оказание дополнительных услуг.

Процесс торгового обслуживания начинается с приглашения и встречи покупателя. Для приглашения покупателей используют различные средства рекламы и информации. Важное значение имеет и рациональное размещение оборудования в торговом зале, обеспечивающее целевое направление покупательских потоков. Привлекает покупателей в магазин также обильная, красивая выкладка товаров, вежливое внимательное отношение со стороны работников магазина.

Выявление спроса предусматривает тактичную, ненавязчивую форму определения покупательских намерений. Выяснив их, продавец приступает к показу товаров. Одновременно он должен дать консультацию, обратить внимание покупателя на особенности отдельных товаров, правила пользования ими, соответствие современным требованиям. Консультация должна быть квалифицированной и объективной, способствовать формированию эстетических вкусов покупателей, пропаганде новых товаров.

Когда покупатель принял решение о покупке товара, продавец опускает нужный товар, отмеривает, взвешивает.

Важное значение имеет при этом квалификация продавца, оснащенность рабочих мест необходимым инвентарем и оборудованием.

Завершающей операцией продажи является расчет за купленный товар и вручение покупки. Расчет производится через кассовый аппарат. Рациональная организация расчетных операций сокращает затраты времени на обслуживание одного покупателя, а в магазинах самообслуживания увеличивает их пропускную способность. После расчета за покупку продавец производит упаковку купленных товаров и вручение их покупателю.

Важной задачей является ускорение процесса продажи. Это достигается за счет максимальной предварительной подготовки товаров к продаже. Наибольший эффект дает продажа товаров в таре-оборудовании, подготовленных полностью к продаже на промышленных предприятиях и складах поставщиков. Ускоряет процесс продажи правильно организованная выкладка и показ товаров, эффективная реклама и информация. Эти факторы играют особую роль при продаже товаров в магазинах самообслуживания, где товар продает себя сам и надо обеспечить покупателю четкое ориентирование в торговом зале.

Ускорение процесса продажи достигается также за счет совершенствования операций по обслуживанию покупателей, повышения квалификации работников, рациональной организации труда и технического оснащения магазинов.

Работники торговых залов магазина обязаны добросовестно выполнять функции, связанные с продажей товаров и обслуживанием покупателей, не отвлекаться, проявлять индивидуальный подход к покупателям. Они должны быть одинаково вежливы со всеми покупателями независимо от настроения, размера покупки, длительности выбора, внешности покупателя. Необходимо внимательно выслушивать покупателя и реагировать на его просьбы. Покупателю следует предоставлять полную самостоятельность при осмотре и выборе товаров. Готовить товар к отпуску следует так, чтобы покупатель мог следить за правильностью выполнения этих операций (отмеривание, взвешивание и т.д.)

При отсутствии нужного покупателю товара необходимо предложить ему взамен равноценный. Следует также предлагать сопутствующие и новые товары.

Количество операций при продаже товаров, их конкретное содержание и последовательность выполнения зависят от метода продажи, ассортимента товаров, реализуемых в магазинах, и характера спроса на них.

Последовательность, приемы и способы выполнения основных операций при покупке товаров, степень самостоятельности покупателей при этом могут быть различными в зависимости от применяемого метода продажи.

 

Содействие продаже.

Важным фактором для реализации товара является реклама.

При создании рекламы необходимо определить, что нужно иметь ввиду.

1. цель рекламы;

2. товары, которые будут рекламироваться;

3. сумма средств, имеющихся для рекламы;

4. круг покупателей, на кого рассчитана реклама;

5. рекламные средства;

6. длительность рекламы.

В конце, необходимо оценить эффективность данной рекламы.

С рекламой тесно связано содействие продаже, т.е. это создание стимулов к покупке.

1. Распродажа по сниженным ценам.

2. Демонстрация товара, дегустирование.

3. Различные мероприятия в магазине – викторины, встречи.

Очень важно для продажи – консультирование. Каждый покупатель имеет свой мотив к покупке товара. Мотивы могут быть рациональные и эмоциональные.

Рациональный мотив предполагает, что покупатель определил, что хочет купить, рационально. При покупке могут иметь место сразу несколько мотивов. Продавец должен определить главный мотив и оптимально использовать его в процессе продажи.

1. Установление контакта с покупателем.

2. Выяснение желания

3. Предложение товара, аргументация этого товара, помощь в принятии решения о покупке.

Исследование рынка.

Надо выяснить 3 вопроса:

1. Какова потребность покупателей в данном районе.

2. Собственное положение на рынке.

3. Насколько сильны конкуренты.

Получение данных осуществляется с помощью первичного и вторичного исследования. При первичном – собственные наблюдения (устный опрос, письменный опрос, наблюдение за покупателем, тестирование).

Вторичное исследование – обращение к уже имеющимся данным. Здесь различают внутренние источники (бух. Учет предприятия, статистика товарооборота, сбыта) и внешние источники (отчеты, НИИ, гос. Учреждений, статистических управлений).

 

В качестве содействия продажи регулярно проводятся рекламные акции. Потребители участвуют в различных конкурсах, есть возможность попробовать товар. Часто разыгрываются какие-либо призы. Проводятся рекламные акции, во время них потребитель может дегустировать товар, приобретать его по сниженным ценам. Продавцы всегда смогут оказать покупателям квалифицированную помощь при подборе товара. С ними периодически проводится обучение, во время которого им рассказывают о свойствах товаров, преподают основы психологии. Известно ведь, что главный фактор успешной торговли – это грамотный персонал.

 

Закупка в магазине производится следующим образом. Как правило, фирма имеет готовые контракты на поставку определенного вида продукции в определенные сроки и в определенных количествах, так называемые – плановые поставки. В случае, если товара необходимо больше, то делаются дополнительные закупки. Контракты заключаются через специальных торговых агентов. Так же, бухгалтер-товаровед занимается поиском поставщиков, заключением контрактов с торговыми агентами, заведует ассортиментом.

К основным поставщикам можно отнести:

- Нововоронежский мясокомбинат

- ООО Хладокомбинат

- АО «Вкуснотеево»

- ЗАО «Хэлла»

- ИП Лапшин

- ИП Чернышев

- ЗАО «Петровские продукты»

- ООО «Висант-опт»

- Калачеевский мясокомбинат

- Хебозавод № 6

 

Магазин обладает своим небольшим складом – 40 квадратных метров.

Складские показатели:

(за октябрь 2004 в закупочных ценах)конечный запас = 231 200 + 48 600 - 78 000=201 800-  Средний запас = (запас на начало года + запас на конец года)/2Средний запас = (348 992+340 000)/2=344 461-  Частота оборачиваемости = 15 000 000/344 461=43,5-  Средний срок хранения товаров на складе = количество дней в году/частотуоборачиваемости = 366/43,5=8,4

                              Товарооборот.

Оптовая торговля, являясь важнейшим звеном свободного взаимодействия ежду участниками купли-продажи, реализует этот акт в крупых объёмах и большими партиями товаров. Оптовая торговля может получить широкое развитие при соблюдении основных принципов её осуществления:

1. Создание ресурсной основы её обеспечения, то есть достижение сбалансированности тованой массы и денежных средств, выражающих платёжеспособный спрос покупателей.

2. Создание необходимых элементов инфраструктуры рынка.

3. формирование системы финансово-ценовых регуляторов на всех этапах оптовой торговли, наравленные на удовлетворение потребностей покупателей и получение максимального дохода.

В процессе коммерциализации российской экономики особую значимость приобретает рассмотрение такой важной формы реализации товаров, как розничная торговля.

Комерческая работа по продаже товаров в розничных торговых предприятиях отлична от оптовых предприятий своими особенностями.

Розничные торговые предприятия реализуют товары в небольших количествах конечному покупателю, то есть окончательно завершает товарное обращение. Бесспорно реализация в розицу нуждается не только в специальных торговых помещениях, оборудованных и приспособленных для сервисного обслуживания покупателей, но и в организации большой работы по подбору и формированию торгового ассортимента с оперативной возможностью маневрирования им в соответствии с быстро меняющимся спросом и желаниями покупателей.

Основа розничного товарооборота – объём продаж.

 Ср.      Себестоимость – все затраты, связанные с производством и

 стои-   реализацией продукции

 мость  Стоимость – общие необходимые затраты.

На развитие товарооборота оказвают влияние следующие факторы:

1. денежные доходы населения

2. товарное предложение

3. материаьно-техническая база

4. цены и качество товара

В состав товарооборота входят:

1. Обороты по продаже.

2. Товарные запасы на начало и конец периода и поступления.

3. Поступления товара.

В зависимости от объёма продаж увеличение или уменьшение оварооборота соответственно изменяется с поступлением товара. Для составления баланса товарооборота учитывается выбытие товара (товар не продан, а количество уменьшилось). Постоянно необходимо осуществлять анализ товарооборота. Цели анализа – выявление резервов. Розничный товарооборот отражает уровень жизни населения (товары личного потребления составляют 70% в общем фонде потребления). При росте товарооборота улучшается денежное обращение, повышается устойчивость валюты.

Состав товарооборота (какие товары реализуются). На предприятии объём товарооборота, его рост зависит от численности персонала, производительности труда, использования ОС и ОПФ. В процессе изучения товарооборота ставятся следующие задачи:

· установить динамику товарооборота (и структуру)

· изменение собственной доли на рынке

· оценить конкурентоспособность предприяти

· оценить выполнение плановых показателей

· создать базу для планирования

При изучении товарооборота необходимо учитывать изменение цен на товары. Для того, чтобы установить, в какой мере предприятие использовало возможности для развития товарооборота целесообразно темпы изменения товарооборота сравнить с показателем денежных доходов населения. Необходимо считать основные показатели товарооборота ежеквартально и ежегодно, а иногда и ежемесячно. При изучении товарооборота нужно выявить уровень интенсивного и экстенсивного развития.

Товарные запасы.

Товарные запасы – это совокупность товарной массы, находящейся в сфере обращения (предназначенная для продажи). Запасы бывают текущего хранения и сезонного накопления.

Показатели товарных запасов делятся на:

- абсолютные;

- относительные.

В связи с тем, что товарные запасы постоянно меняются, необходим относительный показатель, т.е. соизмерение этих запасов с товарооборотом. С этой целью товарные запасы выражаются в днях и исчисляются делением абсолютной величины запасов на среднедневной товарооборот.

Время, в течение которого реализуются товарные запасы, называется товарооборачиваемостью. Важное значение имеет учет товаров на складе.

Факторы, влияющие на величину товарных запасов.

1. Соотношение спроса и предложения.

2. Сложность ассортимента. Время обрщения сложного ассортимента значительно выше.

3. Размер товарооборота. Чем больше размер товарооборота, тем быстрее товарооборачиваемость.

4. Частота завоза товара.

5. Потребительские свойства товара.

6. Ритмичность поступления товара.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: