Революция и Советское время

 

В 30-е гг. XX в. произошли следующие крупные изменения в облике Пашкова дома: была снесена ограда сада, которая была немаловажной частью облика здания. Белые колонны ограды тосканского ордера подчеркивали стремление ввысь от подножия холма, наверху движение подхватывалось колоннами портика. Теперь же зрительское восприятие изменилось: движение начинается не с подножия холма, от колонн ограды, а от цоколя здания на вершине холма. Кроме того архитектором М. Долгановым в 1930-х была сооружена ныне существующая монументальная лестница, спускающаяся к Моховой, а на главном фасаде здания, на том месте, где ранее располагался герб Пашкова, был помещен серп и молот. Внутренняя планировка Пашкова дома изменялась более радикально, и от баженовских внутренних стен и лестниц почти совершенно ничего не осталось.(11)

Последнее изменение облика дома Пашкова произошло во время одного из ремонтов 1980-х гг., когда герб СССР был снят с фасада.

Реставрация 1988-2007гг

 Реставраторы, строители холдинга "Центрстройинвест-2000", в лице инженера - реставратора проекта Владимир Городецкий, восстановили интерьеры этого архитектурного памятника по фотографиям и старым эскизам.


           Многие не раз обсуждали о затяжном восстановлении старейшего здания главной библиотеки страны. Когда в начале 1980-х годов Дом Пашкова с известнейшим и популярнейшим Румянцевским читальным залом закрывали на ремонт, никто не предполагал, что библиотекари и посетители снова смогут войти в его двери лишь в следующем столетии. Но сначала выяснилось, что из-за грубейших нарушений, допущенных при строительстве станции метро "Боровицкая", северный флигель дома испытывает постоянные вибрационные перегрузки, и инженеры настояли на подробнейшем мониторинге состояния старинных балок и капитальных перекрытий.

          Потом реставраторы "вспомнили" о красивейшем бельведере, куда в силу его геометрии уже давно не ступала нога человека: эта область пространства попадает в запретную зону кремлевской охраны. Поскольку долгие годы на бельведер никто не поднимался, его ремонтом не занимались, и кровельные конструкции сильно обветшали и стали пропускать осадки. Когда же с учетом этих особенностей главный архитектор проекта реставрации Алла Шиманова из Центральных научно-проектных и реставрационных мастерских Министерства культуры скорректировала документацию, грянули веселые девяностые годы, и федеральный бюджет заморозил финансирование. Спорадически небольшие деньги удавалось выбить, но одна консервация сменяла другую, а фирмы, приходившие на объект между "заморозками", далеко не всегда соблюдали технологии.

              -В первой половине 1990-х годов одна организация вроде бы из добрых побуждений предложила восстановить лепнину в Парадном зале на втором этаже, - вспоминает главный специалист Управления капитального строительства РГБ по реставрации предметов декоративно-прикладного искусства Светлана Утва. - Рабочие сделали свое дело, покрасили свеженькую лепнину и ушли: продолжить финансирование не удалось. И только пару лет назад мы выяснили: качество исполнения было столь низким, что олифа… за десять лет не высохла! Поэтому новому подрядчику пришлось делать тройную работу: счищать старые "сопли", заново восстанавливать лепнину и еще раз перекрашивать ее…

  Пожалуй, именно сейчас, когда реставрация завершена, а библиотека еще не успела задействовать Дом Пашкова на все сто процентов, лучше всего понимаешь непростую судьбу этого интереснейшего памятника. Первоначально румянцевское музейное собрание разместилось именно в том строении, где при Пашковых был конный манеж. А еще несколько поколений спустя, когда и Дом Пашкова, и румянцевская книжная коллекция уже принадлежали Всесоюзной государственной библиотеке им. Ленина, в том же самом помещении открыли читальный зал…

             Как это всегда бывает с древними и сложными зданиями-памятниками, строгие принципы научной реставрации не раз ставили перед архитекторами вопрос: на какой именно период жизни Дома Пашкова ориентироваться? И серьезнейшие исследования, на которые подчас уходили месяцы, уже подарили несколько открытий.

          Так, одна из вскрытых внутренних стен в северной части особняка имеет ярко выраженные фасадные признаки. Скорее всего, когда-то эта стена была наружной, и, значит, сам Дом Пашкова сначала был куда меньше, ограничиваясь хорошо просматривающимся нынче контуром четверика. А в обширных подвалах Дома Пашкова строители обнаружили отлично сохранившийся колодец неизвестного назначения. Не служил ли он стародавним хозяевам источником питьевой воды? А может, это начало подземного хода в близкий Кремль? Есть и еще одна полулегенда-полубыль, относящаяся уже к советскому периоду освоения подземного пространства под Домом Пашкова. Будто бы его с основным зданием "Ленинки" связывала небольшая линия узкоколейной железной дороги, по которой из корпуса в корпус можно было легко перебросить книжные заказы читателей. Строители финишного периода реставрации, начавшегося в 2003 году, никаких остатков той "магистрали" не обнаружили, да их в тот коридор и не пустили: уже несколько лет он находится под юрисдикцией всемогущей кремлевской "девятки". Но особой надобности регулярно перевозить фонды туда-сюда теперь, похоже, не будет.

  В Дом Пашкова уже в этом году должны вселиться три элитных отдела РГБ: рукописей, картографии и нот. Их фондохранилища разместятся тут же, в переоборудованном подвале. Рядом с ними, под двором старинной усадьбы, - огромный заново сооруженный подземный комплекс техобслуживания с современнейшими системами вентиляции, энергетики, пожаротушения и климат-контроля. А в бывшем Румянцевском читальном зале, как и прежде, будет читальный зал, только относящийся к отделу рукописей. Его интерьеры с красивыми деревянными антресолями, балюстрадами и шкафами-витринами восстановлены по дореволюционным обмерам и фотографиям Румянцевского музея. В остальных помещениях особняка скоро разместятся научные сотрудники, каталожные службы, охрана. В анфиладе первого этажа предусмотрен небольшой буфет, а в отделе нот - комнаты для прослушивания музыки, в том числе и "вживую"! В парадном же зале, где до революции находился читальный зал Румянцевской библиотеки, откроется культурно-выставочный комплекс. Все таблички у входов в помещения уже укреплены. Причем, как шутят сотрудники, новая столярка оказалась дороже стен XVIII века: к только что установленным дверям прикручивать что-либо категорически запретили.

     В Доме Пашкова осталась, пожалуй, лишь одна недоделка. Но и она обусловлена принципом научной реставрации. На парадной лестнице еще при открытии своего музея граф Румянцев пожелал видеть барельеф родного отца - генерала-фельдмаршала Петра Румянцева-Задунайского. Как положено по классической традиции, над изображением военачальника поместили родовой герб Румянцевых. Его важная часть - человеческая ладонь, устремленная ввысь и будто бы что-то держащая (факел? крест? какое-то орудие?)…

Досконально разобраться с этой проблемой нынешним реставраторам так и не удалось: архивных изображений румянцевского герба не сохранилось, и пятерня на барельефе осталась пустой. Так что Дом Пашкова продолжает нести в себе тайны и загадки…

Пашков дом. Хроника истории:

· 1784-1787 - строительство дома Пашкова

· 1812 - пожар в интерьерах и обрушение крыши

· 1812-1817 - восстановление здания после войны

· 1839 - переоборудование интерьеров под классы Дворянского пансиона

· 1852 - в Пашковом доме помещалась мужская гимназия

· 1862-1869 - Московский публичный музеум и Румянцевский музеум

· 1869-1913 - Московский публичный и Румянцевский музей

· 1870 - реставрация обветшавшего здания

· 1895 - капитальный ремонт

· 1913-1917 - Императорский Московский и Румянцевский музей

· 1917-1924 - Государственный Румянцевский музей

· 1924-1925 - Российская публичная библиотека им. В.И.Ульянова (Ленина)

· 1925-1992 - Государственная библиотека СССР им. В.И.Ленина

· 1992-... Российская государственная библиотека (т.н."старое здание" библиотеки)

· 1988-1995 - реставрация

· 2003-2007 – реставрация (12)

· ныне принадлежит Российской государственной библиотеке.(13)

 

 




Заключение

 

Здание построено в соседстве с Кремлем, и нужно было найти сильное архитектурное решение для того, чтобы оно не только не поте­рялось в этом соседстве, но получило бы само­стоятельное значение, как один из ведущих элементов московского центра. И Баженов достигает этого. Дом Пашкова с самого начала был задуман им как архитектурный образ широкого общественного звучания. Постановка его на холме и обозримость с далеких точек, орга­низация партера и парка, видных с улицы, ориентация на солнечную сторону, усиливаю­щая эффект от восприятия,—все это гово­рит о том, что, строя его, зодчий думал прежде всего о том, какую роль будет оно играть в общем ансамбле, каково будет его общественное значение.

Это понимание архитектурного произведе­ния с точки зрения его общественного значе­ния, с одной стороны, и его градостроитель­ной роли — с другой, составляет общую черту как Кремлевского дворца, так и Пашкова дома.

Композиция плана, которую мы имеем в усадьбе Пашкова, неповторима и своеобразна. Она отражает в себе одновременно и характер городского дворца-усадьбы русского поме­щика и архитектонические особенности того участка, на котором расположен ансамбль.

Ансамбль дома Пашкова представляет одно из наиболее выдающихся произведений но только русского, но и мирового зодчества. Архитектура этого сооружения представляет неповторимое, оригинальное творение Баженова.

 

 



Список использованной литературы

 

1. Ильин М. В. И. Баженов. М, 1945

2. Михайлов А. И. Баженов. М, 1951

3. Некрасов А. В. К архитектурному облику Москвы. М, 2005

4. Русская архитектура эпохи классицизма и ампира. М, 2000

5. Снегирев В. Архитектор В. И. Баженов. М, 1937

6. Снегирев И. М. Памятники московской древности. М, 1979

7. Чернов Е. Г. Шишко А. В. Баженов М, 1949

 


[1] Михайлов А. И. Баженов. М, 1951, с. 187

[2] Михайлов А. И. Баженов. М, 1951, с. 219

[3] Некрасов А. В. К архитектурному облику Москвы. М, 2005, с. 70-72

[4] Снегирев И. М. Памятники московской древности. М, 1979, с. 30

[5] Русская архитектура эпохи классицизма и ампира. М, 2000, с. 340

[6] Некрасов А. В. К архитектурному облику Москвы. М, 2005, с. 91

[7] Русская архитектура эпохи классицизма и ампира. М, 2000, с. 339

[8] Русская архитектура эпохи классицизма и ампира. М, 2000, с. 341

[9] Русская архитектура эпохи классицизма и ампира. М, 2000, с. 359

[10] Михайлов А. И. Баженов. М, 1951, с. 223-225

[11] Некрасов А. В. К архитектурному облику Москвы. М, 2005, с. 91

[12] Некрасов А. В. К архитектурному облику Москвы. М, 2005, с. 88

[13] Михайлов А. И. Баженов. М, 1951, с. 220

[14] Михайлов А. И. Баженов. М, 1951, с. 200

[15] Снегирев И. М. Памятники московской древности. М, 1979, с. 35

[16] Снегирев И. М. Памятники московской древности. М, 1979, с.26

[17] Русская архитектура эпохи классицизма и ампира. М, 2000, с. 361

[18] Некрасов А. В. К архитектурному облику Москвы. М, 2005, с. 79-81

[19] Некрасов А. В. К архитектурному облику Москвы. М, 2005, с. 78

[20] Снегирев И. М. Памятники московской древности. М, 1979, с. 26

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: