Основные типы барьеров

- исключительные права, полученные от правительства

- патенты и авторские права: предоставляют исключительное право контролировать производство продукта

- собственность на все предложения какого-либо ресурса

- преимущество низких издержек крупного производства, обусловленное монополизацией рынка

основные виды монополий

- закрытая монополия: имеет юридическую защиту от других конкурентов

- естественная монополия: в которой долгосрочные средние издержки минимальны только когда фирма обслуживает весь рынок

- открытая монополия: является единственным продавцом на рынке какого-либо продукта, но неимеющая специальной защиты от конкурентов

Кривая спроса на выпуск продукции монополистической фирмой

Отражает суммарный объем продукции, поставляемой монополистической фирмой при каждом значении цены

Особенности кривая спроса- убывающая. Объем продаж можно увеличивать только за счет снижения цены

Результат предельный доход становится меньше чем цена (средний доход), для каждого уровня выпуска, кроме первого

Кривая предельного лежит ниже кривой спроса

Оптимальный выпуск для фирмы монополиста

 

Объем выпуска, при котором предельный доход равен предельным издержкам MR=MC

Максимизация прибыли

Ценовая дискриминация

 

Поведение продавца на рынке в условиях несовершенной конкуренции, когда он устанавливает разные цены на одинаковые товары

Условия

- отсутствие у покупателя возможности перепродажи продукта

- наличие у продавца возможности разделять покупателей на группы, исходя из эластичности спроса на товары

Результат

1) получение дополнительной прибыли продавцом => рост прибыли монополистов

2) производство большего объема продукции => большее количество потребителей получают возможность воспользоваться услугой данного вида

Ограничение антимонопольное законодательство

Функционирование рынка в условиях монополии

Предполагает

- ограничение объема производства и установление более высокой цены

- отсутствие стимула к снижению производственных издержек

- расходы, связанные с сохранением и укрепление рыночной власти

Монополистическая конкуренция

 

Организация рынка, при которой действует большое количество продавцов, продающих дифференцированный продукт и возможно появление новых продавцов

Особенности

- множество мелких фирм

- разнородная продукция

- никаких затруднений для входа и выхода на рынок

- некоторое влияние на цены, но в довольно узких рамках

- некоторое ограничение на информацию

Кривая спроса на продукцию в условиях монополистической конкуренции

Отражает суммарный объем продукции при каждом значении цены

Особенности

- убывающая

- стапень эластичности кривой спроса фирмы в условиях монополистической конкуренции зависит от числа конкурентов и степени дифференциации продукта

- большое число конкурентов и слабая дифференциация продукта

Вызывают рост эластичности кривой спроса

Результат предельный доход будут составлять половину угла наклона линии спроса

Оптимальный выпуск в условиях монополистической конкуренции

 

Объем выпуска MR=MC

См Монополию.

Функционирование рынка в условиях монополистической конкуренции

Предполагает

1) недоспользование ресурсов для производства товаров

2) потребители не получают продукт по наименьшей цене

3) приспособление продукта к потребительскому спросу

4) приспособление потребительского спроса к продукту

1) избыточные производственные мощности

2) необходимая обществу продукция не производится

3) диференциация продукта и его совершенствование

4) развитие рекламы



Олигономия

 

Рыночная структура, при которой в реализации какого- то товара доминируют очень немного продавцов

Особенности

- число фирм невелико, есть крупные фирмы (4-8)

- разнородная или однородная продукция

- наличие существенных препятствий для входа и выхода на рынок

- контроль над ценой: ограничен взаимной зависимостью значительной, при тайном соглашении

- некоторые ограничения на информацию

Олигополистический рынок

 

Рынок, на котором большая часть продукции производится небольшим количеством крупных фирм

Особенности концентрация рынка6 на рынке преобладает одна, или несколько больших фирм

Причины

- экономия на масштабах

- препятствие к проникновению на рынок новых фирм

- существовенность безвозвратных издержек

- случайные причины

показатели

1) коэфициент концентрации: процентное отношение продаж четырех (восьми) крупнейших фирм к общему отраслевому объему

2) индекс Герфиндаля: расчитывается суммированием квадратов процентных долей рынка каждой из фирм, продающих продукт на этом рынке H=p21+p22…+p2n



Картель

 

Группа производителей, совместно максимизирующих прибыль путем фиксации цены и ограничения объемов выпуска продукции

Условия образования

- барьеры для входа в отрасль

- установление совместного ориентира по общему уровню выпускаемой продукции

- установление квот каждому члену картеля

- установление процедуры проведения утверждения квот

особенности нестабильность

Причина максимизация групповых прибылей при монопольной цене несовместима с максимизацией индивидуальных прибылей при низкой цене

Основная проблема контроль за приникновение на рынок и предоствращение жульничества со стороны членов картеля относительно цен и квот

Поведение фирм на рынке в условиях олигополии

Определяет

- максимизацию совокупной прибыли отрасли

- максимизацию собственной прибыли фирмы

основа олигополитическая взаимосвязь: зависимость каждой фирмы от реакции конкурентов

предполагает тщательный учет действий конкурирующих фирм на олигополитическом рынке при определении цены и объема выпуска

основные формы

- соглашение фирм

- соперничество фирм

последствия

1) согласование решений фирм по поводу объемов выпуска продукции и цен или же ограничение соперничества

основные формы

- явное соглашение

- молчаливое соглашение

2) ценовая война: цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на рынке олигополистическими фирмами

предел

- ни одна фирма больше не может получить выгоды от понижения цены

- цена равна средним издержкам

- экономические прибыли равны нулю

Теория игр

 

Теория поведения продавцов (игроков) в условиях, когда решения одного из них влияет на решения решения всех остальных

Особенности

- анализируется поведение лиц (или организаций) с противоположными интересами

- конечный результат самостоятельных решений каждого из продавцов (или игроков)- положение, которое уравняет их по отношению друг к другу

Равновесие Нэша: стратегия продавца (или игрока) оптимальна в условиях стратегии выбранной конкурентами. При этом ни у одного продавца (или игрока) нет стимула изменить свою стратегию после выяснения того, какую стратегию выбрал другой продавец (или игрок)

Результат каждый из продавцов (или игроков) получает нулевую прибыль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: