Интересные факты о музыке

Свист считается в исламских странах "музыкой дьявола".

 

Пауки, если заиграешь перед ним на скрипке, выползают из своих укрытий. Хотя, конечно, не для того, чтобы послушать музыку: паутина от звуков скрипки колеблется, и паук думает, что попалась добыча.

В средние века крыс выводили из городов дудочкой. Существовала даже специальная профессия: дудочник-крысолов. Кстати, когда недавно в одном старинном английском замке состоялся рок-концерт, крысы из замка тоже начисто исчезли.

Уникальный случай в истории музыки. В 1792 году на премьере оперы "Тайный брак" композитора Чимарозы зрители хлопали так громко, что артисты были вынуждены исполнить на "бис"... всю оперу целиком.

Однажды Карузо явился в банк без всяких документов и ему пришлось спеть кассиру, чтобы тот удостоверился, что он действительно Карузо. Выслушав арию из "Тоски", кассир согласился, что это удостоверяет личность получателя и выплатил деньги, а Карузо потом признался, что больше никогда так не старался.

Проведенное в Америке исследование показало, что больше всего самоубийств, разводов и прочих личных катастроф наблюдается среди тех, кто любит кантри-музыку.
Прослушивание громкой музыки пагубно сказывается на центральной нервной системе. Так что громкая музыка в автомобиле - это не только угроза безопасности движения, но и потенциальная угроза здоровью. Поэтому в каждом районе Нью-Йорка стоит определенный шумовой предел, за превышение которого полагается штраф. А в Английском городе Бирмингеме полиция пошла дальше - за прослушивание в автомобиле громкой музыки полагается конфискация самого автомобиля. Однако качественная музыка в автомобиле - это прекрасный способ скоротать время в пути и сделать дорогу более приятной.


Музыка и человек

Музыка является не только одним из видов искусства. Это удивительный мир, сотканный из тончайших человеческих эмоций, глубин души, того, что невозможно описать словами и выразить ни чем иным. Музыка – средство выражения человеком своего внутреннего мира, мыслей и чувств, а также отношение и отображение явлений внешнего вида (исторических событий, картин природы) в преломлении национальных, народных корней композитора. Там, где кончается слово, начинается музыка. То, что невозможно передать словом, договаривает музыка. Музыка обладает удивительным и неповторимым свойством воспитания нравственности души человека. Она учит состраданию, сопереживанию к происходящему, к участию в борьбе добра над злом и утверждению торжества над последним, помогает достойно проигрывать, но не оставаться побежденным. Она будит задремавшие силы души человека в устремлении к прекрасному, возвышенному, пробуждает надежду. Музыка помогает глубже понимать, любить, ценить прекрасное, позволяет быть чутким и развивает внутреннее чутье видеть и слышать то, что другим недоступно. «Слушая музыку, человек познает себя, и познает, прежде всего, что он, человек, прекрасен, рожден для того, чтобы быть прекрасным, и если в нем есть что-то плохое, то это плохое надо преодолеть; почувствовать плохое в самом себе и помогает музыка». (В. Сухомлинский) Музыка пробуждает в нас самые сокровенные желания, цели и мечты, помогает открыть лучшие качества нашей истинной природы: чистоту, искренность, честность, щедрость, смелость, доброту. Через нее мы обретаем себя, узнаем свое истинное «я». Посредством музыки мы осознаем свое достоинство, величие и силу, заложенную в нас Творцом. Музыка – врач человека. Музыка не только воспитывает нравственные качества в душе человека, она помогает исцеляться нашей душе, эмоциям. Те неудачи, неудовлетворительность, раны и обиды, загнанные и наглухо закрытые нами глубоко внутри души, при нескольких аккордах вдруг вырываются наружу, музыка распахивает эти двери и дает выход всему наболевшему, накопившемуся внутри нас, всем негативным эмоциям выйти на поверхность и заполняет здоровым, настоящим, красивым, истинным. Звуки музыки могут исцелять и залечивать любые раны души. Целебное воздействие музыки на душу человека с давних времен используется в медицинской практике - музыкотерапия. Наш организм вырабатывает различные вещества, которые влияют на наше поведение, самочувствие. Например, при недостатке серотонина в организме, человек испытывает тревогу, повышенную агрессивность, отрицательные эмоции. У психически больных людей, покончивших жизнь самоубийством, было замечено очень малое количество серотонина. Серотонин синтезируется из триптофана, который поступает в человеческий организм из различных продуктов, а также вырабатывается, когда человек танцует и слушает музыку. Поэтому не случайно в психбольнице г. Симферополя, Строгановке, стали частыми дискотеки. Не дожидайтесь принудительных танцев. Как сказал один психотерапевт: «те, кому еще не поставили диагноз, еще просто недообследованы». Сама природа подсказывает нам, что это хорошо, естественно и правильно – танцевать, петь, веселиться. Включайте дома музыку: радуйтесь и танцуйте, ведь в жизни есть чему порадоваться, несмотря на присутствие какой бы то ни было проблемы. Они будут всегда. Наша жизнь на земле не вечная, но у нас есть надежда жить в вечности. Музыка – источник мысли. Музыка учит мыслить человека. Для того, чтобы душа человека могла раскрепоститься в полной мере, реализовать все свое внутреннее богатство, заложенный потенциал творческой мысли, энергии, необходимо уже с первых дней жизни ребенка, а еще лучше с внутриутробного периода беременной маме слушать шедевры мировой классики, прививая хороший вкус, развивая творческий потенциал ребенка. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка». (В.А.Сухомлинский) Чем раньше ребенку привить вкус к хорошему, истинному, ценному, тем крепче будут его внутренние силы души. «Музыка пробуждала энергию мышления даже у самых инертных детей. Казалось, она вливает в клетки мыслящей материи какую-то чудодейственную силу. В этом подъеме умственных сил под влиянием музыки я видел эмоциональный источник мышления». (В.А.Сухомлинский) Музыка приучает ребенка к труду, дисциплинирует, развивает мелкую моторику, необходимую для овладевания письмом и других навыков. Какую музыку лучше слушать и почему? Когда возникают сомнения по тому или иному вопросу, мы полагаемся на такой критерий оценки как время. Только по истечении какого-то времени мы можем судить и определять правильность, истинность наших суждений. «Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится». (И. Христос) Такое «растение» как классическая музыка исполняется и живет не годами, а веками. Это говорит о том, что она является истинным творением Божьим. Проявление такого феномена как музыка и ее влияние, является еще загадкой и тайной, к которой человечество лишь подступило на порог. Истинный музыкальный талант, каким обладают люди – творить музыкальное искусство, подарен самим Творцом. «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца Светов…». Поэтому соавтором музыкальных шедевров, которые живут тысячелетиями и до сих пор потрясают человеческие души, исцеляя их и наполняя смыслом бытия, осознания достоинства, силы и красоты человека, идущего от образа Творца, является Сам Бог. От Его Божественной искры воспламеняются сердца, превращаются из каменных в плотяные, из холодных в горячие, из равнодушных в жаждущие. Музыка является оружием против зла. В Библии, Святом Писании, очень много текстов говорят о таком духовном виде брани с врагом, всяким злом, как музыка. Есть духовная сила в хвале, славословии, песнопении, поклонении Богу.   Псалом 8:3 «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя». Когда мы доверяемся Богу как дети, без тени сомнения Его Слову, радуемся и поем, хвалим Его и танцуем перед Ним, у дьявола наступает шок, его парализует и он оставляет территории: наши семьи, дома, города. Когда-то он «денница, сын зари» был назначен первым музыкантом, руководителем хора и главным дирижером на небе, прославлять Бога, петь Ему хвалу. Но, пожелав стать выше Бога, чтобы ему пели хвалу, возгордившись, был снят с должности и сброшен с неба на землю. Зная могущественное проявление силы Бога через музыку и пение Его святых, у дьявола пропадает не только дар речи, но и силы! Через музыку, пение и хвалу Бог творит суд над всякой неправдой. Псалом 149 «Да хвалят имя Его с ликами; на тимпане и гуслях да поют Ему. Ибо благоволит Господь к народу Своему, прославляет смиренных спасением. Да торжествуют святые во славе, да радуются на ложах своих. Да будут славословия Богу в устах их, и меч обоюдоострый в руке их. Для того, чтобы совершать мщение над народами, наказания над племенами, заключать царей их в узы, и вельмож их в оковы железные. Производить над ними суд писаный. Честь сия – всем святым Его. Аллилуйя». Цари и вельможи – духи злобы, князья тьмы, держащие многие народы в узах и оковах греха, всякой неправды, становятся сами пленниками Бога, побежденными через пение, ликование и танцы святых. Как это происходит? Люди обличаются совестью, духом Святым: кто-то бросает любовницу и возвращается в семью, к кому-то приходит понимание, что проституция – это грязь и грех, люди, зависящие от наркотиков и алкоголя обретают свободу в этот момент. Петь Богу, производить суд над тьмой, быть святым – действительно великая честь!

        Значение церковного пения в православном богослужении

В сей день, егоже сотвори Господь, со всех уголков земли нашей слетелись певчие птицы, собрались труженики певческой нивы, мастера гармоний и благозвучия для сверки тональностей богопрославления, обменяться опытом, укрепить известное, почерпнуть новое, актуализировать забытое. Одним словом поделится накопленным и более ясно очертить пути движения вперед. Тема Богослужебного пения воистину вечна и воистину огромна. Начинаясь на небе как ангельское славословие, продолжаясь на земле в храме и в каждом отдельном верующем сердце, оно не перестанет звучать в вечности. Оно зовет человека к диалогу и со-бытию с Богом. Восприятие его смысла, организационного порядка делает верующего уже на земле причастником блаженной будущей жизни. Значение Церковного пения в богослужении относится к разряду важнейших вопросов, подобно роли дыхания или смыслу кровеносной системы для жизни человека. Казалось бы ответ ясен — пение, это молитва, кровоток, душа богослужения, оно снабжает молитвенным «кислородом» сердца и умы верующих. Пронизывая строй церковной службы, оно омывает все ее составляющие. И, тем не менее… учитывая способность человека к изменению, не только в лучшую сторону, но к сожалению, как показывает ход всей мировой истории в худшую, ему свойственно терять из поля зрения маяки, критерии правильного движения вперед. Христианину же надо всегда незыблемо хранить верное святоотеческое, покаянно-радостное молитвенное сердечное расположение, чему способствует пение. Окружающий расцерковленный, языческий мир навязывает людям свои ритмы, свое пение, что безусловно является угрозой нашему пению. И представляется очень важным всегда иметь с собой камертон внутреннего критерия, чтобы неизменно высоко держать позиции (певческую форманту) Православной тональности богопрославления. От того, на сколько правильно подобран репертуар, осмысленно и проникновенно проинтерпретирован, зависит атмосфера храма, а следовательно духовно-молитвенное, сердечное расположение верующих, в целом спасение человеческих душ, а это уже вещи общецерковного и обще космического масштаба. Церковное пение связано с дыханием, т.е. с тем, что в высшей степени внутренне — сознанием, духом. Любое чувство — будь то молитвенные откровения, духовный восторг, радость, печаль, страх, влияет на дыхательный ритм, что подтверждает существование связи между этой физиологической функцией и самими глубинами нашего существа, с человеческим «я». Пение через звук, исшедший из глубины, одухотворенный всем существом человека, открывает личность целиком. Согласно Симеону Новому Богослову три образа молитвы и соответствующих им уровня внимания показывают динамику развития духовной жизни человека. Каждому образу молитвы соответствует свой тип пространственно-временных представлений, который в свою очередь формирует адекватные себе мелодические структуры. Первому уровню рассеянной, образной молитвы соответствует профанно-натуралистический тип представлений, второму, когда подвижник «собирает все помыслы свои, чтоб не скитались по суетным вещам мира сего» — аллегорический, и третий «сведение ума в сердце» — сакрально-символический.Церковное пение в богослужении является главным выразителем молитвы, «диалога с Богом». Это определение, красной нитью пронизывая чинопоследования, оправдано опытным постижением человеком молитвы, как внутреннего пения как особого диалога, происходящего в тишине сердца. Именно из такого глубокого состояния родились лучшие образцы Церковного искусства, в том числе и богослужебные распевы. Все это предполагает главное — приобщение человека к Богу и достижение готовности и способности исполнять Его волю. Именно в духовной актуализации сакральной среды Храма, в стремлении наибольшего насыщения верующих энергией Божественной благодати, в желании действенного и полного сопричастия участников службы духовной реальности Церкви заключена цель богослужебного пения.

Вывод

В завершении своей работы хочу сказать, что сейчас, во многих семьях, родители не следят за тем, какую музыку слушают их дети, не придают этому никакого значения. Это не правильно! Родители должны с самого раннего детства прививать любовь к нормальной музыке, чтобы их ребенок правильно развивался. Как я уже говорила в начале работы: «Скажи мне, что ты слушаешь, и я скажу, какой ты», поэтому, если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок был хорошим человеком, то нужно прививать ему любовь к классической и церковной музыке с детства.

             

 

         Список литературы

1 Лосев А. Ф. Основной вопрос философии музыки. Цит. соч. — С. 329.

2 Творения преподобного Максима Исповедника // Богословские и аскетические трактаты. – 1993. – Кн. 1. «Мартис». — С. 154 — 186.

3 Лозовая И. «Ангелогласное пение» в системе музыкально-эстетических представлений русского средневековья // Философско — эстетические проблемы древнерусской культуры: Сб. ст. – М., 1988. — С. 121 — 122.

4 Добротолюбие. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. — С. 463.

5 Мартынов В.И. Культура, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси. – М., 2000. – С. 47.

6 Бычков В.В. Русская Средневековая Эстетика XI — XVII века. – М., 1992. – С. 205.

7 Гарднер. И.А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. В 2 т. Т. 1. — Нью Йорк, 1982. — С. 13, 73.

8 Православная Энциклопедия. – М., 2000. — С. 485.

9 Смысл и значение православно-христианского ежедневного богослужения. – Луганск, 1990. — С. 3-44.

10 Чижик І. Символіка простру в піснеспівах знаменного розспіву. Мистецтвознавство України. — К., 2000. – С.164.

11 Старец Силуан. Жизнь и поучения. – М, 1991. – С.196.

12 Святитель Игнатий Брянчанинов. О ереси и расколе. Православное чтение № 5-6. Издание Московской Патриархии. – 1992. – С. 8.

13 Лосев А. Ф. Диалектика мифа // Миф. Число. Сущность. – М., 1994. — С. 104.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: