Формами научного познания называются способы осуществления познавательной деятельности в науке.
1. Факт – это достоверное сообщение о наличии того или иного явления. Факты требуют исключительно строгой проверки на истинность, поскольку на их основе строится научное знание.
Научный факт – это знание о каких-то сторонах действительности, полученное эмпирическим путем в результате наблюдения эксперимента.
Признаки научного факта:
1) Научный факт выражает массовидные явления.
2) Эмпирическое знание, получающее объяснение в контексте частной науки.
3) д.б. установлен с помощью определенной методики и с учетом мнения специалистов.
4) Д.б. воспроизводим любым другим исследователем в любой другой лаборатории.
5) Нужно различать объективный факт и научный.
Объективный факт – это само событие, а научный факт – это отражение объективного факта в сознании людей с помощью языка.
2. Если новые факты противоречат прежним теориям, то возникает проблемная ситуация.
Проблема значит затруднение. Проблема – это комплекс вопросов, решение которых представляет собой теоретический или практический интерес. Проблема – это осознанный учеными вопрос, для решения которого имеющихся знаний недостаточно. Возникновение проблемы вызвано противоречием между знанием людей о своих потребностях и незнанием путей их удовлетворения.
|
|
Условия возникновения проблемной ситуации: Противоречия между новыми фактами и старыми теориями. Противоречия обнаруженные в самой теории. Неспособность теории решить выдвигаемую проблему.
Проблемная ситуация включает три компонента: Искомую цель, совокупность исходных эмпирических и теоретических знаний (старые факты и теории), способ разрешения проблемы.
Мнимые проблемы противоречат фактам и законам.
3. Гипотеза – это научное предположение, истинность или ложность которого еще не доказана. Особенность гипотетического предположения – его мыслимая реальность. Благодаря этому предположение способствует отбору фактов исходя из позиции автора.
Для проверки на истинность из гипотезы логическим путем выводят следствия, и каждое следствие сопоставляют с фактами и экспериментальными данными. Если факты подтверждают следствие из гипотезы, то гипотеза считается истинной и наоборот – ложной.
3 стадии: 1) Накопление фактического материала и оформление его в виде предположения; 2) Формирование гипотезы, т.е. выведение следствий из сделанного предположения; 3) Проверка полученных выводов на практике и уточнение гипотезы.
Выдвижение гипотезы правилам: 1) Гипотеза не должна противоречить известным и проверенным фактам. 2)Новая г. должна соотв. надежно установленным теориям. 3)Гипотеза д. б. доступна, хотя бы в принципе эксперим. проверки. 4)Гипотеза должна быть выражена максимально просто.
|
|
Подтвержденная фактами гипотезе развивается в теорию.
4. Теория – это система знаний, которая описывает и объясняет совокупность явлений действительности, сводя их к единому началу, система обобщенного знания, достоверно отражающая сущность и закономерности в какой-то области действительности. Признаки: объективная истинность; логическая непротиворечивость; целостность теории – систематизированное знание и др.К вновь создаваемой теории предъявляется ряд требований:
1) Она должна быть адекватна описываемому объекту.
2) Все многообразие опытных данных должно раскрываться в понятиях, категориях, аксиомах.
3) Должны быть выяснены взаимосвязи между разными компонентами в рамках самой теории.
4) Теория должна быть внутренне не противоречивой и соответствовать опытным данным.
Различают описательные теории, математизированные, интерпретационные и дедуктивные теории.
Основными признаками теорий является эвристичность (предсказательные и объяснительные возможности), конструктивность (проверяемость), простота.
Структурными элементами теории являются (а также формы научного познания):
1) Идея – это понятие, выполняющее функцию фундамента системы знаний. В идеи отражается фундаментальная закономерность, лежащая в основе теории.
2) Принцип – это первое и самое абстрактное определение идеи. Принцип является конкретизацией идеи. Принцип – это центральное положение теории основной системы взглядов.
3) Закон – это необходимая, существенная, повторяющаяся объективная связь между явлениями действительности. Частные законы выражают связь между некоторыми физическими, химическими или биологическими функциями тел. Всеобщие законы выражают взаимосвязь между универсальными свойствами и атрибутами материи.
6. Категории – наиболее общие понятия, в которых отражаются всеобщие и существенные связи, стороны объективной реальности.
Содержание категорий – знание, отраженное и зафиксированное в языке всеобщей закономерностью бытия. Категории не являются данными от природы они формируются.
7. Модель – форма мысленного или эмпирического аналога действительности, замена существующих объектов, образцами, копиями, аналогами.