Основные формы научного познания

Формами научного познания называются способы осуществления познавательной деятельности в науке.

1. Факт – это достоверное сообщение о наличии того или иного явления. Факты требуют исключительно строгой проверки на истинность, поскольку на их основе строится научное знание.

Научный факт – это знание о каких-то сторонах действительности, полученное эмпирическим путем в результате наблюдения эксперимента.

Признаки научного факта:

1) Научный факт выражает массовидные явления.

2) Эмпирическое знание, получающее объяснение в контексте частной науки.

3) д.б. установлен с помощью определенной методики и с учетом мнения специалистов.

4) Д.б. воспроизводим любым другим исследователем в любой другой лаборатории.

5) Нужно различать объективный факт и научный.

Объективный факт – это само событие, а научный факт – это отражение объективного факта в сознании людей с помощью языка.

2. Если новые факты противоречат прежним теориям, то возникает проблемная ситуация.

 Проблема значит затруднение. Проблема это комплекс вопросов, решение которых представляет собой теоретический или практический интерес. Проблема – это осознанный учеными вопрос, для решения которого имеющихся знаний недостаточно. Возникновение проблемы вызвано противоречием между знанием людей о своих потребностях и незнанием путей их удовлетворения.

Условия возникновения проблемной ситуации: Противоречия между новыми фактами и старыми теориями. Противоречия обнаруженные в самой теории. Неспособность теории решить выдвигаемую проблему.

Проблемная ситуация включает три компонента: Искомую цель, совокупность исходных эмпирических и теоретических знаний (старые факты и теории), способ разрешения проблемы.

Мнимые проблемы противоречат фактам и законам.

3. Гипотеза – это научное предположение, истинность или ложность которого еще не доказана. Особенность гипотетического предположения – его мыслимая реальность. Благодаря этому предположение способствует отбору фактов исходя из позиции автора.

Для проверки на истинность из гипотезы логическим путем выводят следствия, и каждое следствие сопоставляют с фактами и экспериментальными данными. Если факты подтверждают следствие из гипотезы, то гипотеза считается истинной и наоборот – ложной.

3 стадии: 1) Накопление фактического материала и оформление его в виде предположения; 2) Формирование гипотезы, т.е. выведение следствий из сделанного предположения; 3) Проверка полученных выводов на практике и уточнение гипотезы.

Выдвижение гипотезы правилам: 1) Гипотеза не должна противоречить известным и проверенным фактам. 2)Новая г. должна соотв. надежно установленным теориям. 3)Гипотеза д. б. доступна, хотя бы в принципе эксперим. проверки. 4)Гипотеза должна быть выражена максимально просто.

Подтвержденная фактами гипотезе развивается в теорию.

4. Теория – это система знаний, которая описывает и объясняет совокупность явлений действительности, сводя их к единому началу, система обобщенного знания, достоверно отражающая сущность и закономерности в какой-то области действительности. Признаки: объективная истинность; логическая непротиворечивость; целостность теории – систематизированное знание и др.К вновь создаваемой теории предъявляется ряд требований:

1) Она должна быть адекватна описываемому объекту.

2) Все многообразие опытных данных должно раскрываться в понятиях, категориях, аксиомах.

3) Должны быть выяснены взаимосвязи между разными компонентами в рамках самой теории.

4) Теория должна быть внутренне не противоречивой и соответствовать опытным данным.

Различают описательные теории, математизированные, интерпретационные и дедуктивные теории.

Основными признаками теорий является эвристичность (предсказательные и объяснительные возможности), конструктивность (проверяемость), простота.

Структурными элементами теории являются (а также формы научного познания):

1) Идея – это понятие, выполняющее функцию фундамента системы знаний. В идеи отражается фундаментальная закономерность, лежащая в основе теории.

2) Принцип – это первое и самое абстрактное определение идеи. Принцип является конкретизацией идеи. Принцип – это центральное положение теории основной системы взглядов.

3) Закон – это необходимая, существенная, повторяющаяся объективная связь между явлениями действительности.  Частные законы выражают связь между некоторыми физическими, химическими или биологическими функциями тел. Всеобщие законы выражают взаимосвязь между универсальными свойствами и атрибутами материи.

6. Категории – наиболее общие понятия, в которых отражаются всеобщие и существенные связи, стороны объективной реальности.

Содержание категорий – знание, отраженное и зафиксированное в языке всеобщей закономерностью бытия. Категории не являются данными от природы они формируются.

7. Модель – форма мысленного или эмпирического аналога действительности, замена существующих объектов, образцами, копиями, аналогами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: