Анализ структуры источников финансирования инвестиций в основной капитал

 

Таблица 2.1.

Структура источников финансирования инвестиций в основной капитал, %

  2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Инвестиции в основной капитал - всего 100 100 100 100 100 100 100 100 100
Собственные средства 47,5 49,4 45 45,2 45,4 44,5 42,1 41,6 41,4
из них: прибыль 23,4 24 19,1 17,8 19,2 20,3 19,9 19,9 19,8
амортизация 18,1 18,5 21,9 24,2 22,8 20,9 19,2 18,1 18,2
Привлеченные средства 52,5 50,6 55 54,8 54,6 55,5 57,9 58,5 58,6
из них: кредиты банков 2,9 4,4 5,9 6,4 7,9 8,1 9,5 9,4 10,1
бюджетные средства 22 20,4 19,9 19,6 17,8 20,4 20,2 21,2 21
Инвестиции из-за рубежа 4,7 4,5 4,9 3,9 5,4 6,6 5,7 4,8 4,2

 

Официальные данные показывают, что собственные средства предприятий перестали быть основным источником финансирования инвестиций в основной капитал компаний еще в 2000 году, уступив место привлеченному капиталу. Впрочем, ограничения, наложенные финансовым кризисом на доступ к заемным средствам (в октябре 2008 года в сравнении с сентябрем инвестиции сократились на 2%), спровоцировали увеличение темпов роста финансирования инвестиций за счет собственных средств. Если в январе—сентябре 2007 года по сравнению с январем—сентябрем 2006 года инвестиции из собственных средств предприятий увеличились на 30%, за девять месяцев 2008 года — на 33%.

Как уже упоминалось в теоретической части работы, собственные средства компании формируются за счет двух основных статей: прибыль и амортизация. Данные источники образуют примерно равный вклад за весь период с 2000г.и составляют примерно 20% и 18% соответственно за 2008 г.

Доля привлеченных средств в финансировании основного капитала российских предприятий довольно велика – чуть менее 60%. Доля банковских кредитов в финансировании основного капитала за семь лет существенно выросла (более чем в три раза), но абсолютный объем банковского финансирования остается сравнительно небольшим - 10%.

Самый крупный источник финансирования инвестиций - бюджет. Этот факт весьма примечателен - российское государство, декларирующее передачу предпринимательских функций бизнесу, фактически остается крупным инвестором капитала предприятий. В части реализации национальных инфраструктурных проектов альтернативы государственным вложениям вообще нет, не меньшая роль государства и в создании оборонного производства, в программах строительства объектов здравоохранения, образования, освоения новых территорий, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, в таких национальных проектах, как организация Олимпиады в г. Сочи. За производство собственно товаров и услуг (кроме значительной части социальных - здравоохранение, образование и ряд других) преимущественно «отвечает» бизнес.

Необходимость развития рассмотренных сфер не вызывает сомнения. Однако следует иметь в виду, что создание объектов инфраструктуры, здравоохранения, образования и др. - условие необходимое для развития экономики, но еще не достаточное. Если не обновлять производственный аппарат страны, не создавать его новые звенья, ни о каком устойчивом развитии речь идти не может. Однако примерно равная доля амортизации и бюджетного финансирования (18% и 21% в 2008 г.) говорит о том, что на воспроизводство всего производственного аппарата страны средств тратится столько же, сколько на создание основных фондов в бюджетной сфере. При такой пропорции возникает большое сомнение в том, что простое воспроизводство может осуществляться в полном объеме.

И все-таки при растущей доле привлеченных средств в финансировании программ увеличения основного капитала (темп роста составил 7,3% по отношению к доле 2005 г.) доля бюджетных источников в них не растет. По-видимому, это означает, что частный капитал очень медленно, но все же усиливает свои позиции в создании основных фондов страны.

Более того, в Основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 - 2030 гг. заложено дальнейшее увеличение доли привлеченных средств в структуре финансирования основного капитала. При этом доля средств консолидированного бюджета снизится, а доля кредитов банков, напротив, существенно возрастет.

 

Таблица 2.2.

Структура источников финансирования инвестиций в основной капитал (в %)

  2010 г. 2015 г. 2020 г.
Собственные средства 40,4 36,8 32,8
Привлеченные средства 59,6 63,2 67,2
в том числе: средства консолидированного бюджета 16,4 15,0 11,8
кредиты банков 13,2 17,1 21,8

 

Примечательно, что доля бюджетных инвестиций стабильна несмотря на складывающуюся экономическую ситуацию в стране - примерно 20%, по крайней мере с 1995 г. Более того, в периоды небольшого снижения доли государственных инвестиций в их общей структуре снижался и темп осуществления инвестиций в целом.

В условиях наблюдаемого финансового кризиса роль бюджетных средств только возрастет. По-видимому, в ближайший год средства бюджета станут источником инвестиционной активности, компенсирующим в значительной степени приостановившуюся инвестиционную деятельность частного бизнеса. С учетом того факта, что за последние 12 лет доля бюджетных средств в осуществлении инвестиционных программ не изменилась, а в ближайшее время скорее только увеличится, заложенное снижение этой доли вдвое в «Основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 - 2030 годов» в предстоящие 12 лет вызывает определенные сомнения.

В разделе «привлеченные средства» весьма показательна статья «кредиты банков». Доля банковских кредитов в финансировании основного капитала довольно быстро и устойчиво растет: от символических 3% в 2000 г. до уже вполне заметных 10,1% в 2008г., а к 2020 г. - до 22%. При современном уровне кредитования банками инвестиционных программ российского бизнеса о серьезном перераспределении инвестиционного ресурса в пользу высокоэффективного производства говорить не приходится. Однако к 2020 г. ситуация, возможно, изменится. Пока же слабость отечественных банков является системной слабостью российской экономики, ставящей ее в заведомо слабую позицию по отношению к другим экономически развитым странам, как раз имеющим почти неограниченные возможности быстрого и эффективного перераспределения общественного капитала в пользу наиболее эффективных секторов экономики.

Следует отметить, что утроение рассматриваемой доли за последние семь лет - хороший результат, но и он связан прежде всего с тем, что российским банкам удавалось привлекать существенные ресурсы на мировом финансовом рынке. В условиях разворачивающегося мирового финансового кризиса эти возможности резко сузились. Собственных же финансовых ресурсов, достаточных для удержания достигнутой доли, у российских банков нет.

При обращении к данным о движении иностранных инвестиций следует отметить два факта:

1)малая доля иностранных инвестиций в основной капитал российских предприятий;

2)существенный и быстро растущий приток иностранного капитала в российскую экономику.

Что касается первого пункта, общая доля инвестиций из-за рубежа в основной капитал за период 2000-2008 гг. находится в пределах 6%, причем тенденция к росту здесь неустойчива. С другой стороны (второй пункт), произошло увеличение притока иностранного капитала за 12 лет более чем в 40 раз. Однако при более детальном рассмотрении исследуемой динамики выявляется более сложная картина движения иностранного капитала на российскую территорию. Действительно, доля прямых иностранных инвестиций в капитале российских компаний сравнительно невелика - не более одной четверти от их общего объема. При этом портфельные инвестиции до 2006 г. вообще не играли практически никакой роли, в 2006 г. они заметно возросли до 5,8%, но снова упали в 2007 г. Таким образом, основная часть иностранного капитала в России - это «прочие» инвестиции, т. е. кредиты.

 

 

Структура иностранных инвестиций в России говорит о том, что зарубежные инвесторы не готовы взять на себя риск организации собственного производства на российской территории, поэтому преимущественно кредитуют российскую банковскую систему. Риск при кредитовании банков существенно ниже, чем при осуществлении инвестиций в отдельное производство. Во-первых, отечественная банковская система регулируется довольно жестко. Во-вторых, в случае ее системного кризиса Центральный банк и стоящее за ним государство с его финансовыми и иными ресурсами не допускают катастрофического развития событий.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: