V. Оценка современного состояния оплаты труда в РФ

Реформирование ранее действующих систем управления экономикой в России повлекло крупные просчеты и серьезные ошибки, в частности, в организации нормирования и оплаты труда. Это, прежде всего, проявилось (еще на начальном этапе реформ) в выборе целей, методов и способов практического разрешения организационно экономических проблем, ориентированных на эффективную работу предприятия.

При выборе целей реформирования организации и оплаты труда обозначилось два совершенно разных подхода: первый состоял в том, чтобы все вопросы организации труда и его оплаты сосредоточились в центре; второй - на уровне предприятия. Последние получили право решения практически всех вопросов организации труда и его оплаты на уровне отдельного предприятия. Последствия таковы: и в том и в другом случае было исключено влияние на уровень оплаты регулирующего воздействия рынка труда, исключен учет отраслевых и территориальных интересов работодателей и работников в вопросах объективного установления уровня и динамики оплаты труда работников, а также поддержания необходимых соотношений в оплате труда.

В ходе подготовки к переходу на рыночные отношения среди управленческой элиты возобладало мнение, что нормы как таковые утрачивают свое значение, поскольку они выполняют главным образом функцию регулирования заработной платы. Подобное утверждение опровергается опытом стран с развитой рыночной экономикой: правильно организовать заработную плату на предприятии невозможно без ее основополагающего элемента - нормирования труда, которое позволяет установить соотношение между объемом затрат труда и размером его оплаты в конкретных организационно-технических условиях.[3]

В практике хозяйствования сложились, по меньшей мере, две тенденции. Первая - это повышение оценки рабочей силы, приведшее к тому, что заработная плата может выполнять свои воспроизводственные функции, то есть обеспечивать работнику условия для нормальной жизнедеятельности.

Вторая - это процесс возникновения и углубления неоправданной дифференциации заработной платы. Если в 2008 году соотношение в уровнях зарплаты 10% работников с наиболее низкой заработной платой и 10% работников с самой высокой зарплатой было 1:20, то в настоящее время это соотношение достигает 1:22.

Неоправданная дифференциация наблюдается по всем категориям работающих, по предприятиям одной отрасли, одной территории, по одноименным предприятиям рыночных форм собственности и в рамках одной из форм собственности. Нередко в соседних субъектах Федерации, имеющих примерно одинаковую стоимость жизни, различия в оплате труда достигают 1,5-2 раза. Таблица 2. Среднемесячная начисленная заработная плата (без выплат социального характера) по видам экономической деятельности (Приложение 2)

Итак, повышение минимального размера ЗП, по крайней мере, до величины прожиточного минимума, и значительный рост на этой основе цены труда являются важнейшими, наиболее актуальными социально-экономическими задачами российской экономики.

Сегодня много говорят о росте средней зарплаты, однако, это не самый верный барометр экономического состояния общества. Гораздо показательнее среднедушевой доход, когда берётся конкретная семья (домохозяйство), суммируются все её доходы и делятся на количество людей. По этому показателю 2% населения страны просто-напросто голодают. Речь о почти трёх миллионах человек, которые не едят вдоволь даже каши. Среднедушевой доход в этой группе ниже 1 тыс. руб. в месяц. Когда проводились в регионах исследования, сталкивались с людьми, у которых среднедушевой доход был всего лишь 300 (!) руб. в месяц.

Необходимо перейти к главному — почему беднейшие слои населения выигрывают от повышения МРОТ меньше, чем состоятельные. К примеру, «бюджетница» мать-одиночка получает нынешнюю минимальную зарплату 4330 руб., а у неё на иждивении один ребёнок. Разделив указанную сумму на два, получим, что среднедушевой доход в этой семье даже после повышения МРОТ до прожиточного уровня будет равен его половине. В то же время 10% самых богатых домохозяйств России состоят не только из бизнесменов и топ-менеджеров, но также и из членов их семей. Например, тёща или мать бизнесмена может работать библиотекарем. И когда она приносит в общий «семейный котёл» свою добавку к МРОТ, их семья пусть на чуть-чуть, но становится богаче. А та самая мать-одиночка даже с прибавкой не может вырваться из нищеты.[4]

В западных странах разрыв между богатыми и бедными считается нормальным, если он составляет 3-4 раза. В России же соотношение дохода 10% самых бедных к 10% самых богатых составляет, по оценкам Росстата 15 раз, а по неофициальным — больше 20.

В сложившейся ситуации необходимо ограничить рост доходов богатейших слоёв населения с помощью налогов. Нынешняя плоская шкала подоходного налога в 13% антисоциальна. К тому же сама идея введения единого налога, как для бедных, так и для супербогатых с целью вывести заработную плату из тени не оправдала себя. Объём скрытой оплаты труда и сегодня составляет 11% ВВП.

Если сейчас благосостояние «золотой» верхушки россиян (10% населения) в год в среднем растёт на 35-40%, то с помощью налогов на доход надо снизить эти темпы до 4%. Полученные деньги дадут возможность справиться с нищетой за несколько лет. Например, в США госрегулирование по схеме «налоги — социальные трансферты» снижает первоначальный показатель неравенства доходов в 4,5 раза!

Учёные предлагают ввести в России пособие по нуждаемости. Оно должно выдаваться на семью, где среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. И это не подстегнёт инфляцию, ведь в данном случае денежная масса в стране останется прежней.

 

Основные показатели,

характеризующие уровень жизни населения [5]

Таблица №1

 

 

Апрель

В % к

Январь-

апрель

2010г.

в % к

январю-

апрелю

2009г.

Справочно

 

 

Апрелю 2009

 

 

Марту 2010

апрель 2009г. в % к

январь-

апрель

2009г.

в % к

январю-

апрелю

2008г.

апрелю 2008г. марту 2009г.
Денежные доходы (в среднем на душу населения), рублей   18721   110,2   107,1   112,9   114,6   107,5   114,2
Реальные располагаемые денежные доходы       103,7   106,9   106,5   102,4   108,0   101,1
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника:              
номинальная, рублей 20383 112,4 99,0 111,0 108,3 99.3 111,6
реальная   106,0 98,7 103,8 95,7 98,6 98,3

 

По данным таблицы можно сделать вывод, что реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в апреле 2010г. по сравнению с соответствующим периодом 2009г., по оценке, увеличились на 3,7%, в январе-апреле 2010г. - на 6,5%.

Рис.1[6]

 

Величина прожиточного минимума. Правительством Российской Федерации 21 апреля 2010г. принято постановление № 259 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2009 года".

 

Исходя из рис.1, реальные располагаемые доходы (доходы минус обязательные платежи с поправкой на инфляцию) растут еще медленнее: «июнь 2009 к июню 2008» они выросли на 7,9%, «полугодие к полугодию» - на 11,2%. Реальные располагаемые денежные доходы в январе 2009г. по сравнению с соответствующим периодом 2008г., по оценке, увеличились на 12,9%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заработная плата - совокупность вознаграждений в денежной или (и) натуральной форме, полученных работниками за фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время. Поскольку источником выплаты заработной платы является национальный доход, то величина фонда заработной платы трудового коллектива, каждого работника должна быть поставлена в прямую зависимость от достигнутых конечных результатов, рост объема производимой продукции (услуг, работ), повышение эффективности производства и его конкурентоспособности.

Рассмотрев существующие системы и формы оплаты труда, стоит отметить много хороших сторон и явных преимуществ.

Но для более полного удовлетворения личных и общественных потребностей, решения задачи повышения эффективности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, работников предприятия нужно поставить в такие условия, которые будут побуждать их наращивать высокоэффективную технику, улучшать использование производственных ресурсов. Для этого механизм материального стимулирования целесообразно строить на научно обоснованных критериях оценки деятельности предприятия, структурных подразделений. Речь идет о необходимости использования показателей, отражающих конечный хозяйственный результат труда каждого члена коллектива.

В настоящее время в области оплаты труда сложилась такая ситуация, для которой характерно полное расхождение ранее провозглашенных принципов с реальной действительностью. Их материальное благосостояние не только не связано с эффективностью производства, общественной полезностью производимой продукции, но даже с объемом произведенной продукции. Поэтому первым шагом к совершенствованию оплаты труда должно быть изменение в механизме формирования оплаты их труда на предприятии.

Ближайшими целями государственной политики в области организации оплаты труда являются:

· реформирование заработной платы;

· повышение минимального размера заработной платы до величины прожиточного минимума;

· изменение налоговой политики — снижение налогообложения с товаропроизводителей;

· усиление роли социального партнерства; улучшение работы информационной службы.

Анализ положения, сложившегося в стране с оплатой труда, свидетельствует о крайне несовершенных методах ее регулирования при помощи, как договорных механизмов, так и государственных (нормативных, налоговых и бюджетных) методов. Российская экономика имеет много несовершенств, в том числе в России слабо развит рынок труда. В последнее время наблюдаются существенные различия между размерами доходов населения. Эта тенденция отрицательно сказывается на благополучии людей, на экономике страны, на международном статусе Российской Федерации.

Социальные процессы в современной России носят сложный и зачастую противоречивый характер. Положительные тенденции стабилизации уровня жизни населения, наблюдающиеся в последние четыре года, еще не позволили (после 15 лет проводимых реформ) достичь даже достаточно низкого дореформенного уровня доходов населения.

Становление отвечающей новым реалиям системы заработной платы в России "законсервировалось" на этапе транзитных (переходных) ее форм, которые слабо адаптированы к рыночным механизмам.

Главное условие проведения экономических и социальных реформ - их системность. Многочисленные факты свидетельствуют о том, что, например, невозможно реформировать систему доходов или систему регулирования рынка труда, оставляя в "замороженном виде", не приводя систему оплаты труда к цивилизованному виду.

В условиях катастрофически высокой поляризации (дифференциации) доходов населения важно, используя опыт западноевропейских стран, сформировать и внедрить рыночные механизмы по выравниванию и перераспределению доходов, отказаться от архаичных среднестатистических методов оценки состояния и динамики доходов населения.

Одним из самых значимых барьеров на пути начавшегося экономического оживления остается дефицит хорошо оплачиваемых рабочих мест. Требуется существенный пересмотр государственной и местной политики занятости и регулирования доходов, формирования четких ориентиров для работодателей.

Нужна государственная программа регулирования заработной платы, позволяющая мотивировать россиян к творческому и эффективному труду. Для того, чтобы уменьшить дифференциацию заработной платы, вмешательство государства должно быть умеренным.

Я считаю, что такая ситуация на рынке труда России создает неблагоприятную обстановку в сфере трудовой морали, то есть работники часто теряют интерес к труду. По-моему, данный вопрос будет открытым еще долгое время, поэтому он требует дальнейшего изучения.

 

Список литературы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: