Понятие банковской системы, принципы её организации. Составные части банковской системы

 

Чаще всего под словом «система» понимается состав чего-либо. В некоторых источниках отмечается, что банковская система включает Центральный банк, кредитные организации и их ассоциации. Такое толкование не случайно («система» от гр. system - целое, составленное из частей, соединение).[1] Из этого же предположения о содержании системы исходит и немецкое законодательство, а также некоторые немецкие авторы. В одном из лучших немецких учебников «Банковское дело» под редакцией профессора                   X. Е. Бюшгена отмечается, что банковская система состоит из универсальных и специализированных банков, эмиссионного банка. Центральный банк играет ведущую роль - роль банка банков[2].

Вместе с тем термины «система» и «банковская система» определяют не только состав банков. По содержанию понятие «банковская система» более широкое, оно включает[3]:

· совокупность элементов,

· достаточность элементов, образующих определенную целостность,

· взаимодействие элементов.

Итак, банковская система — это совокупность профессиональных участников кредитного рынка, или просто совокупность кредитных организаций.

Возможны два подхода к определению банковской системы:

1) узкий — банковская система как совокупность только банковских организаций, т. е. таких организаций, которые юри­дически называются банками;

2) широкий — банковская система как совокупность всех кредитных организаций, т. е. как совокупность банковских и не­банковских кредитных организаций.

В своей работе мы будем исходить из широкого понимания банковской системы как всех кредитных учреждений независи­мо от их юридического названия — банк или какая-то иная кре­дитная организация.

Понятие банковской системы следует отличать от понятия кредитной системы, которая объединяет всех участников рынка в той мере, в какой они участвуют в кредитных отношениях друг с другом. Можно сказать: кредитная система объединяет как профессиональных, так и непрофессиональных участников кре­дитного рынка, а банковская система — только профессиональных участников.

Банковская система в каждой стране складывается под влия­нием общеэкономических принципов и специфических факто­ров, свойственных данной стране и истории ее развития.

К общеэкономическим принципам относятся[4]:

• иерархичность — это деление банковской системы на уров­ни иерархии, или подчиненности. Никакая организацион­ная система не может существовать без соотношения меж­ду целым и его частями. Банки (кредитные организации) есть всегда только части, а потому необходимо наличие ка­кой-то организации, которая объединяет все эти части в единое целое;

• компетентность (профессиональность) — это функциони­рование кредитных организаций только на профессиональ­ной основе. «Работа» на кредитном рынке должна быть са­мой главной деятельностью кредитных организаций;

• универсальность — это охват кредитными организациями абсолютно всех существующих (возможных, требуемых) видов деятельности на кредитном рынке. Речь идет не о том, что буквально каждая кредитная организация долж­на быть универсальной на кредитном рынке, т. е. выпол­нять все виды рыночной деятельности на нем. Речь о том, что в своей совокупности кредитные организации должны выполнять все необходимые действия на кредитном рынке.

К специфическим факторам, влияющим на организацию бан­ковского дела в стране, обычно относятся[5]:

• история страны;

• политическое устройство;

• менталитет (взгляды, привычки) населения;

• текущая конъюнктура;

• интересы правящих элит и др.

В нашей стране банковская система с точки зрения подчи­ненности, или иерархии, кредитных организаций имеет двух­уровневый характер, т. е. разделяется на (рис.1):

Рис. 1. Банковская система России

 

• Центральный банк страны (Банк России) — это банк как руководитель, организатор и расчетный центр всей кредит­ной системы страны;

• все остальные кредитные учреждения (организации) — это организации, которые могут функционировать в качестве кредитных организаций только на основе Федерального Закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 15.11.2010., с изм. на 07.02.2011)[6].

Кредитные организации подразделяются на две группы[7]:

1) банки, или коммерческие банки, — это полноценные кре­дитные организации, т. е. кредитные организации, которые мо­гут осуществлять любые операции на кредитном рынке;

2) небанковские кредитные организации — это кредитные организации, которые специализируются на выполнении лишь отдельных банковских операций, или могут осуществлять лишь часть операций из числа тех, что разрешены банкам. К ним от­носятся:

• расчетные организации — это небанковские кредитные ор­ганизации, которые специализируются на предоставлении всевозможных расчетных услуг участникам организован­ных рынков: ценных бумаг, валют, производных финансо­вых инструментов и др.;

• депозитные организации — это небанковские кредитные ор­ганизации, которые специализируются в привлечении де­нежных средств на срочные вклады и их размещении. Дан­ные организации не могут осуществлять открытие и ведение текущих и расчетных банковских счетов и осуществлять расчеты по ним;

• организации инкассации — это небанковские кредитные ор­ганизации, которые специализируются на инкассации (пе­ревозке) наличных денег и иных платежно-расчетных доку­ментов и ценностей;

• Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) — это небанковская кредитная организация, соз­данная с целью реструктуризации банковской системы или, проще говоря, для преодоления всевозможных кри­зисных явлений в банковской системе страны.

АРКО занимает особое место среди небанковских кредит­ных организаций, так как, во-первых, является некоммер­ческой организацией, созданной Правительством России и Центральным банком, во-вторых, ее целью является не осуществление коммерческих операций на кредитном рын­ке, а функции «санации» («очистки») в банковской сфере, т. е. работа с проблемными банками, восстановление их нормальной рыночной деятельности или, наоборот, прове­дение ликвидации (банкротства) банков с соблюдением интересов их вкладчиков.

Постепенно наша страна вливается в мировую экономику, что неизбежно приводит к расширению сектора иностранных кредитных организаций в банковской системе России.

Иностранный капитал может иметь разные формы участия в капитале банка (кредитной организации). Он может только уча­ствовать в нем, когда, например, 10 или 20 % капитала россий­ского банка принадлежит иностранным лицам. Но если в капи­тале банка его большая часть принадлежит иностранным юриди­ческим или физическим лицам (нерезидентам), в этом случае банк уже считается иностранным, находящимся на территории нашей страны.

Обычно такие банки являются дочерними банками крупных иностранных банков, расположенных в других странах мира.

Позитивные моменты присутствия иностранных банков в России связаны с усилением конкурентной борьбы как движуще­го мотива рынка, приходом на кредитный рынок современных банковских технологий, высоких стандартов управления, привле­чением иностранного капитала в экономику страны и т. п.

Однако усиление влияния иностранного капитала на россий­ском кредитном рынке должно сопровождаться и принятием адекватных мер по защите национальных интересов страны, а не только интересов российских банков.

Банковские объединения могут быть двух типов[8]:

1) организационные объединения банков — это формальные объединения, добровольные объединения банков как самостоя­тельных и независимых юридических лиц в целях осуществления их общих интересов. Сюда относятся:

• банковские синдикаты — это временное объединение капи­талов банков при сохранении их полной юридической са­мостоятельности в целях проведения каких-либо совмест­ных рыночных операций. Например, группа банков может совместно предоставить какой-то крупный («синдициро­ванный») кредит, который одним банком по разным при­чинам не может быть предоставлен;

• банковские ассоциации (союзы) — это добровольные неком­мерческие объединения банков (кредитных организаций), создаваемые обычно в целях координации деятельности, представительства в государственных организациях и за­щите общих интересов. Наиболее известной в России банковской ассоциацией является Ассоциация российских банков (АРБ);

2) экономические объединения банков — это сосредоточение (концентрация) уставных капиталов разных банков в собствен­ности одного участника рынка. В результате банки начинают действовать на рынке как единое целое при сохранении их юридической самостоятельности. В данном случае юридически независимые банки теряют свою самостоятельность в принятии каких-либо рыночных решений. Такими объединениями могут быть:

• банковская группа — это сосредоточение уставных капита­лов нескольких банков в собственности какой-то одной кредитной организации (одного банка — «головного бан­ка»);

• банковский холдинг — это сосредоточение уставных капи­талов нескольких банков в собственности какой-то одной некредитной организации («головной организации»).

Организационные банковские объединения — это объедине­ния банков как самостоятельных юридических лиц. Если участ­ник такого объединения пожелает прекратить свое членство в нем, он свободно может это сделать.

Экономические банковские объединения представляют со­бой «объединение» их уставных капиталов, в силу чего отдель­ный банк, являясь самостоятельным юридическим лицом, не может уже выйти из такого «объединения», а точнее — из подчи­нения владельцу его уставного капитала[9].

Подводя итоги сказанному, можно сказать, что банковская система — это совокупность банковских и небанковских кредитных учрежде­ний, т. е. организаций, которые на профессиональной основе осуществляют деятельность на кредитном рынке.

Банковская система страны формируется под влиянием общеэкономических принципов, к которым относятся иерар­хичность, профессиональность, универсальность, и под влия­нием специфических факторов, свойственных данной стране в силу ее истории, политической системы, менталитета населе­ния и т. п.

Банковская система России имеет двухуровневый характер, т. е. состоит из Центрального банка и всех остальных кредит­ных организаций, которые разделяются на коммерческие банки и небанковские кредитные организации,                т. е. организации, ко­торые могут выполнять не все функции банка на кредитном рынке.

Банки как участники рынка могут объединяться либо по своим интересам в синдикаты или союзы, либо в силу концен­трации собственности на их уставный капитал в банковские группы и банковские холдинги.

В деятельности банка важную роль играет бухгалтерский учет, который обеспечивает формирование информации о движении средств и их источников.
Задачи бухгалтерского учета в коммерческих банках[10]:

Ø Формирование полной и достоверной информации о финансово-хозяйственных процессах и результатах деятельности банка, необходимой для оперативного руководства и составления отчетности.

Ø Контроль за наличием и движением денежных средств, материальных и нематериальных ценностей, финансовых ресурсов и других ценностей и их источников.

Ø Обеспечение клиентов банка своевременной и точной информацией о движении средств на расчетных, ссудных и других счетах.

Принципы бухгалтерского учета в банках, так же как и в учреждениях и предприятиях других отраслей народного хозяйства, едины. Они изложены в Приказе МФ РФ «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации» от 29.07.1998 № 34н (в ред. от 24.12.10 – вступает в силу с бухгалтерской отчетности 2011 года).
Положение устанавливает следующие методологические основы бухгалтерского учета[11]:

Ø первичное документальное оформление и отражение хозяйственной деятельности, денежная оценка имущества, обязательств и хозяйственных операций, калькуляция себестоимости продукции и услуг путем суммирования фактически произведенных расходов;

Ø  инвентаризация средств предприятия с целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета;

Ø систематизация и группировка полученной информации способом двойной записи в соответствии с «Планом счетов бухгалтерского учета» и на завершающем этапе учетного процесса - общая характеристика состояния хозяйственного объекта на определенную дату (составление баланса и других форм отчетности).

Следуя единым методологическим основам, бухгалтерский учет в банке имеет отличительные черты, обусловленные спецификой обслуживаемой сферы денежного обращения, что отражается в организации учетно-операционной работы.

Основная доля операций, осуществляемых в банке - операции, связанные с движением денежных средств, платежей и расчетов. Это предопределяет особые требования к их документальному оформлению, организации документооборота, хранению документов, учету и отчетности банка. Организация учетно-операционной работы в банке включает:

Ø построение учетно-операционного аппарата;

Ø организацию рабочего дня и документооборота;

Ø внутрибанковский контроль.

В структуре учетно-операционного аппарата банков выделяют учетные группы, которые ведут счета, однородные по экономическому содержанию. Количество групп и их состав зависят от направлений деятельности банка и ее масштабов.

Организация учетно-операционной работы в банке должна обеспечить выполнение следующих условий:

Ø Все операции с документами, принятыми от клиентов в течение операционного времени отражаются в бухгалтерском учете в тот же день (операционное время устанавливается банком самостоятельно).

Ø Передача обработанных документов на ВЦ банка производится в течение рабочего дня по графику, но не позднее чем за 1,5 - 2 часа до его окончания, для того чтобы ввести необходимую информацию, обработать ее для составления отчетности текущего дня.

Ø Бухгалтерский ежедневный баланс составляется не позднее следующего рабочего дня (так как выписки с корреспондентских счетов банка поступают на следующий после проведенных операций день).

Организация учетно-операционной работы требует установления в учреждении банка порядка прохождения документов по всем стадиям обработки. Для этого составляются график и схемы документооборота, утверждаемые руководителем. В графике предусматриваются:

- время, необходимое для обработки документов, поступивших в банк до начала обслуживания клиентов. Например, таких документов, как выписки с корреспондентских счетов, данные об инкассации денежной выручки и о сумме денег, принятых вечерней кассой и др.;

- график обслуживания клиентов для более равномерной нагрузки;

- время для прохождения и обработки документов, поступающих в банк после окончания операционного дня.

При оформлении банковских операций необходимо обеспечивать контроль за законностью операций и сохранностью средств.

Ответственный исполнитель должен проверить соблюдение установленных правил расчетов, правильность оформления документа и заверить его своей подписью. Если документ подлежит дополнительному контролю, то он передается контролирующему работнику. В ходе проверки контролеры пользуются образцами подписей работников банка, а также образцами подписей и оттисками печатей клиентов банка. После проверки контролером операция исполняется.

Все проведенные операции отражаются на счетах бухгалтерского учета, которые систематизируют их с различной степенью детализации. Наиболее общие счета - синтетические - определены планом счетов, который является экономически обоснованным систематизированным перечнем счетов бухгалтерского учета. Наличие единого перечня счетов позволяет сделать информацию о деятельности банка доступной для сторонних пользователей и обобщать ее в единой отчетности Центрального Банка России. Детальную информацию дают аналитические счета, причем, степень детализации определяется потребностями управления банком.

Все счета делятся на балансовые и внебалансовые.
Учет по балансовым счетам ведется способом двойной записи, которая обеспечивает получение баланса банка. По внебалансовым счетам учет ведется по приходу и расходу без применения двойной записи.

Операции, проведенные за день, обобщаются в ежедневной отчетности, которая включает баланс и отчет по внебалансовым счетам.
Бухгалтерский баланс - это группировка хозяйственных средств и источников их образования в денежном выражении на определенную дату. Баланс представляет собой основную форму бухгалтерской отчетности, которая характеризует финансовую деятельность банка и используется для ее анализа и контроля. В нем отражается состояние привлеченных и собственных средств банка, а также их размещение в кредитные и другие операции.
Баланс банка, в отличие от балансов предприятий производственной сферы, построен по принципу односторонней группировки счетов. В одном его разделе могут быть активные, пассивные и активно-пассивные счета. Баланс составляется ежедневно.

Все документы должны быть правильно и четко оформлены. Исправления в банковских денежно-расчетных документах не допускаются.
По месту формирования документы подразделяются на банковские, составляемые банком, и клиентские, поступающие от предприятий и организаций, а также граждан. Примером банковских документов являются кассовые (приходные и расходные), мемориальные ордера, распоряжения о выдаче кредита на оплату расчетных документов, авансовые отчеты подотчетных лиц. К клиентским документам относятся платежные требования, поручения, чеки, срочные обязательства по ссудам и др[12].

Денежно-расчетные документы по характеру банковских операций подразделяются на кассовые, мемориальные и внебалансовые.

Кассовыми документами оформляются операции по приему и выдаче наличных денег. К приходным кассовым документам относятся: объявления клиентов на взнос денег в кассу банка, приходные кассовые ордера, квитанции приема денег. К расходным кассовым документам относятся чеки на получение денег и расходные кассовые ордера. Чековые книжки (именные и на предъявителя) выдаются клиентам банка по их заявлениям. Расходными кассовыми ордерами оформляется выдача вкладов. Приходные и расходные кассовые ордера применяются и при совершении внутрибанковских операций.

Мемориальные документы используются для безналичных перечислений по счетам. К ним относятся представляемые банку клиентами платежные требования, поручения, расчетные чеки и др. документы, а также мемориальные ордера для оформления операций при частичной оплате платежных поручений, частичном погашении ссуд и т. п.

К внебалансовым документам относятся приходные и расходные внебалансовые ордера. Этими документами оформляются прием и выдача ценностей и документов, хранящихся в кассе и в бухгалтерии.
Все кассовые и мемориальные документы, служащие основанием для совершения банковских операций, должны иметь подписи должностных лиц банка, оформивших и проверивших их. Подписавшиеся лица несут ответственность за законность операции и правильное оформление документа. Некоторые операции подвергаются дополнительному контролю и поэтому подписываются, после ответственных исполнителей, старшими по должности работниками банка.

Банки обязаны обеспечить строгую сохранность бухгалтерских документов. Ответственность за правильную организацию и соблюдение установленного порядка хранения документов возлагается на руководителя и главного бухгалтера банка, которые инструктируют сотрудников, распределяют и закрепляют за ними места для хранения документов. Бухгалтерские документы хранятся подшитыми за каждый рабочий день в возрастающем порядке номеров дебетовых или кредитовых балансовых счетов. Подборка документов осуществляется работником, на которого возложено формирование документов. Документы за истекший день должны быть оформлены не позднее, чем на следующий день. Количество и общая сумма документов заверяется на обложке подписями формировавшего работника, главного бухгалтера или его заместителя, а по кассовым документам - также старшего кассира.
Изъятие документов по вкладам допускается лишь по требованию судебных или следственных органов в связи с уголовными делами.

При изъятии подлинного документа составляется в двух экземплярах акт или протокол изъятия за подписями главного бухгалтера банка или его заместителя. В акте или протоколе должно быть точно указано, по чьему требованию документ изымается. Второй экземпляр акта или протокола вручается указанному представителю.

На место изъятого подлинного документа помещается заверенная главным бухгалтером копия документа, первый экземпляр акта или протокола и требование на изъятие документа с распиской лица, получившего подлинный документ. Об изъятии главный бухгалтер делает за своей подписью надпись на обложке папки с документами.

В соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» деятельность кредитной организации подлежит ежегодной аудиторской проверке аудиторской фирмой (самостоятельно работающим аудитором), имеющей лицензию Банка России на осуществление аудита кредитных организаций. Банковский аудит является одним из видов аудиторской деятельности. Основной целью банковского аудита является установление достоверности  бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций и соответствия совершенных ими операций действующему законодательству Российской Федерации.

Основные показатели (содержание, объем и формы) бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (принят ГД ФС РФ 27.06.2002)[13], нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

Территориальные учреждения Банка России должны обеспечить систематический контроль за организацией банковского аудита. Территориальные учреждения Банка России по месту нахождения кредитных организаций оперативно, начиная с 1 марта текущего года, один раз в 2 недели сообщают в Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка России следующую информацию о проведении ежегодного аудита:

· наименование кредитной организации, регистрационный номер;

· наименование аудиторской фирмы, номер лицензии, дата принятия

ЦАЛАК Банка России решения о выдаче лицензии;

· номер договора, заключенного с аудиторской фирмой (аудитором).

Сводную информацию о проведенных аудиторских проверках кредитных организаций по итогам их деятельности за год не позднее 15 июня текущего года территориальные учреждения Банка России по месту нахождения кредитной организации представляют в Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности.

В случае обнаружения при проведении инспекционных и других проверок кредитных организаций фактов неквалифицированного проведения аудита, территориальные учреждения Банка России по месту нахождения кредитной организации должны обсудить с соответствующей  аудиторской фирмой (аудитором), зарегистрированной в регионе, выявленные нарушения или направить письмо с изложением своих замечаний аудиторской фирме (аудитору), зарегистрированной в другом регионе. Копия письма направляется территориальному учреждению Банка России по месту регистрации аудиторской фирмы (аудитора).

Территориальные учреждения Банка России ежегодно, не позднее 1 сентября, представляют в Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка России отчет о деятельности зарегистрированных в регионе аудиторских фирм (аудиторов). Форма, содержание и порядок представления годового отчета в Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка России устанавливаются нормативными актами Банка России.

Для подготовки годового отчета территориальные учреждения Банка России по месту нахождения проверенных аудиторами кредитных организаций направляют до 10 июля территориальному учреждению Банка России по месту регистрации проводившей аудит фирмы (аудитора) предложения о возможных путях устранения нарушений и, при необходимости, применении к аудиторским фирмам (аудиторам) мер воздействия.

Территориальное учреждение Банка России по месту регистрации аудиторской  фирмы (аудитора) после получения и анализа всей имеющейся у него в распоряжении информации проводит с аудиторской фирмой (аудитором) деловую встречу (совещание), на которой рассматриваются замечания по качеству и полноте проведенного аудита и другие вопросы, связанные с деятельностью аудиторской фирмы (аудитора). Результаты деловой встречи (совещания) оформляются протоколом, который должен содержать констатацию основных замечаний (недостатков) по деятельности аудиторской фирмы (аудитора), объяснения аудиторской фирмы (аудитора) о причинах допущенных нарушений, предложения о возможных путях устранения нарушений и перечень принятых по результатам встречи решений.  Информация о проведенных деловых встречах (совещаниях) и принятых на них решениях включается отдельным разделом в годовой отчет о деятельности зарегистрированных в регионе аудиторских фирм (аудиторов), представляемый в Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка России.











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: