Семья как компонент образовательной системы

Семья и родители  являются активными субъектами формирования личности. В широком социальном и культурном контексте семья создаёт условия для повышения качества общего образования и занимает особое место в создании и сохранении социокультурного пространства. Выявление роли образовательной среды и её элементов, влияющих на воспитание ребенка, является важнейшим компонентом в динамично развивающемся обществе. В.А. Ясвин определил образовательную среду как «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении»[9,14]. Особенностью семьи как элемента образовательной среды является наличие исторически сформировавшейся народной педагогики.

Мою семью можно охарактеризовать как традиционную, наша семья очень большая. В традиционной семье реализуются такие основные педагогические понятия как уход, воспитание, самовоспитание, обучение, приучение и др. Благодаря бабушке педагогу, я  воспринималась в семье как объект и субъект воспитания, к которому применялись разнообразные педагогические воздействия: подготовка к труду, формирование морально-волевых черт характера, развитие ума, забота о здоровье и др. В моей семье большое значение придавалось многообразным факторам воспитания: природе, игре, слову, общению, традициям и др. Использовались такие методы как убеждение, пример, приказ, разъяснение, пожелание и др. Бабушка применяла в качестве средств воспитания: считалки, пословицы, поговорки, загадки, рассказы, сказки и др.

Стратегия воспитания в моей семье определялось представлениями родителей о целях воспитания. Компетенции, сформировавшиеся в процессе познавательной деятельности, обеспечили развитие моих личностных качеств.

Семья влияет на эффективность личностного саморазвития, развивает способности быть субъектом учебной деятельности. Социальный компонент образует пространство межличностного взаимодействия в непосредственной форме, при которой родительское воздействие и родительско-детское взаимодействие имеют направленность на создание системы безопасности и благополучие. Овладение коммуникативными способами межличностного взаимодействия помогает развиваться в наиболее благоприятном ритме в соответствии с его индивидуальными особенностями. Компьютерная обучающая среда предоставляет дополнительные возможности для всестороннего развития. Семья как элемент образовательной среды играет ключевую роль в жизни человека.

Для анализа образовательной среды, проведем микро­экспертизу воспитательно­го процесса. Ответим на шесть простых вопросов, отметив те варианты ответов, которые кажут­ся нам «правдой и только правдой».

Чьи интересы и ценности ставят­ся на первое место в моей семье?

а) личности каждого; б)общества (коллектива), в нашем случае семьи.

Кто к кому подстраивается впроцессе взаимодействия?

а) воспитатель к ребенку; б) ребе­нок к воспитателю.

Какая форма воспитания преимущественно осуществля­ется?

а) индивидуальная; б) кол­лективная (групповая).

Практикуется ли наказание детей?

а) пожалуй, да; б) скорее,нет.

Стимулируется ли про­явление ребенком какой-либо инициативы?

а) обычно, да; б) пожалуй, далеко не всегда.

Всегда ли находят ка­кой-либо положительный отклик те или иные твор­ческие проявления ребен­ка?

а) скорее, да; б) пожалуй, нет.

Теперь проанализировав ответы, построим вектор­ную модель образователь­ной среды семьи в системе координат, со­стоящей из двух осей: ось «свобода — зависимость» и ось «активность — пас­сивность». Три первых вопроса направлены на определение наличия в среде возможностей для свободного развития ребенка и соответственно три оставшихся – возможностей развития его личностной активности.

На основе проведенной диагностики ана­лизируемая среда может быть отнесена к одному из четы­рех базовых типов сред: догматической, безмятежной, карьерной, творческой.

рис. 1 Векторная модель образовательной среды «Семья»

Семья является творческой средой свободной активности. Согласно теории Януша Корчака творческая среда – идейная среда. Личность развивается при активном освоении и преобразовании окружающего мира. Формируется высокая самооценка, открытость и свобода суждений.

На характер развития, воспитывающей среды семьи оказывать влияние те или иные взаимодействия с другими людьми, с обществом целом, т.е. среды обитания.

Для определения влияния социальной среды, Ясвин В.А. вводит понятие "силы общественного ветра". Вектор общественного влияния смещает результат действия основной образовательной среды к смежному с ее основной образовательной средой типу в направлении увеличивающихся степеней зависимости и пассивности. Полученный путем такого смещения вектор рассматривается как "вектор личности", сформированной в данной образовательной среде. Следовательно, векторная модель моей образовательной среды - семья, будет выглядеть следующим образом (рис. 2).

 

рис. 2 Влияние вектора общественного ветра

Далее попробую найти коэффициент модальности.

Модальность это качественный показатель экспертизы образовательной среды. Коэффициент модальности показывает степень использования учащимися развивающих возможностей (ресурсов среды). Модальность образовательной среды как ее качественная характеристика является важнейшим параметром потому, что в наибольшей степени отражает педагогическую эффективность всей образовательной системы учебного заведения. Модальность показывает КПД (коэффициент полезного действия) образовательного процесса.

Для определения коэффициента модальности используется "вектор личности", формирующейся в данном типе образовательной среды.

Если рассматривать мою образовательную среду, можно увидеть, что семья имеет высокий коэффициент модальности.

Таблица 1. Коэффициент модальности

Образовательные среды Тип образовательной среды Коэффициент модальности
Семья Карьерная среда зависимой активности 1,2

Рассмотрим количественные показатели экспертизы образовательной среды применительно к воспитательной среде – семья.

Количественные параметры дают представление о степени организации образовательных возможностей среды.

Определение уровней этих параметров осуществляется с помощью блоков соответствующих таблиц, разработанных В.А. Ясвиным, каждая из которых отражает ту или иную сторону возможностей среды. Безусловно, содержание пунктов таблиц не претендует на полное отражение соответствующей реальности, их задача состоит лишь в диагностике количеств, сил и средств.

Таблица 2. Количественная оценка образовательной среды

Параметры

Количественное значение
1

Широта образовательной среды

1,25+0,5+1,25+0+0+0,2+0,55+1=4,75
 

Коэффициент модальности

1,2
 

Итоговый балл

4,75*1,2=5,7
2

Интенсивность образовательной среды

0,5+0,8+1+1=3,3
 

Коэффициент модальности

1,2
 

Итоговый балл

3,3*1,2=3,96
3

Осознаваемость образовательной среды

1,4+0+0,4+0,9+1,4+1,4+1,4=6,9
 

Коэффициент модальности

1,2
 

Итоговый балл

6,9*1,2=8,28
4

Обобщенность образовательной среды

1,4+1,7+1,6+1,2+0,8+0=6,7
 

Коэффициент модальности

1,2
 

Итоговый балл

6,7*1,2=8,04
5

Эмоциональность образовательной среды

0,4+0,9+0,9+0,7=2,9
 

Коэффициент модальности

1,2
 

Итоговый балл

2,9*1,2=3,48
6

Доминантность образовательной среды

2+1,5+2,5=6
 

Коэффициент модальности

1,2

Продолжение таблицы 2

 

Итоговый балл 6*1,2=7,2

7

Когерентность 1+0,4+0,7=2,1

 

Коэффициент модальности 1,2

 

Итоговый балл 2,1*1,2=2,52

8

Социальная активность 0,4+0,8+(0,2+0,5)+0,5=2,4

 

Коэффициент модальности 1,2

 

Итоговый балл 2,88

9

Мобильность 1+0,5+0,5+1

 

Коэффициент модальности 1,2

 

Итоговый балл 3*1,2=3,6

10

Устойчивость 10+(+0,3+0,2+0,3)+(-1)=9,8

 

Коэффициент модальности -

 

Итоговый балл 9,8
       

Согласно проведенной экспертизе можно судить о том, что моя семья как образовательная среда высоко устойчива. Среда мобильна, так как без соотношения своих устоев и традиций с изменчивой средой обитания семья бы просто не смогла функционировать.  Отмечается активность образовательной среды. Семья принимает участие в различных конкурсах. О личных достижениях каждого члена семьи, так же не следует забывать, ведь каждый член семьи реализует себя не только в рамках семьи, но и на работе, в обществе, ассоциациях и т.д. Самое запоминающееся достижение нашей семьи победа в конкурсе «Мама, папа, я – интеллектуальная семья».

Так же высок показатель осознаваемости среды, это свидетельствует о том что каждый член семьи, сознательно заботится об общем благополучии и развитии, стремится вносить в семейную среду новые конструктивные идеи, организовывать общий быт и досуг, создавать условия для творческого самораскрытия своих близких.

Данная система параметров экспертизы образовательной среды позволяет производить ее системное описание, предоставляет возможность осуществлять мониторинг развития.


Заключение

Образовательная среда – процесс целенаправленного формирования личности. Среда человека, его естественное и социальное окружение, обладает комплексом влияний и условий, обуславливающих развитие духовное, моральное и т.д. В процессе жизни человек проходит много образовательных сред. 

Образовательная среда это система, которая, несмотря на свою слаженность, не статична. Она испытывает на себе все изменения общества, культуры. Естественно и сама при этом оказывая на них влияние. Существуют консервативные образовательные среды, например церковь, и динамично изменяющиеся. Но все равно даже самая статичная система подвластна изменениям. Сталкиваясь, среды приводят к деформации друг друга, что ведет к трансформации. Каждый новый человек приносить что-то свое в группу, школу, семью.

Чем больше и полнее личность использует возможность среды, тем более успешно происходит ее свободное и активное саморазвитие.


Список литературы:

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. Для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия». -  1999.

2. Дрофа В.М. Образовательная среда как объект управления / Режим доступа [http://ooipkro.nm.ru/Text/t10_72.htm]

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М. – 2002.

4. Образовательная система школы: проектирование, организация, развитие / Под ред. В.А. Ясвина и В.А. Карпова. – М., 2002. – (Теория и практика элитного образования)

5. Маркович Д.Ж. Социальная экология. – М. – 1991.

6. Савенков А. Образовательная среда /А. Савенков// Газета Школьный психолог. - №19/2008.

7. Савенков А. Образовательная среда /А. Савенков// Газета Школьный психолог. Окончание статьи. - №20/2008.

8. Ясвин. В.А. Векторная модель школьной среды //научно-методический журнал Директор школы.- вып.6.- 1998 г.

9. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М., 2001.

10. Ясвин. В.А. Экспертиза школьной образовательной среды: В.А. Ясвин; отв. Ред. К. п. н. С.А.Ушаков.- М.: «Сентябрь». – 2000.

11. Ясвин. В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде: Под ред. В.И.Панова.- М.: Молодая гвардия. -1997.

 

 




Приложение 1

Таблица 3 Диагностические вопросы

Вопросы Семья Детский сад Школа Вуз
1.Чьи интересы и ценности ставятся на первое место? А) личности; б) общества (коллектива). А б б а
2. Кто к кому подстраивается в процессе взаимодействия? А) воспитатель к ребенку; б) ребенок к воспитателю. Б б б б
3. Какая форма воспитания преимущественно осуществляется? А) индивидуальная; б)коллективная (групповая). А б б б
4.Практикуется ли наказание детей (имеются в виду не обязательно розги по субботам)? А) пожалуй, да; б) скорее, нет б а а а
6. Стимулируется ли про- явление ребенком какой- либо инициативы? А) обычно, да; б) пожалуй, далеко не всегда а б а а
6. Всегда ли находят какой-либо положительный отклик те или иные творческие проявления ребенка? А) скорее, да; б) пожалуй, нет а а а а

 

Приложение График моих образовательных сред

 

 

 

                                                  

Семья Творческая среда свободной активности
Детский сад Догматическая среда пассивной зависимости
Школа Карьерная среда активной зависимости
ВУЗ Типичная карьерная среда

 

Рис. 3 Векторные модели моих образовательных сред

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: