Тема 8. Роль Петербурга в развитии области

ВОЗМОЖНЫЙ ВАРИАНТ ПРОГРАММЫ

ВАРИАНТ 2. «ГОРОД САНКТ-ПЕТЕРБУРГ» [1]

(68 часов)

ВВЕДЕНИЕ

Город – отражение достижений и проблем цивилизации.

Города — среда обитания горожан. Структура города. Благоустройство и комфортность жизни. Проблемы городской жизни.

Санкт-Петербург: европейский и российский город. Петербург глазами поэтов, писателей, художников.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Петербуржцы – жители города

(современное состояние и историческая справка)

Современные петербуржцы: количество и качество населения (разносоциальный, разноэтнический, состав, уровень образования и другие особенности качества). Специфика формирования петербургского населения. Проблема демографии. Взаимоотношения между горожанами. Процесс ассимиляции. Сохранение корпоративности внутри определенных социальных и этнических групп. Национальные общества, землячества, национально-культурные центры.

Из истории формирования петербургского населения.

Тема 2. Природно-географические условия развития города и жизни петербуржцев

(современное состояние и историческая справка)

Местоположение города на географической карте России, Европы. Современный природный ландшафт Приневской низменности.

Нева – главная улица города. Невские притоки, протоки, каналы. Наводнения: памятные знаки, проекты защиты города от наводнений. Острова Невской дельты. Зеленые зоны на территории города. Экологическая обстановка в городе.

Из истории формирования природного ландшафта.

 

Тема 3. Экономика города – основа благосостояния горожан

(современное состояние и историческая справка)

Отрасли промышленного производства. Предприятия и их деятельность. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом района расположения школы.)

Торговые центры, предприятия. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом района расположения школы.)

Транспортные торговые узлы. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом района расположения школы.)

Банки. Кредитные общества. Страховые кампании. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом района расположения школы.)

Петербург – туристический центр. Организация бизнеса туризма.

Петербуржцы, занятые в экономической и финансовой сфере: предприниматели, рабочие, инженеры, государственные служащие (директора), банкиры и другие. Их деятельность и условия жизни. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом района расположения школы.)

Проблемы и перспективы развития экономики Петербурга.

Из истории развития петербургской экономики.

Тема 4. Санкт-Петербург – центр образования, просвещения, науки

(современное состояние и историческая справка)

Современная система образования: типы учебных заведений, преемственность между ними. (* Отбор материала по усмотрению учителя). Петербуржцы, занятые в сфере образования. Их деятельность и условия жизни. (* Отбор материала по усмотрению учителя). Современный петербургский школьник: его отношение к образованию. Перспективы развития петербургской школы.

Из истории петербургского образования.

Современные центры просвещения: библиотеки, музеи, лектории, выставки, (*) книгоиздательства. (* Отбор материала по усмотрению учителя). Петербуржцы, занятые в сфере просвещения, их деятельность. (* Отбор материала по усмотрению учителя).

Из истории петербургского просвещения.

Центры науки в Петербурге. (* Отбор материала по усмотрению учителя). Направления научных исследований. (* Отбор материала по усмотрению учителя). Ученые: их деятельность и условия жизни. (* Отбор материала по усмотрению учителя). Проблемы и перспективы развития петербургской науки.

Из истории развития науки в Петербурге.

 

Тема 5. Санкт-Петербург – центр художественной культуры

(современное состояние и историческая справка)

Литературный мир Петербурга. Литературные стили. Поэты и писатели: их деятельность и условия жизни. (* Отбор материала по усмотрению учителя.)

Театральный Петербург: разнообразие театров, их репертуара. Деятели театрального искусства: их творчество и условия жизни. (* Отбор материала по усмотрению учителя.)

Музыкальный Петербург. Центры музыкального искусства. Музыкальные стили. Деятели музыкального искусства: их творчество и условия жизни. (* Отбор материала по усмотрению учителя.)

Мир искусства. Центры живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Художественные стили. Художники, скульпторы, декораторы: их деятельность, условия жизни. (* Отбор материала по усмотрению учителя.)

Архитектура Петербурга. Типы зданий, ансамбли. Архитектурные стили. Зодчие, строители, инженеры Петербурга. (* Отбор материала по усмотрению учителя.)

Проблемы и перспективы развития Петербурга как центра художественной культуры.

Из истории формирования нашего города как центра художественной культуры.

 

Тема 6. Управление городом, благоустройство города и быт горожан

(современное состояние и историческая справка)

Современное управление Санкт-Петербургом. Устав Санкт-Петербурга.

Условия жизни петербуржцев и их проблемы. Городское хозяйство и благоустройство города.

Быт разных слоев горожан; повседневная культура.

Городские традиции: этические, праздничные.

Из истории формирования системы управления городом, его благоустройства и быта горожан.

Тема 7. Исторические условия развития Петербурга

Местоположение города на исторической карте: близость к странам Европы, северо-западным городам. Особенности исторического развития: основание по воле царя, столичный город на протяжении двух столетий, военная столица, областной город.

Хронологические периоды развития города. Отличительные черты каждого периода. Важнейшие события общероссийского масштаба, происходившие в городе. (*) Государственные деятели каждого периода. Важнейшие городские события каждого периода. Памятники, напоминающие о событиях и государственных деятелях.

Преемственность в формировании петербургского наследия.

Тема 8. Роль Петербурга в развитии области

(современное состояние и историческая справка)

Петербург – «потребитель» сырья, рабочих рук, земель. Дороги от Петербурга и их роль в развитии края.

Старинные центры края. (Старая Ладога, Шлиссельбург, Тихвин). Развитие новых центров (Новая Ладога, Луга, Бокситогорск, Сланцы, Волховстрой, Кириши или другие). Дворянские усадьбы (в близлежащих от Петербурга окрестностях). Жемчужное ожерелье Петербурга - бывшие загородные царские резиденции и города около них.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: