Роль бабушек и дедушек в проявлениях жизненных целей личности

Очень много написано о той роли, которую играют отец и мать - особенно мать - в воспитании ребенка. Именно они - центральные фигуры "родительской педагогики". Гораздо более скромная роль отводится бабушке. Между тем если иметь в виду реальную расстановку сил в современной семье, то игнорирование бабушки или какое-либо умаление ее значения по меньшей мере неразумно. Ныне это фигура первого плана. Выдвижение бабушки на авансцену семейной педагогики имеет свои социально-экономические предпосылки.

Не следует забывать, что во многих регионах страны на смену многодетной семье, где многие воспитательные функции и участие в организации семейного быта были возложены на самих детей, мера вклада которых определялась порядком рождения, пришла семья с одним или двумя детьми. Семья, где отец и мать работают и будут работать на протяжении всего детства и отрочества их ребенка, а следовательно, времени на осуществление важнейших воспитательных задач, которые общество возлагает на семью, будет неизбежно не хватать. И тогда надежды молодой семьи, если не говорить о системе общественного воспитания, группах продленного дня, внешкольных учреждениях, значение которых трудно переоценить, фокусируются на бабушке, в ней видят якорь спасения. Бабушка как раз в это время может выйти на пенсию, ее к этому побуждают, от нее этого ждут, наконец, просят и требуют: "Пусть такой вид помощи молодой семье - "приходящая бабушка", пусть приедет к нам из деревни (если она там живет), пусть вернется в деревню (если она проживает в городе), пусть уедет от сестры (она уже вынянчила племянника), пусть дед... временно поживет один!"

Молодая семья готова на всё - только пусть будет бабушка! Ее можно понять: в самом деле, не давать же объявление: "Требуется бабушка к ребенку двух лет...", а бабушка требуется. Но появление бабушки в семье нельзя уподобить приобретению многоцелевого кухонного агрегата. Ее появление (я чуть не написал - воцарение) трансформирует всю систему семейных отношений и оказывает серьезное влияние на процесс воспитания.

Согласно теории основателя детской психологии в России Л.С. Выготского, именно взрослый придает смысл действиям ребенка. Соответственно, чем больше взрослых (близких взрослых) – тем больше смыслов: общаясь с родителями и прародителями, ребенок воспринимает разные взгляды, разные точки зрения на одни и те же поступки и явления. Причем это точки зрения разных поколений, которые могут радикально отличаться друг от друга. Множество мнений порождает особое пространство – зону вариативного развития, позволяющую ребенку активно включаться в процесс собственной жизнедеятельности. Это в дальнейшем поможет ему вставать на позицию другого, учитывать чужую точку зрения, считаться с мнением других. Это означает, что благодаря такой многопозиционности, представления ребенка будут богаче и шире. Погружаясь в такую полисмысловую, разнопозиционную, социальную ситуацию развития, которую создает многопоколенная семья, ребенок получает более объемное, глубокое представление о многих явлениях окружающего мира. Кроме того, общаясь поочередно с родителями и прародителями, он имеет возможность проследить генезис этих представлений («в наше время было так, сейчас – иначе»).

Учеными установлены определенные особенности в психическом развитии детей из многопоколенных семей[7]. Общий эмоциональный фон у этих детей является более благоприятным, по сравнению с детьми из нуклеарных (мама-папа-ребенок) семей. Для них характерен более положительный эмоциональный настрой, открытость окружающему миру. Дети, проживающие с бабушками, более непосредственны в общении, лучше сформирован образ собственного Я. Это выражается, во-первых, в более полном знании собственных предпочтений и интересов (они лучше знают, чего хотят, и адекватно добиваются своего). Во-вторых, у детей из многопоколенных семей лучше сформированы представления о статусе своей семьи, роде занятий родителей, о самих себе, своем месте в обществе и среди друзей (социальное Я). Наконец, дети с бабушками более интеллектуально состоятельны в школе, особенно в младших классах. Психологическое исследование развития интеллекта у маленьких детей, проведенное в 80-х годах, показало, что моторный интеллект младенцев, проживающих в многопоколенной семье, то есть имеющих наиболее тесный контакт с бабушками и дедушками, выше, чем у младенцев, проживающих в нуклеарной семье. Это явление получило название «эффект бабушки».

Общение с бабушкой и дедушкой позволяет ребенку удерживать связь с прошлым, иметь более четкое представление о жизни предыдущих поколений. У него возникает более глубокая пространственно-временная перспектива, в результате чего его картина мира будет отличаться от картины мира ребенка, не знающего историю развития семьи и своего места в ней. Прародители (в основном бабушки) имеют большую возможность познакомить внуков с устным народным творчеством, чем родители. Все жанры фольклора, игровые сюжеты, а также стихи, пословицы и поговорки, колыбельные песенки и сказки – все это ребенок слышит в большей части от бабушек, хотя фольклор называется «материнским», и, переработанный тысячами поколений, он является золотым фондом народной педагогики. Колыбельные песни, например, помогают ребенку зафиксировать собственное место его в этом мире и таким образом успешнее структурировать пространство окружающей среды, а народные сказки не только помогают различению добра и зла, но и фиксируют модели «доброго молодца и красной девицы» и, в конечном счете, формируют идеальный образ будущей семьи.

Прародители способствуют передаче традиций, культурных норм и ценностей, этических принципов, то есть всего того, чего не хватает в современном обществе. Для детей из многопоколенных семей характерно более глубокое (по сравнению с детьми из нуклеарных семей) понимание таких представлений, как дружба, счастье, хорошее и плохое.

Во взаимодействии с прародителями дети опробуют новые модели межличностных отношений (такие как проблемы дистанции, границ, правил и норм поведения, степени контроля). Вероятно, что такие формы взаимодействия между прародителями и внуками обусловлены более высокой степенью принятия и низким контролем. Прародители предоставляют более безопасное пространство для осуществления этих проб. Жизненная стабильность особенно важна для маленьких детей. Им необходим четкий распорядок дня, в котором присутствуют знакомые, привычные для них действия, то есть необходима повторяемость происходящего. На ее основе формируется чувство безопасности, которое знаменитый американский психолог Э.Эриксон определил как «базовое доверие» к миру.

Специфика отношения прародителей к внукам задает особую социальную ситуацию развития ребенка в многопоколенной семье. Наиболее существенные отличия в родительском и прародительском отношении к ребенку наблюдаются в стиле взаимодействия и эмоциональных отношениях. В связи с нуклеаризацией семьи и отдельным проживанием молодой семьи сегодня, прародители реже оказываются главой семьи, что было характерно для традиционной семьи в России (большак – как правило, самый старший мужчина в семье, большуха (старшуха) – обычно мать и свекровь для остальных женщин в крестьянских семьях; старшие члены семьи как хозяева имений, крепостных и челяди в дворянских семьях и т.п.). При этом прародители (особенно бабушки) все же сохраняют важную роль в воспитании и развитии внуков.

Однако, несмотря на множество положительных моментов участия в воспитании ребенка бабушки и дедушки, существует опасность чрезмерной опеки, что, в свою очередь, приводит к избалованности, эгоизму, отсутствию самостоятельности и чувства ответственности у малыша, а затем и у молодого человека, формированию в нем социального инфантилизма. В наших семьях нередко наблюдаются коалиции между прародителями и внуками подросткового возраста. Дедушки и бабушки начинают покрывать безумства подросших любимых внучки/внука и беззаветно защищать их перед родителями, таким образом, неосознанно как бы продлевают их детство и свое прошлое значительное положение в семье.

Мы должны помнить: бабушки и дедушки не смогут заменить детям родителей и дать то, что могут дать только родители. В данном же случае слишком сильная и активная забота о чадах может иметь отрицательные последствия и сыграть злую шутку и с малым, и со старым. Несогласованность в выборе методов воспитания родителей и старшего поколения значительно осложняет жизнь ребенка, поэтому взрослым следует научиться договариваться друг с другом о непротиворечивом стиле общения с малышом, а также стараться избегать возникновения конфликтов в этом сложном вопросе. Стремление всех членов семьи к объединению, взаимному согласию и пониманию обогащает жизнь детей и помогает им вырасти полноценными людьми.

В чем же заключается важность и необходимость сохранения этих удивительных отношений, взаимной нежной привязанности, трогательной любви и заботы, преданной и верной дружбы между бабушками-дедушками и внучатами?[8] Педагоги, психологи, медики пришли к единодушному мнению, что помощь прародителей в воспитании детей оказывает благоприятное воздействие на психологический климат молодой семьи при условии тактичного, бережного, доброжелательного и уважительного отношения друг к другу всех ее членов. Малыш, окруженный заботой прародителей, в меньшей степени страдает от недостатка внимания со стороны работающих и вечно занятых своими делами родителей. Такой ребенок, как правило, ощущает себя защищенным, значимым, любимым, а потому и более уверенным в своих силах и способностях. Бабушкам и дедушкам, способным внимательно выслушать ребенка и понять детскую душу, малыши чаще, чем родителям, доверяют свои сокровенные тайны, делятся с ними негативными переживаниями и радостями, не боятся задавать даже самые смелые вопросы, тревожащие их ум. Жизненный опыт старших позволяет тактично подойти к решению любой проблемы, связанной с особенностями роста и развития ребенка. Они могут дать множество полезных советов родителям по вопросам лечения, учения, общения вашего малыша, предупредить вас о возможных ошибках в воспитании ребенка, взять на себя обязанности по развитию его умственных способностей, подготовить к школе, научить общаться со сверстниками и т.д.

Особое отношение бабушек и дедушек к детям, по сравнению с родителями, отмечается многими исследователями. Недаром в народе возникла поговорка о том, что «Первый ребенок – это последняя кукла, а первый внук – это первый ребенок». Взаимоотношения между прародителями и внуками не отягощены огромным количеством обязанностей друг перед другом, как это происходит у детей с родителями. Наоборот, прародители, свободные от воспитания собственных, уже вставших на ноги детей, могут бескорыстно посвятить свое время такому же свободному от взрослых забот внуку. Это полезно не только для ребенка, но и для самих бабушек и дедушек. И здесь уместна еще одна глубокая народная мудрость: «Дети до венца, а внуки – до конца»…

Каковы же функции прародителей в современной семье:

Постоянство. Прародители воспринимают себя как символ стабильности, как интегрирующий центр, как сдерживающий фактор при угрозе распада семьи.

Семейная «национальная гвардия». Обычно ими движет желание принимать активное участие в жизни семьи и забота о подрастающем поколении. Они призваны быть рядом в трудный момент, оказывать поддержку в кризисной ситуации.

Арбитры. Их действия направлены на сохранение и согласование семейных ценностей, что помогает сохранить связь между поколениями и способствовать разрешению внутрисемейных конфликтов.

Сохранение семейной истории. Поддерживают преемственность между поколениями. Передача семейного опыта, сохранение семейных реликвий, семейных традиций и ритуалов является символом стабильности семьи, показателем того, что старшее поколение продолжается в младшем, это делает семейное существование людей более осмысленным.

Духовно-нравственное развитие (передача духовных знаний, религиозных представлений, нравственных смыслов, семейных ценностей и установок и т.п.) – эта функция бабушек является одной из основных. Не только знания моральных норм, религиозных обрядов и церковных праздников, но и горячая вера и молитва, жертвенность и терпение запечатлеваются навсегда в детском сознании.

Поэтому однажды, когда бабушки не станет, взрослый внук, будто очнувшись, впервые переступит порог храма, неловко перекрестится и спросит: «У меня бабушка умерла... Могу я что-то сделать для неё?»

 



Заключение

В жизни молодой семьи бабушки зачастую играют огромную роль. Нередка ситуация, когда старшее поколение помогает молодой семье материально или обеспечивает жильем. При появлении ребенка, бабушки вносят весомый вклад в дело ухода и воспитания.

Дедушки и бабушки всегда отличались способностью дать детям какую-то долю своего эмоционального богатства, чего не успевают иногда сделать родители ребенка или из-за недостатка времени, или из-за своей незрелости. Говорят, что между старыми людьми и детьми существует какая-то "мистическая связь": сказка, которую рассказывает дедушка, намного интереснее, чем та же самая, рассказанная отцом. Дедушка и бабушка занимают в жизни ребенка и потому такое важное место, что они ничего не требуют от него, не наказывают его и не бранят, но постоянно делятся с ним своим душевным богатством. Следовательно, роль их в воспитании малыша бесспорно важна и довольно значительна.

Совместное сосуществование поколений является школой личной зрелости, иногда суровой и трагической, а иногда - приносящей радость, обогащающей взаимоотношения людей. Больше, где бы то ни было, люди здесь учатся взаимопониманию, взаимной терпимости, уважению и любви. И та семья, которой удалось преодолеть все трудности отношений со старшим поколением, дает детям много ценного для их общественного, эмоционального, нравственного и психического развития.

Все о чем говорилось в данной работе показывает, на сколько огромно влияние прародителей на проявление жизненных целей личности. Чем больше ребенок знает о себе, родителях и окружающем мере, тем четче у него формируются собственные цели и желания. А знакомство с окружающим миром, самим собой и родителями бабушки делают более обширным, глубоким и детальным.

 



Список использованной литературы

 

1. Гарбузов В.И. От младенца до подростка - С. - Петербург, 2006.

2. Ковалёв А.Г. Психология личности.- М.; «Просвещение», 2006, 391с.

3. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. - М., 2004.

4. Кулик Л.А, Н.И.Берестов. Семейное воспитание. М.,Просвящение 2000г.
Махов Ф.С. Кого мы растим - Москва, 2001.

5. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Пер. с англ. М.С.Жамкочьян под ред. В.С.Магуна – М.: «Аспект Пресс»,2000 – 607с.

6. Положение детей России в 2003 г. М., // Дом, 2004, с.24

7. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. М.: Просвещение, 2001.

8. Сысенко В.А. Отцы и дети. / Социологические исследования. 2006. №2. С. 100.

9. Фолкен Чак Т. «Психология – это просто». – М.: Агентство «ФАИР», 2008г.

10. Франкл Виктор. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 2005.

11. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: ЗАО Изд.Питер. 2002 г. Серия «Мастера психологии»
[1] Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Пер. с англ. М.С.Жамкочьян под ред. В.С.Магуна – М.: «Аспект Пресс»,2000 – 607с.

 

[2] Ковалёв А.Г. Психология личности.- М.; «Просвещение», 2006, 391с.

 

[3] Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. - М., 2004.

 

[4] Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. - М., 2004.

[5] Кулик Л.А, Н.И.Берестов. Семейное воспитание. М.,Просвящение 2000г

[6] Махов Ф.С. Кого мы растим - Москва, 2001.

[7] Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. М.: Просвещение, 2001.

 

[8] Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. М.: Просвещение, 2001.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: