Бытовых услуг на муниципальном уровне 7 страница

5. Гибкость и способность выживания благодаря тактике неравновесных сделок, ориентация на тенденции в динамике заключения сделок, притоке заказов, быстрое реагирование на изменение рыночных ситуаций.

   Теория неравновесных сделок может найти свое применение и в сфере бытового обслуживания, которая по своей природе – динамична и неравновесная, т.к. малые объемы и краткосрочная перспектива требуют информационно-динамической концепции поведения на рынке. Мелкие производители могут обладать частной информацией и знанием потребительских ожиданий отдельных сегментов рынка, которыми не обладают крупные производители, В условиях гибкого маневрирования и постоянного выявления неучтенных особенностей групп потребителей модели итерационного поиска равновесия являются наиболее приемлемыми имитационными моделями, если не единственно возможными с точки зрения теории. При исследовании рыночных процессов итерационные методы нахождения равновесных состояний перестают быть просто математическими процедурами в условиях полноты информации, абстрактным формализмом, определяющим равновесие системы, - они выступают в качестве имитации реальных процессов во времени, постепенного приближения к равновесию в условиях неполноты информации. Неравновесное состояние может рассматриваться при этом как состояние равновесия с некоторой неопределенностью, связанной с неполнотой информации для одной или всех рыночных сделок. По мере уточнения информации и симметричности ее перераспределения между сторонами рынка, система приближается к равновесию с нулевой неопределенностью.

   В силу этих особенностей функционирования бытового обслуживания (специфика услуг, ограниченность видов деятельности, неполноты информации о рынке, ограниченность капитальных вложений) анализ следует рассматривать не на уровне отдельных предприятий, а на уровне относительно самостоятельных видов деятельности. Общее число направлений может быть достаточно большим, если для этого имеется достаточная информационная база данных и такая размерность оправдана целью анализа. Существует комплекс имитационных моделей, которые описывают динамику достижения равновесия и позволяют проводить анализ направлений на основе коэффициентов влияния и отклика. Рассматриваются 2 ситуации: неопределенность распределения относительно цен и неопределенность распределения относительно конечного спроса.

       Модель итерационных сделок с итерационным уточнением состояния, предложенная в работе Светунькова С.Г1. и рассмотренная ниже, обладает симметрией в том смысле, что может рассматриваться как с точки зрения процесса уточнения интересов производителя, так и с точки зрения уточнения интересов потребителя. В первом случае мы допускаем, что известна кривая предложения (кривая предельных затрат) и неизвестна кривая спроса (интересы потребителя), во втором – известна кривая спроса и неизвестна кривая предложения.

    Рассмотрим первый вариант уточнения интересов: со стороны производителя путем последовательных сделок с потребителем, кривая спроса которого имеет неопределенный вид (неизвестна для производителя). Предположим, что производитель предлагает объем Q0 по цене P0. Цена P0 может оказаться выше кривой спроса потребителя (кривая D1 на рис.4) или ниже кривой спроса (кривая D2).

 


Рис. 4. Уточнение кривых спроса потребителя

путем заключения неравновесных сделок

В первом случае сделка будет иметь место, если производитель будет снижать цену или объем, двигаясь в сторону кривой D1 (как показано на рис. 4) из точки P0, Q0 пока не достигнет области на кривой D1 и ниже последней. Например, сделка может произойти в точке P1, Q0 а при желании производителя увеличить объем до Q'1 цена должна будет снижаться в сторону равновесной точки. Во втором случае (кривая спроса проходит выше начальной точки) сделка может состояться уже в точке P0, Q0, но производитель может увеличивать объем или цену, двигаясь в области, заштрихованной на рис. 4, пока не упрется в кривую D2, после чего дальнейшее увеличение объема будет сопряжено с уменьшением цены вплоть до достижения равновесной точки. Совершая сделку, например в точке P0, Q1 производитель сохраняет первоначальную цену P0, но вынужден уменьшить объем от Q0 до Q1. Благодаря факту заключения сделки, производитель выявляет точку P0, Q1  как одну из точек кривой спроса потребителя. Варьируя затем цену или объем, производитель может обнаружить другие точки кривой спроса, как границы той области, которая является допустимой для потребителя в отношении заключения сделок. Таким путем методом последовательных уточнений накапливается информация о кривой спроса и интересах потребителя. Собственные интересы производителя, - увеличение своего излишка и захват излишка потребителя, - будут вести сделку в направлении точки пересечения кривых спроса и предложения.

    Аналогичные рассуждения проводятся и случае, когда сделки предлагает потребитель, а производитель выступает в качестве стороны, ответно предлагающей свой вариант значения для одного из двух параметров состояния (P,Q) этом случае потребителю известна его кривая спроса D, и в процессе итерационного уточнения и взаимодействия с производителем "нащупывает" кривую предложения S, определенные точки на этой кривой. Логика итерационных уточнений может быть формализована на основе простого правила: если имеет место сделка в момент t, характеризуемая состоянием (Pt, Qt), то для последующих сделок в момент (t+1)

 

    (2)

 

 

Смысл этих условий состоит в том, что относительно совершенной сделки увеличение объема сопряжено с уменьшением цены, а увеличение цены – с уменьшением объема при последующей сделке (закон спроса и предложения). Левые части условий выражают изменения объемов (цен) при фиксированных ценах (объемах). Каждая совершенная сделка является своего рода микроравновесием, точкой совпадения интересов покупателя (потребителя) и продавца (производителя) в реальный момент времени. На рис. 4 показаны две возможные кривые D1 и D2, отражающие две различные группы потребителей (с различной платежеспособностью) и одна кривая предложения S, соответствующая общему производителю или одной группе производителей. На рис. 5 показан случай двух кривых D1, D2 и двух кривых S1, S2, которые моделируют взаимодействия по парных отношений между различными группами потребителей и производителей:

точка А является равновесной для D1 и S1

точка B – для кривых D2 и S1;

 

точка C – для кривых D2 и S2;

точка D – для кривых D1 и S2.

Рис.5. Пилообразная траектория частичных равновесий (неравновесных сделок) между отдельными группами потребителей и производителей

 

Общие кривые спроса и предложения оказываются менее крутыми (см. рис.5) и соответствуют границам максимального предложения для отдельных производителей (точка E для S1) и минимального спроса для отдельных потребителей (точка F для D1).

Анализ рис.5 важен с точки зрения теории неравновесных сделок, допускающей сделки внутри квазитреугольника, соответствующего излишку потребителей и производителей. Например, траектория изменения состояния вдоль кривой ABE производителя с кривой S1 будет соответствовать трем различным видам сделок: точка A - производитель имеет дело лишь с потребителем с кривой D1; точка B - производитель переадресовал свое производство на потребителя с кривой D2; точка E - производитель уже ориентирует свое производство на две группы потребителей – с кривыми D1 и D2, т.е. на общего, в данном случае, потребителя, имеющегося на рынке.

Движение по кривой ECK отражает три точки частичного равновесия: при переходе из E к C производитель S1 и потребитель D1 уходят с рынка, оставшийся производитель S2 более рентабельный, чем S1, взаимодействует с потребителем D2, более платежеспособным, чем D1. Дальнейший переход от C к K соответствует вступлению в рынок опять производителя S1 при сохранении прежнего потребителя. Переход от K к L соответствует возвращению на рынок второго, менее платежеспособного, потребителя D1, сопровождаемое захватом излишка потребителей со стороны производителей (точка М) и т.д.

    Различные траектории сделок, неравновесных с точки зрения общего равновесия, могут соответствовать равновесным состояниям между отдельными группами производителей и потребителей. При этом общие кривые спроса и предложения (пунктир на рис.5) допускают существование пилообразных кривых, например ECKLMO, отражающие реальные процессы неравновесных сделок. Движение вдоль пилообразных кривых соответствует уходу отдельных групп потребителей и производителей и появлению их снова вплоть до достижения полного равновесия (точка О). Состояния дисбаланса будут при этом отражать неэффективность рынка и потери излишков для потребителей или производителей. Динамика взаимодействия различных отдельных групп потребителей и производителей на данном рынке, следовательно, будет характеризоваться пилообразными кривыми достижения равновесия или выхода из него.

На рынке всегда присутствует неопределенность, недостаток информации (для некоторых сторон рыночных отношений), которая играет роль условия, обеспечивающего смысл функции и целесообразности предпринимательства, идущего на риск и получающего за это соответствующую прибыль. Неопределенность (неопределенный риск) может устраняться с помощью последовательных приближений, по мере уточнения кривых спроса и предложения, перевода неопределенного риска в определенный. Такая ситуация может моделироваться с помощью концепции динамического уточнения информации в процессе заключения неравновесных сделок. Общий вид модели уточняемого равновесия:

 


(3)

 

 

где pit – цена i -й услуги в текущий момент t, dit – соответствующий спрос, а Sit - соответствующее предложение; hit – положительный коэффициент регулирования скорости изменения цен во времени.

    Изменение функции hit моделирует способность и скорость принятия решений в той или иной области деятельности. Если значение hit постоянно, hit= hi0 , то при достаточно больших значениях hi0 имеет место эффект переоценки информации об избыточности спроса: последующие приращения цен могут привести к дисбаланса из-за слишком резких и больших скачков – значение цен после итерации переводит систему в состояние с изменением знака дисбаланса на противоположный и с большей абсолютной величиной дисбаланса ("перелет" в процедуре формирования равновесной цены, усиливающиеся биения). При достаточно малых значениях hi0 имеет место эффект недооценки информации, слабого реагирования, который однако гарантирует постепенное приближение к состоянию равновесия (стратегия медленного и осторожного нащупывания равновесной цены малыми шажками).

    В реальных ситуациях может иметь место и первый и второй случай. Но возможен и случай "золотой середины", когда параметр hi изменяется со временем, получая корректировки по мере уточнения информации, т.е. путем оптимального выбора величин hit.

       Функции φid, φiS,  φih приобретают более конкретный вид в зависимости от дополнительных условий и модификации модели применительно к частным задачам. В частности, общий спрос dit+1 может определяться конечным спросом Cit и матрицей мультипликатора B=(I-A)-1, используемой в моделях межотраслевого баланса:

dit+1=Σbij ·Cit                                         (4)

Если использовать выражения для эластичностей


(5)

 

 

которые являются дискретным аналогом степенных функций:

Dt = A·ptEd; St = B ·ptES,                              (6)

система уравнений (3) приобретает вид:

 


(7)

 

Обычно полагают параметр hit   постоянной величиной, однако при достаточно больших его значениях может возникнуть колебательный режим или расходящийся пилообразный процесс с ростом итераций. Условие неподвижной точки, точки равновесия для системы (7) дает выражение для оптимального значения hit* в каждый момент:


(8)

 

В таком случае, условие сходимости итераций имеет вид:

hi £ 2hi(t)*; h £ 2h(t)*, где                           (9)

h=(h1, h2,…, hn)T; h(t)* = (h1*(t), h2*(t),…, hn*(t))T.

   Для описания состояния рынка сферы сервиса и, в частности, бытовых услуг, в краткосрочный период может быть применена модель с использованием постоянных коэффициентов эластичности Edi, Esi для различных i- х видов услуг. Анализ статистических данных по различным отраслям показывает, что эластичности спроса и предложения по цене можно считать постоянными в пределах 1-2 лет. Поэтому система уточняемого равновесия, рассмотренная выше (7), с учетом информационного содержания параметра hi, имеет ряд существенных преимуществ при использования ее для краткосрочного моделировании экономических процессов в области сферы сервиса и, в частности, бытовых услуг:

1) система итерационных зависимостей вида (7) позволяет производить компьютерное моделирование экономических процессов для различных видов бытовых услуг, рассматривая каждый вид услуг независимо или вводя связи между ними, как в уравнении межотраслевого баланса. При этом многие параметры системы, такие как hi, Edi, Esi, а также различные начальные условия могут варьироваться в зависимости от целей исследования и постановки задачи;

2) модель (7) позволяет графически исследовать динамику изменений переменных во времени, в зависимости от сочетания параметров { hi, Edi, Esi, i=1,…,n }, выявлять нежелательные колебательные режимы и режимы возрастающего дисбаланса спроса и предложения.

Следует отметить, что рассмотренная имитационная модель, при всех ее достоинствах, имеет значительный резерв для развития применительно к специфике сферы бытовых услуг. В частности, в ней учтен только один конъюнктурообразующий фактор – цена, что справедливо при рассмотрении купли-продажи товаров, но недостаточно для рынка услуг.

Предлагается модификация данной модели, подразделяющая потребителей на несколько доходных групп, а производителей на группы по качеству обслуживания. Выделение таких групп может осуществляться в зависимости от ассортимента, сроков и качества выполнения заказов, использования различных современных форм обслуживания и оценке территориального размещения производителей. В конечном счете, качество обслуживания приводит к изменению цены и ориентации на определенную доходную группу потребителей. Количество выделяемых групп не должно быть большим, так как это сразу существенно усложняет модель и требует существенного увеличения объема исходной информации.

Тем не менее, описанная выше имитационная модель позволяет строить гибкий прогноз. В частности, могут быть спрогнозированы последствия вхождения в рынок или ухода с рынка новых производителей (предприятий бытовых услуг). В качестве исходных величин для проведения расчетов должны быть определены текущие значения цены pit, спроса dit, предложения Sit и коэффициенты эластичности спроса Edi и предложения Esi по цене.

Кроме того, в качестве параметра в модельные уравнения входит величина hi, определяющая сходимость итерационного процесса. Ограничение (9) на величину hi определяет сходимость итерационного процесса. На содержательном уровне экономических понятий параметр h в процедурах уточнения равновесия выражает рациональность и свободу для производителя услуг, реагирующего на запросы потребителя, т.е. способность производителя быть адекватным рациональному поведению потребителя на рынке. Изменение величины h показывает, насколько производитель "отстает" по цене и соответствующему предложению от реальной ситуации на рынке. В третьей главе описывается адаптивная методика построения мониторинга для определения и контроля изменения необходимых данных, используемых в предложенных моделях.

Глава 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ

МОНИТОРИНГА РЫНКА (на примере муниципального округа №51 Санкт-Петербурга).

3.1. Задачи изучения рынка бытовых услуг в муниципальном округе и формирование программы исследования

Федеральным законом от 28 августа 1995 года “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” комплексное социально-экономическое развитие территории отнесено к вопросам местного значения.

 Под комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования понимается управляемый процесс изменений в различных сферах жизни муниципального образования, направленный на достижение определенного уровня развития социальной и экономической сфер на территории муниципального образования с наибольшим уровнем удовлетворения потребностей населения. Органы местного самоуправления должны определять собственную стратегию развития, разрабатывать и реализовывать собственные проекты и планы развития.

    Главная цель, которую преследуют муниципальные органы в работе по социально-экономическому развитию территории - это улучшение качества жизни населения. Как уже говорилось, вопросы состояния и изменения рынка бытовых услуг представляют значительный интерес как с точки зрения развития предприятий бытовых услуг, так и с точки зрения изучения качества жизни населения муниципальных образований.

    Изучение рынка бытовых услуг целесообразно проводить путем оценки его конъюнктуры. Основными задачами по изучению конъюнктуры рынка в муниципальном округе являются следующие задачи:

1. оценка территориальной структуры предприятий сферы бытового обслуживания;

2. выявление объема и структуры спроса;

3. оценка качества предоставляемых услуг;

4. анализ неудовлетворенного спроса населения на бытовые услуги;

5. анализ возможного увеличения объема спроса на услуги при изменении факторов, влияющих на его формирование;

6. прогнозирование спроса на услуги и формирование рекомендаций по развитию рынка бытовых услуг.

В период с июня по декабрь 1999 года по заданию муниципалитета студентами Государственного Института Сервиса и Экономики под руководством автора было проведено исследование, посвященное проблемам бытового обслуживания населения в муниципальном округе N51 города Санкт-Петербурга. Цель исследования заключалась в оценке рынка бытовых услуг в данном округе и выявлении основных видов услуг, по которым спрос наиболее неудовлетворен. 

Данное исследование явилось практической реализацией первого этапа формирования системы мониторинга рынка бытовых услуг в муниципальном округе, проводимого по разработанной автором методике.     

Исследование решало следующие основные задачи:

1. оценка территориального размещения предприятий бытового обслуживания в данном округе с точки зрения охвата территории услугами с учетом удобства для населения;

2. изучение частоты пользования отдельными видами бытовых услуг;

3. выявление объема и структуры спроса на основные виды бытовых услуг;

4. выявление причин неудовлетворенности потребностей в конкретных услугах;

5. исследование причин отказа населения от услуг сферы бытового обслуживания;

6. выявление основных факторов, влияющих на спрос и выбор показателей для их оценки;

7. формирование показателей для оценки существующего предложения рынка услуг;

8. прогнозирование спроса на отдельные виды услуг с целью количественной оценки неудовлетворенного спроса и выдача рекомендаций по созданию (расширению) сети предприятий бытовых услуг;

9. отработка адаптивной методики на практическом примере муниципального округа (первого этапа формирования мониторинга рынка бытовых услуг);

10.  формирование набора показателей, которые должны быть получены при обработке данных периодического сбора информации.

Для решения поставленных задач была сформирована программа исследования, включавшая в себя следующие работы по первому этапу формирования мониторинга рынка бытовых услуг:

1. составление карты территориального размещения предприятий бытовых услуг в муниципальном округе и получение исходных данных по предложению на основании листов наблюдений;

2. анализ предложения и качественная оценка предложения услуг;

3. формирование программы опроса населения с целью оценки удовлетворенности потребностей населения в бытовых услугах, разработка анкет и методики опроса;

4. проведение опроса и анализ результатов; выявление видов услуг, имеющих наибольший неудовлетворенный спрос;

5. формирование программы повторного опроса с целью количественной оценки неудовлетворенного спроса на выявленные виды услуг (см. п. 4), разработка анкет и методики проведения опроса;

6. количественный анализ неудовлетворенного спроса по выбранным видам услуг и разработка рекомендаций по созданию (расширению) предприятий бытовых услуг в муниципальном округе.

Предварительный анализ полученных данных показал, что в исследуемом муниципальном округе потребности населения на бытовые услуги удовлетворены не полностью. Основные причины этого, выявленные при опросе населения – высокая цена, узкий ассортимент оказываемых услуг, неудобное расположение предприятий. Проведенные работы первого этапа формирования мониторинга рынка по отдельным видам услуг позволили прояснить сложившуюся в микрорайоне ситуацию и разработать ряд обоснованных рекомендаций по ее улучшению.

Описание адаптивной методики и пример ее применения изложены в следующих разделах главы.

3.2. Адаптивная методика формирования системы мониторинга рынка бытовых услуг в муниципальном округе

    Каждый муниципальный округ имеет свои особенности с точки зрения ситуации в сфере бытовых услуг. Особенности обусловлены историей муниципального округа (старый округ или новостройка), территориальным расположением (центральные районы или окраина, город или село), наличием и количеством промышленных предприятий, отношением районных и муниципальных властей к предпринимателям, имущественным положением жителей и т.д. Разработка методики построения мониторинга, учитывающей все возможные варианты развития, требует проведения длительных и дорогостоящих исследований, что практически невозможно в условиях ограниченности финансовых ресурсов муниципального округа. По этой причине в данной работе принят адаптивный подход к формированию мониторинга, позволяющий постепенно включать в рассмотрение наиболее важные факторы, определяющие состояние и развитие рынка бытового обслуживания населения.

 

3.2.1. Основные принципы адаптивной методики мониторинга и ее алгоритм.

Предлагаемая адаптивная методика включает два взаимосвязанных контура:

1) контур формирования системы мониторинга, его первичной информационной базы, системы показателей и методического обеспечения;

2) контур проведения собственно мониторинга, включающий циклически повторяющиеся работы по сбору и накоплению информации, анализу данных, выработку результирующих (прогнозных) рекомендаций, разработку вариантов управляющих решений, корректировку системы показателей и повторный сбор и анализ вновь поступающей информации.

   Основой системы является первый контур, закладывающий базовые принципы ее дальнейшей работы. Если в процессе периодического повторения работ второго контура выявляются дополнительные задачи или необходимость изменения числа и/или состава собираемых показателей, то методика предусматривает возврат в первый контур и модификацию программы второго контура. Важной задачей при модификации является обеспечение сопоставимости параметров новой программы с ранее собранными показателями. Поэтому модификация должна выполняться в основном за счет расширения числа показателей или исключения нецелесообразных. Второй контур является кольцевым контуром с входом в виде изменяющихся задач (показателей) и выходом в виде информации о результатах воздействия на рынок и прогнозных ситуаций. В этом проявляется адаптивность системы мониторинга, ее приспособляемость к изменяющимся условиям рынка и изменяющимся задачам мониторинга.

   В основу адаптивной методики легли следующие принципы:

1. Сочетание начальных обзорных исследований с дальнейшим углубленным изучением отдельных видов услуг, наиболее актуальных для муниципального округа в данный момент времени;

2. Выделение ограниченного ряда наиболее важных факторов, включаемых в рассмотрение. На каждом этапе круг факторов, включаемых в рассмотрение, определяется с учетом их важности и доступных финансовых, материальных и других ресурсов;

3. Периодичность исследований определяется возможностями муниципального округа и спецификой собираемых данных;

4. Целенаправленное построение процедур сбора и обработки данных, реализуемое путем отбора наиболее значимых показателей и использования простых методов их оценки или расчета;

5. Учет временного (частотного) характера предоставления услуг.

       

   Как отмечалось выше, основой методики служит первый контур алгоритма - формирование системы мониторинга. Рассмотрим его более подробно, учитывая тот факт, что второй контур в принципе является неизменной по алгоритму системой действий с изменяющимися входными данными, а суть проводимых в нем операций показана при описании работы первого контура. Кроме того, часть весьма важных с практической точки зрения результатов получаются при проработке именно первого контура, в частности, рекомендации по территориальному размещению предприятий.

 

3.2.2. Алгоритм методики формирования системы мониторинга рынка

   Этап 1. Качественный анализ состава и территориального размещения производителей услуг.

   Работы начинаются с обследования муниципального округа с целью изучения территориального размещения предприятий, оказывающих услуги. Составляется карта муниципального округа с привязкой предприятий, оказывающих услуги, к транспортным потокам, промышленным предприятиям, жилым микрорайонам. Одновременно собирается информация по ассортименту, ценам на услуги, режиму работы предприятий.

   Путем анализа полученной информации определяются следующие аспекты территориального размещения:

- выявляются виды услуг, отсутствующие на территории округа;

- определяются микрорайоны, в которых отсутствуют услуги постоянного спроса в зоне пешеходной доступности;

- оценивается наличие (отсутствие) конкуренции производителей услуг;

- выявляются точки, в которых целесообразно было бы разместить предприятия бытового обслуживания.

   Уже на этом этапе возможна подготовка рекомендаций по совершенствованию территориальной структуры предприятий бытового обслуживания населения. Данные этого обследования должны быть учтены при разработке анкет для этапа 2.

   Этап 2. Первичный опрос потребителей с целью изучения удовлетворенности спроса на бытовые услуги.

Цели этапа:

- определение уровня и структуры потреб­ностей населения по видам услуг;








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: