Данные о расходах предприятия, руб

Расходы

Виды порошка

СМС «Алина» СМС «Белянка» СМС «Вьюнок» ПРД «Дюшес»
Прямые (Переменные) расходы на ед. продукции по видам порошка – всего В том числе: Основные материалы Заработная плата основных производственных рабочих с начислениями на нее Погрузочно-разгрузочные работы и экспедирование налоги прочие 35,7   11,00   8,7   4,50   3,55   1,95 23,95   8,55   6,45   3,00   1,20   0,50 42,20   25,50   7,60   2,50   1,40   0,80 54,96   30,80   8,00   6,70   3,25   2,21
Косвенные (постоянные) расходы на весь объем продаж – всего В том числе: Заработная плата ИТР и МОП Командировочные расходы Проценты по кредиту Прочие общехозяйственные расходы

 

 

                                

178 670

 

 

125 000

 

 

30 000

 

 

20 300

 

 

3 370

 

Структура предполагаемой реализации стирального порошка на основе исследования конъюнктуры рынка:

СМС «Алина» - 42%;                      СМС «Вьюнок» - 20 %;

СМС «Белянка» - 13 %;                   ПДР «Дюшес» - 25%.

Предприятие ставит перед собой задачу получить в предстоящем месяце 73,3 тыс. руб. прибыли. Руководству нужно знать, сколько единиц (пачек) каждого вида стирального порошка необходимо продать, чтобы получить эту прибыль.

Для ответа на поставленный вопрос обозначим уровень продаж порошка СМС «Белянка» за Х. Тогда, исходя из сложившейся структуры продаж, реализация порошка марки

СМС «Алина» составит 3,231Х;

СМС «Вьюнок» - 1,54Х;

ПРД «Дюшес» - 1,923Х.

При существующих ценах выручка от продаж порошка

СМС «Алина» составит 38,13*3,231Х=123,198Х;

СМС «Белянка» - 25,58Х;

СМС «Вьюнок» - 45,11*1,54Х=69,469Х;

ПРД «Дюшес» - 57,50*1,923Х=110,569Х.

Совокупные переменные издержки, связанные с реализацией порошка

СМС «Алина», составят 35,70*3,231Х=115,35Х;

СМС «Белянка» - 23,95Х;

СМС «Вьюнок» - 42,20*1,54Х=64,99Х;

ПРД «Дюшес» - 54,96*1,923Х=105,68Х.

Далее воспользуемся уравнением:

Выручка от продаж – Совокупные переменные расходы – Постоянные расходы = Прибыль

С учетом данных примера оно получает вид:

123,198Х+25,58Х+69,469Х+110,569Х-(115,35Х+23,95Х+64,99Х+105,68Х)-178670=73300.

Решаем уравнение относительно Х:

    328,816Х-309,97Х-178670=73300;

     18,846Х=13370.

    Таким образом, для получения запланированной прибыли предприятию необходимо реализовать порошок марки

СМС «Белянка» - 13370 пачек;

СМС «Алина» - 13370*3,231=43198 (пачек);

СМС «Вьюнок» - 13370*1,54=20589 (пачек);

ПРД «Дюшес» - 13370*1,923=25710 (пачек).

Полученные результаты сведем в таблицу 1.2.

Затем необходимо проанализировать рентабельность отдельных видов продукции запланированной производственной программы. Рентабельность – это соотношение прибыли к полной себестоимости продукции. Следовательно, прежде всего, следует рассчитать полную себестоимость стиральных порошков.

Полная себестоимость складывается из затрат на производство и реализацию продукции, т.е. включает как прямые расходы, так и косвенные (производственные и непроизводственные), как переменные, так и постоянные. Информация о прямых (переменных) издержках в расчете на одну пачку стирального порошка каждого вида содержится в таблице 1.2. (см. приложение 1).

Для определения полной себестоимости требуется постоянные расходы распределить между всеми позициями производственной программы. Какой показатель следует выбрать за базу для распределения постоянных расходов?

Возможны разные варианты. Выбор варианта должен являться следствием анализа структуры себестоимости. Наиболее точный результат будет получен в том случае, когда в основе распределения лежат затраты, превалирующие среди всех прочих производственных издержек.

Анализируемое производство – материалоемкое, так как  наибольший удельный вес в структуре себестоимости стирального порошка приходится на стоимость основных материалов. Поэтому за базу распределения косвенных (постоянных) расходов примем стоимость основных материалов, необходимых для изготовления каждого вида порошка. Тогда на долю порошка СМС «Алина» будет приходится постоянных затрат в сумме:

178670*11,00/(11,0+8,55+25,50+30,80)=178670*(11,00/75,85)=178670*0,145=25907,20 руб.

Ожидаемый объем производства этого порошка – 43198 пачек (см. табл. 1.2.), следовательно, косвенные (постоянные) расходы в расчете на одну пачку составят:

25907,20/43198=0,60 руб.

Для порошка СМС «Белянка» получим

178670*(8,55/75,85)=178670*0,113= 20189,70 руб.,

а в расчете на единицу продукции:

20189,7/13370=1,51 руб.

Для порошка СМС «Вьюнок»

178670*(25,50/75,85)=178670*0,336=60033,10 руб.,

а в расчете единицу продукции:

60033,10/20589=2,91 руб.

Для порошка ПРД «Дюшес»

178670*(30,80/75,85)=178670*0,406=72540 руб.

При этом на единицу продукции будет приходится:

72540,0/25710=2,82 руб.

Используем результаты расчетов информацию, содержащуюся в табл. 1.2., как для калькулирования полной себестоимости одной пачки каждого вида, так и для определения рентабельности каждого вида стирального порошка (табл. 1.3 приложение 2).         

Выполненные расчеты свидетельствуют об убыточности производства порошка типа СМС «Вьюнок» (-0,002%) и о еще большей убыточности порошка марки ПРД «Дюшес» (-0,5%).

Совокупная прибыль, ожидаемая в результате производства:

порошка СМС «Алина»       -1,83*43198    = 79,0 тыс. руб.;

    порошка СМС «Белянка»    - 0,12*13370 =  1,6 тыс. руб.;

     порошка СМС «Вьюнок»    - 0,01*20589 = -0,2 тыс. руб.;

     порошка ПРД «Дюшес»      - 0,28*25710 = - 7,2 тыс. руб.

_______________________________________________________________

ИТОГО:                                                                    73,3 тыс. руб.

Данный вывод был сделан путем калькулирования полной себестоимости продукции.

Возможны ли варианты оптимизации разработанной производственной программы? Следует ли для улучшения финансового положения предприятия снять с производства, например, порошок ПРД «Дюшес», от которого ожидается убыток в сумме 7200 руб.? Если да, то что за ним последует? Справедливо полагать, что результатов такого управленческого решения станет увеличение прибыли предприятия с 73300 до 80500 руб. (73300+7200)?

Для ответа на поставленный вопрос продолжим расчеты.

Предположим, что порошок ПРД «Дюшес» снят с производства, а выпуск остальных видов продукции остается без изменения. Необходимо оценить рентабельность оставшихся видов и рассчитать финансовый результат.

Независимо от сокращения объемов производства постоянные расходы останутся на прежнем уровне – 178670 руб. Распределим их между оставшимися марками порошков. Принцип распределения прежний. Тогда на долю порошка СМС «Алина» придется:

178670*11,00/(11,00+8,55+25,50)=178670*(11,00/45,05)=178670*0,244=3966 руб., или в расчете на одну пачку:

3966/43198=0,09 руб.

Для порошка СМС «Белянка» получим:

178670*(8,55/45,05)=178670*0,190=3391 руб., а на одну пачку –

3391/13370=2,54 руб.

Наконец, для вида СМС «Вьюнок» будем иметь в результате:

178670*(25,50/45,05)=178670*0,566=101134 руб., а на единицу изделия:

101134/20589=4,85 руб.

Скалькулируем полную себестоимость одной пачки и рассчитаем рентабельность каждого вида продукции «усовершенствованной» производственной программы. Результаты расчетов сведем в табл. 1.4.

Сравнивая полученные результаты с данными  табл. 1.3., убеждаемся, что финансовые показатели значительно ухудшились. Порошок СМС «Белянка» вместо прибыльного (рентабельность – 0,5%) стал убыточным (рентабельность – 3,4 %), убыточность порошка СМС «Вьюнок» возросла с 0,02 до 4,1%.

Итак, от рассмотренной производственной программы следует ожидать следующую прибыль:

СМС «Алина»     - 2,34 *43198  =    101,1 тыс. руб.;

СМС «Белянка»  - 0,91*13370   =     -12,2 тыс. руб.;

СМС «Вьюнок»  - 1,94*20589  =        -39,9 тыс. руб.

ИТОГО:                                                              49,0 тыс. руб.

                                                                                                    

                                                                                                     Таблица 1.4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: