Оценка напряженности труда

К показателям напряженности трудового процесса отнесены следующие нагрузки: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные, при определении напряженности труда следует учитывать также монотонность нагрузок и режим работы.

Оценим напряженность труда согласно соответствующим критериям Руководства, указанным в таблице 18 этого руководства.

Интеллектуальные нагрузки характеризуются следующими показателями:

− содержанием работы;

− восприятием сигналов (информации) и их (ее) оценкой;

− степенью сложности задания;

− характером выполняемой работы.

Критерий 1.1 – содержание работы. В процессе работы решаются простые альтернативные задачи (типа «годен» - «не годен») по прилагаемым инструк-циям, это относится к 2 классу.

Критерий 1.2 – восприятие сигналов. После восприятия сигналов (измерения параметров) необходимо сопоставить их с номинальными значениями и на этой основе произвести их заключительную оценку, поэтому класс напряженности (согласно таблице 18 Руководства) – класс 3.1     

1.3 – распределение функций по степени сложности задания – относится к классу 1 (легкому), т.к. по роду деятельности требуется лишь обработка и выполнение задания.

1.4 – характер выполняемой работы – работа ведется по установленному графику с возможностью коррекции его деятельности - класс 2.

 

Рассмотрим напряженность труда контролера в плане сенсорных нагрузок.

Критерий 2.1 – длительность сосредоточенного наблюдения – составляет до 25 % времени рабочей смены – класс 1.

2.2 – плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений за час работы в среднем составляет около 60, т.е. до 75 – класс 1.

2.3 – число производственных объектов одновременного наблюдения не превышает трех, т.е. относится к группе «до пяти» - класс1.

2.4 – размер объекта наблюдения – в основном нормально различимые объекты (более 5 мм), но иногда бывает необходимость различать достаточно мелкие надписи, подключать разъемы и т.д. – класс2.

2.5 – работа с оптическими приборами – практически отсутствует – класс1.

2.6 – наблюдение за экранами видеотерминалов – не превышает 2 часов за смену – класс1.

2.7 – нагрузка на слуховой анализатор. В процессе работы периодически возникают акустические помехи, речь во время которых слышна лишь на расстоянии до 3,5 метров – класс2.

2.8 – нагрузка на голосовой аппарат небольшая – класс1.

 

Эмоциональные нагрузки тоже имеют свои критерии оценки:

3.1 – степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки. – Контролер несет ответственность за выполнение элементов своей работы – класс1.

3.2 – степень риска для собственной жизни – вероятна, т.к. происходит работа с оборудованием напряжением до 1000В – класс 3.2.

3.3 – степень ответственности за безопасность других лиц – прямая ответственность в должностную инструкцию не внесена, поэтому этот критерий – класс1.

3.4 – конфликтные ситуации – за смену не превышают уровень от от 1 до 3, т.е. находятся в пределах допустимого – класс2.

 

Чтобы оценить монотонность нагрузок, надо проанализировать следующие критерии:

4.1 – число элементов, необходимых для реализации простого задания (например, проверка прибора) – более 10 – класс1.

4.2 – продолжительность (в сек) выполнения простых заданий или повто-ряющихся операций – более 100 – класс1.

4.3 – время активных действий (% от рабочего времени) – более 20% - класс1.

4.4 – монотонность производственной обстановки. На пассивное наблюдение за ходом технологического процесса уходит менее 75% времени, поэтому этот критерий можно тоже оценить как класс1.

 

Режим работы имеет три критерия оценки. Рассмотрим и их.

5.1 – фактическая продолжительность рабочего дня – 8 часов – класс2.

5.2 – сменность работы – односменная без ночной смены – класс1.

5.3 – наличие регламентированных перерывов и их продолжительность. В нашем случае при восьмичасовом рабочем дне имеется 45-минутный перерыв, что составляет свыше 9 % рабочего времени, т.е. – класс1.

 

Оценим по совокупности критериев напряженность трудового процесса. Из 23 критериев два относятся к вредному классу, шесть – ко второму(допустимому) классу,  15 – к первому (оптимальному). Согласно методике определения напряженности труда рассмотренный нами вид деятельности имеет допустимую степень напряженности - класс2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: