Второй – аналитический

Второй этап - аналитический - характерен для XV - XVIII веков. Эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.) ознаменовалась подъёмом наук. Зарождаются отдельные отрасли биологии: физиология и эмбриология, систематика, палеонтология, сравнительная анатомия. Развитие оптики позволило сконструировать в XVII в. микроскоп - прибор, открывший для исследователей мир микроорганизмов; показавший, что в основе всего живого лежит универсальное крошечное образование - клетка. Изучение биологии мелких беспозвоночных и простейших, исследование оплодотворения позволили по-новому взглянуть на проблему появления жизни на Земле. Окончательный удар по теории самозарождения нанесли опыты Луи Пастера (1822-1895) - он доказал, что в сосуде, куда не проникают споры микроорганизмов, не могут зарождаться даже бактерии. Вплоть до XVII века в науке господствовали представления о неизменности фауны и флоры Земли. Благодаря работам Н. Стенона (1638-1687), Ж.Кювье (1769-1832) и ряда других палеонтологов и геологов накапливались сведения о вымерших формах организмов. Возникла идея исторического развития жизни на нашей планете. Первая последовательная теория эволюции была предложена в 1809 году французским натуралистом и философом Жаном Батистом Ламарком. Он рассматривал биологическую эволюцию как прогрессивное развитие от простого к сложному. Для объяснения такого пути развития органического мира, им были сформулированы следующие принципы:

Внутреннее стремление организмов к прогрессу

Способность организмов приспосабливаться к окружающей среде

Передача по наследству приобретённых признаков

Теорию Ж.Б.Ламарка нельзя назвать научной в полном смысле этого слова, поскольку вышеперечисленные принципы им никак не доказывались и не объяснялись. Первой действительно научной эволюционной теорией явилась теория Чарльза Дарвина (1809-1882). Он объяснил приспособленность живых организмов к условиям их существования и увеличение видового разнообр зия действием «естественного отбора». Также на этой стадии происходило мысленное расчленение и выделение частностей, приведшее к возникновению и развитию физики, химии, а также целого ряда других наук (наряду с издавна существовавшей астрономией). Накопленные с тех пор и до настоящего времени знания в изучении Природы появились как раз на втором этапе. Аналитическое исследование природных объектов осуществлялось на протяжении многих и многих столетий целой армией исследователей - путешественников, мореплавателей, врачей, астрономов, алхимиков и химиков, наблюдательных крестьян и агрономов. При этом накопление знаний шло не только на основе пассивных наблюдений, но и на основе спланированных экспериментальных исследований. Естественное стремление исследователей к большему охвату разнообразных природных объектов и к всё более глубокому проникновению в их детали привело к неудержимой дифференциации, т.е. разделению соответствующих наук. Например, химия сначала была разделена на органическую и неорганическую, затем появились физическая, аналитическая химия и т.д. Сегодня этот перечень очень велик. Рассмотрим же основные особенности аналитической стадии познания:

Дифференциация естественных наук. Главная особенность аналитической стадии - тенденция к дальнейшей непрерывной дифференциации (дроблению) естественных наук. Эта тенденция остаётся и сегодня ещё очень действенной.

Преобладание эмпирических знаний. Для аналитической стадии характерно явное преобладание эмпирических (полученных путём опыта, эксперимента) знаний над теоретическими. Здесь следует заметить, что резкое отличие эмпирических знаний от теоретических нельзя переоценивать, так как любой эксперимент всегда осуществляется по каким-то теоретическим соображениям, ставится по плану (как бы под диктовку теории). И всё-таки одно дело – опыт, прямое наблюдение и полученные при этом факты, т.е. эмпирические выводы, а другое - объяснение этих фактов, их сопоставление, гипотезы, предположения и теории, связывающие ряд или целые ряды эмпирических фактов. Преобладание эмпирических знаний над теоретическими на аналитической стадии изучения Природы было вполне закономерным. Во-первых, потому, что сначала надо было накапливать факты, а потом уже их объяснять и обобщать. А во-вторых, потому, что сама по себе суть эмпирических методов исследования заключена в анализе предметов природы, в решении вопросов - из чего состоят эти предметы, какова их структура. Поэтому вторую стадию исследования Природы в истории науки нередко называют периодом эмпирического естествознания.

Приоритеты «предметов» над «процессами». Важной особенностью аналитической стадии является опережающее, преимущественное исследование предметов Природы по отношению к изучению процессов в Природе. Например, химия в течение трёх с лишним столетий (с XVI по XIX века) изучала, главным образом, элементный состав и строение молекул, и только к концу XIX - началу XX века, когда приоритетными стали термодинамика и кинетика, среди химических наук ведущее место заняло учение о химических процессах.

Статичность» Природы. Эта особенность аналитического периода развития естествознания состоит в том, что сама Природа вплоть до середины XIX века рассматривалась неизменной, окостенелой, вне эволюции.



Третий – синтетический

Третий этап - синтетическое естествознание (конец XIX - конец XX века). На стадии синтетического естествознания возрастает роль теоретических знаний, интенсивно исследуются как природные объекты, так и процессы. Эволюционный подход к познанию природы становится методологической основой синтетического естествознания. Этот период развития науки характеризуется ясным пониманием целостности природы и неразрывной взаимосвязи отдельных её частей. Одновременно жизнь рассматривается как множество непрерывно протекающих химических реакций. При этом важно понимать, что данные подходы имеют относительный характер. Живой организм - единое целое, и потому подход к его изучению должен быть комплексным. Одним из результатов комплексного подхода к изучению природы как единого целого стало возникновение экологии - науки о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Необходимость комплексного изучения природных объектов и явлений, с одной стороны, и одновременно растущая дифференциация наук - с другой, привели к необходимости создания синтетических дисциплин. Так на стыке смежных наук - биологии, химии, физики - появились физическая химия, биохимия, физико-химическая биология. Таким образом, главной отличительной особенностью синтетического естествознания является ориентация на создание синтетических научных дисциплин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: