Войска ЮАР на учениях. 1973 г

КВАМЕ НКРУМА

Судьба этого человека поразительна. Он ютился полуголодным в трущобах и жил в собственном роскошном дворце, познал неограниченную власть, преклонение миллионов сограждан, всемирную из­вестность и унижение в конце жизни. Сегодня его имя занимает прочное место в ряду имён самых выда­ющихся африканских политиков и мыслителей XX в.

Сын золотых дел мастера из племени нзима в бывшей британской колонии Золотой Берег (ныне Гана), Нкрума с детства мечтал стать образованным человеком. Он глубоко верил в Бога, и церковь помог­ла ему получить начальное образование и уехать в да­лёкую Америку, чтобы продолжить его. Там он про­вёл 10 лет, зарабатывая на жизнь и на учёбу. Нкруме был чернорабочим, мойщиком посуды, официантом, учётчиком в порту. Церковь вновь помогла ему, выделив стипендию, когда он учился в двух амери­канских университетах: Линкольнском, где он изучал экономику, социологию и богословие, и в Пенсильван­ском, где его предметами были богословие и филосо­фия. Нкрума мог бы стать профессиональным священником, но его, как и немногих в то время об­разованных африканцев, прежде всего привлекала политика. Ещё будучи студентом, он создал Ассоци­ацию студентов-африканцев США и Канады. В 1945 г. Нкруме уезжает в Англию и поступает сначала в Лондонский университет, а затем в Лондонскую высшую школу экономики и политических наук.

В Лондоне начался путь Нкрумы в большую политику. Вместе с всемирно известным учёным, политическим и общественным деятелем Уильямом Дюбуа и будущим первым президентом африканского государства Кении Джомо Кениата он организовывает знаменитый Пятый панафриканский конгресс в Ман­честере, на котором впервые в полный голос про­звучало требование о предоставлении независимости африканским колониям. Вернувшись на родину, Нкру­ма с головой окунается в политическую жизнь и в 1947 г. становится генеральным секретарём влиятель­ной антиколониальной организации Объединённый конвент Золотого Берега. В 1949 г. он создаёт свою собственную организациюНародную партию кон-

санкциям. Теперь ЮАР оказалась лицом к лицу с блоком так называемых прифронтовых государств (Танзания, Замбия, Ангола, Мозамбик, Ботсвана, Зимбабве) — решительных противников расизма.

В конце 80-х — начале 90-х гг. в обстановке уси­ления антирасистских выступлений в самой ЮАР и активного вмешательства международного сооб­щества в проблему Юга Африки противостояние между прифронтовыми государствами и ЮАР ос­лабло. Политическим путём было достигнуто реше­ние о предоставлении независимости Намибии (бывшая Юго-Западная Африка), где также велась вооружённая освободительная борьба, освобождены из заключения и активно вошли во внутриполи­тическую жизнь Мандела и другие политические заключённые. Начался полный распад системы апартхейда, хотя серьёзнейшие внутриполитиче­ские проблемы в этой стране, включая этнополитическое соперничество, сохраняются.

Болезненными для независимой Африки оказа­лись поиски своего будущего. Большинство стран склонялись к выбору собственного пути, который дал бы им экономическую и политическую незави­симость от соперничавших в то время мировых дер­жав. Многие страны объявили о своей привержен­ности идеям так называемого африканского социа­лизма и национализма («африканский социализм» в Сенегале, «либеральный социализм» в Сьерра-Ле­оне, «демократический африканский социализм» в Кении, «зимбабвийский социализм», «замбийский гуманизм», «подлинный заирский национализм» и т. д.), приняли, основываясь на этих идеях, про­граммы социально-экономического и культурного развития. Реально же общественное развитие афри­канских стран, включая перечисленные, протекало в тесном взаимодействии с капиталистическим ми­ром, в условиях сохраняющейся экономической, а иногда и политической зависимости от бывших метрополий. Допускались экономические ошибки и просчёты, возможно, понятные, когда речь идёт о выборе нового пути общественного развития. Но они дорого обходились населению.

Безудержно росли безработица и нищета. Вместе с тем проводимая повсеместно в независимых стра­нах Африки политика африканизации — перехода руководящих постов во всех сферах экономиче­ской, политической и социальной жизни в руки аф­риканцев — при всех её очевидных положительных последствиях одновременно открыла дорогу к быст­рому обогащению нечестных людей. Расцвели взя­точничество, казнокрадство, семейственность; вок­руг министров и руководителей политических пар­тий, влиятельных парламентариев нередко собира­лись их соплеменники и родственники, создавая большие и малые этнополитические группы. По­павшие на верхние этажи власти становились чле­нами правлений и акционерами иностранных ком­паний, покупали фермы, плантации, предприятия, основывали собственные компании. Как из возду­ха, возникали миллионные состояния.

Были страны, руководители которых заявляли об отказе от капиталистического пути, провозгла-

654

шали сверхрадикальные лозунги и программы раз­вития (широкая национализация, запрет или жёст­кое ограничение деятельности иностранного капи­тала, всемерное развитие государственного участия и контроля во всех отраслях хозяйства, включая сельское, и т. д.). Говорилось о необходимости изу­чения и применения экономического, политиче­ского и идеологического опыта СССР и других со­циалистических стран, предпринимались шаги в этом направлении. Однако такие начинания не под­креплялись внутренними возможностями, необхо­димой международной финансово-технической по­мощью, не говоря уже о подлинной ценности такого опыта. Африканские страны «социалистической ориентации», как их ещё недавно называли (Анго­ла, Мозамбик, Бенин, Эфиопия и др.), часто стано­вились объектами соперничества противоборствую­щих на международной арене сил. В них, как и во всей Африке, ожесточённо соперничали между со­бой этнополитические группы и кланы, шла борьба за власть между политиками, в которой социали­стические лозунги были не более, чем средством получения экономической, финансовой и военной помощи. В некоторых из этих стран, таких, напри­мер, как Сомали и Эфиопия, процветала диктатура и террор, уничтожались невинные люди, подавля­лось стремление отдельных национальных групп и народов к автономии и самостоятельности; в Эфио­пии республиканское правительство, пришедшее на смену монархическому после антифеодальной революции 1974 г., продолжило политику сверг­нутого императора Хайле Селассие по подавлению народа Эритреи, который в течение тридцати лет боролся сначала за самоопределение в рамках Эфи­опии, а затем за полную независимость. Копиро­вание «мирового социалистического опыта» в Аф­рике довольно скоро приводило к серьёзным эко­номическим и социальным неудачам, кризисам власти или даже, как это было в Сомали, к нацио­нальным катастрофам: в начале 90-х гг. Сомали превратилось в поле жестокой борьбы соперничаю­щих политических группировок, экономика агони­зировала, только вмешательство ООН породило на­дежду, что население этой страны не погибнет от массового голода. В конце 80-х гг. несколько афри­канских стран отказались от ориентации на социа­лизм.

К этому же времени в экономической политике многих, если не большинства, стран Африки утвер­дилась идея так называемой смешанной экономи­ки, предполагающая сосуществование и сотрудни­чество в экономической области государства с част­ным (местным и иностранным) капиталом. Во внут­ренней политике всё больше стран склоняются к необходимости создать государственно-политиче­ские системы, которые вобрали бы в себя лучшее из собственного прошлого и современного мирового опыта; в международных отношениях — к честно­му равноправному сотрудничеству со всеми страна­ми, разделяющими идеи и принципы международ­ного сообщества. Такая стратегия развития, как считают в Африке, открывает перед ней путь в бу­дущее.

вента, которая возглавила борьбу населения этой колонии за политическую независимость.

С именем Нкрумы связано внедрение в африкан­скую политическую жизнь идеи ненасилия, которую Нкрума заимствовал у своего кумира Махатмы Ганди. Свою политику ненасилия Нкрума назвал «позитивными действиями», иными словами, действиями, дающими результат. «Под позитивными действиями,писал он, — я понимаю... использование конституционных и законных средств для подрыва империалистических сил в нашей стране. Орудием для этого могут служить стачка, бойкот и отказ от сотрудничества с властями на основе принципа ненасильственных действий».

Английские колониальные власти действовали против Нкрумы и его партии другими, весьма жёсткими методами. Нкрума и его товарищи неоднок­ратно подвергались арестам, а в 1952 г., когда в стране проходили первые выборы в Законодательный Совет, на которых африканцы единодушно назвали его в числе первых кандидатов, он находился в тюрьме. Влияние Нкрумы в стране было таково, что, когда в том же году Золотой Берег добился права иметь собственное африканское правительство, т. е. получил ограниченную самостоятельность, колони­альные власти выпустили его из тюрьмы и назначили главой этого правительства.

Когда в 1957 г. колония добилась полного политического освобождения и стала независимым государством Гана, Нкрума стал её первым премьер-министром.

С 1960 г. Нкрумапрезидент Ганы. В его политических взглядах происходят известные перемены: продолжая искренне верить в Бога, он приходит к убеждению, что будущее Ганыэто социализм, который надо строить, используя советский опыт. Разработанная им программа социа­листических преобразований в Гане успеха не при­несла, в стране возникли серьёзные социально-эконо­мические трудности. Но в политике Нкрумы были не только просчёты, но и успехи. Они могли бы быть гораздо большими, если бы в Гане не происходило укрепление режима его личной власти. В 1964 г. Нкру­ма был провозглашён пожизненным президентом Ганы, на улицах, в официальных учреждениях, школах и университетах появились его статуи, бюсты, портреты.

У Нкрумы были не только верные сторонники и последователи, но и могущественные враги. В 1966 г., когда Нкрума находился с официальным визитом в Китае, в Гане произошёл военный переворот, его правительство было низложено. Оставшаяся верной Нкруме личная охрана, в которой якобы состояли и неизвестные белые офицеры, защищала его резиденцию в столице страны Аккре до конца.

Последние годы жизни он провел в изгнании, в соседней Гвинее и других странах. Он много работал, написал несколько книг, в которых попытался об­общить опыт антиколониальной борьбы в Африке и результаты независимого развития своей страны. Нкру­ма оставил большое научное и публицистическое наследие: более десяти книг по истории, философии и социологии, десятки статей на различные темы. Он имел несколько учёных степеней и почётных званий, о его жизни и деятельности написаны книги и диссертации. Память о Нкруме сохраняется в Африке и за её пределами.

*

655

ШАРЛЬ ДЕ ГОЛЛЬ

Среди знаменитых людей Франции недавнего времени в первую очередь следует назвать имя видного политика и патриота Шарля де Голля.

Родившийся в ноябре 1890 г. у Жанны и Анри де Голлей сын Шарль был третьим ребёнком в семье. Своих пятерых детей родители воспитывали в духе патриотизма, основательно знакомя с исто­рией и культурой Франции. События революции конца XVIII в. расценивались, как трагическая ошибка французской нации, а «Марсельезу» Анри де Голль, дворянин и верующий католик, называл «безбожной песней».

В 1901 г. Шарль начинает учёбу в колледже, где преподавал его отец. Гордый и строптивый, Шарль был в то же время романтично настроенным юно­шей, умеющим восхищаться и глубоко мыслить о будущем своей родины. Через много лет в мемуарах он напишет: «Я был уверен, что Франции суждено пройти через горнило величайших испытаний. Я считал, что смысл жизни состоит в том, чтобы свер­шить во имя Франции выдающийся подвиг, и что наступит день, когда мне представится такая воз­можность». Видимо, желая приблизить послед­нюю, Шарль твёрдо решает стать офицером и, за­кончив колледж, поступает в военное училище Сен-Сир. Здесь его внешность в главных чертах уже оформляется: прежде всего в глаза бросаются почти двухметровый рост, худощавость и большой нос. Блестяще отучившись в Сен-Сире, молодой офицер уходит на фронт Первой мировой войны. Трижды раненный, де Голль после страшной рукопашной схватки под Верденом попадает в немецкий плен, из которого безуспешно пытается бежать пять раз. Только по окончании войны де Голль возвращается во Францию. После краткосрочного обучения офи­церов в Польше он продолжает совершенствоваться в Высшей военной школе в Париже. В 20-е гг. де Голль выступает с докладами, публикует статьи и книги, в которых, в частности, анализирует итоги Первой мировой войны, излагает свою военную доктрину, рисует образ сильной личности, вождя (под влиянием идей философа Ницше).

Тем временем в Германии к власти приходит Гитлер и становится неизбежной Вторая мировая война. Де Голль предчувствует надвигающуюся опасность, но к его предостережениям прислуши­ваются, увы, далеко не все.

Занимаясь военно-педагогической деятельно­стью, он выступил с рядом теоретических работ по стратегии и тактике, предложил новую модель вза­имодействия различных родов войск. В 1937 г. де Голль становится полковником. Двумя годами поз­же, развязав Вторую мировую войну, Германия на­носит удар и по Франции; в 1940 г., сломив сопротивление, немцы заставляют французскую армию отступать. Де Голль производится в чин генерала. Новоиспечённый бригадный генерал, командовав­ший дивизией, настаивает на продолжении войны, хотя правительство склоняется к её прекращению. Во время пребывания де Голля в Лондоне, куда он вылетел, чтобы добиваться поддержки Черчилля, приходит известие, что французское правительство заключило перемирие с Гитлером. Де Голль по ра­дио обратился с призывом вести борьбу против фа­шизма. Сам он остаётся в Англии (туда же переби­рается и его семья). Формируется организация «Свободных французов» (позже переименованная в «Сражающуюся Францию»), девизом которой ста­ли слова «Честь и родина». Де Голль ведёт огром­ную работу по развитию движения Сопротивления, переговоры по объединению различных группиро­вок, выступает по радио (во Франции он заочно при­говаривается к смерти за «дезертирство»). Неуто­мимый генерал вместе с Жиро, «гражданским и военным главнокомандующим», учреждает Фран­цузский комитет национального освобождения (ФКНО), формирует Временное правительство Франции. Комитет и правительство были признаны странами — союзницами по антигитлеровской коа­лиции: Англией, СССР и США. Летом 1944 г. на­чинается изгнание из Франции оккупантов. 25 ав­густа освобождён Париж, в этот же день туда при­бывает де Голль. Он торжественно зажигает огонь на могиле Неизвестного солдата около Триумфаль­ной арки, потушенный ранее захватчиками. В стра­не восстанавливаются ликвидированные в годы ок­купации демократические свободы, а имя де Голля связывают с победой над фашизмом во Второй ми­ровой войне.

В этот период во Франции начинается борьба различных политических партий за власть. В ян­варе 1946 г., испытывая большие трудности в осу­ществлении своих планов, де Голль уходит с поста главы правительства. Но складывать оружие он не собирался: представляет стране свой проект новой конституции, выступает в Страсбурге, руководит образованный им партией «Объединение Француз­ского народа» (РПФ), призывая создать «новую Францию», провести реформу государственных ин­ститутов, распустить Национальное собрание и про­вести парламентские выборы. РПФ остаётся в оп­позиции, де Голль стремится вернуть власть закон­ным путём, но сделать это быстро не удаётся, и часть членов партии «охладевает» к кандидатуре де Голля. В 1953 г., разочаровавшись в пропагандист­ской деятельности своих сторонников и распустив РПФ, де Голль на время отошёл от активной поли­тической деятельности. Он общается и ведёт пере-

656

писку с родственниками, наезжает в Париж (живя в Коломбэ). Быт генерала прост и скромен, и давно уже продан американский автомобиль, подаренный президентом США.

Постепенно ситуация меняется. В Алжире, ко­лонии Франции, разгорелась война за независи­мость. Подавить её французское правительство ока­залось не в состоянии, чем вызвало массу попрёков в свой адрес. В мае 1958 г., в период острого поли­тического кризиса, сторонники де Голля разверну­ли агитацию за возвращение его к власти. Де Голль, оставаясь гибким и мудрым политиком, встречает­ся с лидерами разных партий и с президентом Чет­вёртой Республики. Он выдвинул перед Националь­ным собранием принципы, на которых должна, по его мнению, базироваться новая конституция. Ус­пешное голосование «за» ещё ближе подвинуло ге­роя Сопротивления к заветному посту. В декабре 1958 г. де Голль был избран на семилетний срок президентом республики. Алжир получил незави­симость. Де Голль проводит курс на самостоятель­ность Франции в вопросах европейской и мировой политики. Постепенно отдаляет Францию от НАТО, проводит первые испытания ядерного оружия (в Са­харе), уделяет большое внимание идее объединения европейских стран, осуждает нападение Израиля на арабские государства, войну США во Вьетнаме. В 1964 г. президент Франции совершил большое пу­тешествие по всем странам Южной Америки.

Приближались выборы. И де Голль, несколько посомневавшись, выдвигает свою кандидатуру. В предвыборной кампании он практически не участ­вует. На настойчивые уговоры сторонников высту­пить по телевидению отвечает: «Ну что мне сказать? Меня зовут Шарль де Голль, мне 75 лет!» И всё-таки по итогам второго тура выборов победил именно он, став­ший первым президентом Франции, избранным всеобщим голосованием.

В 1966 г. де Голль посетил СССР (побывав даже на космодроме в Байконуре). А в 1968 г. массовые студенческие волнения захлестнули Францию; строились баррикады, происходили столкновения с полицией. На манифестациях слышались призывы к отставке президента. Но и на сей раз ему удалось изменить ситуацию в свою пользу. Де Голль пошёл на проведение реформ. Один из явно неудачных проектов — о новом территориально-администра­тивном устройстве Франции и реорганизации Сена­та — был вынесен на референдум с условием, что в случае его отклонения президент подаст в отставку. С каким-то фатализмом ожидал де Голль «выне­сения приговора», говоря сыну: «Французы устали от меня, да и я утомился от них». Проект был от­вергнут 52% избирателей 27 апреля 1968 г.

Уйдя в отставку, де Голль снова взялся за ме­муары. Большую часть времени он проводил в де­ревне. Не утратив ни к чему интереса, он всё чаще погружается в воспоминания о былом. Пасмурным днём в 1970 г. карты выпали из рук генерала: ос­тановилось сердце. На следующий день президент республики Жорж Помпиду сказал своим сооте­чественникам: «Француженки и французы. Умер генерал де Голль. Франция овдовела».

Прах верного сына Франции покоится на тихом сельском кладбище в Коломбэ-ле-дёз-Эглиз, почти в 300 км от Парижа.

ГАМАЛЬ АБДЕЛЬ НАСЕР

Гамаль Абдель Насер родился в 1918 г. Его дед был простым феллахом (крестьянином) из де­ревни Бени Мур в Верхнем Египте, а отец — мелким почтовым чиновником. Родители будущего президента жили скромно, как и многие другие египтяне среднего достатка. Детство Насера прошло в Александрии, а закончил он среднюю школу в столице страны Каире.

Это событие произошло в 1936 г. Именно тогда Египет, находившийся в зависимости от Англии, впервые получил возможность иметь довольно мно­гочисленную армию. Чтобы подготовить для неё офицеров, королевское правительство открыло две­ри военного училища в Каире для простонародья. Насер подал прошение о зачислении на первый курс. Но ему не повезло — он не выдержал кон­курсных экзаменов. После такой неудачи Насер по­ступил на юридический факультет Каирского уни­верситета. Однако желание стать офицером его не покинуло. В 1937 г. Насер предпринял ещё одну попытку попасть в академию, на этот раз удачную.

В конце 1938 г. вместе с тремя своими сокурсни­ками он начал службу в Маккабадском гарнизоне, рядом с суданской границей. Казалось, выбор в пользу карьеры профессионального военного был сделан раз и навсегда, но политическая борьба тоже привлекала юношей. Зависимость, несамостоятель­ность Египта (как и подчинённое положение араб­ской нации в тогдашнем мире вообще) оскорбляли их чувства. Только прибыв в Маккабад, выпускни­ки военного училища дали друг другу на горе Джебель-шериф клятву. Целью их жизни, считали они, отныне должна стать борьба за уход английских войск из Египта и реорганизацию армии, которая должна уметь защитить интересы арабов от кого угодно. Уже тогда, в дальнем гарнизоне, в конце 30-х — начале 40-х гг. стали складываться контуры организации молодых офицеров, через десяток лет захватившей власть в стране.

Политические взгляды молодого Насера (как, впрочем, и его друзей) в те времена были путаны и противоречивы. С одной стороны, его привлекали

657

идеи западной демократии, с другой — монолитность и дисциплина народов, управляемых железной рукой диктату­ры. С одной стороны, ему импонировали взгляды арабских националистов на «особый путь арабов», с другой — хотелось опереться на поддержку меж­дународной организации «Братья-мусульмане», ко­торая выступала за возвращение египтян к тради­циям раннего ислама времён пророка Мухаммеда. Пожалуй, лишь неприязнь к англичанам, распо­ложившимся в Египте как хозяева, была у Насера неизменна. Один из его ближайших товарищей, Анвар ас-Садат, во время Второй мировой войны даже пошёл на сотрудничество с немецкой агентурой. Стараясь навредить Британии, он обещал переда­вать в штаб фельдмаршала Роммеля данные о рас­положении английских войск в Египте, но был арестован. Насер не делал таких необдуманных ша­гов. Его служба шла ровно и спокойно. Он подни­мался по лестнице чинов пехотного офицера, окон­чил школу военных инструкторов, административ­ную школу, штабной колледж, затем преподавал в этом заведении тактику. Но при этом собирал во­круг себя военных — выходцев, как и он, из семей крестьян со средним достатком, чиновников и ин­теллигентов, налаживал связи между ними, ско­лачивая организацию для будущих действий.

На фронтах арабо-израильских сражений, быст­ро выявивших превосходство израильтян, Насер и другие египетские офицеры убедились в неспособ­ности короля Фарука обеспечить защиту арабов, пришли к выводу, что король находится под влия­нием Запада. В организацию «Свободные офицеры» вошли капитаны, майоры, в небольшом количестве

— более высокие чины. Их возраст был, как пра­вило, около тридцати или слегка за тридцать лет. Они готовились к решительным мерам для того, чтобы завоевать египтянам достойное место в род­ной стране и арабской нации — в мире.

Переворот 23 июля 1952 г. прошёл очень удачно, переход власти в руки офицерства осуществился бескровно. Но какой-либо программы действий у Совета революционного командования не было. На­серу представлялось, что всё египетское общество

— единая семья, в которой есть «хорошие и пло­хие» люди. Поэтому задача любого государствен­ного деятеля Египта должна состоять в том, чтобы наладить в стране добрые отношения, помочь хо­рошим и наказать плохих. Египетская революция, по его убеждению, призвана стать общеарабской. В Египте не должно существовать никаких политиче­ских партий, ибо именно это давало иностранцам возможность пагубно влиять на жизнь страны, иметь там своих агентов и с их помощью разрушать всё то полезное, что создавалось патриотами.

Примечательно поэтому, что Насер и его бли­жайшее окружение, придя к власти, первым делом запретили деятельность партий — даже «Братьев-мусульман», претендовавших на роль идейных ру­ководителей антииностранной революции. На пер­вый план выдвигался арабизм. Провозглашалось, что арабов объединяет не только общность языка и

религии, но и общность истории и судьбы. «Нах-нуль араб!» («Мы — арабы!») — этот лозунг пропа­гандировался новым руководством.

Но как добиться создания справедливого, бога­того и независимого арабского общества, пока ещё было неясно. В 1952 г. Насер прежде всего хотел укрепить своё положение политического лидера страны, а затем по-настоящему подумать о буду­щем. В первые два года после установления власти офицеров-националистов официальным лидером Египта являлся генерал Мухаммед Нагиб, подпол­ковник Насер стал заместителем премьера, а с мая 1953 г. — одновременно министром внутренних дел. Закон об аграрной реформе, обнародованный в сентябре 1952 г., стал первым шагом новой власти, затем было принято решение об упразднении мо­нархии. Однако когда Совет революционного ко­мандования принял решение о ликвидации парла­мента, считая, что «болтовня политиканов» замед­лит преобразования в стране, дело дошло до откры­того столкновения между Нагибом и Насером. Ге­нерал, выступавший за сохранение парламента и за свободную деятельность политических партий, был отправлен под домашний арест, а 36-летний под­полковник стал президентом страны. Он уже был очень популярен среди получивших долгожданную землю феллахов.

В октябре 1954 г. был подписан договор о выводе английских войск из Египта, а в июне 1956 г. пос­ледний британский солдат покинул зону Суэцкого канала. Эта крайне важная во всех отношениях зо­на была настоящим золотым дном для англичан, контролировавших её. Компания канала была нас­тоящим «государством в государстве», не подчиня­лась местным законам, хотя и считалась египет­ским предприятием. Наоборот, компания диктова­ла законы Египту. До 1952 г. правительство, как правило, не утверждалось двором до тех пор, пока своё слово не говорил президент компании. Она да­вала громадную прибыль — в 1955 г. акционеры получили 33 млн. фунтов стерлингов, причём на до­лю Египта приходилось всего 5 млн. В годы после Второй мировой войны по каналу проходила 1/6 морских перевозок мира, 1/4 объёма английской внешней торговли, 8% торговли Франции, большая часть нефтеперевозок США.

Когда в июле 1956 г. недовольные растущим на­ционализмом Египта американские лидеры заяви­ли, что лишают Египет обещанных кредитов на строительство Асуанской плотины, Насер провоз­гласил переход компании Суэцкого канала в руки государства. Такой шаг, произведший настоящий шок на Западе, был характерен для гордого и чув­ствительного президента. Далеко не всегда в своих действиях он руководствовался трезвым расчётом, делая часто ставку на мгновенные, продиктованные гневом или обидой решения. Иногда они ставили Египет перед серьёзными испытаниями.

В октябре 1956 г. Израиль напал на Египет, а вскоре его по сути дела поддержали Англия и Фран­ция. «Суэцкий кризис», как его стали называть, был разрешён только после вмешательства СССР и

658

США, понимавших всю опасность военных дейст­вий в этом регионе. Но всё же Насер довёл дело до конца. Более того, правительство объявило о при­нудительной «египтизации» анг­лийских и французских банков, страховых компаний, торговых и промышленных фирм и т. д. Это уже был настоящий вызов Западу со стороны арабского национализ­ма. Насер считал, что такие шаги принесут новой власти популяр­ность в народе. В глазах египтян он и его соратники стали нацио­нальными героями, людьми, спо­собными постоять за достоинство родной страны.

Одновременно разрыв Насера с западными странами означал сближение с Советским Союзом. Москва была очень заинтересова­на в том, чтобы многомиллион­ный Египет стал её союзником и опорой на Ближнем Востоке. Ког­да после «египтизации» Запад объявил Египту экономическую блокаду, СССР поставил арабам остро необходимые им нефть и зерно. Не менее важным для Насе­ра показателем дружбы между Каиром и Москвой стали поставки советского оружия для египетской армии. С конца 50-х гг. Советский Союз стал оказы­вать Египту серьёзную экономическую помощь, предоставлял выгодные займы, построил огромную Асуанскую плотину. Однако Насер никогда не отка­зывался от мысли, что, являясь великой державой, СССР преследует на берегах Средиземного моря, в долине Нила особые цели, которые не всегда со­ответствуют интересам Египта. Кроме того, комму­нистические идеи, основанные на борьбе классов, никогда не нравились президенту. Время от вре­мени он разворачивал целые кампании по пресле­дованию египетских коммунистов, сажал их в тюрьмы. Правда, он заявил о «социалистической ориентации» своей страны, обещал народу постро­ить «египетский социализм» и даже подчёркивал, что подписался бы под 18 из 20 условно сформули­рованных пунктов марксизма, но по сути дела пре­зидента интересовали в социализме такие вещи, как быстрый рост промышленности и контроль го­сударства над экономикой.

Советский Союз в свою очередь пугали непосле­довательные и часто плохо продуманные шаги На­сера во внешней политике. Он, например, решил в 1958 г. объединить Египет и Сирию в единое го­сударство, видя его основой будущего всеарабского единства, а себя — всеарабским лидером. Из этой затеи ничего не получилось, новообразованное го­сударство вскоре распалось. Не стеснялся Насер и поддерживать антиправительственные силы в со­седних странах, если считал, что, придя к власти, они будут способны занять пронасеровские позиции. Короче говоря, Египет при Насере проводил не всегда понятную, часто непредсказуемую внеш­нюю политику. Поэтому и отношения с СССР были далеко не безоблачными, знали времена серьёзных размолвок, хотя наличие общих противников — Израиля и США — сделало союз Каира и Москвы достаточно прочным. Чтобы подчеркнуть проч­ность дружбы СССР и Египта, советское руковод­ство даже присвоило Насеру звание Героя Совет­ского Союза.

Кроме того, если бы не помощь кредитами, тех­никой и специалистами со стороны СССР, Египту вряд ли удалось бы модернизировать общество, про­двинуть его вперёд по пути промышленного раз­вития. Насер решил ликвидировать отсталость страны не по рецептам Запада, а с использованием успешного, как он считал, опыта СССР. В 1958 г. началась разработка пятилетнего плана развития хозяйства, в 1966 г. — плана семилетки. Никогда в Египте не строили столько предприятий, школ, больниц, как в эти годы. Огромное большинство новых заводов и фабрик принадлежало государст­ву, и расходы на них ложились тяжёлым грузом на бюджет. Часто на государственных предприятиях «работало» огромное число рабочих, не делавших ничего полезного, — так пытались бороться с без­работицей. Правительство пыталось контролиро­вать не только предпринимателей-частников, но и торговцев. Насер поощрял развитие кооперативов в сельском хозяйстве. Однако и здесь был велик соблазн добиться быстрого успеха приказом, «за


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: