До сих пор самым распространенным типом компаний, во всем мире, так и в России являются мелкие неспециализированные предприятия. Абсолютное большинство этих фирм вовсе не озабочены проблемой выбора определенной рыночной стратегии. Они предпочитают действовать интуитивно, сообразно со складывающейся обстановкой.
Мелкий бизнес важен не только своей многочисленностью, но и способностью решать функциональные задачи, выдвигаемые экономикой:
- обслуживать локальные потребности;
- выполнять производственные функции на уровне деталей и повышать эффективность крупного производства;
- наполнять инфраструктуры производственных процессов;
- стимулировать предприимчивость граждан страны;
- повышать занятость населения, особенно в непромышленных населенных пунктах.
В современном развитии экономики платежеспособный спрос далеко не автоматически рождает предложение. Производство избирательно, поскольку экономически оправдано при достаточном уровне рентабельности и соблюдении определенных условий. Многие потенциальные потребители остаются неудовлетворенными. Мелкие фирмы, удовлетворяя локальный и узкогрупповой или даже индивидуальный спрос, тем самым связывают экономику на всем пространстве. Они берутся за все, что не вызывает интереса у виолентов, патиентов и эксплерентов. Их роль объединительная, связывающая. Поэтому их назвали «коммутантами». Роль «серых мышей» в инновационном процессе двояка: они содействуют, с одной стороны, диффузии нововведений, с другой - их рутинизации. Инновационный процесс таким образом расширяется и ускоряется.
Мелкие фирмы активно содействуют продвижению новых продуктов и технологий, в массовом порядке создавая на их основе новые услуги. Это ускоряет процесс диффузии нововведений.
Коммутанты также активно участвуют в процессе рутинизации нововведений за счет склонности к имитационной деятельности и за счет организации новых услуг на основе новых технологий.
Малые фирмы в своем развитии как и все предприятия проходят следующие этапы.
Этап I. Становление. Создание мелкой фирмы не вызывает особых трудностей. В соответствии с интересами и возможностями основателей выбирается направление деятельности: сфера и вид обслуживания, предмет субпоставки, объект имитации. Появившись, коммутанты сразу же включаются в конкурентную борьбу.
Этап II. Зрелость. Коммутанты традиционного типа, определившись в сфере обслуживания, используют свои конкурентные преимущества, находят свой стиль и ценностные ориентации, чтобы закрепиться на рынке. Обычно это исполнение индивидуальных заказов по приемлемым ценам, качественно и в срок. При этом коммутанты традиционного типа остаются в своих небольших размерах. Однако у некоторых фирм размеры постепенно увеличиваются, что ведет к потере их гибкости и устойчивости, росту издержек и потере управляемости. Это «мыши-переростки». Тут требуется смена стратегии, вероятнее всего, на патиентную.
Снижение глубины переработки - производственная политика крупных фирм: они концентрируют свою деятельность только на важнейших технологических операциях. Все остальные операции перепоручаются субпоставщикам — мелким коммутантам.
Во всем мире подражание является одной из самых распространенных сфер деятельности легального мелкого бизнеса. Отсюда появление дженериков и клонов (копий программ). Клон-мейкеры - производители легальных копий продуктов известных фирм являются одним из распространенных типов действия фирм-коммутантов. Здесь несколько причин. В целом ряде отраслей промышленности (например, в мебельной и швейной) патентное право не в состоянии реально защитить дизайн от копирования. В других отраслях (например, в фармацевтике, электронике) срок патентной зашиты существенно короче жизненного цикла товара. Это дает возможность вполне законно копировать лучшие разработки известных фирм, тем самым участвуя в процессе их распространения (диффузии).
Мелкий коммутант-подражатель получает значительные конкурентные преимущества по сравнению с фирмой, выведшей товар на рынок, поскольку имитировать дешевле, чем создавать новое самому. Издержки малы. Поэтому нет нужды в выпуске громадного числа стандартных товаров, чтобы распределить между ними расходы на НИОКР и т.п. (модернизация нашего вооружения, проданного Франции, Чехии, Украине). Мелкое подражательное производство оказывается эффективней крупного, обеспечивая качество, примерно совпадающее с качеством соответствующих оригинальных товаров известных фирм. Коммутанты устанавливают существенно более низкие цены (в западной практике — в 1,5—2 раза, в российских условиях — еще ниже).
Этап III. Спад и ликвидация. Падение спроса на услуги и товары коммутантов автоматически ведет к их ликвидации, но не к банкротству. Они довольно легко переносят эти трудности и возрождаются вновь на новом сегменте рынка.
Для малой фирмы легок не только вход на рынок, но и выход с него. Оборудование для мастерской, магазинчика, ателье или кирпичного заводика легко купить. Но можно и продать, практически не понеся убытков. Не случайно в ФРГ на каждые 100 ликвидаций малых фирм приходится только 7 разорений. Стало быть, остальные 93 компании выходят сухими из воды.
По существу, возможность смены бизнеса — это просто крайнее проявление вообще свойственной коммутантам гибкости. Крупная компания едва ли сможет проделать то же самое, не понеся катастрофических убытков. Ну а выросшая малая фирма имеет не так уж и много вариантов поведения. Во-первых, она может повысить свою эффективность и на этой базе добиться низких средних издержек (виолентная стратегия). Во-вторых, такая компания может выработать эффективную специализацию, защищающую от конкурентов (патиентная стратегия). И наконец, не меняться и в результате стать легкой добычей для первого же сильного и хищного противника[4].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В контрольной работе были рассмотрены конкурентные стратегии предприятий мелкого бизнеса и специализированных предприятия с позиций оценки конкурентных стратегий с позиций российского экономиста Юданова.
Конкурентная стратегия специализированных предприятий – стратегия дифференциации продукции, особенностью которой является узкая специализация (стратегия патиентов). Такая продукция, например медицинские приборы, является незаменимой для потребителей. Обособление товара на рынке, а в более широком смысле, дифференциация его коммерческих характеристик может проводится за счет создания продукции с более совершенными техническими параметрами, качеством исполнения, на без широкого выбора услуг при реализации и эксплуатации на основе низких цен. Данная стратегия позволяет уклоняться от ценовой конкуренции с более мощными производителями и в то же время дает возможность конкурировать с ними за специфические группы потребителей. Наиболее типичное направление использования стратегии дифференциации состоит в сосредоточении усилий на одном из мотивов приобретения продукции потребителями и развитии своих возможностей с целью более полного и высококачественного удовлетворения специфических потребностей.
Очевидно существование небольших по объему, локальных, нестандартных, разовых и т. п. потребностей. И именно они создают рыночную нишу для существования небольших неспециализированных предприятий — коммутантов. А изменчивость и непостоянство локальных потребностей делают стержнем рыночной стратегии коммутантов предельную гибкость.
Эта гибкость позволяет небольшому предприятию превратить свои кажущиеся слабости в силу. Нет мощного высокопроизводительного оборудования? Прекрасно. Значит, компания сможет, в отличие от промышленных гигантов, брать мелкие заказы. Отсутствуют специальные познания в какой-то узкой сфере бизнеса? Не беда. Такой компании проще перестраиваться в соответствии с изменениями структуры спроса, радикально меняя сферу своей деятельности. Компания не сильна в научно-исследовательской работе? Да это, наоборот, весьма практично. При ограниченных средствах опасно связывать себя инновационным финансированием. У блистательных идей есть омерзительное свойство не окупать вложенных в них средств.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. – М: Издательство «Дело», 2001. – 150с.
2. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: теория и практика: учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 415с.
3. Коммутанты: что мелкому здорово, то крупному — смерть// Коммерсант № 8 от 08.02.2005.
4. Маркетинг: учебное пособие / Под ред. А.М.Немчина. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-прсса», 2001. – 512с.
5. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. / Под ред. проф. В.А. Алексунина. М.: «Дашков и Ко», 2003.
6. Маркетинг: общий курс: учебное пособие / Под ред. Н.Я.Колюжновой. –М.: Издательство Омега-Л, 2006. – 476с.
7. Мазилкина Е.И., Паничкина Т.Г. Управление конкурентоспособностью: учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2007. – 325с.
8. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник. – М.: Омега-Л, 2003 – 656с.
9. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г.Поршнева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 716с.
10. Фатхутдинов Р.А. Стретегический менеджмент: учебник. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Дело, 2004. – 448с.
11. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: учебник для вузов. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 347с.
12. http://www.bkg.
[1] Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г.Поршнева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С.446-448.
[2] Фатхутдинов Р.А. Стретегический менеджмент: учебник. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Дело, 2004. – С.195.
[3] http://www.bkg.
[4] Коммутанты: что мелкому здорово, то крупному — смерть// Коммерсант № 8 от 08.02.2005