Российская и зарубежная практика

1. Известные российские банкротства

Российская теория банкротства уходит корнями в пятнадцатый век, когда положения о несостоятельности упоминаются в Судебнике 1497 года. Но практических примеров банкротства российских корпораций и организаций известно довольно мало. Прежде всего, это связано с тем, что российские компании ориентированы на внутренний рынок, поэтому развиваются значительно медленнее зарубежных. Кроме того, развитие производства в мировом масштабе протекало более быстрыми темпами. Это обусловило небольшую значимость и неизвестность примеров банкротств в России. Тем не менее, такие примеры все же существуют.

Одним из них является разорение одной из крупнейших нефтяных компаний «ЮКОС». Эта компания существовала, начиная с 1993 года. Все это время она не выходила из числа десяти мощнейших по объемам реализации (по версии журнала «Эксперт»). Но в 2006 году «ЮКОС» объявили банкротом. Нефтедобывающие предприятия «ЮКОСа» в 2005 году принесли чистый убыток, приблизительно равный 3 миллиардам рублей. При этом налоговые претензии государства к компании составляли почти 10 миллиардов долларов, и ещё около миллиарда долларов компания задолжала коммерческим банкам. Именно поэтому в 2006 году Арбитражным судом города Москвы было принято решение о начале процедуры банкротства и назначении временного управляющего. По решению суда в «ЮКОСе» было введено конкурсное производство сроком на год. Размер предъявленных кредиторами требований составлял около 30 миллиардов долларов (в том числе налоговые претензии; банковские требования, которые выкупила «Роснефть»; долг перед «Юганскнефтегазом» и прочие коммерческие требования). После завершения процедуры банкротства на основании решения арбитражного суда Москвы в Единый государственный реестр юридических лиц 21 ноября 2007 года была внесена запись о ликвидации НК «ЮКОС». [16]

Еще одним примером российского банкротства является одна из ведущих топливных компаний на рынке Санкт-Петербурга и Ленобласти «Фаэтон-Аэро». В 2009 году эта компания столкнулась с финансовыми трудностями, возникшими в связи с изменением кредитной политики банков, вызванных мировым финансовым кризисом. Банкротство «Фаэтон-Аэро»- популярной и быстро развивающейся сети АЗС – стало следствием практически полного прекращения кредитования банковскими учреждениями реального сектора экономики, а также резкого повышения ими процентных ставок. Погашение взятых ранее долговых обязательств в больших объемах, невозможность перекредитования или реструктуризации долга, давление банков и сокращение выручки от реализуемых инвестиционных проектов привели к созданию условий для банкротства компании. [17]

 

2. Известные мировые банкротства

Примеров банкротства в зарубежной практике значительно больше, чем в российской. Это связано с более быстрыми темпами развития экономики и в частности истории банкротства, как института ее регулирования. Наиболее широко известны примеры американских компаний. Именно компании США отличаются своей масштабностью, высокой развитостью и, конечно же, интернационализацией, то есть «разрастанием» в связи с началом процесса глобализации.

Самым ранним широко известным примером мирового банкротства является ныне несуществующая американская энергетическая компания Enron Corporation. Она завершила свою деятельность в результате банкротства в 2001 году. Компания осуществляла деятельность в области производства электроэнергии, транспортировки газа, газоснабжения, а также производства целлюлозы и бумаги; в непроизводственном секторе — в области торговли фьючерсами и производными ценными бумагами. Банкротство компании, произошедшее в итоге крупного скандала, получившего название «Дело Enron», стало одним из крупнейших в мировой истории. Основным обвинением, выдвигавшимся против Enron, была фальсификация отчетности, вводившая в заблуждение инвесторов. Одним из итогов «Дела Enron» стало принятие американскими законодателями Закона Сарбейнза — Оксли, ужесточившего требования к финансовой отчетности, а также распад аудиторской компании Arthur Andersen, до этого входившей в «большую пятёрку» аудиторских компаний мира. [12]

Аналогичным примером можно назвать и банкротство итальянской корпорации по производству молочных и других пищевых продуктов Parmalat. Скандал вокруг этой компании разгорелся в 2003 году, когда на пост председателя правления пришёл Энрико Бонди. Он поднял бухгалтерскую отчётность и обнаружил, что фирма в течение длительного времени (более 10 лет) скрывала убытки и завышала показатели прибыли, а долги компании превысили 14 миллиардов евро. [9] Компания была также уличена в незаконных манипуляциях на биржах. В этом же году Миланский суд вынес приговоры по делу о банкротстве итальянской продовольственной компании. В 2006 году началась ее реструктуризация, которая позволила компании просуществовать до сегодняшнего дня. [11]

Существуют и другие примеры мировой практики банкротства, не связанные с уголовными преступлениями компаний. Это иллюстрируют такие корпорации как General Motors, Lehman Brothers и Delta Air Lines.

Delta Air Lines - одна из крупнейших авиакомпаний мира, существующая и на сегодняшний день. Её маршрутная сеть охватывает страны Северной и Южной Америки, Европы, Азии, Африки, Ближнего Востока и Карибского бассейна. Но до сегодняшнего дня компания длительное время пыталась избежать банкротства, которое все-таки настигло ее в 2005 году. В 2004 году Delta Air Lines предприняла попытку избежать банкротства и объявила о реструктуризации компании, которая была известна как «Операция ClockWork». Кроме этого, в середине 2004 года авиакомпания объявила о закрытии своего хаба в Международном аэропорту Даллас/Форт-Уэрт. В этот кризисный период пилоты авиакомпании даже согласились на снижение почасовой ставки оплаты труда на 30 % для того, чтобы предотвратить грядущее банкротство компании. В 2005 году Delta Air Lines объявила о сделке по продаже своего подразделения авиакомпании SkyWest, сумма сделки составила 425 миллионов долларов. Продажа проходила в рамках попыток авиакомпании избежать банкротства, поскольку реальная стоимость продаваемого подразделения оценивалась в 700—800 миллионов долларов. В надежде получения дополнительных прибылей, Delta Air Lines заявила о дальнейшем наращивании объёмов перевозок в страны Европы и Латинской Америки. Но все попытки стабилизировать финансовую ситуацию в конечном итоге привели к тому, что осенью 2005 года впервые за всю свою 76-летнюю историю на основании 11-й Главы Кодекса США о банкротстве авиакомпания объявила себя банкротом. После последующей новой реструктуризации Delta Air Lines удалось возобновить свою деятельность и остаться на рынке вплоть до сегодняшнего дня. [14]

Lehman Brothers - американский банк, который в прошлом был одним из мировых лидеров в инвестиционном бизнесе. Он специализировался на оказании финансовых услуг и инвестиционном менеджменте и имел региональные офисы во многих странах мира. В 2008 году Lehman Brothers обратился в суд с заявлением о банкротстве и просьбой о защите от кредиторов. Касалось это заявление холдинговой компании, долги которой составили 613 млрд долларов США. Дочерние же общества банка (в том числе в других странах), включая брокерско-дилерское подразделение и подразделение по управлению активами, продолжили работать и не подпадали под процедуру банкротства. На сегодняшний день компания не функционирует. Нередко именно банкротство Lehman Brothers рассматривается как отправная точка мирового финансового кризиса конца 2000-х годов. [15]

General Motors, сокращённо GM — крупнейшая американская автомобильная корпорация, на протяжении 77 лет (до 2007 года) крупнейший производитель автомобилей в мире. В 2009 году GM приступил к процедуре банкротства - в суд Южного федерального округа Нью-Йорка был подан соответствующий иск. По решению суда Правительство США предоставит компании около 30 миллиардов долларов, а взамен получит 60 % акций концерна, правительство Канады - 12 % акций за 9,5 миллиардов долларов, Объединенный профсоюз работников автопромышленности США - 17,5 % акций. Остальные 10,5 % акций разделят между собой крупнейшие кредиторы концерна. [9] Президент США Барак Обама заявил, что государство не планирует контролировать GM всегда и избавится от контрольного пакета акций, как только улучшится финансовое положение концерна. В результате была создана новая независимая компания General Motors Company. Старая GM (General Motors Corporation) была переименована в Motors Liquidation. Предполагается, что после процедуры банкротства концерн будет разделен на две компании, в первую из которых войдут наиболее убыточные подразделения, а во вторую — наиболее прибыльные Chevrolet и Cadillac. В ходе процедуры банкротства будут закрыты 40 % всех дилерских центров в США и остановлены конвейеры на 12-14 американских предприятиях. В 2009 году GM планировала продать приносящую убытки автомобилестроительную компанию Opel. Одним из претендентов на покупку являлся консорциум компании Magna International и российского Сбербанка. Однако в начале ноября GM приняла решение оставить Opel себе, мотивируя это наметившимся выходом отрасли из кризиса и нежеланием уходить с рынка малолитражных автомобилей. Пример General Motors является самым крупным банкротством в истории США и в мировой истории. [13]

Исходя из рассмотренных примеров, можно сделать вывод, что причины банкротства не зависят от принадлежности компании к той или иной стране. Финансовое состояние компании, ее конкурентоспособность и возможность банкротства зависят от темпов развития, системы управления, организационной структуры, размера компании и т.д. Таким образом, расположение корпорации создает внешние факторы, которые лишь косвенно влияют на ее экономическое положение, но никак не является определяющим фактором банкротства.

 



Заключение.

Выводы и предложения.

1. Инициирование процедуры банкротства (введение наблюдения) само по себе не является банкротством организации. Более того, введение процедуры финансового оздоровления или внешнего управления не означает банкротства должника. Напротив, эти процедуры направлены на восстановление его платежеспособности.

 

2. Осуществление комплекса мер по оздоровлению финансового состояния предприятия  существенно приблизит достижение главных целей применения процедур банкротства: восстановление нормального, стабильного финансового здорового налогоплательщика и работодателя, а также наиболее полное удовлетворение требований кредиторов.

 

3. Взаимодействие между уполномоченными органами и органами власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления имеет огромный потенциал, использование которого позволяет рассчитывать, что в результате процедур банкротства сможет возникнуть или сохраниться конкурентоспособный бизнес. При этом если финансовое оздоровление не удалось - недобросовестные менеджеры и неэффективные собственники должны уступить место в бизнесе новым менеджерам и собственникам при сохранении на территории региона или муниципалитета конкурентоспособного бизнеса и рабочих мест.

 

4. Дальнейшее развитие института банкротства невозможно без активной государственной поддержки при растущей роли саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Наша творческая группа согласна с вышеизложенными утверждениями и поддерживает идею о необходимости проведения определенных мер по процедуре банкротства, применительно к предприятию, а так же утверждение об обязательности государственной поддержки.

Благодаря проведенной работе мы смогли более полно изучить все аспекты процедуры банкротства и постараемся воспользоваться этими знаниями в будущем.



Список использованной литературы.

 

1. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ: КонсультантПлюс

2. Федеральный закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ: КонсультантПлюс

3. Асаул М.А. Социальные аспекты банкротства. //Экономическое возрождение России. – 2006. – № 3(9).

4. Байкина С.Г. Учет и анализ банкротств. Учебное пособие. – М.: Дашков и Ко, 2008.

5.  Егоров А. Мировое соглашение в деле о банкротстве и обязательные платежи // Хозяйство и право. – 2004. – № 4.

6. Ершова И.В. Предпринимательское право: учебник для вузов. - М.: Юриспруденция, 2002. - 114с..

7.  Журавская Е. Экономика и политика российских банкротств //Вопросы экономики. – 2004. – № 4.

8.  Карелина С.А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства). М., 2007г.

9. Подзоров А.А. Банкротство. - М.: Экзамен. 2001. 544с.

Интернет - источники:

10. http://lenta.ru/news/2005/06/29/parmalat/ - статья о банкротстве компании Parmalat

11. http://news.bigmir.net/business/145372/ - статья о банкротстве компании General Motors

12. http://sibparma.ru/ - история компании Parmalat

13. http://www.dengi-info.com/archive/article.php?aid=712 - статья о «Деле Enron»

14. http://www.drive.ru/business/2009/06/02/2514719.html - статья о банкротстве компании General Motors

15. http://www.fltops.com/profile.asp?ID=7 - статья о банкротстве авиакомпании Delta Air Lines

16. http://www.lehman.com/ - официальный сайт компании Lehman Brothers Holdings, Inc. (статья о банкротстве)

17. http://www.lenta.ru/news/2007/11/22/yukos/ - статья о ликвидации НК «ЮКОС»

18. http://www.phaetonhc.com/bankprocess/process.html - статья о банкротстве «Фаэтон-Аэро»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: