Государственное регулирование – понятие, функции, задачи

ФИЛИАЛ

Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

В г. Северодвинске

(Филиал СЗАГС в г. Северодвинске (Архангельская область))

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЭКТ

По дисциплине: «Система государственного и муниципального управления»

Тема: «Государственное регулирование транспортных услуг»

Студент Кильматова Анна Валерьевна
Группа 5ГМТ-1
Научный руководитель Гусаков Александр Александрович, к.э.н.
Оценка  

 

 

Северодвинск

2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 2

1.................................... ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ. 3

Государственное регулирование – понятие, функции, задачи........... 3

Понятие, классификация транспортных услуг. 6

Необходимость регулирования транспортных услуг. 9

Структура государственного регулирования транспортной деятельности в России: органы управления, их функции. 11

2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ. 19

Нормативно – правовая база. 19

Транспортная стратегия РФ на период до 2020 г. 21

3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ В Г. СЕВЕРОДВИНСКЕ. 26

Структура транспортных услуг г.Северодвинска. 26

Органы государственного регулирования автотранспортных пассажирских услуг в муниципальном образовании «Северодвинск». 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 32

ВВЕДЕНИЕ

Тема «Государственное регулирование транспортных услуг» выбрана не случайно.

Транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей. Транспорт - не только отрасль, перемещающая грузы и людей, а, в первую очередь, межотраслевая система, преобразующая условия жизнедеятельности и хозяйствования.

Цель работы – изучить систему государственного регулирования транспортных услуг.

В первой части данной работы рассмотрим понятие государственного регулирования, его функции и задачи; выявим необходимость регулирования транспортных услуг; ознакомимся со структурой государственного регулирования транспортной деятельности.

Во второй части работы ознакомимся с нормативно – правовой базой регулирования транспортных услуг, с транспортной стратегией РФ.

Третья часть посвящена транспортной инфраструктуре г. Северодвинска; органам регулирования транспортной деятельности на муниципальном уровне.

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

Государственное регулирование – понятие, функции, задачи

Согласно Толковому словарю русского языка, одно из значений термина «регулирование» - управлять, руководить. Наряду с данным термином может обозначаться: а) воздействие на что-либо с целью достижения нужных результатов; б) подчинение того или иного действия определенным правилам.

Необходимо учитывать зафиксированный в научном языке акцент в интерпретации понятия «регулирование» на внутренних механизмах функционирования системы в рамках установленных управляющим субъектом правил (регламента), что обеспечивает поддержание ее устойчивости.

Государственное регулирование является одной из функций государственного управления.

Значение государственного регулирования в последние годы заметно возросло как в теории, так и в законодательстве. Под этим термином понимается регламентация государством в законодательных и иных нормативных правовых актах общих требований к государственной управленческой деятельности, осуществляемой органами исполнительной власти.

Результаты «постоянной» реорганизации системы государственного управления и системы органов исполнительной власти в России в течение последних нескольких лет дают основания говорить об имеющем место перераспределении государственно-управленческих функций: происходит сокращение объектов непосредственного государственного управления и усиливается тенденция государственного регулирования.

Полный перечень направлений реализации функции государственного регулирования достаточно велик; укажем лишь некоторые из них:

· определение правил поведения и действия в конкретной сфере посредством нормативного правового акта;

· установление конкретных процедур управления (сертификация, лицензирование, налогообложение, регистрация и т. д.);

· установление механизма контроля требуемых действий, т.е. осуществление контрольной и координационной деятельности, реализация надведомственных полномочий;

· формулировка задач и этапов управленческой деятельности и т. д.

Итак, содержание государственного регулирования складывается из следующих элементов:

· нормативное установление общих требований в конкретной сфере управленческой деятельности;

· экономическое и правовое регулирование развития конкретных отраслей;

· государственная поддержка и защита российских разработчиков, производителей и потребителей;

· контроль за выполнением установленных законом требований и положений;

· координационное управление;

· реализация надведомственных контрольно-надзорных полномочий.

Функция государственного регулирования все чаще находит свое отражение в федеральных и иных законодательных актах.

В некоторых отраслях государственного управления государственное руководство и управление невозможно, да и нецелесообразно заменять государственным регулированием, например, управление внутренними делами, иностранными делами, юстицией осуществляется в режиме централизованного прямого управления. Вместе с тем в отраслях управления промышленностью и хозяйственного строительства уже давно применяется на практике механизм государственного регулирования, так как он в большей мере способствует созданию благоприятных экономических, организационных и юридических условий для функционирования предприятий, коммерческих и некоммерческих организаций. Государственное регулирование отрицает прямое административное вмешательство органов государственного управления в производственную и иную хозяйственную деятельность предприятий и организаций; оно использует такие правовые средства, как установление стандартов, конкретных управленческих процедур, а также налоги, сборы, тарифы, пошлины, государственный заказ.

Государственное регулирование характеризуется как «положительное» государственное управление, т. е. непрерывное решение вопросов общественной и государственной жизни государством и его исполнительно-распорядительными органами. В сферу деятельности этих органов и должностных лиц попадают вопросы налогообложения, таможенной деятельности, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, борьбы за экологическую чистоту, стандартизации и сертификации и т. д. Государственное регулирование лишено таких черт, как «юрисдикционность», принуждение, подавление, наказание, прямое властное воздействие; оно препятствует вмешательству государственных органов в производственную и хозяйственно-финансовую деятельность коммерческих и некоммерческих организаций, предприятий, объединений. Государственное регулирование — это созидание, содействие благосостоянию населения и обеспечение правовой защиты субъектов исполнительной власти и административно-правовых отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: