ФИЛИАЛ
Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
В г. Северодвинске
(Филиал СЗАГС в г. Северодвинске (Архангельская область))
КУРСОВОЙ ПРОЭКТ
По дисциплине: «Система государственного и муниципального управления»
Тема: «Государственное регулирование транспортных услуг»
Студент | Кильматова Анна Валерьевна |
Группа | 5ГМТ-1 |
Научный руководитель | Гусаков Александр Александрович, к.э.н. |
Оценка |
Северодвинск
2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 2
1.................................... ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ. 3
Государственное регулирование – понятие, функции, задачи........... 3
Понятие, классификация транспортных услуг. 6
Необходимость регулирования транспортных услуг. 9
Структура государственного регулирования транспортной деятельности в России: органы управления, их функции. 11
|
|
2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ. 19
Нормативно – правовая база. 19
Транспортная стратегия РФ на период до 2020 г. 21
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ В Г. СЕВЕРОДВИНСКЕ. 26
Структура транспортных услуг г.Северодвинска. 26
Органы государственного регулирования автотранспортных пассажирских услуг в муниципальном образовании «Северодвинск». 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 32
ВВЕДЕНИЕ
Тема «Государственное регулирование транспортных услуг» выбрана не случайно.
Транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей. Транспорт - не только отрасль, перемещающая грузы и людей, а, в первую очередь, межотраслевая система, преобразующая условия жизнедеятельности и хозяйствования.
Цель работы – изучить систему государственного регулирования транспортных услуг.
В первой части данной работы рассмотрим понятие государственного регулирования, его функции и задачи; выявим необходимость регулирования транспортных услуг; ознакомимся со структурой государственного регулирования транспортной деятельности.
Во второй части работы ознакомимся с нормативно – правовой базой регулирования транспортных услуг, с транспортной стратегией РФ.
Третья часть посвящена транспортной инфраструктуре г. Северодвинска; органам регулирования транспортной деятельности на муниципальном уровне.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ
|
|
Государственное регулирование – понятие, функции, задачи
Согласно Толковому словарю русского языка, одно из значений термина «регулирование» - управлять, руководить. Наряду с данным термином может обозначаться: а) воздействие на что-либо с целью достижения нужных результатов; б) подчинение того или иного действия определенным правилам.
Необходимо учитывать зафиксированный в научном языке акцент в интерпретации понятия «регулирование» на внутренних механизмах функционирования системы в рамках установленных управляющим субъектом правил (регламента), что обеспечивает поддержание ее устойчивости.
Государственное регулирование является одной из функций государственного управления.
Значение государственного регулирования в последние годы заметно возросло как в теории, так и в законодательстве. Под этим термином понимается регламентация государством в законодательных и иных нормативных правовых актах общих требований к государственной управленческой деятельности, осуществляемой органами исполнительной власти.
Результаты «постоянной» реорганизации системы государственного управления и системы органов исполнительной власти в России в течение последних нескольких лет дают основания говорить об имеющем место перераспределении государственно-управленческих функций: происходит сокращение объектов непосредственного государственного управления и усиливается тенденция государственного регулирования.
Полный перечень направлений реализации функции государственного регулирования достаточно велик; укажем лишь некоторые из них:
· определение правил поведения и действия в конкретной сфере посредством нормативного правового акта;
· установление конкретных процедур управления (сертификация, лицензирование, налогообложение, регистрация и т. д.);
· установление механизма контроля требуемых действий, т.е. осуществление контрольной и координационной деятельности, реализация надведомственных полномочий;
· формулировка задач и этапов управленческой деятельности и т. д.
Итак, содержание государственного регулирования складывается из следующих элементов:
· нормативное установление общих требований в конкретной сфере управленческой деятельности;
· экономическое и правовое регулирование развития конкретных отраслей;
· государственная поддержка и защита российских разработчиков, производителей и потребителей;
· контроль за выполнением установленных законом требований и положений;
· координационное управление;
· реализация надведомственных контрольно-надзорных полномочий.
Функция государственного регулирования все чаще находит свое отражение в федеральных и иных законодательных актах.
В некоторых отраслях государственного управления государственное руководство и управление невозможно, да и нецелесообразно заменять государственным регулированием, например, управление внутренними делами, иностранными делами, юстицией осуществляется в режиме централизованного прямого управления. Вместе с тем в отраслях управления промышленностью и хозяйственного строительства уже давно применяется на практике механизм государственного регулирования, так как он в большей мере способствует созданию благоприятных экономических, организационных и юридических условий для функционирования предприятий, коммерческих и некоммерческих организаций. Государственное регулирование отрицает прямое административное вмешательство органов государственного управления в производственную и иную хозяйственную деятельность предприятий и организаций; оно использует такие правовые средства, как установление стандартов, конкретных управленческих процедур, а также налоги, сборы, тарифы, пошлины, государственный заказ.
|
|
Государственное регулирование характеризуется как «положительное» государственное управление, т. е. непрерывное решение вопросов общественной и государственной жизни государством и его исполнительно-распорядительными органами. В сферу деятельности этих органов и должностных лиц попадают вопросы налогообложения, таможенной деятельности, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, борьбы за экологическую чистоту, стандартизации и сертификации и т. д. Государственное регулирование лишено таких черт, как «юрисдикционность», принуждение, подавление, наказание, прямое властное воздействие; оно препятствует вмешательству государственных органов в производственную и хозяйственно-финансовую деятельность коммерческих и некоммерческих организаций, предприятий, объединений. Государственное регулирование — это созидание, содействие благосостоянию населения и обеспечение правовой защиты субъектов исполнительной власти и административно-правовых отношений.