Структура Декларации независимости

Декларация независимости США подразделяется на две основные части. В первой содержится философско-правовое обоснование права колонистов на обособленное и самостоятельное существование, а во второй - практическая аргументация в пользу необходимости и оправданности использования права народа на выбор формы правления, которая наилучшим образом обеспечит ему безопасность и счастье.

В первой части приводились следующие аргументы в пользу смены формы правления:

1)     является самоочевидной истиной, что все люди созданы равными и что они наделены творцом прирождёнными и неотъемлемыми правами, к числу которых относится «право на жизнь, свободу и на стремление к счастью»;

2)    для обеспечения этих прав люди создают правительства, наделённые справедливой властью с согласия тех, кем они управляют;

3)    если какая-либо организация правительственной власти нарушает эти принципы, народ имеет право «изменить или отменить» такое правление и установить правительство, основывающееся на таких принципах и на такой форме правления, которые, по мнению народа, могут наилучшим образом обеспечить ему «безопасность и благоденствие».

В этой аргументации современные комментаторы находят следы влияния текста Декларации прав, которую примерно за месяц до 4 июля принял конституционный конвент штата Вирджиния и составителем которой был Джордж Мэйсон, близкий друг и земляк Джефферсона. В первом её разделе было записано следующее: «Все люди по природе одинаково свободны и независимы и обладают известными неотъемлемыми правами, которых после их узаконения обществом они не могут, путём какого бы то ни было соглашения, лишать своё потомство: а именно права пользования жизнью и свободой, средствами приобретения и владения имуществом и права добиваться и обретать счастье и безопасность». Тема обретения счастья восходит по своим идейным истокам к древнегреческим политическим философам, тема права на собственность - к периоду второй Английской революции и к формуле неотъемлемых прав Дж. Локка - «право на жизнь, свободу и имущество».

Теперь легче понять своеобразие позиции Джефферсона - он не включал право собственности в число неотъемлемых и прирождённых прав. В ответ на обвинение в плагиате у Дж. Локка Джефферсон заявил, что помимо Локка он перечитывал также античных авторов. Несколько позднее он станет советовать Лафайету не включать право на собственность в качестве естественного права человека в текст Декларации прав человека и гражданина 1789г.

Положение Декларации о том, что правительственная власть существует из согласия народа, также употреблялось ранее. Локк извлёк свои идеи о договорном происхождении государственной власти из трудов английского священника и публициста дореволюционной поры Ричарда Хуке (1553-1600), который в работе «Законы церковного устройства» трактовал возникновение государства и его устройство в духе теории общественного договора, а законы человеческие в идеальном варианте- как не противоречащие законам природы и закону Священного писания. В самой Декларации сказано, что право на самостоятельное и равное место среди других держав каждый народ имеет по «естественным и божеским законам».

Во второй части Декларации независимости США говорилось о том, что нынешний король Англии является узурпатором, что он облагает колонистов налогами без их согласия и пытается вместе с парламентом подчинить колонистов такой юрисдикции, которая была чужда их конституции и не признавалась их законами. Здесь же присутствует критика организации власти с позиций доктрины разделения (обособления) властей: король поставил судей в исключительную зависимость от своей воли в том, что касается определения срока их службы и размера жалованья; король «прислал сюда толпу своих чиновников, разоряющих народ и высасывающих из него все соки»; «он стремился сделать военную власть независимой от гражданской и поставить первую выше второй». Главный вывод сводится к тому, что государь, характер которого заключает все черты тирана, не способен управлять свободным народом.

В заключительной части Декларации независимости решение существовать «свободно и независимо» делегаты изложили в таких словах: «…уповая на помощь Божественного Провидения, мы взаимно обязываемся друг другу поддерживать эту Декларацию жизнью, имуществом и честью».




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: