Северо-Западный/Северо-Восточный регионы Аргентины, бенефициары

           Общее количество бенефициаров по провинциям

           (количество человек на конец августа 2007 года)

Провинции Беременные и роженицы Дети Всего
Катамарка 1 148 12 005 13 153
Корриентес 5 245 53 831 59 076
Жужуй 2 446 26 494 28 940
Сальта 4 530 44 418 48 948
Сантьяго-дель-Эстеро 5 181 56 481 61 662
Тукуман 6 673 74 401 81 074
Чако 6 091 61 827 67 918
Формоса 3 143 30 151 33 294
Мисьонес 5 412 61 601 67 013
Всего 39 869 421 209 461 078

Источник: План "Рождаемость" (сведения на ноябрь 2007 года).

           6. Национальная программа контроля над табакокурением

719. Национальная программа контроля над табакокуренияем, проводимая Министерством здравоохранения, основана на комплексном подходе к проблеме табакокурения путем изучения основных причин высокого уровня потребления табака в Аргентине, в частности:

       a)    повышенной доступности табачных изделий;

       b)    широкой пропаганды их потребления;

       c)    высокого уровня пассивного курения;

       d)    неспособности служб здравоохранения искоренить табакокурение.

720. Программа включает в себя ряд действия в этих четырех основных направлениях с целью взять под контроль проблему табакокурения на трех основных уровнях: предотвращение, защита от пассивного курения и борьба с курением:

       a)    регулирование проблемы доступности табачных изделий;

       b)    популяризация здорового образа жизни и отказа от курения;

       c)    установление мест, где курение запрещено;

       d)    развитие услуг по оказанию содействия в решении проблемы отказа от курения.

721. Также в рамках Министерства здравоохранения Программа выполняет управленческие функции путем создания специальных групп под эгидой министерств здравоохранения в провинциях, которые на соответствующих территориях проводят определенные Федеральным планом здравоохранения мероприятия.

722. Стратегия реализации программы определяется в соответствии с Рамочной конвенцией по контролю над табакокурением, утвержденной главой государства в сентябре 2003 года.

723. Стратегии, определяющие действия и способствующие развитию и стабильности Программы, заключаются в следующем:

       a)    участие общества, межведомственные и межправительственные мероприятия;

       b)    взаимодействие с обществом;

       c)    образование и профессиональная подготовка;

       d)    продвижение местных проектов;

       e)    научные исследования;

       f)     контроль.

           7. Программа "Местные врачи"

724. Программа "Местные врачи" – это национальная программа подготовки кадров в сфере здравоохранения; она проводится с 2004 года с целью повысить эффективность стратегии первичного медико-санитарного обслуживания как государственной политики в рамках Федерального плана здравоохранения. Стратегия Программы медицинского обслуживания на уровне сообществ предусматривает укрепление силами квалифицированных кадров медицинских центров по всей стране путем выделения таким специалистам стипендий в виде материальной помощи или грантов на получение образования; применения трех элементов теоретическо-практического образования для подготовки персонала; скоординированных действия государства, региональных властей и университетов. В рамках Программы медицинского обслуживания на уровне сообществ по всей стране совместно с правительствами провинций, местными властями и университетами организовано последипломное обучение по специальностям "социальное медицинское обслуживание сообществ", "методологии исследований в сфере социального и местного здравоохранения"; кроме того, организуются специальные группы по работе с коренным населением. По каждому направлению обучения предоставляется экономическая помощь и/или грант на обучение, финансируемые Министерством здравоохранения. С этой целью созываются государственные комиссии по присуждению соответствующих стипендий.

                    Стратегии

725. Стратегия Программы медицинского обслуживания сообществ предусматривает укрепление силами квалифицированных кадров медицинских центров по всей стране путем выделения таким специалистам стипендий в виде материальной помощи или грантов на получение образования; применение трех элементов теоретическо-практического образования для подготовки персонала; скоординированных действия государства, региональных властей и университетов.

726. Целью "социального и общинного" образования является укрепление имеющих социальную направленность медицинских центров и медицинских пунктов в кварталах путем привлечения сообщества к активному участию, выявления социально незащищенных семей, совместного с такими группами населения поиска решений проблем. Программа направлена на оказание поддержки отдельным индивидам или группам лиц, укрепление механизмов демократии, поощрение привлечения общества к активному участию в решении проблем и разделение ответственности.

                    Цели

727. Специальные цели Программы заключаются в следующем:

       a)    направлять и поддерживать профессиональную подготовку по вопросам первичного медико-санитарного обслуживания и социального и местного здравоохранения работников служб оказания первой медицинской помощи;

       b)    расширение сферы действия и повышение качества услуг центров первичного медико-санитарного обслуживания посредством укрепления их штата квалифицированными кадрами;

       c)    способствовать активному выявлению и контролю специалистами социально незащищенных семей и семей, находящихся в группе риска с точки зрения социальных и санитарных условий (малообеспеченные, многодетные семьи, несовершеннолетние матери, семьи с недостатком питания, коренное население, пожилые люди, страдающие заболеваниями, лица с ограниченными физическими возможностями);

       d)    объединять действия по профилактике заболеваний и популяризации заботы о здоровье.

728. На сегодняшний день последипломное образование по специальностям "социальное медицинское обслуживание сообществ" и "методологии исследований в сфере социального и местного здравоохранения" получают более 7 000 специалистов, и более 3 500 из них получают материальную помощь в виде стипендий. Программа медицинского обслуживания на уровне сообществ находится в ведении Секретариата санитарных программ Министерства здравоохранения. Она реализуется с 1 октября 2004 года, когда на обучение по специальности "социальное медицинское обслуживание сообществ" была принята первая группа специалистов. 1 июля 2005 года приступила к обучению вторая группа, а 1 июня 2006 – третья. В 2007 году началось обучение по специальности "методология исследований". Предусмотрено выделение стипендий на обучение без отрыва от работы для всех местных специалистов.

           8. Национальная программа репродуктивного здоровья и ответственного отношения к деторождению

729. Программа репродуктивного здоровья и ответственного отношения к деторождению была создана Законом № 25673. Признается, что право на здоровье включает в себя и репродуктивное здоровье, что подразумевает возможность человека вести половую жизнь в устраивающей его форме и без принуждения, а также предотвращение нежелательной беременности. Программа основывается на свободе каждого человека выбирать в соответствии со своими убеждениями и имеющейся в его распоряжении информацией наиболее подходящие ему средства контрацепции, оказывающие временное обратимое воздействие и не являющиеся абортивными, чтобы иметь возможность определять, хочет ли он иметь детей, сколько, когда и с каким временным интервалом. С этой целью учреждены специальные консультации по вопросам сексуального и репродуктивного здоровья при государственных медицинских учреждениях по всей стране. Наличие такой структуры обеспечивает бесплатный доступ к консультационным услугам надлежащего качества, которые способствовали бы независимому принятию решений в области сексуального и репродуктивного здоровья.

730. В то же время программа способствует своевременному выявлению заболеваний половой системы, способствуя предотвращению и ранней диагностике ВИЧ и СПИД.

                    Масштабы Программы репродуктивного здоровья и ответственного отношения к деторождению

731. В конце 2006 года по стране насчитывалось более 6 100 медицинских центров и больниц, которым были выделены средства в рамках Программы; количество ее участников достигло 1,9 млн. человек.

732. Реализация Национальной программы репродуктивного здоровья и ответственного отношения к деторождению включает в себя:

       a)    предоставление провинциям медицинских средств для их бесплатного распределения между центрами первичного медико-санитарного обслуживания и государственными больницами по запросу клиентов, а также оказание профессиональных консультационных услуг. На сегодняшний день в рамках Программы охраны сексуального и репродуктивного здоровья распространяются презервативы, гормональные противозачаточные инъекции, гормональные препараты для грудного вскармливания, комбинированные гормональные препараты и гормональные препараты экстренной контрацепции; а также внутриматочные спирали и средства их установки;

       b)    техническое содействие и поддержка властей провинций в реализации программ на местном уровне;

       c)    профессиональная подготовка медиков во взаимодействии с Программой здравоохранения на уровне сообщества;

       d)    производство и бесплатное предоставление дидактических материалов по данной тематике;

       e)    информационные кампании;

       f)     согласование действий с программами, реализуемыми Секретариатом медицинских программ: Национальной программой по борьбе со СПИДом и заболеваниями, передающимися половым путем; Программой "Рождаемость", Управлением по вопросам материнства и детства, Программой "Местные врачи", Управлением медицинских программ, Национальным управлением по делам молодежи; Программой по вопросам семьи Министерства социального развития и неправительственными организациями (научными, занимающимися развитием сообществ, академическими).

                    Социальное обеспечение и страховая медицина

733. Обеспечение противозачаточными средствами, которые учреждения системы обязательного медицинского страхования (согласно законам № 23660 и 23661) и системы страховой медицины предоставляют в обязанном порядке, закреплено в Программе обязательного медицинского страхования, принятой резолюцией № 1991/2005 Министерства здравоохранения, и в отдельных национальных законах. В резолюции же Министерства здравоохранения № 310/2004 (по той же программе) в пункте 7.3 указано:

       «Бенефициары программы получают через агента медицинского страхования все противозачаточные средства, перечисленные в Приложении III и IV и предусмотренные положениями Закона 25.673 "О репродуктивном здоровье и ответственном отношении к деторождению"».

734. Медикаменты, включенные в эту группу (указанные в приложениях III и IV), это нижеперечисленные гормональные противозачаточные средства регулярного использования:

       a)    этинилэстрадиол от 0,015 мг до 0,035 мг. В сочетании с левоноргестрелем от 0,10 мг до 0,30 мг;

       b)    гестоден 0,06/0,75 мг;

       c)    дезоргестрел 0,15 мг;

       d)    норгестимат 0,250 мг;

       e)    ципротерона ацетат 2 мг;

       f)     норэтистерона энантат 50 мг/эстрадиола валерат 0,5 мг;

       g)    медроксипрогестерона ацетат 25 мг/эстрадиола ципионат 5 мг;

       h)    дигидроксипрогестерона ацетофенид 150 мг/эстрадиола энантат 10 мг;

       i)     этинилэстрадиол от 0,03 до 0,04 мг в сочетании с левоноргестрелом от 0,05 до 0,125 мг;

       j)     гестоден 0,05−0,1 мг;

       k)    норгестинат 0,180−0,250 – левоноргестрел 0,030 мг;

       l)     линестренол 0,5 мг;

       m)   норгестрел 0,075 мг;

       n)    Медроксипрогестерона ацетат 150 мг.

735. Таким образом, бенефициарам этих систем не нужно выплачивать никаких средств, если предписанное врачом противозачаточное относится к группе вышеперечисленных дженериков и выпускается в соответствующей форме (таблетки или инъекции).

736. Также программа покрывает расходы на установку внутриматочных спиралей (Резолюция 310/04): "Внутриматочные контрацептивы, медные спирали. Страховые компании полностью покрывают расходы на них". Включена стоимость спирали и ее установки, при этом не предусмотрены какие-либо дополнительные страховые взносы или выплаты. Кроме того, страхования компания должна иметь базу зарегистрированных учреждений, которые предоставляли бы такую услугу. Помимо этого, этими нормами предусмотрена также полная компенсация приобретения презервативов, диафрагм и спермицидных контрацептивов.

737. Необходимо отметить, что врач обязан всегда выписывать рецепты на виды лекарств, а не на конкретные марки.

738. Начиная с декабря 2006 года в перечень бесплатных медицинских услуг добавлена хирургическая контрацепция (хирургическая стерилизация маточных труб и вазектомия), а с марта 2007 года Программа обязательного медицинского страхования включает также покрытие расходов на экстренную гормональную контрацепцию.

           9. Государственная программа материнства и детства

739. Национальное управление по вопросам материнства и детства входит в структуру Секретариата санитарных программ, Отдела Секретариата по вопросам здравоохранения на уровне сообществ Министерства здравоохранения. Это государственный орган, занимающийся разработкой и реализацией политики в сфере охраны материнства и детства. Под его эгидой реализуется Программа материнства и детства, финансируемая государственными фондами и за счет внешних взносов. Стратегия Национального управления формируется с учетом концепции гражданских прав, включенных в Национальные обязательства по охране материнства и детства, принятых Аргентиной на Всемирном саммите по проблемам детей 1990 года. В частности, учтены положения Конвенция о правах ребенка и Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, целью которых является также равенство в вопросах доступа к услугам здравоохранения. Что касается действующего законодательства, деятельность Управления лежит в рамах Закона № 26061 "О комплексной защите прав детей и подростков" от 2005 года. Посредством оказания технической и финансовой поддержки системе здравоохранения на уровне провинций Национальное управление по вопросам материнства и детства стремится к достижению следующих целей:

       a)    снижение риска заболеваемости или смертности среди женщин, детей и подростков;

       b)    сокращение влияния гендерного, географического, социально-экономического, этнического и других факторов на различие в показателях здоровья;

       c)    улучшение качества услуг здравоохранения, а также обеспечение доступа к ним для всего населения, в особенности групп, находящихся в наименее благоприятных условиях;

       d)    привлечение граждан к участию в решении проблем, связанных с материнским и детским здоровьем;

       e)    для реализации стратегии в сфере обеспечения материнского и детского здоровья были намечены три приоритетных направления: охрана здоровья новорожденных, комплексная охрана здоровья ребенка и комплексная охрана здоровья подростка.

                    Охрана здоровья новорожденных

740. Основной целью является улучшение качества предродового медицинского обслуживания, ведения беременности, родовспоможения и ухода в послеродовом периоде; а также медицинского контроля ребенка на стадии внутриутробного развития и после рождения с целью сокращения риска заболевания или смерти.

741. Стратегии в этом направлении:

       a)    разработка практических рекомендаций и нормативных положений по организации медицинского обслуживания совместно с научными кругами и экспертами;

       b)    организация сетей предродовых услуг любого уровня сложности с целью повышение качества обслуживания беременных, матерей и новорожденных, как не имеющих проблем со здоровьем, так и имеющих патологии;

       c)    профессиональная подготовка бригад специалистов по охране здоровья в предродовой период, в идеале универсальной специализации (акушеры, врачи, медсестры, психологи, социальные работники и т.д.) для обеспечения удовлетворения не только биологических потребностей женщины и ее семьи, но и психо-социо-культурных потребностей;

       d)    повышение качества родовспоможения посредством создания семейных родильных домов, которые соответствовали бы основным акушерским требованиям и предоставляли необходимые условия для новорожденных;

       e)    постоянный анализ данных о смертях матерей и детей, в частности, посредством системы информирования по вопросам деторождения;

       f)     повышение качества обслуживания после проведения аборта, профессиональная подготовка без отрыва от работы медицинских бригад в основных родильных домах страны, а также техническое руководство в форме видеозаписей;

       g)    развитие и совершенствование системы регистрации;

       h)    оценка качества медицинского обслуживания матерей и новорожденных;

       i)     пропаганда грудного вскармливания;

       j)     участие в Национальной консультативной комиссии по проблемам неонаталогии, Национальной консультативной комиссии по вопросам акушерства и гинекологии, Национальной комиссии по контролю материнской и детской смертности и в Рабочей группе по сотрудничеству медицинских учреждений в сфере предотвращения детской слепоты по причине ретинопатии недоношенных.

                    Комплексная охрана здоровья ребенка

742. Ее основной целью является поддержка модели комплексного медицинского обслуживания, основанной на эффективном медицинском контроле детей в возрасте до 6 лет, предусматривающей своевременную диагностику возможных ситуаций биологического и социального риска и улучшение функционирования системы здравоохранения в целом с целью обеспечения права детей на здоровье в самом широком смысле.

743. Ее особыми целями является:

       a)    снижение уровня заболеваемости и смертности детей по причине наиболее распространенных патологий;

       b)    улучшение контроля состояния здоровья детей;

       c)    укрепление комплексного подхода к защите здоровье ребенка с учетом экологического фактора;

       d)    поддержка детского развития в рамках ухода за ребенком.

744. Стратегии этого направления:

       a)    комплексный подход к медицинскому обслуживания детей: профилактика заболеваний, охрана здоровья, поддержка его роста и развития, правильное питание, борьба с наиболее распространенными патологиями, создание стабильных благоприятных условий окружающей среды; при этом особое внимание уделяется факторам, обеспечивающим нормальное развитие ребенка путем оказания содействия семьям в развития ребенка;

       b)    изменение схемы медицинского обслуживания путем улучшения организации и качества педиатрических услуг на всех уровнях в соответствии с потребностями детей и политикой по поддержке семьи.

                    Комплексная охрана здоровья подростков

                          Национальная программа комплексной охраны здоровья подростков

745. Ее основной целью является поддержка государственной политики по работе с молодежью, направленной на профилактику и эффективную борьбу с наиболее распространенными в этой возрастной группе проблемами, используя на сильных сторонах молодых людей и способствуя комплексному развитию их возможностей.

746. Стратегии этого направления:

       a)    задействовании междисциплинарных концепций и специалистов;

       b)    установление межпрограммного, межинституционального и межотраслевого сотрудничества;

       c)    использование различных типов многостороннего и представительского управления; способствуя формированию культуры здоровья как позитивного процесса, зависящего главным образом от решений, которые принимают люди в соответствии со своей жизненной ситуацией;

       d)    рассмотрение подросткового периода в рамках жизненного цикла, принимая во внимание исторические аспекты, планы на жизнь и их влияние на формы оказания помощи;

       e)    привлечение к участию организаций гражданского общества и частных предприятий, а также организаций, программ и направлений на различных уровнях власти;

       f)     работа с органами здравоохранения, особенно со службами оказания первой помощи;

       g)    семья как среда, где в игровой форме могут применяться методы воспитания, обеспечивающие большие или меньшие возможности для роста и развития детей и подростков;

       h)    школа как среда, поощряющая формирование необходимых жизненных навыков и получение социально значимых знаний;

       i)     использование условий сообщества (клубы, церкви, дома молодежи и т.д.), которые способствовали бы социализации подростков.

        10. Федеральная программа по борьбе с болезнью Шагаса

747. В 2007 году был принят Закон № 26281, согласно которому присваивается приоритетный характер и общенациональная важность вопросам предотвращения и контроля всех возможных форм передачи болезни Шагаса с целью ее окончательного искоренения на всей территории страны в рамках государственной политики в сфере здравоохранения, реализуемой Министерством здравоохранения.

                    Общие цели Программы

748. Общие цели состоят в предотвращении заражения болезнью Шагаса и минимизации ее последствий для заболевших.

749. В рамках Федеральной программы по борьбе с болезнью Шагаса реализуется комплексная стратегия по профилактике, оказанию помощи, информированию и пропаганде мер самозащиты от болезни Шагаса, что позволило бы найти скорейшему решению этой проблемы в Аргентине.

                    Специальные цели

750. Специальными целями являются:

       a)    возвращение к рассмотрению проблемы болезни Шагаса на уровне органов власти провинций и местных властей;

       b)    искоренение этой болезни в общинах и особенно в медицинских учреждениях;

       c)    применение междисциплинарного подхода к рассмотрению проблемы болезни Шагаса;

       d)    оптимизация методов политической и технической координации Национальной программы путем наделения ныне действующей структуры новыми функциями и укрепляя ее возможности в сфере управления;

       e)    укрепление медицинских бригад, вовлеченных в решение проблемы болезни Шагаса, с тем чтобы объединить их в единую национальную сеть;

       f)     переквалифицировать работников, занимающихся вопросами контроля в этой области, в специалистов более широкого профиля, непосредственно принимающих участие в ее решении.

         11. Программа здоровья зрения

751. Целями программы являются:

       a)    ранняя диагностика зрительных патологий. Предотвращение слепоты, когда это возможно;

       b)    предотвращение инвалидности по зрению;

       c)    снижение уровня слепоты и инвалидности по зрению по причине катаракты;

       d)    обеспечение большей доступности для населения страны офтальмологических медицинских услуг с целью лечения патологий зрения.

XII. Статья 13

     A. Право на получение образования

752. В 2006 году был принят Закон о государственном образовании № 26206, устанавливающий следующее:

        " Статья 2: Образование и получение знаний – это общее благо и индивидуальное и социальное право, гарантированное государством.

        Статья 3: Образование является национальным приоритетом и является элементом государственной политики по построению справедливого общества, утверждению национального суверенитета и национальной идентичности, укреплению гражданской демократии, уважению основных прав и свобод человека и укреплению социально-экономического развития государства.

        Статья 4: Государство, провинции и федеральный округ Буэнос-Айрес несут основную и не делегируемую ответственность за непрерывное предоставление полного и качественного образования всем лицам, проживающим на территории государства, обеспечивая осуществление этого права на принципах равенства, безвозмездности и справедливости при участии общественных организаций и семей…".

753. В отношении финансирования упомянутый Закон гласит:

        " Статья 9: Государство гарантирует финансирование Национальной образовательной системы в соответствии с настоящим законом. При соблюдении норм финансирования, установленных Законом № 26075 консолидированный бюджет государства, провинций и федерального округа Буэнос-Айрес, предназначенный исключительно на финансирование образования, должен составлять не менее 6% от ВВП…".

754. В соответствии с Законом о государственном образовании каждому человеку в Аргентине гарантируются бесплатные образовательные услуги, предоставляемые государственным учреждениями на всех уровнях и во всех категориях:

        " Статья 12: Государство, провинции и федеральный округ Буэнос-Айрес совместно и согласовано несут ответственность за планирование, организацию, контроль и финансирование национальной образовательной системы. Они обеспечивают доступ к получению образования на всех уровнях и во всех категориях посредством создания и руководства образовательными учреждениями государственного подчинения. Государство создает и финансирует Национальные университеты".

755. Наконец, упомянутым законом установлено, что обязательное школьное образование на всей территории Аргентины длится с пяти лет до момента получения среднего образования.

      B. Право представителей социально незащищенных групп населения на получение образования

756. Министерство образования и Федеральный Совет по вопросам образования осуществляют совместные действия по обеспечению равенства в сфере образования, направленные на искоренение несправедливости, изоляции, притеснения и других форм дискриминации, обусловленных социально-экономическими, культурными, географическими, этническими, гендерными или любыми другими факторами и препятствующих реализации права на получение образования в полной мере. С этой целью в Статье 80 Закона о государственном образовании установлено:

        "Политика по обеспечению равенства в сфере образования должна создавать необходимые условия для вовлеченности, признания, социальной интеграции и усвоению знаний детьми, молодежью и взрослыми на всех уровнях и во всех категориях, особенно, что касается обязательного образования. Государство выделяет бюджетные средства для обеспечения равенства возможностей и достижения результатов в сфере образования для наиболее социально незащищенных слоев общества. Министерство образования, науки и технологии совместно с Федеральным Советом по вопросам образования предоставляют школьные учебники и другие педагогические, культурные, материальные, технологические и экономические ресурсы ученикам, семьям и школам, находящимся в неблагоприятной социально-экономической ситуации".

757. Также Закон о государственном образовании предусматривает "категории" национальной образовательной системы, которые будут отвечать специфическим требованиям образования и учитывать постоянные или временные, а также личностные и контекстуальные особенности. Такими категориями являются:

       a)    специальное образование: направлено на обеспечение права лиц с ограниченными физическими возможностями на получение образования на всех уровнях и во всех категориях системы образования;

       b)    непрерывное образование молодежи и взрослых: направлено на ликвидацию неграмотности и получение обязательного школьного образования лицами, которые не сделали этого в установленном возрасте;

       с)    образование в сельской местности: направлено на обеспечение получения обязательного школьного образования населением сельских районов;

       d)    образование в местах лишения свободы: направлено на обеспечение права заключенных на получение образования;

       e)    обучение на дому и образование в медицинский учреждениях: направлено на получение образования учениками, которые по состоянию здоровья не могут регулярно посещать образовательные учреждения в рамках получения обязательного образования;

       f)     межкультурное двуязычное образование: направлено на обеспечение конституционного права представителей коренных народов получать образование, способствующее сохранению и развитию их культурных особенностей, языка, мировоззрения и этнической идентичности.

758. Еще одна опция, применяемая на разных уровнях и в разных категориях национальной образовательной системы, − это дистанционное обучение. Такая возможность предусмотрена Законом о государственном образовании, но с оговоркой, что может применяться только в отношении учащихся старше 18 лет.

759. Что касается нелегальных иммигрантов, статья 141 Закона о государственном образовании гарантирует им "… доступность и создание условий для обучения и окончания учебных заведений на всех уровнях и во всех категориях образовательной системы после предоставления документов из страны происхождения".

760. Что касается беженцев, статьи 42 и 51 Закона № 26165 "О признании и защите беженцев" гарантируют их доступ к получению образования:

        " Статья 42: […] беженцы, признанные таковыми и желающие подтвердить свои документы об образовании или подлинность подписей представителей органов власти своей страны происхождения с целью осуществлять профессиональную деятельность в нашей стране, будут иметь возможность получить сертификаты, выданные государственными властями, которые в свою очередь могут рассчитывать на содействие со стороны международных организаций.

       […]

        Статья 51: Власти принимающей страны предоставят заявителю и членам его семьи временный документ, позволяющий на законных основаниях находиться на территории страны, работать за вознаграждение и получить доступ к основным социальным услугам и благам, в частности в сфере здравоохранения и образования […]".

761. Что касается представителей коренных народов, проблема получения ими образования связана с тем, что на протяжении многих лет отсутствовала образовательная политика, которая признавала бы их право получать такое образование, которое способствовало бы сохранению и развитию их культурных особенностей, языка, мировоззрения и этнической идентичности.

762. Появление в образовательной системе Аргентины категории мультикультурного двуязычного образования означает, главным образом, реализацию образовательных стратегий, обеспечивающих ученикам-представителям коренных народов на всех уровнях системы образования и во всех категориях конституционное право получать качественное образование, которое способствовало бы сохранению и развитию их культурных особенностей, языка, мировоззрения и этнической идентичности. В свою очередь развитие двуязычного образования даст возможность всем ученикам расширить образовательные программы за счет новых дисциплин, появившихся благодаря педагогическим методам, основанным на мультикультурализме и двуязычии.

763. Развитие категории мультукультурного двуязычного образования позволит также наметить стратегии действия не только на государственном уровне, но и на региональном уровне и на уровне всех латиноамериканских государств, в особенности стран-членов МЕРКОСУР и ассоциированных членов этой организации. Именно поэтому предусмотрена поддержка педагогических программ, способствующих формированию мультикультурализма и двуязычия в школах, располагающихся в приграничных зонах.

764. Также предусмотрено создание механизмов, обеспечивающих постоянное участие коренных народов в разработке предложений в сфере образования. В этом смысле взаимодействие государственных органов и организаций коренных народов является постоянным источником культурного обогащения и решения проблем в работе на этом направлении.

           1. Основные меры, реализованные Министерством образования в 2008 году

765. Следует упомянуть следующие меры:

       a)    встречи с представителями всех провинций и города Буэнос-Айреса с целью ознакомления с этой категорией образования;

       b)    встречи с представителями Автономного совета по вопросам получения образования представителями коренных народов и с представителями всех провинций и города Буэнос-Айреса;

       c)    проведение двусторонних технических встреч с Бразилией и Чили в рамках реализации совместных проектов;

       d)    оказание технического содействия провинциям с целью введения межкультурного двуязычного образования на местном и региональном уровнях;

       e)    проведение региональных круглых столов на федеральном уровне с целью определения региональных приоритетов в вопросе внедрения категории в институциональную схему каждого из участвующих в программе министерств образования;

       f)     организация и проведение VIII Латиноамериканского конгресса по мультикультурному двуязычному образованию (3, 4 и 5 декабря); в нем приняли участие около 1 000 делегатов (представители министерств образования, преподаватели и представителей коренных населения различных стран Латинской Америки).

       g)    участие в разработке и реализации программы отбора стипендиатов из коренного населения для получения педагогического образования.

766. Национальный институт по делам коренных народов реализует Программу поддержки мультикультурного образования коренных народов, которая лежит в рамках действующего законодательства, признающего, помимо других прав, этническую и культурную традицию коренных народов Аргентины и гарантирует уважение их самобытности и предоставление им двуязычного и мультикультурного образования. В частности, пункт 17 статьи 75 Конституции обязывает "обеспечить уважение самобытности коренных народов и предоставление им возможности получения двуязычного межкультурного образования".

767. Кроме того, в Конвенции МОТ № 169, ратифицированной Законом № 24071 и вступившей в силу 3 июля 2001 года, закреплено следующее:

        Статья 26: "Принимаются меры, обеспечивающие, чтобы лица, принадлежащие к соответствующим народам, имели возможность получать образование на всех уровнях на основаниях, по меньшей мере равных по сравнению с остальной частью национального сообщества".

        Статья 27: "Учебные программы и службы в области образования для соответствующих народов создаются и осуществляются в сотрудничестве с ними так, чтобы они были ориентированы на их особые потребности и включали их историю, их знания и технологии, их системы ценностей, их перспективные социально-экономические цели и культурные чаяния. (…) Компетентный орган обеспечивает получение образования лицами, принадлежащими к указанным народам, и их участие в разработке и осуществлении программ в области образования c целью постепенной передачи ответственности за осуществление программ в области образования указанным народам".

           2. Программа поддержки межкультурного образования коренных народов

768. Приоритетом этой Программы является участие коренных народов в разработке образовательных проектов, в их реализации, выявлении проблем, поиске решений и инновационных идей, основанных на традициях, обычаях и древних культурах этих народов.

769. Для достижения этой цели необходимо способствовать активизации сообществ, используя концепцию мультикультурализма, которая подтверждает существование особой самобытности коренных народов, проявляющейся в их мироощущении, мировоззрении и действиях, и пересматривает оценку определенных исторических, социальных и экономических явлений, литературных произведений, произведений искусства, проявлений духовной культуры и т.д., устраняя, таким образом, какую-либо дискриминацию.

770. Мультикультурализм признает существование в нашей стране различных культур. Он подразумевает межкультурный диалог, в который путем тщательного отбора включаются элементы западной культуры и других сосуществующих на одной территории культур. Это подразумевает, что между различными культурными группами должны существовать отношения, основанные на уважении и равенстве.

771. Целями программы являются:

       a)    предоставление общинам возможности комплексного развития в рамках программы мультикультурного двуязычного образования;

       b)    обеспечение участия сообществ коренных народов в принятии решений по вопросам образования;

       c)    обеспечение возможностей профессиональной подготовки по вопросам мультикультурализма различных организаций образовательной сферы;

       d)    поощрение мультикультурного двуязычного образования на государственном уровне с целью признания ценности и укрепления культуры, родного языка и мировоззрения сообществ коренных народов, а также поддержка их включения в традиционные образовательные программы;

       e)    сопровождение процесса укрепления и возрождения древних культур во всех их аспектах.

772. Компонентами Программы являются:

       a)    стипендии для представителей коренных народов, обучающихся на ступени среднего образования;

       b)    межкультурное наставничество;

       c)    ликвидация неграмотности, возрождение и развитие древних знаний в сообществах коренных народов;

       d)    поддержка представителей коренных народов, обучающихся на ступени высшего неуниверситетского образования;

       e)    поддержка институциональных образовательных проектов, реализуемых государственными образовательными учреждениями в рамках мультикультурализма.

                    Стипендии для представителей коренных народов, обучающихся на ступени среднего образования[12]

773. Начиная с 1997 года действуют стипендии для представителей коренных народов, получающих среднее образование.

774. Целями этого проекта являются:

       a)    способствовать тому, чтобы учащиеся-представители коренных народов могли благодаря материальной помощи завершить получение среднего образования;

       b)    понизить показатели ухода из школ.

775. Этим проектом предусмотрены стипендии для учащихся-представителей коренных народов, получающих основное общее образование, полимодальное образование или эквивалентное ему; материальная помощь предоставляется один раз в год. Эта помощь направлена на то, чтобы семьи представителей коренных народов имели возможность покрыть расходы на получение среднего образования, включая не только покупку формы и школьных принадлежностей, но и оплату проезда в образовательные учреждения и обратно, поскольку часто они находятся далеко от места проживания общин. С начала реализации Программы спрос на стипендии на получение среднего образования постепенно и постоянно возрастал. Это означало прогресс в деле активного вовлечения учащихся-представителей коренных народов и их семей в общественную жизнь с точки зрения мультикультурализма.

                    Межкультурное наставничество[13]

776. Программа поддержки межкультурного образования представителей коренных народов признает необходимость сопровождения стипендий для учащихся-представителей коренных народов средней ступени образования межкультурным наставничеством и семинарами по развитию культуры. Эта идея возникла в силу озабоченности родителей и членов общин учащихся, получающих и не получающих стипендии, вопросом образования своих детей. Было решено, что является необходимым предоставление не только материальной помощи, но и педагогической и культурной поддержки с целью повышения самооценки учащихся, укрепления их идентичности и помощи в решении трудностей, связанных с обучением.

777. Наставники выбираются самими общинами, которые отвечают за оценку их работы, состоящей в основном в следующем:

       a)    сопровождение учащихся-представителей коренных народов, получающих основное общее образование, полимодальное образование или эквивалентное ему, в процессе обучения и социального развития и интеграции;

       b)    поддержка учащихся в укреплении их культурной идентичности;

       c)    способствование взаимодействию между учениками, школой, семьей и сообществом;

       d)    смягчать последствия ухода из школы и способствовать социальной интеграции.

778. Работа наставника включает в себя два аспекта: педагогический, т.е. помощь в решении проблем усвоения учащимися различных предметов, и культурный, заключающийся в поддержке изучения и освоения родного языка, истории общин, традиционного искусства (ремесла, музыка), кухни и медицины и других особенностей культуры их народа.

                    Ликвидация неграмотности, возрождение и развитие древних знаний в сообществах коренных народов[14]

                          Ликвидация неграмотности в сообществах коренных народов с помощью
                          профессионалов из представителей коренного населения

779. Проект мультикультурной двуязычной ликвидации неграмотности знаменует собой новое направление в методологии обучения. Сообщества коренных народов выбирают из своих членов специалистов по обучению грамоте, которые составляют план работы с учетом особенностей каждого сообщества. Реализация проекта включает в себя проведение встреч, на которых старшие члены сообщества будут делиться древними знаниями и в рамках которых члены сообщества будут знакомиться с навыками, легендами, сказаниями, связанными с культурой каждого народа. Также будут разъясняться права коренного населения и изучаться история каждого народа и каждой общины с целью повышения самооценки участников встреч и изучения алфавита, цифр и устного счета, необходимых в повседневной жизни.

780. Цели проекта межкультурной двуязычной ликвидации неграмотности:

       a)    обеспечение устной и письменной коммуникации в рамках мультикультурного двуязычного образования;

       b)    возрождение древних знаний посредством личного рассказа участников программы;

       c)    получение основных навыков чтения и письма;

       d)    ознакомления с собственной древней культурой;

       e)    устное, письменное, художественное и ремесленное творчество культур коренных народов.

781. Это первый этап ликвидации неграмотности, целью которого является получение молодежью и взрослыми, не имеющими иной возможности научиться чтению и письму на испанском языке, основных навыков грамотности, чтобы впоследствии, если они захотят, они могли поступать в школы для взрослых.

                          Обучение родному языку

782. Необходимость появления Проекта обучения родному языку была отмечена старейшинами, вождями и членами общин с целью избежать потери родного языка, культуры и мировоззрения народов, проживающих в Аргентинской Республике.

783. Проект обучения родному языку имеет следующие цели:

       a)    предотвратить потерю родного языка, культуры и мировоззрения путем их изучения;

       b)    предоставить детям, молодежи и взрослым в общинах возможность использовать полученные в рамках семинаров знания в повседневной жизни;

       c)    развивать в рамках этой образовательной программы способность ясно и четко выражать мысли на родном языке, становясь таким образом носителем традиций и культуры коренного народа.

784. Этот проект реализуется в сообществах с использованием критериев работы, содержания и графика, отвечающих специфике культуры коренного народа. Он осуществляется специалистами, выбранными непосредственно членами общины: один преподаватель и два специалиста, один из которых преподает родной язык, а второй рассказывает о мировоззрении, традициях и истории общины, что дает возможность обогащения и укрепления процесса изучения родного языка.

                    Межкультурная поддержка учащихся представителей коренных народов, обучающихся на ступени высшего неуниверситетского образования[15]

785. Стипендии для учащихся представителей коренных народов, обучающихся на ступени высшего неуниверситетского образования, заключаются в единовременной ежегодной выплате материальной помощи. Проект преследует следующие цели:

       a)    посредством материальной поддержки давать возможности учащимся-представителям коренных народов возможность получать образование на третьей ступени, что обеспечит трудоустройство;

       b)    создавать эффект умножения выгод от приобретенных этими учащимися знаний посредством их применения в сообществах.

786. Эта стипендия помогает учащимся и их семьям покрыть расходы на образование, не только в том, что касается покупки одежды, ксерокопирования и покупки необходимых принадлежностей, но и на оплату проезда до образовательных учреждений, которые в большинстве случаев располагаются далеко от места проживания общины, где проживают малообеспеченные семьи коренного населения.

787. С 1997 года Национальный институт по делам коренных народов выделяет стипендий для учащихся третьей ступени образования через проекты, представляемые различными организациями.

788. Следует отметить участие общин, обеспечивающее более эффективное регулирование спроса на стипендии и большую прозрачность в их присуждении.

789. В свою очередь учащиеся-представители коренных народов, получающие стипендии на третьей ступени обучения, участвуют в семинарах, имеющих первостепенную важность, поскольку способствуют межкультурному диалогу, а также укрепляют связь учащихся с сообществами, к которым они принадлежат, и укрепляют их культурную самобытность.

                    Поддержка институциональных проектов в сфере образования, реализуемых государственными образовательными учреждениями в рамках мультикультурализма

790. Коренные народы имеют собственные модели обучения в соответствии со своими ценностями, мировоззрением, древней культурой и историей народа и общины. Члены общины признают необходимость того, чтобы их дети поступали в образовательные учреждения для получения образования и подготовки, которая позволит им в дальнейшем получать образование следующего уровня и быть конкурентоспособными на рынке труда. Такое образование молодежи требует подготовки в рамках их собственной культурной среды, и поэтому относится к компетенции членов общины.

791. Национальный институт по делам коренных народов поддерживает намерение различных общин участвовать в реализации Институционального образовательного проекта, который каждая школы осуществляет, исходя из конкретных реалий и в соответствии со своими потребностями во взаимодействии с педагогами, родителями учеников и членами общин с целью способствовать введению мультикультурного двуязычного образования.

792. Целями проекта являются:

       a)    поддержка участия общин коренных народов в проектах институционального образования;

       b)    введение в школах, в которых это необходимо, системы мультикультурного двуязычного образования посредством реализации проектов институционального образования;

       c)    обучение молодых людей, принадлежащих к коренным сообществам, в рамках мультикультурализма;

       d)    обмен идеями и опытом между учениками, семьями общины и педагогами, чтобы обеспечить образование, учитывающее особенности каждой конкретной ситуации.

793. Что касается лиц с ограниченными физическими возможностями, в упомянутом Законе о государственном образовании имеется отдельная глава о специальном обучении. В статье 42 установлено, что "Специальное обучение – это категория образовательной системы, направленная на обеспечение права на получение образования людьми с ограниченными возможностями – временного или постоянного характера – на всех уровнях и во всех категориях образовательной системы. Специальное обучение основано на принципе инклюзивности образования в соответствии с пунктом n) статьи 11 этого закона. Специальное обучение подразумевает получение образования по особым дисциплинам, которые не включены в традиционную программу. Министерство образования, науки и технологии совместно с Федеральным советом по вопросам образования гарантирует интеграцию учеников с ограниченными возможностями во все уровни и все категории образования с учетом возможностей каждого человека".

794. В свою очередь статьей 44 предусмотрено, что "для обеспечения права на получение образования, интеграции в школьную систему и социальную интеграцию лиц, имеющих временные или постоянные ограничения возможностей, власти провинций должны предпринимать соответствующие меры, необходимые для: а) разработки комплексной образовательной программы, обеспечивающей доступ к техническим, творческим и культурным знаниям, b) привлечения достаточного количества специалистов, которые работали бы совместно с педагогами в школе, c) обеспечения доступности услуг специального обучения, транспортной инфраструктуры, технических ресурсов и материалов, необходимых для обучения, d) предоставления возможности получения образования в течение всей жизни и e) обеспечения физической доступности всех школьных помещений".

795. Параллельно Закон устанавливает, что "Министерство образования, науки и технологии совместно с Федеральным советом по вопросам образования создаст необходимые институты и методики для разработки программ школьного образования, наилучшим образом адаптированных к ученикам с временными или постоянными ограниченными возможностями на всех уровнях обязательного образования, а также разработает нормы, регулирующие процесс оценки и сертификации школ. Кроме того, будут задействованы механизмы координирования действий министерств и других государственных органов, занимающихся проблемами лиц с ограниченными возможностями, с целью обеспечения предоставления услуг повышенной эффективности и качества".

796. Что касается бесплатности государственного образования, то, несмотря на то, что она установлена законом, государство выделяет финансовую помощь семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями, чтобы они имели возможность посещать школу и участвовать в образовательном процессе. Помимо программ выплаты стипендий по линии Министерства образования, с семьями, имеющими детей с ограниченными физическими возможностями, работают и другие правительственные организации, в частности, Национальная консультативная комиссия по вопросам социальной интеграции людей с ограниченными возможностями, Национальный институт социальных услуг для получателей пенсий и пособий, а также страховые компании, с которыми семьи заключили договор.

                    Альтернативные системы образования

797. Помимо обычной системы и специализированных систем, которыми могут воспользоваться дети с ограниченными возможностями, существуют проекты неформального образования, дневные центры и так далее, которые в основном функционируют в рамках системы частного образования, благотворительных фондов и программы социального обеспечения.

                    Подготовка педагогов и школьных работников

798. В Аргентинской Республике педагогическое образование, связанное с получением образования лицами с особыми потребностями в силу их ограниченных возможностей, находится в компетенции Педагогического института специального обучения и некоторых немногочисленных университетов, располагающей программами педагогической подготовки лиц с ограниченными возможностями.

799. Институты высшего педагогического образования (на которые приходится основная часть предложения в этой нише рынка образовательных услуг) занимаются подготовкой и итоговой аттестацией преподавателей, которые впоследствии будут работать в школах специального обучения или в обычных школах, обеспечивая процесс интеграции или оказывая консультационные услуги в педагогических вопросах относительно каждого ребенка с особыми образовательными потребностями.

800. Речь идет о специальном образовании (работа с лицами, имеющими отклонения в умственном развитии, инвалидами по слуху и зрению) в институтах высшего образования, что позволяет им получать необходимые навыки, чтобы преподавать ученикам с ограниченными возможностями. Эта подготовка длится четыре года, и для поступления требуется как минимум диплом о среднем образовании.

801. Преподаватели обычных школ, которые также получают образование в педагогических институтах, получают только теоретическую информацию по этой проблематике на курсах повышения квалификации, которые различные органы на уровне провинций разрабатывают в соответствии с требованиями системы. В последние годы эта практика получает распространение в связи с тем, что расширяется тенденция поступления детей с ограниченными возможностями в обычные школы.

802. В специальных школах работают специалисты, которые оказывают поддержку в удовлетворении различных потребностей учеников, в частности, специалисты по фоноаудиологии, психомоторике, музыкальной терапии и т.д. Также имеются специалисты, взаимодействующие с педагогами и отвечающие за группу учеников; они помогают разрабатывать дидактические материалы, например по вопросам детской гигиены. Для них также проводятся курсы повышения квалификации, на которых в общих чертах рассматриваются характерные особенности учащихся с ограниченными возможностями, целью которых является улучшение понимания принципов работы с каждым из таких ограничений и, за счет этого, оптимизации педагогических и социальных действий.

     C. Статистическая информация

803. Ознакомьтесь со следующей таблицей.

Распределение населения в возрасте от 15 лет по уровню образования и половой принадлежности.
В целом по стране и по провинциям
(2001 год)

Уровень образования Всего (100,0) Не имеют образования 1 Незаконченное начальное  образование Полное начальное образование Незаконченное среднее  образование Полное  среднее образование Незаконченное высшее/ высшее неуниверситетское образование Полное высшее/ высшее неуниверситетское образование

Всего по стране 26 012 435  3,7  14,2  28,0  20,9  16,2  8,2  8,7

Мужчины 12 456 479  3,5  14,3  28,7  22,8  15,6  8,1  7,0

Женщины 13 555 956  3,9  14,1  27,3  19,2  16,8  8,4  10,3

Город Буэнос-Айрес 2 307 177  1,8  4,2  18,2  16,9  24,0  15,1  19,9

Мужчины 1 020 551  1,5  3,4  15,9  19,9  23,1  16,7  19,5

Женщины 1 286 626  2,0  4,8  20,0  14,5  24,7  13,7  20,3

Буэнос-Айрес 10 148 270  3,2  12,4  31,3  21,8  16,4  7,3  7,5

Мужчины 4 856 323  3,0  12,0  32,0  24,0  15,9  7,2  6,0

Женщины 5 291 947  3,4  12,8  30,7  19,9  16,9  7,4  8,9

24 района Большого Буэнос-Айреса 6 347 436  3,4  12,0  31,0  22,6  17,0  7,1  6,8

Мужчины 3 026 690  3,1  11,4  31,5  25,0  16,4  7,1  5,5

Женщины 3 320 746  3,8  12,5  30,6  20,5  17,5  7,2  7,9

Остальные районы Буэнос-Айреса 3 800 834  2,8  13,1  31,8  20,5  15,4  7,6  8,8

Мужчины 1 829 633  2,7  13,0  32,7  22,3  15,1  7,4  6,8

Женщины 1 971 201  2,9  13,3  31,0  18,9  15,7  7,8  10,5

Катамарка 221 152  3,2  15,3  27,0  23,2  15,8  7,7  7,9

Мужчины 109 146  3,2  16,3  29,0  24,1  15,0  6,8  5,6

Женщины 112 006  3,2  14,4  25,0  22,2  16,5  8,5  10,1

Кордова 2 249 150  2,8  15,0  25,1  21,0  15,9  10,6  9,6

Мужчины 1 074 746  2,8  14,8  25,5  23,2  15,6  10,5  7,6

Женщины 1 174 404  2,9  15,1  24,8  19,0  16,1  10,7  11,4

Уровень образования Всего (100,0) Не имеют образования 1

Незаконченное начальное
 образование

Полное начальное образование

Незаконченное среднее
 образование

Полное  среднее образование

Незаконченное высшее/
высшее неуниверситетское образование

Полное высшее/
высшее неуниверситетское образование

Корриентес 609 408  6,6

 22,7

 24,7

 18,5

 14,4

 6,4

 6,7

Мужчины 296 649  6,5

 23,5

 25,9

 19,3

 13,9

 5,9

 5,0

Женщины 312 759  6,8

 21,9

 23,6

 17,7

 14,9

 6,8

 8,2

Чако 629 455  8,7

 25,0

 24,6

 19,6

 10,2

 5,8

 6,0

Мужчины 310 678  8,0

 25,9

 26,5

 20,0

 10,1

 5,3

 4,2

Женщины 318 777  9,3

 24,2

 22,8

 19,1

 10,4

 6,4

 7,8

Чубут 285 913  4,8

 14,0

 25,7

 25,6

 16,1

 6,8

 7,0

Мужчины 142 257  4,6

 14,6

 26,9

 26,7

 15,5

 6,1

 5,7

Женщины 143 656  5,0

 13,3

 24,5

 24,6

 16,7

 7,6

 8,3

Энтре-Риос 813 486  3,7

 18,8

 29,1

 19,4

 15,1

 6,1

 7,8

Мужчины 392 937  3,7

 19,2

 30,1

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow