Глава 3. Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста

 

Направленное использование физической культуры на протяжении первых семи лет жизни, осуществляемое специальными дошкольными учреждениями и в семье, является важной начальной ступенью системы физического воспитания. На протяжении первых семи лет жизни ребёнок проходит огромный путь физического и духовного развития. Рождаясь совершенно беспомощным существом, которое не в состоянии ни целесообразно действовать, ни говорить, ни мыслить, к концу дошкольного возраста он превращается в личность, обладающую сложным внутренним миром. По биологическим и некоторым организационно-педагогическим признакам, связанным со структурой дошкольных учреждений, дошкольный возраст подразделяется на периоды (табл.2).

Возрастная периодизация детей дошкольного возраста имеет большое практическое значение. Отражая ступени биологического развития, она облегчает построение системы физического воспитания – определение конкретных задач, содержания, организационных форм, методов направленного использования физической культуры.

Дошкольный возраст отличается, с одной стороны интенсивным ростом и развитием детского организма (так, за 1-й год жизни рост ребёнка увеличивается на 50%, а к 7 годам – почти втрое), а с другой – незрелостью, низкой сопротивляемостью неблагоприятным воздействиям внешней среды. В этот период важно своевременное стимулировать нормальное протекание

естественного процесса физического развития, повышать жизнеспособность организма.

Задачи физического воспитания детей

 

Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста при общей целевой направленности конкретизируются с учетом возрастных особенностей.
     В дошкольных учреждениях осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи физического воспитания.

 


Оздоровительные задачи

 

Главной задачей физического воспитания дошкольников является охрана жизни и укрепление здоровья, улучшение физического развития, совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к различным заболеваниям, сопротивляемости к неблагоприятным условиям внешней среды (пониженной и повышенной температуре воды, воздуха, воздействию солнечного излучения) путем закаливания. Кроме того, важно повышать общую работоспособность у детей.
       Учитывая особенности развития детского организма, задачи определяются в более конкретной форме:

1. помогать правильному и своевременному окостенению, формированию изгибов позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата;

 

2. способствовать развитию правильного соотношения частей тела (пропорций), регулированию роста и массы костей;
развивать все группы мышц (туловища, ног, рук и плечевого пояса, кисти, пальцев, стопы, шеи, глаз, внутренних органов - сердца, кровеносных сосудов, дыхательных мышц и др.); особое внимание следует уделять слабо развитым группам мышц-разгибателей;

 

3. способствовать совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем: усилению тока крови к сердцу, улучшению ритмичности его сокращения и развитию способности приспосабливаться к внезапно изменившейся нагрузке;

 

4. развивать подвижность грудной клетки, способствовать углублению дыхания, устойчивости его ритма, увеличению жизненной емкости легких, улучшать носовое дыхание; способствовать правильному функционированию внутренних органов (пищеварения, выделения и др.);

 

5. способствовать правильному развитию функции терморегуляции;

 

6. способствовать уравновешенности процессов возбуждения и торможения, их подвижности, а также совершенствованию двигательного анализатора, органов чувств.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: