Роль Федерального бюджета в решении общегосударственных задач

Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд – федеральный бюджет. Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. В ведении Российской Федерации находится федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.[1]

Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовкой высококвалифицированных специалистов.

Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов.

Для решения этих задач федеральный бюджет в соответствии с Законом «Об основах налоговой системы» 1991 г. и Налоговым кодексом Российской Федерации наделен федеральными налогами и неналоговыми доходами.

Между уровнями бюджетной системы РФ разграничиваются доходные и расходные части бюджета. Для покрытия расходов нижестоящих бюджетов в случае недостатка закрепленных за ними доходов могут перечисляться дополнительные средства в различных формах из вышестоящих бюджетов.

Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.[2]

Наряду с межбюджетными трансфертами, не учитываемыми в консолидированных бюджетах муниципальных районов и субъектов Российской Федерации, в консолидированном бюджете Российской Федерации не учитываются межбюджетные трансферты, предоставляемые из:

- бюджетов субъектов Российской Федерации в форме средств, перечисляемых в федеральный бюджет в связи с погашением и обслуживанием государственного долга субъекта Российской Федерации перед федеральными органами государственной власти и исполнением иных обязательств субъекта Российской Федерации перед федеральным бюджетом;

- местных бюджетов в форме средств, перечисляемых в федеральный бюджет в связи с погашением и обслуживанием муниципального долга муниципального образования перед федеральными органами государственной власти и исполнением иных обязательств органов местного самоуправления перед органами государственной власти.

Доходы федерального бюджета

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Распределение доходов и иных поступлений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, установленным Кодексом, федеральным законом, в соответствии со статьей 166.1 Кодекса входит в бюджетные полномочия Федерального казначейства.

Все доходы государства от способа из извлечения могут быть объединены в 2 группы:

­ налоги и другие обязательные платежи;

­ прочие доходы.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

1) федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

2) таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

3) государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанные налоговые доходы могут быть переданы полностью или частично органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующие местные бюджеты в порядке, предусмотренном статьей 58 настоящего Кодекса.

К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:

1) доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации;

2) доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации;

3) доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации;

4) части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации;

5) платы за негативное воздействие на окружающую среду;

6) сборов за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции;

7) доходов от передачи в аренду земельных участков;

8) доходов от продажи земельных участков;

9) платы за пользование водными объектами;

10) разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: