Глава 2. Необходимость АРМ в налоговых органах

Перед любой системой, которая прошла сложные этапы становления, неизбежно встает необходимость перемен. Налоговая система не исключение.

Старая налоговая система»

 Что же такое «старая налоговая система» и почему она перестала соответствовать современным условиям? Ее недостатки и проблемы можно перечислять бесконечно, а именно:

v отсутствие единых функциональных обязанностей и, как следствие, дублирование функций разными отделами инспекции.

v почти вся информация, с которой работал инспектор, имела бумажный вид и обрабатывалась вручную.

v не было специализированных подразделений, которые отвечали бы за информирование налогоплательщиков, и без которых трудно разобраться в налоговых тонкостях.

Одному инспектору приходилось выполнять множество налоговых процедур: принимать отчетность, вводить данные в компьютер, проводить камеральную проверку данных, консультировать налогоплательщика, оформлять реестр принятых деклараций. При выполнении такого количества разнообразных операций неизбежны бесконечные ошибки.

Еще один серьезный недостаток прошлого - закрепление за инспектором конкретных налогоплательщиков. В связи с этим возникала благоприятная почва для злоупотреблений служебным положением, и масса рабочего времени уходила на помощь в составлении отчетов и консультаций.

Для того, чтобы внедрить четкое функциональное разделение, разработана не только типовая структура инспекции, вставшей на путь модернизации, но и типовые должностные инструкции на каждое рабочее место с пошаговым описанием своего отрезка работы в общем производственном цикле. Речь идет о внедрении автоматизированных рабочих мест.

Внедрение автоматизированных рабочих мест

Как известно, в налоговые органы поступает огромный объем информации, которую необходимо собирать, анализировать и увязывать друг с другом. Сложность заключается в том, что в электронном виде для формирования таких данных налогоплательщики используют различные программные продукты. А зачастую данные поступают в налоговую не в электронном виде, а на бумаге. Поэтому, чтобы использовать поступившую информацию, нужно либо перевести ее в унифицированную форму, либо ввести вручную. Этой проблемой и продиктована необходимость применения самых современных методов ввода информации. Для этого МНС России, начиная с 2003 года, внедряет в работу налоговых органов программный комплекс «Система электронной обработки данных местного уровня». Он дает возможность принимать информацию по телекоммуникационным каналам связи или на магнитных носителях. Эта единая интегрированная система, которая объединяет все направления деятельности инспекции: регистрация юридических лиц, учет налогоплательщиков, камеральный контроль, выездные проверки. Она ориентирована и на функциональный принцип работы, и электронный документооборот.

Повышение качества и эффективности автоматизированной информационной технологии налоговой системах во многом зависит от способа организации (организационных форм) использования технических и программных средств обработки данных.



Глава 3. АРМ налоговых подразделений

АРМ специалистов налоговых органов

В налоговых органах выделяют автоматизированные рабочие места специалистов, которые можно разделить на группы:

· АРМ налогового инспектора для ведения информационной базы по уплате налогов физическими лицами;

· АРМ налогового инспектора для ведения информационной базы по уплате налогов юридическими лицами;

· АРМ специалиста по контролю за обеспечением правильности исчисления налогов и платежей и своевременностью их поступления в бюджет;

· АРМ юриста по контролю за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет и т.д.



АРМ руководителя налоговой службы

Автоматизированное рабочее место руководителя в налоговой службе позволяет :

· получать отчеты требуемой формы по всей информации, находящейся в автоматизированной корпоративной базе данных финансовых органов;

· обеспечивать руководителю или его непосредственным помощникам оперативность и скорость поиска нужной информации;

· использовать диалоговые программные средства обеспечения принятия решения с максимальной адаптацией к конкретным ситуациям;

· обеспечивать оперативную связь с другими источниками информации в пределах организационной структуры и с внешней средой и т.д.

Следует подчеркнуть, что автоматизированное место руководителя в налоговой системе эффективно функционирует при условии, что оно опирается «по вертикали» на всю информационную базу руководимой им организационной структуры, включая не только централизованное автоматизированное хранилище данных, но и локальные информационные базы данных специалистов.

Для автоматизированного рабочего места руководителя налоговой сферы также разработана система передачи отчетов по электронной почте. Отчеты, сформированные на автоматизированных рабочих местах сотрудников подразделений, автоматически, через встроенный в программный комплекс механизм связи по электронной почте, отсылаются на почтовый адрес автоматизированного рабочего места руководителя. Во время работы руководитель получает все отчеты не только в бумажном, но и в электронном виде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: