Пар.24:16. И похоронили его в городе Давидовом с царями, потому что он делал доброе в Израиле и для Бога, и для дома Его

Пар.24:17. Но по смерти Иодая пришли князья Иудейские и поклонились царю; тогда царь стал слушаться их.

2Пар.24:18. И оставили дом Господа Бога отцов своих и стали служить деревам посвященным и идолам, – и был гнев Господень на Иуду и Иерусалим за сию вину их.

Пар.24:19. И он посылал к ним пророков для обращения их к Господу, и они увещевали их, но те не слушали.

Пар.24:20. И Дух Божий облек Захарию, сына Иодая священника, и он стал на возвышении пред народом и сказал им: так говорит Господь: для чего вы преступаете повеления Господни? не будет успеха вам; и как вы оставили Господа, то и Он оставит вас.

2Пар.24:21. И сговорились против него, и побили его камнями, по приказанию царя [Иоаса], на дворе дома Господня.

2Пар.24:22. И не вспомнил царь Иоас благодеяния, какое сделал ему Иодай, отец его, и убил сына его. И он умирая говорил: да видит Господь и да взыщет!

Здесь находим весьма важные сведения, существенно дополняющие и объясняющие отрывочный рассказ 4 Царств XII гл. о второй половине и конце царствований Иоаса. Погребение Иодая с царями (ст. 16), т.е. в царских гробницах Иерусалима, мотивируется теми заслугами благу, как государственному, так и религиозному, какие оказал Иудее ("Израиль» ст. 16, как и в (2Пар. 23:2) – в общем смысле: народ Божий) первосвященник Иодай. Им именно, как видно из ст. 17–18, держалось в Иудее истинное богопочтение, и с егосмертью в Иудейском царстве, под влиянием преданных язычеству вельмож, началось открытое идолослужение.

Для обличения последнего Иегова восставлял теперь многих пророков (ст. 19–20, 27), в числе которых (ср. выше (2Пар. 20:14)) был и сын и преемник Иодая первосвященник Захария, всенародно обличивший в храме царя и народ в отступничестве и предвозвестивший им наказание. За это он, по приказанию царя, не вспомнившего при этом благодеяний Иодая, был побит камнями во дворе дома Господня (ст. 19–21).

Об убиении некоего «Захарии, сына Варахиина» (Мф. 23:35), между жертвенником и храмом (Лк. 11:51), говорил и Господь Иисус Христос в обличении книжников и фарисеев, таивших в сердцах своих план убийства Его. «Убиение первосвященника, глаголавшего по повелению Духа Божьего слова увещания тому народу, среди которого должен быть родиться Мессия, и тому царю, который был потомком Давида и в роде во плоти Сын Божий, – конечно, имеет высокое пророческое и преобразовательное значение по отношению к грядущим священным событиям убиения Христа Спасителя тем же народом за то, что Он глагол словеса благодати и истины» (Властов, Священная летопись, т. IV, ч. II, с. 192). Поэтому весьма многие, древние и новые, толкователи полагали и полагают, что Господь в (Мф. 23:35; Лк. 11:51) говорит именно о Захарии (2Пар. 24:20–22) – ветхозаветном мученике и исповеднике Иеговы. Издавна, впрочем, возбуждали сомнение две разности сопоставляемых здесь мест. 1) В (Мф. 23:35) Захария назван"сыном Варахииным"(а не Иодая). 2) По (Мф. 23:35; Лк. 11:51) Захария убит был «между храмом и жертвенником» – на месте, считавшемся наиболее важным и самым священным после храма (ср. Олесницкого, Ветхозаветный храм, с. 321), – тогда как по (2Пар. 24:21) убиение Захарии совершилось «на дворе дома Господня». Правда, разности эти не столь существенны, чтобы могли затруднять отожествление Захарии Евангелия с Захарией 2 Паралипоменон. Слов «сына Варахиина» вовсе нет в Евангелии Луки; нет их и в некоторых древних рукописях Ев. Матфея, напр., по Тишендорфу, – в Синайском кодексе Ев. (Novum Testamentum graece. Recensuit Constantinus de Tischendorf Lipsiae. 1896, p. 44). По свидетельству же блаженного Иеронима к (Мф. 23:35) в Евангелии Матфея, которым пользовались назореяне, вместо слов: «сына Варахиина» стояли слова «сына Иодая». Еще менее существенна разность в определении места убийства: вполне возможно, что Господь точнее и ближе определяет и поясняет общее и неопределенное указание 2 Паралипоменон. Тем не менее уже в древности, в евангельском Захарии пытались видеть и других лиц этого имени, как-то: одного из малых 12-ти пророков (Зах. 1:1) или отца Иоанна Крестителя (см. Твор. блаж. Иеронима, рус. перев. ч. 16: Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. Киев. 1901, с. 244–245).

2Пар.24:23. И по истече­нии года выступило про­тив него войско Сирийское, и вошли в Иудею и в Иерусалим, и истребили из народа всех князей народа, и всю добычу, /взятую/ у них, отослали к царю в Дамаск.

2Пар.24:24. Хотя в небольшом числе людей при­ходило войско Сирийское, но Го­с­по­дь пред­ал в руку их весьма многочислен­ную силу за то, что оставили Го­с­по­да Бога отцов сво­их. И над Иоасом совершили они суд,

2Пар.24:25. и когда они ушли от него, оставив его в тяжкой болезни, то составили про­тив него заговор рабы его, за кровь сына Иодая священ­ника, и убили его на по­стели его, и он умер. И по­хоронили его в городе Давидовом, но не по­хоронили его в царских гробницах.

2Пар.24:26. Заговорщиками же про­тив него были: Завад, сын Шимеафы Аммонитянки, и Иегозавад, сын Шимрифы Моавитянки.

Наказанием за преступления Иоаса явились: частью нашествие сириян на Иудею и Иерусалим (ст. 23–24) сн. (4Цар. 12:18–19), а затем тяжкая болезнь Иоаса и насильственная смерть его от руки заговорщиков (ст. 25–26) сн. (4Цар. 12:20–21). Во 2 Паралипоменон причинная связь этих бедствий с нечестием и преступлениями царя очевидна; оттого и сам рассказ полнее и понятнее, чем в 4 Царств XII, где нет упоминания с нечестии Иоаса. В данном случае, как и во многих других, кн. Паралипоменон представленный кн. Царств остов исторических известий восполняет жизненным содержанием и прагматической связью. Погребен был Иоас, подобно Иораму (2Пар. 21:20), вне царских гробниц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: