Анализ результатов исследования

 

Сводная таблица результатов исследования личностных особенностей и сформированности СЭВ у врачей и медсестер представлены в Приложении 9.

Сопоставим результаты исследования выраженности СЭВ и уровня интернальности у медицинских работников. Результаты анализа представлены в таблице 8.

Анализ результатов исследования выраженности СЭВ и интернальности показал, что у большинства врачей и медсестер с высокой степенью интернальности не сформирована ни одна фаза СЭВ.

При низкой интернальности у большинства врачей и медсестер фаза напряжения также не сформирована, фаза резистенции - сформирована, а фаза истощения - формируется.


Таблица 8

Степень выраженности фаз СЭВ у медицинских работников с разным уровнем интернальности (в %)

 

Степень сформированности фаз

Уровень интернальности с разной степенью сформированности фаз СЭВ

напряжения

резистенции

истощения

высокий низкий высокий низкий высокий низкий

врачи

сформировалась 20 17 30 55 20 22
формируется 20 39 20 39 20 45
не сформирована 60 44 50 6 60 33

медсестры

сформировалась 20 13 40 78 20 9
формируется 20 20 20 13 0 48
не сформирована 60 57 40 9 60 4  

 

Таким образом, мы можем отметить, что чем ниже уровень интернальности, тем более выражена фаза резистенции.

Анализ результатов исследования сформированности СЭВ и выраженности эмпатии представлен в таблице 9

 

Таблица 9

Степень выраженности фаз СЭВ у медицинских работников с разным уровнем эмпатии (в %)

фаза

Уровень сформированности фаз

Уровень эмпатии у врачей

Уровень эмпатии у медсестер

высокий средний низкий высокий средний

напряжения

сформировалась 0 13 100 0 16
формируется 67 30 0 0 32
не сформирована 33 57 0 100 52

резистенции

сформировалась 67 39 100 67 72
формируется 0 39 0 0 16
не сформирована 33 22 0 33 12

истощения

сформировалась 33 17 50 0 12
формируется 33 39 0 0 44
не сформирована 33 43 50 100 44

 

Как мы видим из таблицы у большинства врачей и медсестер при высоком уровне эмпатии сформирована только фаза резистенции.

При низком уровне эмпатии у врачей фазы СЭВ сформированы, фаза истощения у 50% не сформирована и у стольких же сформирована.

При среднем уровне эмпатии у большинства медицинских работников фаза напряжения не сформирована, также как и фаза истощения, в то время как фаза резистенции - сформирована.

Таким образом, чем ниже эмпатия, тем более выражен СЭВ.

Результаты анализа уровня тревожности и выраженности СЭВ представлен в таблице 10.

 

Таблица 10

Степень выраженности фаз СЭВ у медицинских работников с разным уровнем тревожности (в %)

Фаза

Уровень сформированности фаз

Уровень тревожности врачей

Уровень тревожности медсестер

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

СТ ЛТ СТ ЛТ СТ СТ ЛТ СТ ЛТ СТ ЛТ

напряжения

сформировалась 40 45 6 5 0 45 30 0 6 0 0
формируется 10 33 50 31 0 22 50 33 18 0 0
не сформирована 50 22 44 63 100 33 20 67 76 100 100

резистенции

сформировалась 50 67 50 37 0 89 90 61 65 100 0
формируется 20 22 38 37 50 11 10 17 12 0 100
не сформирована 30 11 12 26 50 0 0 22 18 0 0

истощения

сформировалась 50 45 6 10 0 22 2 6 6 0 0
формируется 30 22 44 42 0 67 60 28 29 0 0
не сформирована 20 33 50 47 100 11 20 67 65 100 100

 

Исследование показало, что у большинства врачей и медсестер с высокой уровнем ситуативной тревожности сформированы как фаза резистенции, так и фаза истощения, фаза напряжения у половины врачей не сформирована, у других 40% сформирована и у 10% врачей находится в стадии формирования

При низкой ситуативной тревожности у врачей и медсестер фазы СЭВ не сформированы, либо формируются.

При высокой личностной тревожности фаза напряжения сформирована у большинства врачей, в то время как у большинства медсестер она не сформирована. Низкого уровня личностной тревожности не выявлено не одного врача. У медсестер с низкой личностной тревожностью фазы напряжения и истощения не сформированы, а фаза резистенции находится в стадии формирования.

Таким образом, чем выше уровень тревожности у врачей и медсестер, тем более выражен СЭВ.

И так, на основании проведенного анализа мы можем отметить наличие связи между личностными особенностями и выраженностью СЭВ.

Для проверки статистической значимости выявленных взаимосвязей мы использовали ранговый коэффициент корреляции Спирмена.

Результаты корреляционного анализа представлены в таблице 11.

 

Таблица 11

Результаты корреляционного анализа взаимосвязи выраженности СЭВ и личностных характеристик у врачей и медсестер с помощью коэффициента корреляции Спирмена (N=28)

  Фаза Локус контроля Эмпатийные тенденции Ситуативная тревожность Личностная тревожность

Врачи

напряжения -0,127 -0,467* 0,39* 0,48**
резистенции -0,39* -0,12 0,39** 0,52**
истощения -0,46* -0,15 0,52** 0,50**
СЭВ -0,47* -0,245 0,51** 0,56**

Медсестры

напряжения -0, 26 -0,39* 0,42* 0,49**
резистенции -0,47* -0,18 0,44** 0,59**
истощения -0,46* -0,25 0,54** 0,53**
СЭВ -0,42* -0,32 0,53** 0,66*

 

*при р≤ 0,05 r кр =0,38; ** при р≤0,01 r Кр =0,48

Корреляционный анализ показал, что существуют достоверные прямые связи у врачей и медсестер, как между фазами СЭВ, так и общим показателем СЭВ и ситуативной и личностной тревожности, а также достоверные обратные связи между уровнем локуса контроля и фазами резистенции, истощения и в общем СЭВ и уровнем эмпатии и фазой напряжения

Таким образом, чем выше уровень тревожности и ниже уровень интернальности и эмпатии, тем более выражено эмоциональное выгорание.

И так, в ходе данного исследования мы подтвердили, что выраженность синдрома эмоционального выгорания взаимосвязана с личностными особенностями врачей и медсестер.

Высокая тревожность обуславливает нервное напряжение, на большее количество ситуаций врачи и медсестры реагируют состоянием тревоги, следовательно, большее стрессоров и меньшая способность нервной системы им сопротивляться.

При экстернальном локусе контроля врачи и медсестры ориентированы на внешнюю оценку и в большей степени стремятся ей соответствовать, все это в свою очередь обуславливает высокую тревожность и выгорание.

Эмпатия как способность индивида проникать в состояние другого человека с помощью воображения и интуиции способствует сбалансированности межличностных отношений. Развитая эмпатия - это ключ к успеху во всех видах деятельности, которые требуют вчувствования в мир партнера по общению и понимания его переживаний. В нашем исследовании мы подтвердили данные, полученные другими исследователями [17], о том, что высокая эмпатия препятствует возникновению СЭВ, однако данную закономерность мы выявили лишь по фазе напряжения, однако на качественном уровне данная тенденция отмечена.

Таким образом, на основании проведенного исследования мы можем сделать следующие в ыводы:

1. Локус контроля как общий, так и в сфере профессиональной деятельности является внешним у 64% врачей и 82% медсестер, то есть для большинства медицинских работников свойственно внешне направленное защитное поведение. Любая ситуация для них желательна как внешне стимулируемая, причем в случаях успеха происходит демонстрация своих способностей и возможностей. Они убеждены, что их неудача является результатом невезения, случайностей, отрицательного влияния других людей.

2. Большинство медицинских работников (80,5% врачей и 89% медсестер) имеет средний уровень эмпатии. Уровень чувствительности у таких медицинских работников находится на среднем уровне, при межличностных отношениях они склонны судить о других по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Им не присуща раскованность чувств, и это мешает полноценному восприятию людей.

3. Большинство медицинских работников имеют умеренный уровень, как реактивной (57% врачей и 64% медсестер), так и личностной тревожности (68% врачей и 61% медсестер), это свидетельствует об адекватном реагировании на стрессовые ситуации.

4. У большинства медицинских работников (46% врачей и 72% медсестер) сформирована фаза резистенции, что говорит о наличии у данных специалистов развитых психологических защит, механизмов сопротивления. Фазы напряжения и истощения у большинства не сформирована. Наиболее выраженными у медицинских работников являются такие симптомы эмоционального выгорания как переживание психотравмирующих обстоятельств неадекватное эмоциональное реагирование, редукция профессиональных обязанностей;

5. Значимые различия между врачами и медсестрами существуют только по выраженности синдромов фазы истощения эмоциональная и личностная отстраненность. На основании этого мы можем говорить о том, что гипотеза о наличии различий в выраженности СЭВ у врачей и медсестер подтвердилась;

6. При низкой интернальности у большинства медицинских сотрудников фаза напряжения не сформирована, фаза резистенции - сформирована, а фаза истощения - формируется. При низком уровне эмпатии у большинства медицинских работников сформированы все фазы СЭВ, при высоком уровне эмпатии фазы СЭВ либо не сформированы, либо находятся в стадии формирования, а у большинства медицинских работников с высокой уровнем тревожности сформированы как фаза напряжения, так и фазы резистенции и истощения, в то время как при низкой тревожности у сотрудников фазы СЭВ не сформированы, либо формируются.

7. Корреляционный анализ показал, что существуют достоверные связи между выраженностью СЭВ и личностными особенностями врачей и медсестер, что подтверждает гипотезу о существовании взаимосвязи между выраженностью СЭВ и такими личностными особенностями медицинских работников как локус контроля (р≤0,01), эмпатии (р≤0,05), личностная (р≤0,01) и ситуативная тревожность (р≤0,01)




Заключение

 

В данной дипломной работе мы изучали сформированность СЭВ у медицинских работников с разными личностными характеристиками.

Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что медицинские работники наиболее часто подвержены СЭВ, что обусловлено особенностями профессиональной деятельности, заключающейся в оказании помощи другим людям, высокой ответственности за их здоровье и жизнь.

По роду своей деятельности медицинские работники подвергаются воздействию различных неблагоприятных факторов рабочей среды и самого трудового процесса, к которым относятся: вредные химические вещества и биологические агенты, ионизирующие излучения, шум, вибрация, канцерогены, высокое нервно-психическое напряжение, вынужденное положение тела во время работы, перенапряжение анализаторных систем и др.

Существует общая обеспокоенность относительно того, что сама по себе специальность врача способствует развитию болезненных состояний. Это проявляется как разочарование в профессии и деморализация, нарастающая склонность к размышлению о том, чтобы оставить эту профессию, а также в ухудшении состояния психического здоровья практикующих врачей, снижении устойчивости браков среди медиков, развитии склонности к употреблению психоактивных веществ и алкоголя.

Причины выгорания медиков западные исследователи видят в социальной сфере и культуре. Фрагментарность и расслоение общества, снижение доступа к общественным и семейным ресурсам предъявляют все более высокие требования к работе специалистов, диктуя вместе с тем необходимость помощи и изменений.

Известно что, принятие непосредственных решений о методах медицинского воздействия и ответственность за них большей степени принадлежит врачу, в то время как средний медперсонал выполняет назначения врача. Однако и медицинские сестры ежедневно имеют дело с болью, страданием, страхом больных их родственников и также как и врачи испытывают эмоциональное напряжение.

Исходя из того, что специфичность профессиональной деятельности оказывает влияние на сформированность СЭВ у медработников разной категории, мы изучили сформированность фаз и синдромов СЭВ у врачей и медсестер. Исследование показало, что у большинства врачей и медсестер сформирована фаза резистенции, симптомы которой отражают сформированность защитных механизмов, механизмов сопротивления психотравмирующим воздействиям, при этом сформированность данных симптомов деформирует личность профессионала. Характерными является "эмоциональная тупость", неадекватность эмоциональных реакций, формальное отношение к своим обязанностям, медработник как бы принимает позицию "ничего личного".

Исследование не выявило преобладание среди медперсонала работников со сформированной фазой истощения, что говорит о высокой сопротивляемости стрессу.

В ходе статистического анализа нами были выявлены достоверные различия в сформированности фазы резистенции и таких симптомов фазы истощения как эмоциональная и личностная отстраненность у врачей и медицинских сестер. Таким образом, гипотеза о наличии различий между врачами и медсестрами в выраженности СЭВ подтвердилась.

Анализ личностных характеристик медицинских работников показал, что среди них преобладают люди с экстернальным локусом контроля, средним уровнем эмпатии и умеренной тревожностью. Сопоставление данных исследования СЭВ и личностных характеристик и корреляционный анализ позволил установить, что чем выше уровень тревожности и ниже уровень интернальности и эмпатии, тем более выражено эмоциональное выгорание у врачей и медсестер. Это позволяет нам говорить о том, что гипотеза о взаимосвязи выраженности СЭВ и личностных характеристик, подтвердилась.

Таким образом, полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы при разработке методов профилактики и преодоления эмоционального выгорания в частности и профессиональной деформации личности в целом медицинских работников и представляют интерес для психологов, специалистов по работе с персоналом, руководителей.



Список литературы

 

1. Даболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека/Л.М. Аболин. - Казань: Издательство Казанского университета, 1987. - 261 с.

2. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине/Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц. - М.: Наука, 1998. - С.231-244.

3. Авхименко М.М. Некоторые факторы риска труда медика/М.М. Авхименко // Медицинская помощь. - М.: Медицина, 2003. - № 2. - С.25-29.

4. Акиндинова И.А., Баканова А.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика/И.А. Акиндимова, А.А. Баканова // Педагогические вести. - СПб.: Издательство РГПУ им.А.И. Герцена, 2003. - № 5. - С.34.

5. Ананьев Б.А. Введение в психологию здоровья/Б.А. Ананьев. - СПб.: Питер, 1999. - 123 с.

6. Анциферова Л.И. Условия деформации личности/Л.И. Анциферова // Новые исследования. - М.: Наука, 1998. - С.32-38.

7. Афанаскина М.С. Формирование у медицинской сестры клинического мышления/М.С. Афанаскина // Медицинская сестра. - М.: Русский врач, 2001. - № 6. - С.34 Винокур В., Розанова М. Профессиональный стресс губит врача/В. Винокур, М. Розанова // Медицина Санкт-Петербурга. - СПб.: Издательство СПб ГУ, 1997. - № 11. - С.28.

8. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания/М.В. Барабанова // Вестник Московского университета. Серия 14. "Психология". - М.: Издательство МГУ, 1995. - № 1. - С.54 - 67.

9. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности // Коллектив, личность, общение. - 1987. - С.42 - 43

10. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 1988. - 147 с.

11. Божович Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонически развитой личности // Методологические проблемы формирования и развития личности. - М., 1981

12. Бойко В.В. Синдром "эмоционального выгорания" в профессиональном общении/В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 1999. - 105 с.

13. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других/В.В. Бойко. - М.: Наука, 1996. - 154 с.

14. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике - СПб.: Питер, 2002. - 528 с.

15. Винокур В., Розанова М. Профессиональный стресс губит врача/В. Винокур, М. Розанова // Медицина Санкт-Петербурга. - СПб.: Издательство СПб ГУ, 1997. - № 11. - С.28.

16. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях/Н.Е. Водопьянова // Психология здоровья/Под ред.Г.С. Никифорова. - СПб.: Издательство СПб ГУ, 2000. - С.443-463

17. Водопьянова Н.Е. Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика - 2-е издание - СПб: Питер, 2008. - 338 с.

18. Вопросы медицинской деонтологии и психотерапии / Под ред. И.М. Виш. - Тамбов. - 1974.478 с.

19. Воронина Т.А. Роль медицинской сестры // Сестринское дело. - 2004. - №3. - С.9-10

20. Гришина Н.В. Помогающие отношения: Профессиональные и экзистенциональные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1997. С.143-156.

21. Ермолаева М.В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. - М.: Московский психолого - социальный институт; Воронеж: Изд. НПО "МОДЭК", 2000. - 336 с.

22. Знаков В.В. Исследование профессионально важных качеств у мед. работников // Психологический журнал. - 2004. - №3. - С.71 - 81

23. Захаров С. Синдром выгорания у врачей. /С. Захаров // Интернет: http://forums.rusmedserv.com/ show thread. php? t=8748

24. Заховаева А.Г. Основные проблемы философии сестринского дела/А.Г. Заховаева // Сестринское дело. - М.: Медицинский вестник, 2003. - № 2. - С.28-29.

25. Караванов Г.Г., Коршунов В.В. Индивидуально - психологические особенности личности врача - хирурга. - Львов. - 1974. - 84 с.

26. Клищевская M. B., Солнцева Г.Н. Профессионально-важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности // Вестник МГУ. Сер.14. Психология, 1999. - №4

27. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине/Р. Конечный, М. Боухал. - Прага: Авиценум, 1974. - 405 с.

28. Косарев В.В., Васюкова Г.Ф. Профессиональная заболеваемость медицинских работников Самарской области/В.В. Косарев, Г.Ф. Васюкова // Гигиена и санитария. - М.: Медицина, 2004. - № 3. - С.27-38.

29. Математическая статистика для психологов: Учебник/ О.Ю. Ермолаев. - М.: Московский психолого - социальный институт: Флинта, 2004. - 336 с.

30. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. - 308 с.

31. Марищук В.Л. Психологические основы формирования профессионально важных качеств. Л.: 1982.

32. Медицинская этика и деонтология / Под. ред. Г.В. Морозова, Г.И. Царегородцева. - М. - 1993.270 с.

33. Никифоров Г.С. Психология здоровья / Г.С. Никифоров. - СПб.: Речь, 2002. - 256 с

34. Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал. - 2001. - Т.22, №1. - С.90-101

35. Портной Л.В. Люди в такого доктора поверят! Совершенствование отечественного здравоохранения и проблемы врача общей практики // Мед. газета. - 2005. - № 38. - С.5

36. Практикум по возрастной психологии: / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2001. - 688 с.

37. Прикладная социальная психология / Под ред.А.Н. Сухова и А.А. Деркача. - Москва-Воронеж, 1998. - 600 с.

38. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 Т-М., 2002. - Т.1

39. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях/Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. - М.: Наука, 2002. - Т.23. - № 3. - С.85-95.

40. Свеницкий А.С. Социальная психология управления. - Л.: ЛГУ, 1986.

41. Сидоров П. Синдром эмоционального выгорания // Медицинская газета, 2005 - №43. - С.25-32

42. Смольняков А.И., Федоренко Е.Г. Врачебная этика. - Киев. - 1976. - 104 с.

43. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник / В 2 т. - М.: 1992. - Т.1. - 214 с.

44. Сук И.С. Врач как личность. - М.: 1984. - 64 с

45. Стрельникова А.Н. Зачем мед. сестре самооценка // Мед. сестра 2000. - №1. - С.42 - 43

46. Трунов Д. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме / Д. Трунов // Журнал практического психолога. - М.: Издательство МГУ, 1998. - № 8. - С.84-89.

47. Ушаков И.Б., Сорокин О.Г. Адаптационный потенциал человека/И.Б. Ушаков, О.Г. Сорокин // Вестник Государственной Академии Медицинских Наук. - М.: Медицина, 2004. - № 3. - С.8-13

48. Фёдорова Т.Г., Нехорошев А.С., Котова Г.Н. Социологическое исследование особенностей трудовой деятельности врачей северо-западного региона России/Т.Г. Фёдорова, А.С. Нехорошев, Г.Н. Котова // Гигиена и санитария. - М.: Медицина, 2003. - № 3. - С.24-27.

49. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп/Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. - 490 с

50. Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя/Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. - М.: Школа-Пресс, 1994. - № 6. - С.57-63

51. Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными/И. Харди. - Будапешт: Издательство Академии Наук Венгрии, 1981. - 286 с.

52. Хетагурова А.К. Этико-деонтологические аспекты в работе сестринского персонала/А.К. Хетагурова // Сестринское дело. - М.: Издательский дом медицинский вестник, 2003. - № 6. - С.34-35.

53. Юдчиц Ю.А. К проблеме профессиональной деформации. / Журнал практического психолога. 1998 - № 7. - С.28-36.

54. http://vch. narod.ru/file. htm // Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: