Бухгалтерский учет и методы его осуществления на предприятии

Содержание

Введение

1. Анализ основных принципов налогового и бухгалтерского учета

1.1 Бухгалтерский учет и методы его осуществления на предприятии

1.2 Цели и методы налогового учета в России

2. Проблемы оптимизации налогового и бухгалтерского учета в РФ

2.1 Проблемы осуществления налогового учета в современной России

2.2 Оптимизация налогового и бухгалтерского учета в РФ

3. Соотношение налогового и бухгалтерского учета в РФ на примере ООО "Бизнес-контракт"

3.1 Организационно-экономическая характеристика ООО "Бизнес-контракт"

3.2 Учетная политика в бухгалтерском и налоговом учете ООО "Бизнес-контракт"

3.3 Сходства и различия в бухгалтерском и налоговом учете ООО "Бизнес-контракт"

Заключение

Литература

Приложение



ВВЕДЕНИЕ

Тема правильной организации учетной политики на предприятии в современных условиях имеет сейчас большую актуальность, так как от правильного выбора технологии работы зависит успех любой организации. В современных условиях для повышения эффективности управления необходимо совершенствование учетной политики и, в первую очередь, работы с документами, так как всякое управленческое решение всегда базируется на информации, на служебном документе.

Организация работы с документами влияет на качество работы аппарата управления, организацию и культуру труда управленческих работников. От того, насколько профессионально ведется документация, зависит успех управленческой деятельности в целом. При проверках предприятий налоговыми органами много внимания уделяется правильному оформлению документов. Несвоевременное оформление или неоформление произведенных хозяйственных операций запутывает бухгалтерский учет, и становятся, как правило, причиной разногласий с налоговой инспекцией. Именно, исходя из проверки имеющихся документов, налоговая служба делает вывод о верности расчетов с бюджетом, и итог этих разногласий практически всегда легко предсказать – финансовые санкции по отношению к предприятию.

Бухгалтерский учет обязаны вести все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в системе бухгалтерского учета, выступало государство через отраслевые министерства и ведомства, а также через планирующие, статистические и финансовые органы. Действовавшая система государственного финансового контроля выявляла отклонения от предписанных моделей хозяйственного поведения организаций. Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределяет необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета. Однако процесс реформирования отечественной системы бухгалтерского учета отстает от общего процесса экономических реформ в России.

Официальный бухгалтерский учет служит инструментом финансового регулирования и проведения единой финансовой (в том числе налоговой) политики. Обеспечивая реализацию конституционного права на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики, основанной на принципах юридического равенства сторон и договорных отношениях, конкуренции и риске, бухгалтерский учет является одной из конституционных гарантий единого рынка, единства экономического пространства как одной из основ конституционного строя Российской Федерации.

Однако выполняемая бухгалтерским учетом функция проведения единой налоговой политики в настоящее время имеет принципиально новое содержание по сравнению с тем, как это устанавливалось при формировании новой российской налоговой системы, действующей с 1 января 1992 г. Действующим законодательством о налогах и сборах установлена система налогового учета, представляющая собой систему обобщения информации об объектах налогообложения для исчисления налоговой базы на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных.

Налоговый учет существует либо как самостоятельная учетная система, либо как дополнительная учетная система по отношению к системе бухгалтерского учета. В последнем случае эти две учетные системы совпадают в части использования данных бухгалтерского учета для налогообложения. В этих условиях тема соотношения бухгалтерского и налогового учета является актуальной.

Степень изученности данной темы очень высока. Достаточно глубокая проработка данной проблемы нашла отражение, в частности, в исследованиях Д.И. Илинзера, Г.А. Чистяковой и А.И.Левиной.

Цель данной работы – проанализировать теоретические и практические аспекты соотношения бухгалтерского и налогового учета. Задачи работы:

· анализ основных принципов бухгалтерского и налогового учета;

· выявить проблемы осуществления и оптимизации бухгалтерского и налогового учета в нашей стране;

· проанализировать осуществление бухгалтерского и налогового учета и их соотношение на конкретном предприятии.

Предмет исследования данной работы – система методов бухгалтерского и налогового учета. Объект исследования – предприятие ООО «Бизнес-контракт», которое занимается продажами продуктов питания. Для повышения и оптимизации деятельности предприятия нуждается в грамотном и своевременном бухгалтерском и налоговом учете.



Анализ основных принципов налогового и бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет и методы его осуществления на предприятии

Согласно Федеральному закону №129 от 21.11.1996 «О бухгалтерском учете» (далее – Закон) бухгалтерский учет – это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе. обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Индивидуальные предприниматели ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ, и не ведут бухгалтерского учета.

В определении бухгалтерского учета нашли свое отражение[1]:

· объекты бухгалтерского учета – имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции;

Под имуществом организации подразумеваются средства организации по их составу и размещению (активы организации), под обязательствами организации – средства организации по источникам их формирования и целевому предназначению (пассивы организации).

· последовательные этапы бухгалтерского учета – сбор, регистрация и обобщение информации;

· основные требования к ведению бухгалтерского учета – ведение учета в денежном выражении (п. 1 ст. 8 Закона); ведение учета организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации (п. 3 ст. 8 Закона); своевременная регистрация без каких-либо пропусков или изъятий на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации (п. 5 ст. 8 Закона); оформление всех хозяйственных операций, проводимых организацией, оправдательными документами, которые служат первичными учетными документами и на основании которых ведется бухгалтерский учет (п. 1 ст. 9 Закона).

Конституционный Суд РФ в п. 4 мотивировочной части Постановления от 1 апреля 2003 г. № 4-П по делу о проверке конституционности положения п. 2 ст. 7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в связи с жалобой гражданки И.В. Выставкиной выразил следующую правовую позицию в отношении официального бухгалтерского учета:

· «из ст. 71 (п. п. «ж», «р») Конституции РФ во взаимосвязи с ее ст. ст. 8 (ч. 1), 29 (ч. 4), 34 и 114 (п. «б» ч. 1) следует, что в Российской Федерации официальный бухгалтерский учет служит инструментом финансового регулирования и проведения единой финансовой (в том числе налоговой) политики; обеспечивая реализацию конституционного права на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики, основанной на принципах юридического равенства сторон и договорных отношениях, конкуренции и риске, бухгалтерский учет является одной из конституционных гарантий единого рынка, единства экономического пространства как одной из основ конституционного строя Российской Федерации;

· исходя из этого, федеральный законодатель вправе возложить на участников предпринимательской и иной экономической деятельности обязанность по ведению официального бухгалтерского учета, а определенным участникам рынка и лицам, действующим в официальном качестве (в том числе налоговым органам), предоставить право доступа к информации по бухгалтерскому учету и проверки его достоверности».

Целями и задачами бухгалтерского учета являются:

· формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

· обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

· предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

В Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. №34-н (с изменениями и дополнениями, далее – ПБУ 1/98) определены следующие основные принципы бухгалтерского учета[2]:

· Последовательность применения учетной политики от одного отчетного года к другому.

· Непрерывность деятельности организации обозримом будущем, отсутствие намерения и необходимости ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, погашение обязательств в установленном порядке.

· Временная определенность факторов хозяйственной деятельности к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

· Имущественная обособленность активов и обязательств организации от активов и обязательств собственников этой организации и других организаций.

· Полнота отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности.

· Своевременность отражения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности.

· Осмотрительность (большая готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов).

· Приоритет содержания перед формой (отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования).

· Непротиворечивость (тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца).

· Рациональность ведения бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.

Бухгалтерский учет ведется только на основании первичных учетных документов, оформляемых при проведении хозяйственных операций. Эти документы должны составляться по унифицированным стандартным формам, утвержденным Госкомстатом РФ (при их отсутствии – разрабатываться самой организацией) и иметь ряд обязательных реквизитов.

Бухгалтерский учет ведется с использованием стандартного плана счетов (организация может на его основе сформировать свой рабочий план счетов).

Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций осуществляется путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета в хронологической последовательности. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

Понятия синтетического и аналитического учета определены в ст. 2 Закона. Синтетический учет – учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета. Аналитический учет – учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета.

Аналитический и синтетический учет – два уровня, на которых осуществляется бухгалтерский учет. Первый из них – детализированный, ведется на счетах аналитического учета, второй – обобщенный, ведется на счетах синтетического учета.

В определениях понятий «аналитический учет» и «синтетический учет», отражены виды объектов бухгалтерского учета, указанные в п. 2 ст. 1 Закона, – имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации. Пункт 2 статьи 6 Закона определяет способы организации бухгалтерского учета, которые руководители организаций выбирают самостоятельно в зависимости от объема учетной работы:

а) учреждение бухгалтерской службы как структурного подразделения организации, возглавляемого главным бухгалтером;

б) введение в штат организации должности бухгалтера;

в) передача на договорных началах ведения бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

г) ведение бухгалтерского учета лично руководителем организации.

В п. 7 ПБУ 1/98 в точности воспроизведены положения п. 2 данной статьи.

Пунктом 7 также рекомендовано случаи, предусмотренные в подп. «б», «в» и «г», применять в организациях, относящихся по законодательству Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства. Однако в п. 3 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденных Приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. №64н (с изменениями и дополнениями), такая рекомендация не продублирована, и соответственно воспроизведены все четыре подпункта п. 2 данной статьи Закона.

Главный бухгалтер организации[3]:

· Назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации и ему подчиняется.

· Несет ответственность за формирование учетной политики, соблюдение требований и правил ведения бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

· Обеспечивает соответствие осуществляемых операций законодательству РФ, контроль за движением имущества и выполнением обязательств, за отражением всех операций на счетах бухгалтерского учета.

· Требования главного бухгалтера по документальному оформлению операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации.

· Денежные и расчетные документы, а также финансовые и кредитные обязательства (документы, оформляющие финансовые вложения, договоры займа, кредитные договоры и договоры по товарному и коммерческому кредитам) считаются недействительными без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им лица и не должны приниматься к исполнению. Отсутствие в счете-фактуре подписи главного бухгалтера при не подтверждении того, что в штате организации отсутствует должность бухгалтерского работника, или того, что счет-фактура подписана иным уполномоченным лицом, является нарушением требований законодательства к оформлению счета-фактуры. Об этом говорится в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 4 февраля 2003 г. № 11253/02 и №11254/02 (последнее из указанных Постановлений доведено до налоговых органов письмом МНС России от 6 марта 2003 г. №ШС-6-14/274).

· С главным бухгалтером целесообразно согласовывать назначение, увольнение и перемещение материально ответственных лиц (кассиров, заведующих складами и т.д.).

· Главным бухгалтером могут выполняться обязанности кассира (в организациях с небольшой численностью работающих и не имеющих в штате этой должности).

· При освобождении от должности главного бухгалтера производится сдача дел вновь назначенному главному бухгалтеру, бухгалтеру (а при отсутствии последнего – работнику, назначенному приказом руководителя организации), в процессе которой проводится проверка состояния бухгалтерского учета и достоверности отчетных данных с составлением соответствующего акта, утверждаемого руководителем организации.

В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению по письменному распоряжению руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций и включения данных о них в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность.

В ст. 6 Закона вводится понятие «учетная политика», в которой определяются основные положения осуществляемого организацией бухгалтерского учета. Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.

Согласно ч. 2 п. 3 статьи 6 подлежат утверждению:

· рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

· формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

· порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

· правила документооборота и технология обработки учетной информации;

· порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Пунктом 4 статьи 6 установлено, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год.

Изменение учетной политики согласно п. 4 статьи 6 может производиться в случаях:

· изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета;

· разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;

· существенного изменения условий деятельности организации.

Пунктом 4 статьи 6 также установлено, что в целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

Основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений), установлены ПБУ 1/98.

Для целей ПБУ 1/98 под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

Учетная политика организации, как определено п. 5 ПБУ 1/98, формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе данного Положения и утверждается руководителем организации.

Согласно п. 8 ПБУ 1/98 при формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерского учету.

Принятая организацией учетная политика в соответствии с п. 9 ПБУ 1/98 подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

В соответствии с п. 10 ПБУ 1/98 способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику в соответствии с настоящим пунктом до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

Положение ПБУ 1/98 также устанавливает основы раскрытия (придания гласности) учетной политики организаций, которые распространяются на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.

Согласно п. 11 ПБУ 1/98 организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.

Пунктом 12 ПБУ 1/98 определено, что к способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы, отвечающие требованиям, приведенным в п. 11 ПБУ 1/98. Основные элементы учетной политики приведены в Приложении 1.

Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию как минимум в части, непосредственно относящейся к опубликованным материалам.

Если учетная политика организации сформирована исходя из допущений, предусмотренных п. 6 ПБУ 1/98, то согласно п. 13 ПБУ 1/98 эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности. При формировании учетной политики организации, исходя из допущений, отличных от предусмотренных п. 6 ПБУ 1/98, такие допущения вместе с причинами их применения должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности.

Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то в соответствии с п. 14 ПБУ 1/98 организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.

Пунктом 15 ПБУ 1/98 определено, что существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год.

Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.

Согласно п. 17 ПБУ 1/98 изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется в порядке, предусмотренном для оформления принятия организацией самой учетной политики (оформление соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации).

Изменение учетной политики, как указано в п. 18 ПБУ 1/98, должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом.

В соответствии с п. 19 ПБУ 1/98 последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

Пунктом 20 ПБУ 1/98 установлено, что последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации или нормативными актами по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом. Если соответствующее законодательство или нормативный акт не предусматривают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном п. 21 ПБУ 1/98.

Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, как установлено п. 23 ПБУ 1/98, объявляются в пояснительной записке в бухгалтерской отчетности организации.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: