Новая бюджетная классификация РФ

Основными отличиями новой бюджетной классификации от ранее применяемой являются следующие:

- коды бюджетной классификации включены в состав номеров счетов бюджетного учета, что позволяет осуществлять сквозной анализ движения доходов и расходов бюджетов в бухгалтерском учете всех участников бюджетного процесса;

- вместо прежних 7-значных кодов классификации доходов бюджетов введены единые 20-значные, первые 17 разрядов которых отражаются в номере соответствующего счета бюджетного учета;

- в отношении расходной части исполнения бюджетов коды ведомственной, функциональной и экономической классификации расходов объединены в номерах счетов бюджетного учета в 20-разрядный код бюджетной классификации расходов. Несколько изменились принципы отнесения затрат бюджетного учреждения на соответствующие коды экономической классификации расходов (далее – ЭКР), то есть отнесение на статью ЭКР теперь будет осуществляться четко в соответствии с сущностью осуществляемых мероприятий (заработная плата, пособия по социальному страхованию, транспортные расходы, включая соответствующие затраты при служебных командировках и т.п.), а не детализироваться по укрупненным целям расходов (оплата труда, служебные командировки и т.п.). Отражение укрупненных целей расходов будет реализовываться через отражаемые в составе номеров счетов коды функциональной классификации расходов[14].

Рассмотрим только основные отличия вводимой бюджетной классификации РФ от ранее действующей.

Структура кода классификации доходов бюджетов РФ представлена в виде четырех составных частей (см. табл. 1).

Таблица 1.

Структура кода классификации доходов бюджетов РФ

Администратор

Группа

Подгруппа

Статья

Подстатья

Элемент

Программа

Экономическая классификация доходов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

1-я часть

2-я часть

3-я часть

4-я часть

                                       

 

Первая часть – код администратора. Он соответствует номеру, присвоенному главному распорядителю в соответствии с перечнем главных распорядителей соответствующего бюджета

Вторая часть кода бюджетной классификации доходов РФ (с 4 по 13-й разряды) раскрывает виды доходов соответствующего бюджета с детализацией на группы, подгруппы, статьи, подстатьи и элементы бюджетных доходов.

И, наконец, третья часть, представленная тремя последними знаками кода, – экономическая классификация доходов. Она раскрывает экономический смысл источников пополнения соответствующего бюджета (налоговые доходы, доходы от собственности, от оказания платных услуг, от операций с активами и т.п.)[15].

С 01 января 2005 года в действие вступила новая бюджетная классификация, утвержденная приказом Минфина России от 10.12.2004 г. № 114н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (далее – Приказ № 114н).

Распределение по уровням классификаций расходов бюджетов представлено в таблице 2.

Функциональная классификация расходов (далее – ФКР) делит расходы бюджетов в зависимости от выполнения государственных функций на 4 уровня.

Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации (далее –ЭКР) является группировкой расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию.

Таблица 2

Уровни бюджетной классификации расходов РФ

 

Бюджетная классификация расходов

    Функциональная Экономическая
1-й уровень Раздел Группа
2-й уровень Подраздел Статья
3-й уровень Целевая статья Подстатья
4-й уровень Вид расходов  

В зависимости от степени влияния на чистую стоимость активов экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации состоит из следующих групп:

- 200 – расходы;

- 300 – поступление нефинансовых активов;

- 500 – поступление финансовых активов;

- 600 – выбытие  финансовых активов[16].

Кроме того, произведена увязка новой бюджетной классификации и новой инструкции по бюджетному учету: в составе бухгалтерского счета указываются коды функциональной и экономической классификации расходов бюджетов.

Коды функциональной и экономической классификации расходов бюджетов определяют целевой характер бюджетных средств.

Таким образом, в соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004 – 2006 годах, одобренной постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» введение новой бюджетной классификации способствует смещению акцентов бюджетного процесса от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» на «управление результатами» путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров.[17]

Подход Главного управления федерального казначейства и Департамента бюджетной политики  основан на том, чтобы в экономической классификации не был приведен исчерпывающий перечень тех или иных расходов, а была закреплена общая логика, которая давала бы возможность бухгалтеру на основании его профессионального бухгалтерского суждения принимать решения[18].

Рассматривая комментарии к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, следует отметить, что при несомненном наличии ряда положительных сторон новой бюджетной классификации РФ (ее более продуманная структура, прозрачность, устранение неоправданной детализации статей экономической классификации расходов бюджетов и т.п.) отдельные ее положения не в полной мере соответствуют общей логике построения системы бюджетного учета государства и требуют дополнительных доработок, изменений и разъяснений со стороны законодательных органов РФ.

Основные направления реализации положений


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: