Занятие 8. «Выражаем гнев, не причиняя вреда другим людям»

Цель: обучение способам безопасной разрядки гнева, развивать умение выплёскивать накопившийся гнев в приемлемой форме.

Основная часть.

Ритуал приветствия.

Упражнение 1. «Лист гнева».

Рисунки выполняются на отдельных листах. Каждый может порвать свой лист гнева или оставить. На лист бумаги можно излить свой гнев, нарисовать себя в гневе.

- Что вы чувствуете во время гнева?

- Зачем нужен лист гнева?

-Будете ли вы применять этот способ выражения гнева в ситуации, когда вы очень злы, сердиты, гневны?

-Что положительного есть в листе гнева? [ 21, с.54.].

Упражнение 2. «Рубка дров».

Цель: помочь детям переключиться на активную деятельность после сидячей работы, почувствовать свою агрессивную энергию и «истратить» её во время игры.

-Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг оставалось место. Будем рубить дрова. Поднимите воображаемый топор над головой и опустите его на пень с силой. Можно сказать: «Ха!».

Упражнение 3. «Маленькое приведение».

-Ребята. Сейчас мы будем играть роль маленьких добрых приведений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение: (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если громче, то и вы будете произносить «У» громко.

Помните, что вы добрые приведения и хотим только слегка пошутить.

После игры: «Молодцы! Давайте снова станем детьми». [20,с. 90, с.93].

Заключение

-Каким образом можно снимать скопившийся гнев?

-Какой способ вам больше понравился?

Занятие 9. «Учимся снимать напряжение»

Цель: Снятие напряжения, обучение саморегуляции, развитие координации, развитие эмоциональной сферы.

Основная часть

Упражнение 1. «Стойкий оловянный солдатик».

Педагог:

-Когда ты сильно возбуждён и не можешь остановиться, взять себя в руки, встань на одну ногу, а другую согни в колене, руки опусти по швам. Ты – стойкий оловянный солдатик на посту. Ты честно несёшь свою службу. Оглянись по сторонам, заметь, что вокруг тебя делается, кто, чем занят, кому надо помочь. Молодец!

Упражнение 2. «Тень».

Педагог:

- Один ребёнок ходит по помещению и выполняет различные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает голой, машет руками. Все встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они - его тень и должны быстро и чётко повторить его движения. Затем водящий меняется.

Упражнение 3. «Волшебники».

Предлагается две совершено одинаковые фигуры «волшебников». Его задача – дорисовать эти фигуры, превратив одну в «доброго», а другую в «злого» волшебника. Для девочек можно заменить «волшебников» на «волшебниц».

Вторую часть задания ребёнок должен сам нарисовать «доброго» и «злого» волшебников, а также придумать, что совершил «злой» волшебник и как его победит «добрый».

Третья часть: изобразить «злого» и «доброго» волшебников через пантомимику,

Упражнение 4. «Ах-ха».

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Участники делятся на пары, в каждой паре партнёры становятся друг напротив друга. Один делает энергичный шаг вперёд и одновременно выставляет перед грудью согнутую в локте руку, произнося при этом громкое «ХА!». В звук надо вложить всю свою силу и мощь, сохраняя при этом спокойствие. Партнёр, стоящий напротив, демонстрирует движение пассивного начала, делает шаг назад, разводя руки в сторону, произнося при этом громкое «АХ!». Так несколько раз, меняясь ролями.

В обсуждении следует проанализировать физические и эмоциональные реакции, испытываемые в разных ролях.

Упражнение 5. Совет педагога.

- При сильном волнении можно выполнить следующие приёмы для выхода негативной энергии, гнева, злости:

•Посчитать до 10 и обратно;

•Рвать газету или ненужную бумагу на мелкие клочки;

•Побить подушку кулачками;

•Умыть лицо и руки;

•Побыть в тихой комнате, послушать спокойную музыку:

•Пропеть про себя весёлую песенку;

•Обхватить себя руками в том случае, если ты хочешь кого-то ударить;

•Уйти от конфликта, покинув помещение, в котором находишься

(класс, комната и т.д.).

Заключение

-Какие способы саморегуляции вы используете в минуты возбуждения?

-Какие люди вам больше нравятся – добрые или злые?

-Почему?

-Какое упражнение вам запомнилось и почему?

Занятие 10. «Учимся сотрудничать»

Цель: активизация совместной деятельности, осознание значимости каждого участника в коллективе.

Основная часть

Упражнение 1. «Распускающийся бутон».

Педагог:

Разбейтесь на группы. Сядьте в круг на пол и возьмитесь за руки. Постарайтесь все вместе одновременно встать, не отпуская рук. Вы можете предварительно обсудить, кто, где будет стоять, чтобы лучше выполнить эту задачу. Каждая группа превратится в распускающийся бутон. Для этого нужно отклониться назад, крепко держа друг друга за руки [43,с 75].

Анализ упражнения

-Насколько вам понравилось это упражнение?

- Как каждая группа справилась с заданием, расскажите.

Быстро ли вы смогли подняться?

-Какие трудности были при этом?

-Обсуждали ли вы друг с другом, как будете справляться с этими трудностями?

-От чего в первую очередь зависит выполнение этой задачи?

Упражнение 2. «Неожиданные картинки».

Инструкция:

Сядьте в один общий круг. Возьмите каждый по листу бумаги и подпишите своё имя с обратной стороны. Потом начните рисовать какую- нибудь картину (2-3 минуты). По моей команде перестаньте рисовать и передайте начатый рисунок соседу слева. Возьмите тот лист, который передал ваш сосед справа, и продолжите рисовать начатую им картину. И так далее по кругу рисунки передаются из рук в руки, пока не сделают полный круг. В конце упражнения каждый получит ту картинку, которую он начал рисовать.

Анализ упражнения

-Нравится ли тебе рисунок, который ты начал рисовать?

-Понравилось ли тебе дорисовывать чужие рисунки?

-Какой рисунок тебе больше всего нравится?

-Отличаются ли эти рисунки от тех, которые вы рисуете обычно? Чем?

Упражнение 3. «Пчёлы и змеи».

Педагог:

Я предложу вам игру «Пчёлы и змеи». Для этого разбейтесь на две равные группы. Те, кто хочет стать пчёлами, отойдите вправо от меня. Те, кто хочет стать змеями встаньте слева от меня. Каждая группа должна выбрать своего короля. Послушайте правила игры. Оба короля выходят из класса. Затем я спрячу два предмета, которые короли должны разыскать в классе. Король пчёл должен найти мёд - вот эту губку. А змеиный король должен отыскать ящерицу – вот этот карандаш. Пчёлы и змеи должны помогать своим королям. Все пчёлы должны жужжать: жжжжжжжжж… А змеи должны помогать своему королю шипением: шшшшшшшшш,…Чем ближе змеиный король к ящерице, тем громче должно быть шипение. При приближении к предмету громкость жужжания или шипения становится громче. При удалении – тише. Говорить ничего нельзя. Кто же из королей окажется первым? Начнём! [43, с. 100].

Анализ упражнения

-Какая группа хорошо помогала королю?

- Как пчёлы взаимодействовали друг с другом?

-А змеи?

- Как чувствовал ты себя в роли короля?

-Остался ли ты доволен своими подданными?

Упражнение 4 «Групповой портрет».

Инструкция:

Разбейтесь на микрогруппы. Каждая микрогруппа должна нарисовать картину, на которой будут изображены все участники команды. Свой собственный портрет рисовать нельзя, попросите кого- нибудь из группы сделать это. Подумайте вместе, как вы расположите рисунок на листе, какой сюжет будет изображён [31, с. 102].

Анализ упражнения

- Кого ты выбрал художником, рисующий твой портрет?

-Что ты чувствовал, когда тебя рисовали?

- Кто выбрал тебя художником?

-Как вы пришли к решению, кого, где нарисовать?

-Ты доволен своим портретом?

-Понравилось ли тебе работать с другими ребятами?

-Какой микрогруппе больше потребовалось времени?

-Портрет, какой команды вам больше понравился?

Заключение

-Как вы считаете, помогает ли вам сотрудничество при решении важных вопросов и проблем?

- Что вы испытывали друг к другу в процессе сотрудничества?

-Будете ли вы использовать сотрудничество в общении с людьми?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: