Анализ организации педагогической работы в ДОУ

В основе воспитательно-образовательного процесса лежит «Программа воспитания и обучения» под редакцией М. А. Васильевой[15]. ДОУ осуществляет сотрудничество с культурными и образовательными учреждениями города, с детской поликлиникой, социальной службой.

Интерьеры ДОУ оформлены с учетом современного дизайна: картинами местных художников, эстампами, панно, выполненными творческой группой воспитателей, также детскими рисунками, поделками. Обоснование содержания дошкольного образования потребовало от педагогов изменения предметно-пространственной среды. Много инициативы и выдумки проявил коллектив детского сада, чтобы устроить пребывание детей в ДОУ уютным и комфортным. В групповых комнатах оформлены игровые многосекционные ширмы «Дом», мягкие диванчики, макеты-модули. Выделены игровые и предметные зоны для выбора деятельности по интересам и желаниям. Занятия проводятся по подгруппам с учетом возраста, сочетаются с дополнительным образованием. В основе воспитательно-образовательного процесса лежит «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, внедряются комплексные программы и технологии нового поколения. Коллектив творчески подошел к проблеме организации оздоровительной работы, физического развития детей. Комплексный подход к сохранению здоровья детей позволил снизить заболеваемость.

В ДОУ ежегодно функционируют: оборудованный современной техникой компьютерно-игровой класс, столовая, изостудия, «комната русского быта», кабинет дефектолога, физкультурный зал, методический кабинет, кабинет заведующей. По проекту в ДОУ имеется большой музыкальный зал, оформленный и оборудованный с учетом современных требований. Детский сад является постоянным участником федеральных, региональных городских конкурсов, неоднократно занимал призовые места. В работе с семьей педагоги ДОУ придерживаются правила: только союз с родителями может дать положительный результат в развитии каждого ребенка. На протяжении многих лет педагоги ДОУ публикуют статьи в местной печати, в журналах «Дошкольное воспитание», «Обруч», газете «Дошкольное образование». Имидж ДОУ, созданный усилиями администрации и коллектива, влияет на активность родителей, возрастание интереса к ДОУ.

Как утверждают педагоги-исследователи: Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, В.С. Кузин, Б.М. Неменский, Н.П. Саккулина, В.А. Флерина, из существующих детских видов деятельности именно художественно-эстетическая деятельность способствует творческой самоактуализации и самореализации ребенка. В силу своей специфики эта деятельность является естественной «школой творческого развития личности» - Н.Н. Поддъяков. При систематическом обучении старший дошкольник способен придумывать путь создания образа от возникновения до его воплощения. Это объясняется возросшими возможностями, развитием ассоциативной речи, предпосылками художественного мышления, творческим воображением, произвольностью всех психических процессов, осознанием своего «Я»: Л.С. Выготский, Е.И. Ерехеева, Т.С. Комарова, Н.П. Саккулина[16].

Изобразительная деятельность занимает важное место, являясь для детей самой интересной, она позволяет передать то, что дети видят в окружающей жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение. В дошкольном учреждении создана изостудия, которая дает возможность педагогу строить занятия с детьми индивидуально и по подгруппам, что создает условия для развития творческих способностей каждого ребенка. Сочетание зеленого уголка с образцами декоративно-прикладного искусства, детскими коллективными работами «Фантазия», «Волшебный лес», «Живописный букет», картинами педагогов дошкольного учреждения придает интерьеру изостудии загадочность, декоративную яркость, пробуждает у детей желание заниматься изобразительной деятельностью. Воспитание в детях чувства прекрасного, формирование умения замечать красивое в явлениях природы, в человеке и его труде, в произведениях искусства: живописи, графике, скульптуре, произведениях декоративного искусства строятся на основе программы «Росток» А.В. Шестаковой, а также «Программе воспитания и обучения» М.А. Васильевой. Динамика занятий планируется педагогом от прямого обучения детей к выбору, к внесению ребенком дополнений, обогащающих содержание рисунка (старший дошкольный возраст). Для обогащения содержания рисунков детям предоставляются различные изобразительные средства: краски, гуашь, цветные мелки, пастель, кусочки ткани, цветная бумага, уголь, фломастеры, о чем свидетельствуют детские работы «Чудо-рыба», «Ферма» (смешанна техника с аппликацией), «Царевна-лебедь» (рисование с заранее заданным композиционным центром), «Живописный букет» (монотипа, смешивание основных цветов). Применение игровых приемов на занятиях по рисованию в зависимости от возрастных особенностей детей: игры – драматизации, внесение игрушек – персонажей: лягушка-путешественница, проказница мышка, веселый гном, беседы с детьми от лица персонажей, создание ситуаций образных сравнений – помогают раскрыть творческие способности ребенка, его наблюдательность, фантазию, воображение. Разнообразные воспитателем по изобразительной деятельности различные средства наглядности для развития цветного восприятия: цветная поляна, аквариумные рыбки, улитки, осьминог – игрушка способствовали усвоению детьми цветовых эталонов, знаний о цветах и оттенках, цветосочетаниях. Обучая детей способам изображения предметов, явлений, в качестве зрительного ряда педагог использует фонд детских рисунков, что позволяет детям рассказывать работы старших ребят и взвешивать свои возможности. Для создания произведения сюжетного и декоративного характера педагог организует коллективные работы, используя различные возможности материалов. Особую роль в становлении изобразительной деятельности детей играет развитие их художественного восприятия при ознакомлении с произведениями живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Знакомство с народным промыслом помогает детям войти в мир прекрасного. Развить чувство декоративности, видеть и воспринимать неповторимое сочетание красок природы. Изобразительной деятельностью дети занимаются не только организованно, но и самостоятельно в детском саду и дома. Во всех детских группах оборудованы уголки творчества для самостоятельной художественной деятельности. В помощь родителям по организации самостоятельной изобразительной деятельности дома проводится семинар-практикум «Вместе творим чудеса» с применением различных материалов. О проявлении уважения к детскому творчеству, интереса к содержанию детских работ свидетельствуют постоянно действующие выставки[17]. Детские работы дополняют предметно-окружающую среду в группах, а также в холлах дошкольного учреждения. Развитие умения детей понимать язык искусства через собственную деятельность, через усвоение знаний, умений, навыков осуществляется педагогом, как на занятиях, так и в кружковой работе «Разноцветная палитра». Кружковая деятельность построена в форме индивидуальных и коллективных работ. Используя на занятиях разную технику, дети проявляют свои технические навыки и умения: изображение на мокром листе бумаги, наложение одной краски на другую, тонирование, кляксография. Выполнение совместных работ в технике коллажа с использованием детских рисунков, аппликаций, ткани, соленого текста помогают воспитать в детях умение работать сообща, выслушивать мнения других, находить пути воплощения замысла.

Одно из важных направлений работы ДОУ – трудовое экологическое воспитание, с использованием программы Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа», С.Н. Николаевой «Экологическое воспитание дошкольников». Благодаря творческому поиску педагогов в группах ДОУ создана нестандартная, развивающая, экологизированная игровая среда. Групповые уголки природы оборудованы с учетом совершенных требований: более 80% растений задействовано в педагогическом процессе. Комнатные растения классифицированы по разным потребностям к свету, влаги, по месту произрастания – растения южных стран, пустыни, нашего региона. Цветы оформлены в кашпо, в торшерах, в композициях. Круглогодично функционирует в группах огород на окне, позволяющий детям осуществлять поисковую деятельность. Оборудованные экспериментальные уголки «Маленький эрудит», «Хочу все знать», «Веселый лабиринт», схемы – карты, объемные макеты, дидактические игры природоведческого характера позволяют детям испытать радость экспериментирования, чувствовать себя первооткрывателями, вычленять простейшие закономерности. Исследовательская работа помогает развить у детей познавательный интерес, творчество, умение логически мыслить, обобщать. В систему работы с детьми включена разнообразная деятельность с литературными произведениями. Организуются игровые обучающие ситуации, разыгрываются интерактивные сюжеты с помощью кукол. Слушание и обыгрывание рассказов, сказок, рассматривание авторских иллюстраций помогает педагогам ввести детей в мир литературно-художественного искусства: КВН «Маленький сибирячок», «Лесная школа». Знания народных примет, результаты собственных наблюдений дали возможность детям прогнозировать погоду, составлять рассказы, делать зарисовки в «Календаре эмоционального состояния природы», принимать участие в городских конкурсах рисунка «Берегите Землю от пожара», «Люблю тебя, Земля», «Мир, который построил «Я»». Коллективные работы детей – тестопластинка, рисунки, коллаж, мозаичное панно – гармонично вписываются в оформление детского сада. Включение детей в практическую деятельность способствует формированию опыта, умений, навыков, экологически обоснованного взаимодействия с окружающей средой. Игровые площадки дошкольного учреждения озеленены деревьями и кустарниками, посаженными родителями и детьми.

Основной вид деятельности дошкольного детства – игра, игра творческая, это школа жизни для ребенка, его естественное состояние. В играх у детей воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, формируется коллективное самосознание, ответственность за свои дела. В игре ребенок самостоятельно ставит цели, стремится к их достижению, при этом фантазирует, творит, у него развиваются творческие, организаторские способности, инициатива, изобретательность. Игра – не только форма организации жизни ребенка, ведущая деятельность в развитии дошкольника, но и активный способ присвоения ребенком социального опыта. В дошкольном образовательном учреждении созданы благоприятные условия для развития игровой деятельности:

- встречи, дружеское общение с людьми труда в детском саду;

- рассказы о людях разных профессий;

- изготовление совместно с детьми игрушек и пособий для игр[18].

Творческий поиск и мастерство воспитателей позволили создать условия в группах для успешного развития каждого ребенка в процессе свободной игровой деятельности. Для этого совместно с родителями и детьми организована предметно-развивающая среда детских групп, освобождено пространство для творческих игр. Разнообразие игр, умелое руководство педагогами детскими позволяет добиться определенных результатов:

- повышается творческая активность детей в игре;

- дети самостоятельно распределяют роли, объединяются в игровые коллективы, действуют сообща, договариваются о сотрудничестве, решают спорные вопросы и конфликты, подбирают нужные для сюжета игрушки, они общительны, доброжелательны;

- умеют импровизировать[19].

Следует обеспечить игре такое место в педагогическом процессе, чтобы она стала по праву ведущей формой организации «детского общества»[20].

Детское творчество есть в первую очередь самоопределение ребенка в сложной системе господствующих в обществе отношений. В творчестве он осваивает себя, свой опыт, опыт своих отношений с окружающим миром, с миром детей и взрослых. Для современной культурологи характерно понимание творчества как результата человеческой свободы, формы самоутверждения, самораскрытия, развертывания сущностных сил человека: Ц.Т. Арзаканьян, И.С. Злобин, С.Н. Иконникова, М.С. Каган, В.В. Соколов. В то же время, подчеркивает М.С. Каган, определение сущности культуры через творческую способность человека таит в себе явную односторонность, ибо человеческая деятельность соединяет начала творческое и репродуктивное, креативное и традиционолистическое. Данное положение является весьма значительным для понимания сущности культуры вообще и культуры детства в частности, т.к. без усвоения ценностей, норм, способов культурной деятельности детское творчество состояться не может. Воспитательный момент выходит на первый план, важно подчеркнуть, что нужно ориентироваться не на воспитание личности, не на непосредственное воздействие на жизнь личности, ибо личность рождается только усилиями самого человека, а, как справедливо отмечает Библер, на формирование «человека культуры», способного работать со знаниями, с разными типами мышления, с идеями различных культур. Формирование «человека культуры» означает формирование в нем той культурной способности, а реальное использование ее будет вести ребенка и к формированию себя как личности. «Ступенчатость» становления личности, которая заключена в логике развития основных культурных сфер, может быть одной из методологических основ определения и планирования доминантных установок педагогического действия на разных этапах воспитания. Организация педагогической деятельности на основе знания логики культуры и построение архитектуры педагогического пространства в соответствии с логикой культуры позволит строить «социум культуры» и встроить в ее деятельность ориентацию на формирование «человека культуры»[21].

Наша литературная классика дает представления о стойкости человека, о труде, и в судьбе каждого из нас, и всего народа. Сам труд кует человека, сплачивает рабочих и крестьян в единый коллектив, живущий трудовыми успехами и неудачами, мечтой сделать страну прекрасной и счастливой. Проявляется творческое отношение человека к своему труду, увлеченность, труд – это счастье. В деятельности современного рабочего неизмеримо возросла доля умственного труда, т.е. это рабочий сложного, многостороннего и творческого труда. Общечеловеческий нравственный и исторический смысл всего строительства как пути развития современного общества. Каждый народ черпает из сокровищницы нашего искусства в первую очередь то, что наиболее близко и что помогает в решении собственных задач. Применение опыта на почве собственных национальных художественных традиций. Для 70-х годов характерно появление значительного количества стихотворений, в которых на новом историческом этапе по-новому осуществляется слияние крестьянской и рабочей ветвей нашей поэзии. Исповедуя сыновнюю преданность и деревне и городу, они утверждают нераздельность совместной цивилизации и прошлой духовной культуры народа. Ярко и самобытно проявились эти качества в поэзии Егора Исаева, М. Исаковского, А. Прокофьева, А. Твардовского и Я. Смелякова, эти поэты воспели образ труженика – рабочего и крестьянина – как творца всех ценностей на земле. О. Фокиной очень близко народно-поэтическое художественное сознание и своим органическим демократизмом языка и чувств, и естественным слиянием лирического переживания с общенародным эстетическим идеалом, выраженным в сказках, частушках, песнях, пословицах: «Зря, косарь, не коси…» Поэтесса использует жанр частушки в поэмах «Аленушка» и «Сыпь, снежок». Нередко все стихотворение: «Говорят, мое поле…», «Весенняя сказка», так построено, что нелегко отделить в нем сказочно-фантастическое и реальное, природа так же жива, как и человек, - типично фольклорный принцип олицетворения. История естествознания и техники богата примерами, которые свидетельствуют о неиссякаемом стремлении человека создать механизмы и устройства, подобные живым существам. Это стремление обусловлено многими причинами, и среди них не последнее место занимает естественное желание обзавестись помощником, способным заменить человека при выполнении сложной работы или существенно расширить его возможности. В наше время на смену забавным, довольно неуклюжим и малоэффективным автоматам пришли более простые по конструкции и очень практичные системы – работы и манипуляторы, причем их появление вызвано не только извечной тягой человека к созданию чего-то нового и необычного, но и насущными потребностями производства. Современные робототехнические устройства – это не просто усовершенствованные варианты их примитивных предшественников, в их основе лежит принципиально новая технология, получившая развитие лишь во второй половине ХХ века: вычислительная техника и информатика. Начавшиеся в конце 50-х г.г. обширные исследования в области разработки и использования привели ныне к созданию большого числа разнообразных конструкций, которые пользуются широким спросом в различных сферах человеческой деятельности. Работы обрели права «гражданства» и стали важным средством комплексной автоматизации промышленного производства. Роботы – манипуляторы проникают в сферу обслуживания и быт; они успешно заменяют человека на работах, связанных с пребыванием под водой, в космосе, в других тяжелых и опасных условиях. Огромный интерес вызывают у людей, прежде всего у детей, книги и фильмы о работах. Если тех привычек вещей, которых мы почти не замечаем, - чашек, стульев, платьев – коснуться волшебные руки художника – мастера, вещи «заговорят». Но на особом языке – языке красоты. Любой природный материал красив, но его красота открывается не сразу. Грубый и серый кусок глины не привлекает взгляда, но под ловкими руками гончара из этого мягкого, податливого материала рождаются облитые яркой глазурью нарядные чашки, вазы, кувшины. Плотные шерстяные ковры в Азии не только заменяли людям мебель и обои. Мастер, создавал ковер, порой воплощал в его узорах свою мечту. Яркие краски и орнаменты ковров, вызывают в нашей памяти, воображении волшебные сказки, пестрые восточные базары, ослепительную синеву неба, цветущие сады с фонтанами и дворцами. Декоративное искусство – это художественно выполненные посуда и мебель, облицовка домов, одежда и ювелирные изделия. Самую обычную вещь руки художника могут превратить в прекрасное произведение искусства[22].

Невозможно представить жизнь современного общества без печатного слова. Например, для дошкольников издается журнал – «А почему?». Детские журналы издаются во всех республиках, во многих краях и областях. Совсем недавно стали получать свой журнал «Колокольчик» якутские дети. В Японии издаются для детей различные журналы. Много интересных хорошо иллюстрированных детских журналов издается в США. Наиболее интересно детям изготовление аппликаций. В переводе с латинского слово аппликация означает «прикладывание». Действительно, картину или орнамент, выполненные этим способом, отличает то, что все они имеют подложку-основу, к которой прикладываются вырезанные из другого по цвету или фактуре материала элементы изображения. Наиболее допустимый и несложный метод закрепления на подложке элементов изображения с использованием клея ПВА. Для начала рисуют эскиз будущей аппликации, при этом надо добиваться максимальной выразительности рисунка при минимальном количестве используемых элементов изображения. Когда эскиз закончен, нужно расчертить на листе бумаги схему картины или орнамента и в соответствии с ней из лоскутков ткани, взрослый вырезает фрагменты картины. Дети соединяют лоскутки с фоном картины. Аппликации можно делать почти из всех материалов. Наиболее интересные результаты помимо тех, о которых уже было рассказано, дает использование природных материалов – соломки, сухих листьев и трав, бересты, коры сосны. Можно достичь больших успехов в труде самостоятельно, конечно при желании и некоторой настойчивости, если не отчаиваться при случайных неудачах. Взрослые играют в домики: профессия такая – в игрушки играть. Вдоль широких проспектов высятся многоэтажные дома. В стороне от них зеленеют скверы, парки, блестит озеро. Вот большой магазин, школа, поликлиника, кино. Это игрушечный город. Его домики из гипса или пластмассы, сверкающее озерко – простое стекло, скверы – бумажные. Во время своей игры «в домики» архитекторы передвигают макетоскоп по улицам, площади, проспектам. Когда город построят, в нем уже ничего изменить Нель. А на макете – пожалуйста[23].

По комнате течет река. Ее перегораживает плотина. Вдоль по реке плывут лодочки с горящими свечками. На обоих берегах хлопочут взрослые. Спросишь их: «Что это за речка?». Ответят: «Енисей», «Иртыш», «Ангара». И все будет точь-в-точь как на той настоящей речке: и очертания берегов, и скорость течения, и неровности дна. А еще станут сыпать в воду опилки. Где сплошные опилки, там на настоящей реке будут песчаные мели, на которых застрять корабли. Когда все проверят, только тогда разрешат строителям возводить плотину поперек настоящей реки.

Без конца можно было бы рассказывать детям о взрослых, которые забавляются игрушками: самолетиками, крошечными ракетами, маленькими луноходами. Да, взрослые не просто играют в игрушки. Они работают! И от каждой такой игры – работы большая польза.

Именно через чувство радости, испытываемое ребенком от похвалы за хорошо выполненное дело, через понимание значимости первых шагов в помощи взрослым, осознание необходимости выполнения своих обязанностей и формируется в дальнейшем трудолюбие – то прекрасное качество, которое должно быть присуще истинно культурному человеку. Поэтому не стоит забывать о явлении сензитивности: в воспитании трудолюбия сензитивным возрастом является старший дошкольный. Привыкнув с ранних лет выполнять поручения родителей, освоившись со своими обязанностями, ребенок будет воспринимать трудовые поручения так же, как необходимость есть, пить, дышать. А в дальнейшем, по мере развития трудовая деятельность станет для него естественной потребностью. Если же мы упустили этот период и попытаемся заняться трудовым воспитанием на более поздних этапах развития ребенка, то непременно столкнемся с трудностями: «не хочу», «потом сделаю», «а ты не сказала, что это надо было принести», «а я не знаю, как это убрать». И это совершенно естественно: привыкнув за многие годы – 6 лет для ребенка действительно много, к тому, что все домашние дела лежат на матери, ребенок станет сопротивляться такому вмешательству в его спокойную и праздничную жизнь. Предусмотрительность вполне обоснована, однако можно давать ребенку доступные поручения.

В одинаковой мере следует вовлекать в домашний труд и мальчиков и девочек. Итак, первая духовная потребность ребенка – потребность во впечатлениях постепенно становится основой формирования таких важнейших качеств как дисциплинированность, трудолюбие. И оказывается, что если ребенок получает возможность удовлетворять эту потребность – родители обеспечивают его необходимым минимумом игрушек, книгами, дают ему краски, карандаши, бумагу для рисования, позволяют включаться в труд – он не будет капризничать, раздражаться. Настроение его станет ровным, спокойным.

Потребность в общении появляется не только во взаимоотношениях ребенка со взрослыми. Дошкольник привлекает с удовольствием другого сверстника к игре: они вместе насыпают песок в ведерко, вместе катают мячик, вместе смеются, взявшись за руки. Известный педагог и врач профессор Е.А. Аркин подчеркивал, что «для детей дошкольного возраста общение со сверстниками необходимо: если трех-, четырехлетний малыш еще может удовлетворяться обществом кукол, игрушек и взрослых, пятилетний нуждается в товарищах». В совместных играх у детей развивается чувство товарищества, привязанности, взаимопомощи. Исследования психологов свидетельствуют о том, что в совместных играх у детей формируется целый ряд нравственно-ценных качеств. В игре ребенок приучается подчиняться правилам, распорядку игры и взаимоотношениям по ходу игры. В общении у детей формируется привязанность друг к другу, чувство симпатии, а потом и дружбы. Однако мы постепенно убеждаемся в том, что в дальнейшем это первое чувство симпатии к товарищу перерастает в привязанность, а главное – проникается нравственным и коллективистским содержанием. Если мы спросим у нашего шестилетнего сына, кому в группе он отдает предпочтение и почему, то в ответ услышим: «Мне Витя нравится, он никогда не бьет детей» или «Я буду теперь играть со Светой, она хорошо отвечает на занятиях и все знает, а Валериком я не играю, он очень неаккуратно ест». Именно моральная сторона поступка сверстника, его общее поведение, оценка его поведения окружающими взрослыми, отношение сверстника к другим детям по группе становятся объектом симпатии и антипатии ребенка. Такое соединение эмоционального и нравственного начала в дальнейшем, по мере роста ребенка, будет укрепляться в нем и зачастую определять дружеское отношение к товарищу. Общение детей, их взаимоотношения в коллективе определенным образом влияют на поведение ребенка. Оказывается, что формирование характера ребенка определяется не только условиями его жизни в семье, но во многом зависит и от взаимоотношений со сверстниками. Мы должны воспитывать в ребенке коллективизм, дружелюбие, оптимизм, заботу о другом.

Ребенок уже интересуется и работой родителей, ему важно знать, что делает мама, как работает отец, а разобравшись во всех тонкостях труда родителей, он будет более внимательным к ним дома – понимает, что они приходят с работы усталыми и дома нужно сделать все, чтобы не вызвать у них раздражения и волнений. Поэтому ребенок не позволит маме убрать после себя постель, не оставит на своем письменном столе беспорядок, не бросит грязную посуду неприбранной в кухне. Нередко дети в этом возрасте – настоящие помощники по дому, они вполне справляются с мытьем посуды, принимают участие в стирке белья, а если есть в семье сад, огород, родители вполне доверяют им довольно ответственные участки работы. Все это закрепляет важнейшее качество человека – трудолюбие. Кроме того, постоянная ситуация занятости, дефицита времени учит ребенка быть собранным, планировать свои действия. Такая собранность, умение ценить время, справляться со всеми делами четко и последовательно, привычка выполнять любое дело только на отлично – основа будущей дисциплинированности труда рабочего, инженера, ученого. Именно в детстве формируется умение делать работу так, чтобы потом не пришлось что-то поправлять, доделывать, совершенствовать. Такое умение выполнять работу тщательно, добросовестно, то есть качественно, развивается в семье благодаря домашнему труду. Надо думать, что ребенок в будущем – на производстве не допустит «халтуры» - привыкнет все делать добросовестно и качественно.

О разных профессиях ребятам рассказывают в стихах: Б.Заходер, М. Солдатенко, Г. Ладонщиков, В. Орлов, А. Говоров, А. Бродский, Е. Благинина, А. Жаров, Е. Серова, А. Седугин, С. Капутикян, А. Усманова, Л. Зеленская, А. Прокофьев, Е. Благинина, Л. Воронкова, Л. Делянц, И. Холин, А. Сурков, И. Махонина, Л. Забашта. Для мальчиков: стихи о строителях, о работе с молотком, рубанком, слесарными инструментами, о профессиях шофера, сапожника, токаря, кузнеца, машиниста, о том, как папа работает по дому, в поле работают – трактористы, комбайнеры. Для девочек: о работе портнихи, переплетчицы, об уборке по дому, стирке, о посадке на грядках помидоров, морковки, салата, сборе урожая, приготовлении обеда, выпечке булок, саек, калачей[24].

В шведской детской песенке, приводится в пример трудолюбивый Ниссе:

Хоть Ниссе ростом невелик,

Он все премудрости постиг:

Умеет он пахать и жать,

Умеет яблони сажать,

Он знает, как испечь пирог,

Как делать масло и творог,

Он может сапоги тачать,

Ребят умеет он качать,

Он знает, где грибы в лесу,

Он может выследить лису,

Он может строить, жарить, шить…

С таким легко на свете жить!

 На Филиппинах дети выращивают цветы и фрукты: папайя, ананасы, делают елочные украшения, сами искусственные елки, другие игрушки, которые взрослые продают. Многие уже с раннего детства например, учатся ремеслам: резкоделию.

Необходимо, чтобы увлечения детей сочетались с нормальным распорядком дня и отдыхом. Правильный подход к воспитанию – относиться к ребенку нужно: уважительно, внимательно, справедливо и с пониманием. Главная задача – вырастить гармоничную личность, которая будет способна на искренние глубокие чувства, сможет не только брать, но и отдавать, делиться своим внутренним богатством с другими, передавать опыт. В таком разнообразии игрушек, которое окружает современных детей, может запутаться и взрослый. По традиции девочки играют в кукол и мишек, а мальчики – в солдатиков и машинки. Но, скажем, в раннем возрасте детские игрушки одинаковы – мягкие кубики, мобили, утята и прочие яркие объемные и «говорливые» вещи. Ребенок старшего дошкольного возраста выбирает себе игрушку по вкусу и склонностям. Благо выпускается множество развивающих игрушек, знакомящих ребенка с повседневной жизнью и разными профессиями. Заставлять же ребенка интересоваться только «положенными» ему по полу игрушками бессмысленно.

Интересна новая коллекция игрушек «Защитники планеты», она развивает фантазию и воображение детей, а также навыки общения – ведь всегда интереснее играть с друзьями в коллективе ровесников. Вся команда доблестных защитников готова стартовать на орбиту в оборудованном по последнему слову техники космическом корабле, с настоящими взлетными огнями и двигателем, издающим характерные звуки. Игрушки едут на вездеходе – тягаче с подъемным краном, который проедет по пустыне и бездорожью, преодолеет любое препятствие, на санях, предназначенных для просторов Арктики, на скоростном скутере – скутер оснащен дыхательным аппаратом, на реактивном самолете и с ракетами в рюкзаке за спиной. Игра знакомит детей с достижениями в области науки и техники.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: