Диаграмма 4. Объемы экспорта наиболее перевозимых по железным дорогам России грузов

Как видно на Диаграмме 4, лидирующее положение в структуре экспорта занимает нефть и нефтепродукты. Начиная с 2000 года, на второе место по объемам экспорта вышел каменный уголь, опередив черные металлы. Строительные грузы, как видно из диаграммы, имеют весьма незначительный удельный вес в структуре экспорта грузов. А около 15% всех грузовых перевозок по железным дорогам нашей страны эта категория грузов составляет преимущественно за счет внутренних перевозок.

Особый интерес, на мой взгляд, представляет стабильный рост экспорта лесных грузов. Так в 1997 году экспорт лесных грузов составлял 9833804 тонны, уступая, таким образом, экспорту руды железной и марганцевой, черных металлов, каменного угля и нефти и нефтепродуктов. Однако ежегодный прирост экспорта лесных грузов с 1997 года составлял в среднем 3229324.75 тонны, что в итоге привело к тому, что в 2005 году лесные грузы вышли на третье место в общем объеме экспорта – их экспорт составил уже 35668402 тонны.

Лесопродукция занимает четвертое место по валютной выручке страны[5]. Экспорт древесины занимает значительную часть в международных перевозках, поэтому знание особенностей перевозок лесных грузов имеет большое практическое значение.

Диаграмма 5. Объемы перевозок лесных грузов по Российским железным дорогам

Как видно из Диаграммы 5, до 2003 года включительно объемы внутренних перевозок лесных грузов были выше объемов экспорта, но благодаря постоянному росту, объемы экспорта превысили в 2004, а затем и в 2005 году объемы внутренних перевозок.

Хотя наблюдается некоторое снижение объемов производства в лесной отрасли России, а также падение спроса на лесопродукцию в странах СНГ из-за низкой платежеспособности населения, экспорт лесных грузов в страны дальнего зарубежья не только не снизился, но и возрос[6]. В то же время в Россию ввозится древесина и некоторые виды лесопромышленной продукции, которые не производятся в России и которые целесообразнее импортировать из других стран. Однако, как видно из Диаграммы 5, объемы импорта составляют весьма незначительную величину. Положительная динамика роста экспорта и возрастающая роль лесных грузов в международных перевозках представляет, на мой взгляд, большой интерес. В связи с этим, предлагаю рассматривать международные железнодорожные перевозки грузов для целей данной дипломной работы на примере экспорта лесных грузов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: