Социально-экономический феномен рыночного хозяйства

 

Рынок представляет собой социально нейтральный механизм саморегулирования экономических процессов с распределением ограниченных ресурсов. Это - способ и формы организации хозяйственно-экономических связей между экономическими субъектами по производству и обмену необходимыми благами путем их купли и продажи. Это - система организации экономической жизни, при которой хозяйственные решения принимаются каждым экономическим агентом самостоятельно. Рынок основывается на свободном предпринимательстве, конкуренции и частной собственности. На "свободном" рынке должен властвовать "естественный порядок" как движущая сила микро-, макро-, мегаэкономики. Но это идеальная картина идеального рынка как организатора, регулятора и механизма производства, обмена и распределения на взаимовыгодных и эквивалентных началах начинает сразу тускнеть, если эту картину наложить на реальную экономическую жизнь общества и человека.

Рынок представляет собой совокупность отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и услуг, окончательно подтверждается общественный характер затрат на производство.

Совокупность рыночных отношений охватывает не только все аспекты купли и продажи товаров и услуг, отношения спроса и предложения. В более общем плане рынок - определенный способ координации общественных и личных экономических интересов, это система удовлетворения потребностей производителей и потребителей товаров и услуг. Иначе говоря, рынок выступает в качестве специфического механизма, регулирующего все процессы в общественном производстве, определяющего сферы наиболее выгодного предложения труда и капиталов. В чем же принципиальное отличие рыночной экономической системы хозяйствования от внерыночных экономик (натуральное хозяйство средних веков или административно-управленческие системы ХХ в.).

Следует выделить два основных отличия рынка. Первым признаком рыночной организации экономики является отказ от внешнеэкономического принуждения, административного произвола и диктата со стороны кого бы то ни было в сфере хозяйственных отношений. Вторым признаком рыночной системы является признание многоукладности и многомерности экономики, различных форм собственности, разнообразных организационных форм ведения бизнеса, инвариантности источников получения доходов.

Рыночная экономика основана на принципе эквивалентного обмена товарами и услугами. Процесс такого обмена регулируется отношениями между спросом и предложением. Современная рыночная экономика в любой стране столь сложна и многопланова, что требует государственного регулирования. Государство не может оставаться в стороне от рыночных процессов, но оно не может и не должно полностью подменять рыночный механизм. Основная задача экономического развития рыночного хозяйства как раз и состоит в создании оптимальной системы, в рамках которой государство лишь корректировало бы негативные рыночные факторы и тенденции, направляло общее развитие в русло удовлетворения интересов общества, не пускало хозяйственное развитие на самотек.

Современная рыночная экономика остается многоукладной, где все формы собственности имеют одинаковое право на существование, выживание, развитие в условиях экономической свободы хозяйствующих субъектов. В условиях рыночной экономики государственные и частные предприятия выступают равноправными, партнерами. В той степени, в какой это равноправие реально нарушается в хозяйственной практике, правомерно говорить о деформациях рыночных принципов организации экономики.

В условиях рынка роль государства заключается в применении стимулирующего или тормозящего воздействия на развитие или сдерживание отдельных сфер производства и обеспечения социальной защиты, трудящихся от экстремальных рыночных ситуаций, угрожающих снижению жизненного уровня населения.

Отрицание частной собственности или, наоборот, государственной собственности есть лишь свидетельство непонимания того, что цивилизованные условия их функционирования способствуют формированию нормальной конкуренции, без которой рынок просто невозможен.

На практике отрицание одной из названных форм собственности приводит к монополизму, в рамках которого нормальная, или, как ее называют экономисты, совершенная, конкуренция неизбежно превратится в извращенную форму монополистической конкуренции, что не способствует нормальному, динамичному к пропорциональному развитию отраслей хозяйства.

Плюрализм (многообразие) форм собственности и способов ведения хозяйства, его организационно-правовых форм выступает важнейшим фактором формирования рыночного механизма, развития товарно-денежных отношений, обеспечивающих эквивалентный обмен товаров и услуг, рабочей силы, финансов и ценных бумаг. Без такого механизма немыслимо развитие свободной и социально ориентированной рыночной экономики. Альтернативой рыночному механизму может служить директивное вмешательство государственных чиновников в сложнейшие процессы экономического развития.

Рыночный механизм с помощью конкуренции очищает общественное производство от экономически слабых, нерентабельных, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает дорогу более эффективным и перспективным производствам. В этом рынок - наиболее строгий арбитр и самый демократический регулятор экономического отбора полезных обществу производств, в результате действия, которого неуклонно повышается средний уровень эффективности национальной экономики в целом.

Разумеется, это не означает, что общество в лице своих государственных органов управления не может или не должно регулировать данный отбор. При необходимости сохранений экономически нерентабельных, но социально важных производств, выпускающих жизненно необходимую продукцию, государство должно вмешиваться в рыночные процессы и поддерживать через экономические регуляторы существование соответствующих отраслей экономики. Отметим, что ни в одной промышленно развитой странесистемы здравоохранения или образования не являются рентабельными. Государство дотирует их развитие, перераспределяя прибыль, полученную посредством налоговых сборов, из других отраслей хозяйства. Во многих странах примерно такая же ситуация существует и в области сельского хозяйства.

Поэтому, если экономист должен и может руководствоваться в теоретических выкладках соображениями экономической целесообразности (эффективности, рентабельности, производительности и т.д.), то организатор-менеджер должен учитывать, что над экономическими вопросами довлеют и социально-политические проблемы. Следует ли поддерживать общими национальными усилиями экономически нерентабельные отрасли хозяйства с целью обеспечения населения необходимой продукцией и стимулирования ее производства или целесообразнее отказать отечественным производителям в дотациях и льготных кредитах, а увеличить импорт товаров и услуг.

На рынке существуют и функционируют самые различные предприятия и организации. Совокупность этих предприятий, организаций и учреждений, обеспечивающих эффективное взаимодействие между основными субъектами рыночных отношений - продавцами и покупателями, называется рыночной инфраструктурой. Сюда включают сеть предприятий торговли, снабженческо-сбытовых организаций, фондовую и валютную биржи, сеть предприятий, торгующих ссудным капиталом, транспорт и связь, коммерческую информацию и другие обслуживающие рынок отрасли.

Если представить структуру рынка той или иной страны в целом, то можно выделить следующие основные ее "блоки" или "этажи":

· Рынок потребительских товаров;

· Рынок средств производства;

· Рынок труда;

· Рынок ссудных капиталов, валютных ресурсов и ценных бумаг;

· Инновационный рынок (ноу-хау, патентов, лицензий).

Рассмотрим эти структурные элементы совокупного рынка подробнее. Рынок потребительских товаров, как и рынок средств производства, представляет собой специфическую сферу товарных отношений, в которой происходит движение основных товаропотоков. Это движение может осуществляться двумя способами: по реальному товару и по контракту. В первом случае ведется торговля реальными товарами, во втором случае - только контрактами. При торговле реальными потребительскими товарами или средствами производства заключаются торговые сделки.

Сделкой принято называть коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами. Сделка есть форма добровольного обмена. Применительно к рынку можно вести речь исключительно о добровольном обмене. Для его осуществления необходимо соблюдение ряда условий:

· В сделке должно участвовать не менее двух сторон;

· Каждая из сторон должна располагать чем-либо, что может представлять ценность для другой стороны;

· Каждая из сторон должна быть способна осуществлять коммуникацию и доставку своего товара;

· Каждая сторона должна быть совершенно свободной в принятии или отклонении предложения другой стороны;

· Каждая из сторон, участвующая в сделке, должна быть уверена в целесообразности и желательности иметь дело с другой стороны.

Существуют следующие основные виды сделок:

· Денежная;

· Товарно-денежная;

· Бартерная;

· Клиринговая.

Для совершения сделки обязательно должны соблюдаться условия организационного характера:

· Наличие минимум двух ценностно-значимых объектов;

· Согласование условий осуществления сделки;

· Согласование времени сделки;

· Согласование места проведения самой сделки.

Как в случае с реальными товарами, сделки заключаются и при реализации товаров и услуг по контрактам. Такой род сделок принято называть фиктивными сделками.

Рынок труда также представляет собой сферу рыночных отношений. Разница, отличающая рынок труда от других сфер рыночных отношений, состоит лишь в том, что данный рынок характеризует взаимосвязь между работником (носителем рабочей силы) и работодателем (предприятием, предпринимателем), складывающаяся по поводу найма рабочей силы под воздействием спроса и предложения. Нормальное функционирование рынка труда, равно как и любых других рынков, может быть только в случае соответствия спроса и предложения, в данном случае - спроса и предложения рабочей силы. Превышение ее предложения над спросом проявляется в безработице. Превышение же спроса над предложением рабочей силы увеличивает миграцию трудоспособного населения из одних отраслей экономики в другие с тем, чтобы получить более высокую заработную плату. В этом случае также стимулируется переподготовка (переквалификация) кадров с учетом потребностей рынка.

В большинстве стран рынок труда носит регулируемый характер. Сложились и функционируют государственные службы занятости (профориентации, переподготовки и трудоустройства населения). Это позволяет не только интенсифицировать, ускорять процессы формирования рабочей силы, но и успешнее решать проблемы ее размещения и наиболее эффективного использования. Вместе с тем в этих процессах все более заметную роль начинают играть и негосударственные структуры. Об этом свидетельствует, в частности, Доклад Всемирного банка о политике в области профессионального образования, опубликованный в 1993 году. В нем отмечено, что участие частных структур в организации профессионально-технического образования "имеет ряд экономических и институциональных преимуществ".

Другой специфической сферой товарных отношений является рынок ссудных капиталов. Объектом сделок на нем является предоставляемый в ссуду денежный товар (денежный капитал). Рынок ссудных капиталов состоит из двух частей: рынка ценных бумаг и рынка банковских ссуд. В первом случае купля-продажа ссудных капиталов производится посредством фиктивных сделок, заключения контрактов по ценным бумагам. Во втором случае речь идет о непосредственной продаже реального товара - денег, о кредитовании субъектов рынка.

Уже самое общее знакомство с основными "блоками" рынка позволяет сделать вывод о том, что важнейшей категорией, в которой сосредоточены все противоречия и проблемы рыночной экономики является товар. Именно товар является той всеобщей формой, в которой на рынке выступает и рабочая сила, и деньги, и предметы потребительского спроса, и средства производства. Именно анализ товара и его свойств, изучение его внутренней диалектики позволяют ответить на важнейшие вопросы рыночной экономики: что производить? Когда производить? Сколько производить? По каким ценам производить?

Товар есть продукт человеческого труда, произведенный не для собственного потребления работника, а для реализации на рынке посредством купли-продажи. Следовательно, товарным производством называется такой тип организации хозяйства, при котором оно ориентируется на рынок, а связь между производителями и потребителями продукции осуществляется через куплю-продажу, через различные формы сделок, контрактов, торгов, посредством использования товарно-денежных отношений.

По своей природе товарное хозяйство является рыночным. Оно представляет собой открытую систему организации экономической деятельности людей. Однако не всегда было так. Первоначально древнейшие люди жили в условиях натурального хозяйства, когда не было и не могло быть рынка и товарного производства, а вся производимая продукция предназначалась исключительно для внутреннего потребления родовой (или соседской) общины, либо семьи. Лишь с ростом производительности труда, углублением его общественного разделения, усилением процессов специализации и простой кооперации возникает производство излишков, проявляется потребность в обмене. Первоначальный обмен носит случайный характер, осуществлялся спорадически, время от времени. Зависимость благосостояния людей от обменных операций была минимальной. Однако с дальнейшим развитием производительных сил, ростом производительности труда и эффективности производства обмен становился постоянным явлением, приобретал черты системных, регулярных связей между людьми. Следовательно, правомерно говорить и о возникновении товарного производства в его простом варианте.

Простое товарное производство отличается от товарно-денежной экономики. Дело в том, что в условиях простого товарного производства еще не существовало денег, а некоторые функции денег часто выполняли самые обычные товары: скот, зерно и т.д. И только с углублением отношений специализации и кооперации, межхозяйственной интеграции, с отделением ремесла от скотоводства и земледелия, а торговли от ремесла, с существенным повышением производительности человеческого труда, освоением людьми новых видов труда возникает сложное, или товарно-денежное хозяйство. Появляется всеобщий эквивалент - деньги, особый товар, который начинает выполнение особую общественную роль.

Наряду с этими процессами в сферах производства, обмена, распределения и потребления происходит развитие не только самих производительных сил и производственных отношений, но и соединяющих обе стороны способа производства организационно - экономических отношений. На этой основе и складывается система товарно-денежной экономики.

Товар был и до сих пор остается центральной, важнейшей категорией товарно-денежной экономики, рыночного хозяйства.

Товар обладает двумя свойствами: стоимостью и потребительской стоимостью. Под стоимостью товара понимается общественно необходимый труд, затраченный на его производство.

Стоимость товара - это не просто какая-то цифровая характеристика, а общественное отношение. Иначе говоря, на рынке под воздействием спроса и предложения, других факторов рыночной конъюнктуры (традиций, политической ситуации и т.д.) происходит как бы процесс выяснения, чьи же затраты (себестоимость) в наибольшей степени соответствуют оценке данного товара, его стоимости.

Потребительская стоимость есть способность товара удовлетворять потребности человека. Однако данное свойство также является общественным отношением, а не товароведческой категорией.

Общественный характер потребительской стоимости товара раскрывается через понятия "ценность" и "полезность".

Полезность товара означает действительный общественный эффект от его использования потребителем, некоторый общественный коэффициент полезного действия.

Ценность товара несколько отличается от категории его полезности, потому что часто ценность товара формируется как субъективные представления каждой отдельной личности о нем.

Между стоимостью товара и его потребительной стоимостью имеется определенное противоречие. Это находит свое отражение прежде всего в цене товара, которая есть диалектическое единство двух его свойств, а следовательно, выражает и заключенное в них противоречие.

Цена товара - это прежде всего денежное выражение его стоимости. Без этого выражения немыслимо осуществление эквивалентного обмена. Но на рынке крайне важное значение для реализации товара имеют и его потребительские характеристики, его потребительская стоимость. От качества товара зависит не только спрос, но и цена. Следовательно, одной из важнейших проблем рыночной экономики является проблема совершенствования ценообразования.

Развитие персонала

 

Развитие персонала является одним из важнейших факторов успешной деятельности производства. При этом инвестирование в развитие персонала играет большую роль, чем инвестирование в развитие и улучшение производственных мощностей. Развитие персонала - многоаспектная проблема, которая охватывает ряд направлений направленных на обеспечение качества персонала. Первая из узловых программ - повышение квалификации работников.

Организации создают специальные методы и системы управления профессиональным развитием, подготовкой резерва руководителей, развитием карьеры. В крупных корпорациях существуют специальные отделы профессионального развития, возглавляемые специалистами в этой области, имеющими большой опыт развития человеческих ресурсов. Ведущие организации затрачивают на профессиональное развитие своих сотрудников значительные средства - от 2 до 10% фонда заработной платы, что для такой компании, как, например, "Дженерал моторс", составляет сумму, превышающую 1 млрд. долларов США в год. Эти затраты являются капиталовложениями организации в развитие своих сотрудников, от которых она ожидает отдачи в виде повышения производительности.

Помимо непосредственного влияния на финансовые результаты компании, капиталовложения в профессиональное развитие персонала способствуют созданию благоприятного климата в организации, повышают мотивацию сотрудников и их преданность организации, обеспечивают преемственность в управлении. Профессиональное развитие оказывает положительное влияние и на самих сотрудников. Повышая квалификацию и приобретая новые навыки и знания, они становятся более конкурентоспособными на рынке труда и получают дополнительные возможности для профессионального роста как внутри своей организации, так и вне ее. Это особенно важно в современных условиях быстрого устаревания профессиональных знаний.

Вывод: успех деятельности любой компании, независимо от ее размеров, вида деятельности, формы собственности напрямую зависит от качественного роста персонала.

Индивидуальные планы развития персонала - как элемент мотивационной системы

 

Профессиональное обучение - важнейший фактор развития персонала. В зависимости от организационного оформления и целей обучения можно выделить два вида производственного обучения:

· без конкретной специализации, т.е. получение каких-либо общепрофессиональных знаний независимо от уровня квалификации обучающихся;

· с конкретной специализацией, когда кроме основной профессии предусматривается специализация по определенным направлениям и проблемам.

Когда важнейшим фактором развития является повышение квалификации сотрудников, составляется план развития, который также называют образовательным планом. В плане развития обычно указываются два наиболее важных момента:

1. цели развития, которые подразделяются по:

· рабочим местам, содержат конкретные должности, которые должны быть заняты после осуществления плана развития;

· профессиям, указывают конкретные профессии и не дают никаких прав на определенные должности;

· областям, определяют конкретные знания, которые должны быть приобретены по этому плану развития и не имеют прямого отношения к какой-либо должности;

2. меры, необходимые для достижения названных целей со стороны:

· предприятия, проводимые в рабочее время и финансируемые работодателем (учитывают в плане кадровых расходов), например, обучение на предприятии, дневные курсы и семинары вне предприятия, участие в научных конгрессах, систематическое варьирование занятий, практика внутри предприятия;

· сотрудников, которые принимаются ими в свободное время и полностью или преимущественно ими финансируются, например, обучение в вечернем учебном заведении, самообучение, заочное обучение в вузе, обучение на заочных курсах.

Различают два типа планов развития: стандартный и индивидуальный.

Стандартный план развития. Если на предприятии для достижения одной или нескольких целей развития необходимы несколько или даже много сотрудников, то рекомендуется не разрабатывать для каждого из них индивидуальный план развития, а работать со стандартными планами. Стандартные планы развития могут быть:

· иерархическими, при которых развитие сотрудников направлено на определенные уровни;

· соотносящимися с конкретными задачами, которые направлены на конкретные функции.

Индивидуальный план развития. Стандартные планы развития целесообразно применять лишь там, где:

· одинаковы исходные условия;

· существуют работники, которые могут развиваться по стандартным планам.

Если таких предпосылок нет, то рекомендуется разрабатывать индивидуальный план развития, который учитывает индивидуальные качества каждого работника. Индивидуальный план развития становится важным мероприятием в развитии мотивационной системы на предприятии.

В зависимости от целей и задач обучения существуют несколько устоявшихся и принятых во всем мире форм и методов обучения. Наиболее распространенными являются:

1. Обучение при приеме на работу руководителей и специалистов, впервые принятых на работу, проводится для изучения специфики деятельности предприятия, организации производства, экономики, технологии, социальных условий труда, техники безопасности, экологических требований. Обучение при приеме на работу проводится, как правило, после оформления документов для приема на работу. Продолжительность обучения 7-14 дней. Успешное окончание первичного обучения обеспечивает допуск к работе по конкретной должности или специальности в соответствии с действующем на предприятии порядком.

2. Ежегодное обучение для руководителей и специалистов проводится для ознакомления их с новой техникой и прогрессивными технологиями, эффективными приемами управления и анализа производства, инновациями на производстве и в сфере управления человеческими ресурсами. Ежегодное обучение организуется в виде нескольких программ, продолжительность обучения по которым 1-3 дня.

3. Повышение квалификации проводится для обновления теоретических и практических знаний, умений и навыков руководителей и специалистов в соответствии с постоянно возрастающими требованиями государственных образовательных стандартов и особенностями развития производства. Организуется на протяжении всей трудовой деятельности работников по мере необходимости в соответствии с установленной для каждой категории лиц периодичностью. Оно включает следующие виды обучения:

· Краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного аспекта производства. Производится как в образовательных учреждениях повышения квалификации, учебных центрах, так и по месту основной работы руководителей и специалистов и заканчивается сдачей экзамена или зачета или защитой реферата.

· Тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам предприятия. Обучение проводится, как правило, образовательными учреждениями повышения квалификации.

· Длительное (свыше 100 часов) обучение руководителей и специалистов для глубокого изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем профессиональной деятельности.

· Стажировка - форма обучения, в процессе которого закрепляются на практике профессиональные знания, умения и навыки, полученные в результате теоретической подготовки. Осуществляется также для изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности. Стажировка может быть как самостоятельным блоком дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и переподготовке руководителя или специалиста. Организуется как в РФ, так и за рубежом на предприятиях, в компаниях, ведущих научно-исследовательских организациях, образовательных учреждения, консультационных фирмах.

· Профессиональная переподготовка направлена на получение руководителями и специалистами дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программа, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. По результатам профессиональной переподготовки руководители и специалисты получают диплом или сертификат государственного образца, удостоверяющий их право (квалификацию) вести профессиональную деятельность в определенной сфере.

· Переподготовка руководителей и специалистов проводится для получения ими второго образования по новой специальности или квалификации на базе имеющегося высшего или среднего профессионального образования. Осуществляется соответственно в образовательных учреждениях высшего или среднего профессионального образования. Руководителям и специалистам, прошедшим переподготовку, выдается государственный диплом об образовании установленного образца.

Профессиональный и должностной рост - важнейший мотив в деятельности большинства работников. Отсутствие возможности роста часто приводит к снижению трудовой активности работников и ухудшению деятельности предприятия. Общеизвестно, что полученного однажды профессионального образования недостаточно для выполнения определенной работы или тех или иных функций на производстве. Для большинства профессий в ходе профессиональной деятельности необходимо повышение квалификации, включающее:

· получение новых специальных знаний и навыков;

· применение полученных, но не использовавшихся до сих пор знаний и навыков;

· повышение и расширение квалификации;

· улучшение качественных и количественных показателей проделанной работы;

· адаптацию к изменившемся условиям производственного процесса.

Выделяют следующие виды повышения квалификации:

· повышение квалификации на основе уже полученных знаний для устранения пробелов в знаниях и навыках, возникающих в результате неполноценного обучения или на отдельных стадиях профессиональной подготовки;

· расширительное повышение квалификации, целью которого является получение дополнительных профессиональных навыков;

· адаптивное повышение квалификации, служащее средством приспособления к изменяющимся требованиям для определенных должностей;

· повышение квалификации с отрывом от производства, осуществляемое сотрудниками самостоятельно. Работодатель может оказывать влияние на этот процесс различными путями: рекомендациями по проведению определенных мероприятий, содействием при проведении экзаменов, полным или частичным спонсированием обучения;

· повышение квалификации без отрыва от производства, осуществляемое чаще всего в форме: чтения методической литературы, оформления абонемента на специальную литературу, посещение выставок и ярмарок, посещения курсов, семинаров, участия в экскурсиях на предприятие.

В современном понимании это, прежде всего программы, сформированные на основе разработки индивидуальных планов развития персонала.

Вывод: развитие персонала - это непрерывная работа по повышению квалификации сотрудников, которая должна производиться по различным направлениям, учитывающим индивидуальные требования работникам и способности обучаемых.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: