Как и было замечено раньше, среди большинства людей бытует мнение, что металл-группы пропагандируют секс, наркотики и насилие. А, следовательно, те, кто слушает такую музыку, разделяют взгляды со своими кумирами и являются социально-опасными личностями.
Да, действительно, есть некоторое количество групп, исповедующих культ силы, и некоторое количество групп, поющих об извращениях. Среди первых можно назвать Manowar, среди вторых Cannibal Corpse. Однако тексты такой направленности не являются характерными для металла в целом. Скорее, они образовывают одно, кстати, далеко не самое большое течение.
Посмотрим, о чем поют металлические группы:
Социальные тексты. Изобличаются человеческие пороки - жадность, глупость, жестокость, и пороки человеческого общества - войны, власть денег и т. п. Это довольно обширное течение. Metallica и Gamma Ray, к примеру, поют в большинстве случаев социальные песни.
«Я не верю в рок-н-рольные иллюзии,
Я не верю, что все, что мне говорят - правда,
Я не верю в борьбу хороших парней против плохих парней,
|
|
Я скорее поверю в Санта Клауса.»
(Gamma Ray, "Rich and Famous")
Личностные тексты. В этих песнях поется о внутреннем мире лирического героя, одиночестве, отчуждении. Сюда не включаются песни о любви, которые сами по себе образуют большой раздел. И без них "личностные" тексты играют значительную роль в репертуаре многих металлических групп.
«Я - слепец, мой мир покрыт пеленой,
Когда плачет слепец, о, Бог, ты знаешь, нет ничего печальней.»
(Deep Purple, "When a Blind Man Cries")
Философские тексты. Довольно часто группы в своих песнях излагают свое видение мира, высказываются о религии, о смысле жизни. Огромная часть философских текстов - о смерти, наверное, музыка располагает.
«Люди мне не братья.
Я мертв.
Я был мертв, когда жил, когда любил и даже, когда родился.»
(Deep Purple, "Fools")
«Что ты думаешь о смерти?
И простишь ли ты меня за то, что я жив?»
(Black Sabbath, "After All")
Тексты о любви. Характерны для Hard Rock и всевозможных групп, усердно притворяющихся металлическими. Настоящие металлические группы обычно о любви поют крайне редко. А если и поют, то часто излагают нетривиальный взгляд на проблему. Текстов непосредственно о сексе среди «настоящих» металл-групп найти очень тяжело, а практически невозможно.
«В твоих глазах я вижу вожделение и представляю,
Те слезы отчаяния, которые ты проливаешь по ночам.»
(Iron Maiden, "Wasting Love")
Мистика. Основу этому направлению положили Black Sabbath. Однако в сатанисты их записали преждевременно. Сатана в их песнях всегда был предостережением, а не призванием. Black Sabbath: «Много лет назад, когда мы только начали выступать, кто-то дал нам кресты и сказал, что они нас защитят. И мы никуда никогда не ходили, не одев крест. Это стало символом нашей группы. Для нас Дьявол был существом, которого нужно бояться».[1]
|
|
Alice Cooper: «Сатанизм, который вы видите на сцене и слышите в песнях – это не сатанизм, это карикатура на сатанизм. Настоящего сатанизма в металле не найти. Ребята, бегающие по сцене и громко играющие на гитаре… - это Хэллоуин.»[1]
В принципе, колдуны, демоны и прочие сказочные персонажи привлекали многие металлические группы. Дьявол тоже часто попадает в металлические песни. Но ничего по-настоящему мистического в большинстве групп нет. Они верят своим текстам не более, чем режиссер фильма ужасов верит в то, что снимает.
«Ты думаешь, что все знаешь, но никогда ни в чем не уверен,
Твоя душа больна, но ты никогда не найдешь лекарства.
Твой мир был сделан для тебя кем-то на небесах,
Но ты выбрал в нём дорогу зла, вместо дороги любви.»
(Black Sabbath, "Lord of this World")
Фэнтези. Огромная популярность этого литературного жанра не обошла стороной и металл. Множество групп самых разных стилей начали петь об эльфах, гоблинах и гномах. Самая известная группа, поющая почти только на темы фэнтези - Blind Guardian.
«Завтрашний день унесет нас
Далеко-далеко от дома,
И никто никогда не узнает наших имен,
Но песня менестреля останется.»
(Blind Guardian, "The Bard's Song: In the Forest")
Тексты о насилии. Часто прослушав песню о насилии, человек не понимает, что его не подталкивают к насилию, а наоборот, пытаются от этого отговорить. Происходит это исключительно от негибкости человеческого мышления.
Кроме того, о насилии не всегда поют серьезно, иногда это не более чем часть имиджа. "Я всего лишь комедиант!" - говорит вокалист «Iron Maiden» Брюс Диккинсон.[1] И он совершенно искренен.
«Он смеется, глядя, как ты истекаешь кровью,
Ибо перед тобой убийца,
А жажда крови - это все, чем он живет.»
(Iron Maiden, "Killers")
Таким образом, были описаны основные темы, которые воспевают металл-группы. Но металлисты часто выходят за эти рамки. В их песнях есть и фантастические сюжеты, и наблюдения за человеческой психологией, и призывы к жизни, как в песне группы Gamma Ray "Небеса подождут", и настоящие неподдельные переживания за судьбу человечества, как в альбоме Savatage "Dead Winter Dead", посвященном жертвам войны в Югославии.
Заключение
В данной работе была рассмотрена молодежная субкультура как социокультурный и психологический феномен.
Теоретический анализ термина и проведенные исследования позволяют говорить о том, что молодежная субкультура, как феномен культурного поля выполняет те же функции, что и любая другая культурная среда. Молодежная субкультура выступает как определенная значащая среда, создающая определенную картину мира, и передающаяся путем социализации в ней новых членов. Область значений этой среды, ее традиции, нормы и ценности направлены на удовлетворение определенных потребностей. Прежде всего, потребностей, не имеющих возможности быть удовлетворенными в рамках общей культуры.
Современная молодежная субкультура удовлетворяет целый ряд физических и психологических потребностей человека. Базируясь на данных проведенных исследований можно выделить ряд потребностей, удовлетворяемых в молодежных субкультурах:
1 Повышенная потребность в общении с единомышленниками. Потребность удовлетворяемая в любой из молодежных субкультур. Связана, видимо, с возрастными особенностями. Молодежная субкультура вследствие повышенной плотности внутренних контактов, их характера, субкультурных способов структурирования времени, наиболее полно удовлетворяет эту потребность. Скорее всего, возникновение этой потребности сопряжено и с повышенной необходимостью в социальном приятии, и с желанием причастности к группе, поисками себя, своего места в мире.
|
|
2 Потребность в самореализации, самовыражении. Молодежная субкультура как область культурного творчества, предоставляет более широкий спектр возможностей. Так же потребность, удовлетворяемая в любой субкультуре.
3 Потребность в социальной значимости. Данная потребность возникает вследствие социокультурных характеристик современного общества.
4 Возможность преступить нормативные границы общей культуры. В данном случае - через социальный и культурный протест.
5 Потребность в событийности. Для металлистов – это концерты, «тусовки».
В целом, анализируя металлистов г. Владивостока, можно отметить, что для металл-культуры характерно: активная демонстрация своей непохожести (выражается во внешнем виде), активная асоциальность как желание изменить неудовлетворительную реальность. Культура экстравертна.
Психологические исследования металлистов позволили выявить отличительные личностные характеристики представителей металл-культуры. Это повышенная активность, непокорность, импульсивность, открытость. Характерна склонность к созданию сверхценных идей и установок.
Следует отметить и низкий уровень внутреннего напряжения у участников. Возникает он, скорее всего, вследствие более полной и глубокой реализации внутренних психологических потребностей и импульсов непосредственно в поведении, снимающем это напряжение. Это подтверждается и обуславливается повышенным уровнем гиперактивности. Что неудивительно - снятие напряжения влечет за собой подъем жизнелюбивых настроений и как следствие, - низкий контроль поведенческих реакций, некая асоциальность и декларируемуая свобода самовыражения.
Таким образом, мы можем утверждать существование определенных личностных характеристик предрасполагающих человека к самоактуализации в определенной субкультурной, в частности металл-культуре. А, кроме того, можно отметить влияние, оказываемое включенностью в данную среду на психологические характеристики человека.
|
|
Хотелось бы отметить, что проблема молодежных субкультур - широкая проблема, требующая всестороннего, междисциплинарного подхода, изучения на разных уровнях: от макро- до микросоциологического и психологического. Несомненно, в рамках этой работы невозможно затронуть все аспекты данной проблемы и провести все исследования, представляющие интерес. Тема молодежной субкультуры по-прежнему остается открытой. Но, что представляется наиболее важным в данной работе - это сформированный целостный взгляд на проблему, обозначение нового теоретического подхода и разработки на его основе практических исследований, способных раскрыть сущность данного феномена, причины его существования и механизмы функционирования.