Параметры потока, вызывающие разрушения зданий и сооружений

Тип здания и сооружения

Полное и сильное

Среднее

Слабое

h, м V, м/с h, м V, м/с h, м V, м/с
Деревянные дома (одно- двухэтажные) 3,5 2 2,5 1,5 1 1
Кирпичные малоэтажные здания (одно- трехэтажные) 4 2,5 3 2 2 1
Промышленные здания с легким металлическим каркасом и здания бескаркасной постройки 5 2,5 3,5 2 2 1,5
Стенки, набережные и пирсы на железобетонных и металлических сваях 6 6 3 4 1 2
Трансформаторные подстанции 5 2 4 2 2 1
Дороги с гравийным (щебеночным) покрытием 2,5 2 1 1,5 0,5 0,5
Шоссейные дороги с асфальтобетонным покрытием 4 3 2 1,5 1 1
Автомашины 2 2 1,5 1,5 1 1

 

Прогнозирование чрезвычайной ситуации

Прогнозирование данной чрезвычайной ситуации проводилось на основе программы «Волна 2.0», разработанной ВНИИ ГОЧС в 1998 году.

Прогнозирование развития факторов чрезвычайной ситуации

При расчет использовались следующие исходные данные (таблица 2.3.1):

 

Таблица 2.3.1.

Характеристика створа Павловского гидроузла

ХАРАКТЕРИСТИКИ СТВОРА ГИДРОУЗЛА

0-створ

 1. Объём водохранилища при НПУ

млн.м3

1410

 2. Глубина водохранилища у плотины при НПУ

м

35

 3. Площадь зеркала водохранилища при НПУ

млн.м2

115,9

 4. Ширина водохранилища у плотины при НПУ

м

810

 5. Глубина реки в нижнем бьефе гидроузла

Hбо

м

1,0

 6. Ширина реки в нижнем бьефе гидроузла

Bбо

м

67

 7. Скорость течения в нижнем бьефе гидроузла

Vбо

м/с

1,0

 8. Глубина водох. у плотины на момент разр. ГУ

Hp

м

35

 9. Степень разрушения гидроузла

Ep

 

0,3

 10. Высота порога бреши

p

м

15

 11. Отметка уреза воды водохранилища (НПУ)

м

140

 12. Количество постоянных створов по длине реки

N

 

2

По створам двух поселков городского типа (таблица 2.3.2):

Таблица 2.3.2.

Характеристика рассматриваемых створов (по населенным пунктам)

ХАРАКТЕРИСТИКИ СТВОРОВ \\ № СТВОРА

1- створ пгт. Павловка

2 – створ пгт. Кр. Ключ

Удаление i-го створа от створа гидроузла

Lci

км

5

8

БЫТОВОЙ ПОТОК:

 

 

 

Отметка уреза воды

Zбi

м

105,5

100,3

Глубина

Hбi

м

1,5

3,0

Ширина

Bбi

м

60

80

Скорость течения

Vбi

м/с

2,0

4,0

ЛЕВЫЙ БЕРЕГ

 

 

 

Высота бровки берега

Hm

м

0

0

Ширина поймы реки

Bп

м

0

0

Отм. 1-й горизонтали местности

z1

м

105,55

100,4

  Расстояние от оси реки до 1-й гм

B1

м

220

265

Отм. 2-й горизонтали местности

z2

м

106,0

101,0

  Расстояние от оси реки до 2-й гм

B2

м

223

268

Отм. 3-й горизонтали местности

z3

м

106,5

0

  Расстояние от оси реки до 3-й гм

B3

м

230

0

ПРАВЫЙ БЕРЕГ

 

 

 

Высота бровки берега

Hm

м

0

0

Ширина поймы реки

Bп

м

0

0

Отм. 1-й горизонтали местности

z1

м

106,0

101,0

  Расстояние от оси реки до 1-й гм

B1

м

60

100

Отм. 2-й горизонтали местности

z2

м

106,5

101,5

  Расстояние от оси реки до 2-й гм

B2

м

75

102

Отм. 3-й горизонтали местности

z3

м

107,0

0

  Расстояние от оси реки до 3-й гм

B3

м

80

0

Параметры волны прорыва и времени затопления (результаты расчета) следующие (таблица 2.3.3):

 

Таблица 2.3.3.

Параметры волны прорыва по трем створам

ПАРАМЕТРЫ ПРОРЫВА \\ № СТВОРА

0 ст.

1 ст.

2 ст.

Удаление створа от гидроузла

Lci

км

0,00

5,00

8,00

Максимальный расход воды в створе

Qi

тыс.м3/с

8,40

7,91

8,30

ВРЕМЯ

Добегания фронта волны

Tфi

мин

0,00

16,16

27,51

Добегания гребня волны

Tгi

мин

0,00

13,35

18,83

Добегания хвоста волны

Txi

мин

5458,34

5500,01

5512,51

Затопления

Tзт

мин

5458,34

5483,85

5485,00

Максимальная скорость течения

Vi

м/c

7,71

5,72

4,54

Высота волны

Hгi

м

9,31

5,74

3,44

Максимальная глубина затопления

Hi

м

10,31

7,24

6,44

Максимальная отметка затопления

Zi

м

115,31

106,07

100,64

МАКСИМАЛЬНАЯ ШИРИНА ЗАТОПЛЕНИЯ

По Левому берегу

м

171,92

224,16

266,22

По Правому берегу

м

171,92

62,23

69,51

 

В Приложении 1 приведены рисунки створов №1 (пгт. Павловка) и №2 (пгт. Красный Ключ).

Основные параметры волны прорыва и затопления сведем в таблицу 2.3.4.

 

Таблица 2.3.4.

Основные параметры волны прорыва

Параметр Створ №1 – пгт. Павловка Створ - №2 – пгт. Красный Ключ
Высота волны прорыва, h 5,74 м 3,44 м
Максимальная скорость течения, V 5,72 м 4,54 м
Время затопления, tзат 91 час. 91,4 час.
Время добегания фронта волны, tпр 16,16 мин 27,51 мин

 

Таким образом, из таблицы видно, что:

1. Высота волны прорыва h>hкр.зд (а, следовательно, и критической высоты волны прорыва для населения).

2. V>Vкр.зд (а, следовательно, и критической скорости течения для населения).

3. При рассматриваемых метеоусловиях длительность затопления превышает допустимое время пребывания человека в воде tзат>Tпреб.вод.

4. При условии нахождения человека на незатапливаемой территории или незатапливаемых частях неразрушаемых волной прорыва зданий и сооружений длительность затопления (3,8 суток) в принципе для неподготовленного населения в условиях шока и стресса превышает допустимое время их пребывания в этих местах без задействования соответствующих систем жизнеобеспечения при рассматриваемых метеоусловиях tзат>Tпреб.незат.

5. Время до прихода волны прорыва в пгт. Павловка не достаточно для экстренной документации населения, укрытия его на незатапливаемых местах или неразрушаемых и незатапливаемых зданиях и сооружениях, но для пгт. Красный Ключ – достаточно, но мало для того, чтобы осуществить это организованно с помощью транспортных средств. Однако оповещение населения близрасположенных населенных пунктов начинается ранее самого разрушения. Это связано с тем, что решение об оповещении населения на гидроузле принято на этапе перелива воды через гребень. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. №178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» 888 зона ответственности локальной системы на гидросооружениях принята равной 6 км ниже плотины. В связи с этим время на оповещение населения данных пгт мало и принимаем, что в обоих населенных пунктах время до прихода волны прорыва достаточно для экстренной эвакуации населения, укрытия его на незатапливаемых местах или неразрушаемых и незатапливаемых зданиях и сооружениях, но мало для того, чтобы осуществить это организовано с помощью транспортных средств.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: