Здоровых подростков и подростков-инвалидов по зрению

 

Экспериментальное Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и подростков-инвалидов по зрению проводилось на базе школы-интерната для слабовидящих детей № 1 г. Орши. Исследуемую группу составили 5 подростков с ограниченными возможностями в возрасте от 12 до 18 лет. Контрольную группу составили 5 здоровых школьников, учащихся седьмых и девятых классов общеобразовательной школы № 1.

Исследование проводилось в несколько этапов:

- организационный этап эксперимента - выбор диагностических методик, формирование выборки испытуемых;

- исследовательский этап - исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и подростков-инвалидов по зрению;

- аналитический этап эксперимента – анализ, сравнение полученных данных, формирование выводов, подтверждение либо опровержение гипотезы.

Гипотеза исследования: у подростков с ограниченными физическими возможностями неадекватная (либо очень высокая, либо очень низкая) самооценка, в то время как у большинства их здоровых сверстников самооценка адекватная.

Во время организационного этапа были сформированы экспериментальная и контрольная группы. Экспериментальную группу составили 5 подростков – инвалидов по зрению 12 -18 лет, из них 3 девочки 2 мальчика. Все подростки – инвалиды по зрению не имеют отклонений в интеллектуальном развитии и обучаются по программе общеобразовательной школы. Контрольную группу составили здоровые подростки, учащиеся седьмых и девятых классов средней школы № 1. Данную выборку составили 5 человек, из них 2 мальчика и 3 девочки.

Для проверки гипотез и решения поставленных задач выбрана диагностическая методика Дембо-Рубинштейна. Она используется для выявления самооценки и уровня притязаний обследуемого, а так же расхождения между самооценкой и уровнем притязаний, которое определяется как арифметическая разность между этими показателями. В норме уровень притязаний должен быть выше уровня самооценки, так как это стимулирует развитие, совершенствование личности. [16, С. 191]

Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др.

Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка, которой символизирует самое низкое развитие, а верхняя - наивысшее.

Предлагается семь таких линий, они обозначают:

1 Здоровье;

2 Ум, способности;

3 Характер;

4 Авторитарность;

5 Терпеливость;

6 Внешность;

7 Уверенность в себе.

Процедура обследования: обследуемому предлагается бланк, содержащий 7 вертикальных шкал (по 10 делений в каждой) и инструкцию следующего содержания: «на каждой линии чертой (-) отметьте, как Вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны Вашей личности в данный момент времени.

После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон Вы были бы удовлетворены собой или почувствовали бы гордость за себя».

При обработке одно деление шкалы принимается за 10 баллов.

Уровень самооценки вычисляется как среднее арифметическое расстояний от нижней точки до черты (-). Аналогично, уровень притязаний вычисляется как среднее арифметическое расстояний от нижней точки до крестика (х). Значение самооценки притязаний определяется по следующей таблице:

 

Таблица 2.1 - Характеристика самооценки и уровня притязаний

Параметр

Количественная характеристика в баллах

  Низкий Средний Высокий Очень высокий
Уровень притязаний Менее 60 60-74 75-89 90-100
Самооценка Менее 45 45-59 60-74 75-100

 

Расхождение между самооценкой и уровнем притязаний определяется как арифметическая разность между этими показателями. Выделяются следующие значения расхождения между самооценкой и уровнем притязаний:

- слабое расхождение - от 0 до 7 баллов;

- умеренное расхождение - от 8 до 22 баллов;

- сильное расхождение - более 22 баллов.

Самооценка - оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств, поступков и места среди других людей. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т.е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Уровень притязаний должен быть выше самооценки, так как это стимулирует развитие личности.

Для всех исследуемых параметров в контрольной и экспериментальной группах проводилось процедура статистической оценки достоверности отличий в результатах. Оценка проводилась для выборочных средних величин по t критерию Стьюдента при помощи пакета математической обработки данных Statistika 6.0.

При проведении тестирования были получены следующие данные, которые сведены в таблицы:

 

Таблица 2.2 - Методика Дембо-Рубинштейн (здоровые подростки)

№/№

Здоровье

Ум, способ.

Характер

Авторитарность

Терпеливость

Внешность

Уверен, в себе

Самооценка Уровень притязания Самооценка Уровень притязания Самооценка Уровень притязания Самооценка Уровень притязания Самооценка Уровень притязания Самооценка Уровень притязания Самооценка Уровень притязания
1. 75 90 60 65 80 80 80 80 70 70 85 100 70 80
2. 30 100 50 70 70 70 50 65 64 64 80 96 84 90
3. 70 80 30 100 28 90 50 50 48 54 40 100 40 90
4. 100 100 60 90 40 100 30 100 90 30 90 90 60 100
5. 60 100 70 80 70 74 30 100 30 100 60 99 30 100

 


Таблица 2.3 - Методика Дембо-Рубинштейн (подростки-инвалиды по зрению)

№/№

Здоровье

Ум, способ.

Характер

Авторитарность

Терпеливость

Внешность

Уверен, в себе

Самооценка Уровень притязания Самооценка Уровень притязания Самооценка Уровень притязания Самооценка Уровень притязания Самооценка Уровень притязания Самооценка Уровень притязания Самооценка Уровень притязания
1. 60 80 70 75 50 60 70 70 40 60 50 80 40 70
2. 40 100 30 80 50 60 30 100 40 45 30 90 30 70
3. 60 100 40 90 60 90 60 100 30 90 40 100 30 100
4. 50 90 50 60 60 70 40 50 45 50 60 100 60 90
5. 80 86 47 55 60 60 30 70 70 90 80 100 90 100

 

Находим средние значения самооценки и уровня притязаний. Данные сведены в таблицу 2.4.

 

Таблица 2.4 - Средние значения самооценки и уровня притязаний по категориям в экспериментальной и контрольной группах

Исследуемый фактор

Здоровье

Ум, способности

Характер

Авторитарность

Терпеливость

Внешность

Уверенность в себе

Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа
Уровень притязаний 61,3 72,5 64,4 63 65,6 63,8 67 63,2 59,9 59,4 67,4 72,4 64,2 69,2
Самооценка (СО) 89 90,4 83,2 90,6 82,3 85,5 82,5 88,7 85 86,5 87,5 85,7 88,4 96,9
Расхождение между УПР и СО 27,7 17,9 18,8 27,6 16,6 21,7 15,5 25,5 25,1 28,1 20,1 20 24,2 27,7

 

Находим средние значения самооценки и уровня притязаний в экспериментальной и контрольной группах. Данные представлены в Таблице 2.5.

 

Таблица 2.5 - Средние значения самооценки и уровня притязаний в экспериментальной и контрольной группах

Исследуемый фактор

Среднее значение

В экспериментальной группе В контрольной группе
Уровень притязаний 85,4 90,1
Самооценка (СО) 64,3 66,2
Расхождение между УПР и СО 21,1 23,9

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: