Политика «наведения мостов» в отношении СССР и «атлантизм»

Международная обстановка в середине 1960-х гг. оставалась сложной. Ситуация, возникшая после строительства в 1961 г. Берлинской стены, не была разрешена. Кроме того, в 1962г. произошел Кубинский кризис. В 1964г. усилился рост напряженности во Вьетнаме. Однако, обе стороны отступили от края пропасти, и, после того как Н.С.Хрущева на посту генерального секретаря КПСС сменил Л.И.Брежнев, наступили первые моменты разрядки.

Американцы, французы и англичане улучшали свои отношения с Советским Союзом и поощряли западных немцев действовать в том же направлении. Они достигли примирения на Западе и теперь ставили перед собой такую же цель на Востоке. Правительства западных держав уже не могли более полагаться на старые лозунги достижения разрядки через воссоединение Германии. Необходимо было ставить вопрос в ином ключе: «воссоединение через разрядку».

Сменивший 18 октября 1963 г. К.Аденауэра на посту канцлера ФРГ Л.Эрхард в своем правительственном заявлении в бундестаге высказал противоречивые идеи. С одной стороны, он приветствовал подписанный 5 августа 1963 г. в Москве Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех сферах и говорил, что правительство ФРГ будет уделять большое внимание улучшению отношений с восточноевропейскими государствами, будет стремиться к устранению предубеждений, расширению экономического обмена и контактов в области культуры,19с другой – канцлер резко выступил против признания существовавшего второго немецкого государства за возвращение к границам 1937 г., за обладание бундесвером атомным оружием и так далее.20Таким образом, в середине 1960-х гг. стержнем программы Бонна явилось стремление приобщить бундесвер к ядерному оружию. Во многом это была реакция на хрущевскую «дипломатию». Арсенал фактов не особенно обогатился с того времени, когда это проект был объектом внимания политиков, ученых и публицистов. Ныне стало больше известно об отрицательном отношении к плану многосторонних ядерных сил (далее МЯС) со стороны высшего американского руководства – президентов Дж.Ф.Кеннеди и Л.Джонсона – и вместе с тем о довольно мощной поддержке, которую проект получал со стороны влиятельных сил США, например, в госдепартаменте.21

Идея МЯС могла появиться и стать актуальной только в обстановке антисоветского психоза и обострения «холодной войны», которая стала возможной в результате предшествовавшего Берлинского кризиса и той политики, в том числе и советской, которая к ним привела.22

С другой стороны, в середине 1960-х гг. под руководством министра иностранных дел Г.Шредера постепенно формировался курс, основы которого были разработаны в Вашингтоне. Он базировался на «политике наведения мостов», взятой на вооружение администрацией президента Л.Джонсона. «Наведение мостов» предусматривало дифференцированный подход к социалистическим странам. Правительство ФРГ с помощью смягчения отношений с некоторыми из них стремилось ослабить их в связи с Советским Союзом, а главное, уменьшить влияние Москвы в ГДР. В принципе это была позитивная идея, потому что ее выразители стремились все же нормализовать отношения с СССР и другими участниками Варшавского Договора.

Начало этой политики было положено еще при К.Аденауэре, когда правительство ФРГ заключило торговое соглашение с Польшей в марте 1963 г. Позднее аналогичные договоры были подписаны в октябре 1963 г. с Румынией, в ноябре 1963 г. – с Венгрией, в марте 1964 г. – с Болгарией.

И, тем не менее, все сказанное позволяет сделать вывод, что позитивные заявления первых недель канцлерства Л.Эрхарда повисли в воздухе, поскольку политика поиска компромисса с СССР развития не получила. С.Дернберг писал, что «Эрхард заложил фундамент, но не построил здания».23 Но даже не это привело к его отставке, а, как считал В.Ежов, закулисная партийная борьба.24 Сменивший Эрхарда К.Кизингер продолжил линию своих предшественников на «атлантическую солидарность», на тесный союз с США. Особенно его поддерживала группа во главе со Г.Шредером. Именно стремлением сохранить и упрочить связи с Вашингтоном объяснялись решительные возражения правительства ФРГ против малейшего сокращения численности американских войск в Западной Европе.

Другая правительственная группа во главе с министром финансов Ф.-И.Штраусом хотела несколько сместить акценты в «западной» политике ФРГ, сделать упор на большее сплочение ЕЭС.

В связи с приходом к власти в 1966г. в ФРГ правительства К.Кизингера в советских заявлениях была вновь изложена та фундаментальная основа, на которой могла бы быть достигнута нормализация советско-западногерманских отношений - признание со стороны ФРГ послевоенных политических и территориальных реальностей. Министр иностранных дел СССР А.Громыко заявил в 1967г.: «Советский Союз не раз отмечал, что Федеративная Республика Германии имеет возможностей не меньше, чем другие страны, для развития нормальных отношений с Советским Союзом. Трудности в отношениях порождаются не нами. Суть дела в том, что ФРГ хочет получить от нас за улучшение отношений ни больше, ни меньше, как отступление от принципов нашей политики в делах Европы, а это исключено.»25 Тем не менее, стремясь к миру, советское правительство проявило готовность к обмену мнениями с ФРГ по вопросу об отказе от применения силы. Обмен мнениями между СССР и Западной Германией, проходивший в период с октября 1967г. по июль 1968г., показал, что правительства обоих государств стремились включиться в процесс разрядки напряженности между Востоком и Западом,26 но каждое – по своим причинам. Обе стороны хотели разрешить спорные вопросы о послевоенных территориальных границах в Европе, о существовании ГДР, стремлении ФРГ к обладанию атомным оружием. Но сделать это они хотели без ущерба для себя.

Тем не менее следует отдать должное правительству К.Кизингера: если его предшественники стремились просто наладить взаимоотношения с СССР, то новый канцлер выразил готовность включить нерешенную проблему раскола Германии в предложения об отказе от применения силы. То есть, появились первые признаки эволюции во внешней политике Федеративной Республики к разрядке.

Основным выразителем этих идей уже тогда был В.Брандт. Выступая в бундестаге 7 июня 1967г., он говорил, что «ставит на первое место улучшение отношений с Советским Союзом, а на второе – дальнейшую нормализацию отношений с государствами, находящимися между ФРГ и СССР».27 Он считал, что определенная «либерализация» внешней политики Федеративной Республики в отношении социалистических стран позволит ей выступить в роли посредника между Западом и Востоком: «Германия столетиями была мостом между Западной и Восточной Европой. Мы постараемся заново построить этот мост».28

В подходе В.Брандта к проблемам внешней политики в эти годы можно отметить и надежды на то, что нормализация отношений с социалистическими странами даст ФРГ определенную свободу маневра на мировой арене.

В своей практической деятельности правительство «большой коалиции» отступало от программных заявлений в бундестаге, касавшихся «восточной политики». Именно в период правления ХДС/ХСС и СДПГ многократно усилилась активность боннской дипломатии, особенно в области экономики и культуры.

Но выступления многих членов правительства, а иногда и самого К.Кизингера, дают достаточно доказательств того, что внутри кабинета почти с самого начала наметились расхождения по вопросам отношений с СССР. Канцлер очень часто выступал в бундестаге в ином тоне, чем министр иностранных дел В.Брандт. В октябре 1967 г. он сделал упор на необходимость противопоставить «колоссальной военной мощи Востока соответствующую мощь Запада».29

Расхождения в правительстве усилились в связи с приближением срока новых выборов. Летом 1968 г. В.Брандт сообщил в бундестаге о своей программе во внешнеполитической области, которая предусматривала «примирение с восточными соседями»,30 что с неизбежностью было связано с признанием существовавших границ.

Выступая в парламенте 25 апреля 1969г., канцлер К.Кизингер высказался против признания статус-кво, сложившегося в Европе после второй мировой войны, вновь заговорил о самоопределении населения ГДР.31 Совершенно очевидно, что в этот период между партнерами по коалиции уже имелись весьма заметные разногласия в определении внешнеполитического курса, в особенности «восточной политики».

Однако, в это время даже в более консервативных кругах, начало созревать убеждение, что требуется решительный разрыв с прошлым. Во второй половине 1960-х гг. в ФРГ активизировались политические силы, выступавшие за изменение отношений с СССР. Призывы к нормализации связей с Москвой все чаще раздавались на страницах печати. Министр иностранных дел В.Брандт в статье, опубликованной в американском журнале «Форин афферс» (апрель 1968 г.), писал о новых акцентах в «восточной политике» ФРГ. Он отмечал, что следует отказаться от прежней позиции Запада, в соответствии с которой предварительным условием смягчения напряженности, нормализации обстановки в Европе объявлялась ликвидация раскола Германии, предусматривавшая поглощение ФРГ Германской Демократической Республики.32

Кроме того, нельзя упускать из виду и экономический фактор. Под воздействием экономического спада 1966 г. и возросших трудностей сбыта промышленной продукции усилился нажим на правительство ФРГ со стороны деловых кругов, требовавших расширить торговлю с СССР.

Управляющий делами «восточного комитета» ФРГ Г.-И.Кирхнер, выступая в конце 1966 г. с программной речью в промышленно-торговой палате Вюрцбург-Швейнсфурта, отметил, что торговля с Востоком открыла бы большие возможности. В апреле 1969 г. он опубликовал статью, в которой вновь ратовал за дальнейшее развитие экономических связей с социалистическими странами.33

Настроение сторонников развития широких экономических связей со странами Восточной Европы выразил член правления компании «Телефункен» М.Шмидт, который назвал наивными попытки использовать торговлю в качестве средства получения политических уступок от СССР.34

Деловые круги к концу 1960-х гг. явно осознали потенциальные возможности развития деловых связей с Советским Союзом. На исходе десятилетия ФРГ переместилась с пятого на первое место в торговом обороте СССР с капиталистическими странами.

Перейдем к дальнейшему анализу эволюции отношений ФРГ и СССР и подробнее остановимся на деятельности Советского правительства в вопросе о статусе Западного Берлина.

Отметим, что Советский Союз проявил готовность приступить к обмену мнениями с западными державами и ФРГ на предмет того, как предотвратить в будущем осложнения вокруг Западного Берлина. Этому были посвящены заседания Политического консультативного комитета государств – участников Варшавского Договора, состоявшиеся в январе 1965 г.35, совещание в Варшаве министров иностранных дел европейских социалистических стран (февраль 1967г.)36 и Карловаровская конференция европейских коммунистических и рабочих партий (апрель 1967 г.).37

Советское правительство выступало в эти годы против так называемых «притязаний ФРГ на Западный Берлин». «Западный Берлин имеет особый статус и не принадлежит Западной Германии», - говорилось в обращении государств – участников Варшавского Договора ко всем европейским странам от 17 марта 1969 г.38

Двухлетние переговоры между СССР и ФРГ относительно соглашения о неприменении силы, начавшиеся в 1966 г., были прерваны по инициативе западногерманской стороны в августе 1968 г. в связи с событиями в Чехословакии. Незадолго до парламентских выборов в ФРГ советское правительство предложило Бонну возобновить переговоры по этому вопросу. Несколько раньше, 10 июля 1969 г., выступая на сессии Верховного Совета СССР, А.Громыко заявил, что советское руководство готово начать четырехсторонние переговоры по берлинскому вопросу. Правительства США, Великобритании, Франции и ФРГ выразили свое согласие.39

Все сказанное позволяет сделать вывод, что старый курс Федеративной Республики во взаимоотношениях с СССР встречал все более сильное сопротивление, как в Советском Союзе, так и в самой Западной Германии. Определенные круги в Бонне понимали бесперспективность проводившейся линии во внешнеполитической области. В деловых кругах возникло недовольство застойным характером политики ФРГ, ее связью только с одним экономическим лагерем – западным рынком. Это привело к повороту в политике Западной Германии по отношению к СССР, появилась «новая восточная политика».




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: