Мировой опыт деятельности общественных организаций в сфере социальной политики

 

Некоммерческий или третий сектор, как особый социальный, экономический и политический феномен, привлек серьезное внимание исследователей относительно недавно - лишь в конце 60-х. Только в 70-х эта проблематика стала предметом общественных дискуссий и политических программ. Сейчас государственная и муниципальная политика в развитых странах обязательно строится с учетом экономического и политического потенциала некоммерческих организаций. Однако важно подчеркнуть, что ценность некоммерческого сектора выходит за рамки экономики.

На нынешний день в мире сложилась система взаимодействия властных структур и некоммерческих организаций и их доноров, включающая правовые, экономические, функциональные аспекты. Украине предстоит проделать поистине гигантскую работу, прежде чем можно будет ожидать от отечественного некоммерческого сектора столь же впечатляющих, как в развитых странах масштабов вовлечения общественных организаций в решение общественных проблем. Тем не менее, использование опыта мирового сообщества и адаптация его к местным условиям позволит здесь продвигаться существенно быстрее, даже несмотря на разную социально-экономическую обстановку [36].

Очевидно, что государство не может и не должно выступать, в роли агентства, управляющего социальными услугами. По словам известного американского социолога Питера Друкера, “Задача государства - разрабатывать правила и вводить их в действие силой закона, бизнеса - зарабатывать деньги. Задача организаций социального сектора (в нашем контексте - общественных организаций) - способствовать здоровью и благополучию человека... Эти организации служат еще одной, не менее важной цели. Они пробуждают чувство гражданской ответственности. Все, что мы можем делать в качестве граждан - это голосовать один раз в несколько лет и регулярно платить налоги. Участвуя в работе организаций социального сектора, можно внести в такое положение вещей определенные коррективы" [36].

В странах с развитой демократией роль общественных организаций публично признается государством. Как правило, общественные организации расцениваются как партнеры в решении многих социальных проблем общества, а зачастую играют ключевую роль в этом процессе. Так, в Великобритании в 1997 году был даже принят официальный документ, провозглашающий основные принципы партнерства между правительством и общественными организациями. Важность роли общественных организаций подчеркивается также активным реальным участием лидеров государства в таких событиях, как ежегодные национальные конференции общественных организаций, слеты добровольцев [38].

Государство рассматривает третий сектор как поставщика общественно значимых услуг, причем значительная часть их финансируется из государственных источников (к примеру, в Великобритании в 1997 году вклад местных властей и центрального правительства в экономику третьего сектора составил 2 миллиарда 340 миллионов фунтов стерлингов). Общественные организации успешно конкурируют с другими на определенных сегментах рынка в предоставлении социальных услуг, здравоохранении, науке и образовании, культуре, самоуправлении, защите окружающей среды. В таких сферах как правозащита, международная помощь, религия доля подобной активности существенно выше, чем в других секторах, и финансирование поступает из разных источников. Размещение государственных заказов в данном секторе зачастую наиболее выгодно, так как позволяет достичь оптимального соотношения “цена-качество” (best value), a также привлечения добровольного труда, дополнительных средств и квалифицированных специалистов, адресного подхода к помощи нуждающимся, более полного учета потребностей конкретных групп населения.

В целях поддержания третьего сектора на высоком конкурентоспособном уровне государство вкладывает средства в его организационное укрепление, создает благоприятные условия для деятельности, прежде всего рациональное налогообложение. Отличие в налогообложении общественных организаций по сравнению с другими организациями касается практически всех видов налогов при наличии определенных ограничений, в том числе направлении дохода на основную деятельность организации и строгого контроля за целевым использованием средств. В Великобритании в 1997 году благодаря благоприятному налоговому режиму в некоммерческом секторе осталось 824 миллиона фунтов стерлингов [38].

Помимо госсубсидии, сектор самостоятельно изыскивает деньги, дополняя бюджетные ассигнования. Государство и в этом случае поощряет общественные организации, ценя их способность мобилизовать частные ресурсы. В силу гибкости и оперативности общественных организаций в борьбе с общественными недугами для страны сектор выступает полигоном испытании инновационных социальных технологии.

Множественность форм и объем государственной поддержки общественных организаций, а также система процедур, гарантирующих открытость конкурса исполнителей общественных проектов и целевое экономное расходование ресурсов реализуется через официальные законодательные акты и обязательную независимую экспертизу на все этапах исполнения. Расширение форм взаимодействия производится на основе исследований. Любая правительственная программа подвергается по ее завершении т.н. программной оценке (на эту статью выделяется 5-10% от суммы бюджета). Ни одна общественная организация не может рассчитывать на финансирование без отчета о предшествующей деятельности [38].

Третий сектор также выполняет функцию мониторинга деятельности правительства, будучи элементом системы политических противовесов. Общественные организации заняты лоббизмом, обеспечивают представительские функции для всех социальных групп и дают широкую возможность участвовать в процессе выработки и принятия решений, формируют общественное мнение. Именно некоммерческий сектор рассматривается как организационная основа гражданского общества - такого состояния социально-политических отношений в государстве, при котором граждане имеют достаточно оснований быть уверенными в том, что правительство действует в их интересах и достаточно эффективно. Общественные организации - катализатор реализации механизмов прозрачности власти, обратной связи между жителями и правительством. Это в свою очередь способствует возникновению у граждан чувства патриотизма и ответственности, конструктивного общения с властями. Следующей стадией таких взаимоотношений является качественно новый уровень самоорганизации и самоуправления, что особенно ярко проявляется на низовом уровне - в общинах и микрорайонах [36].

Глобализация мировых связей открывает перед некоммерческим сектором новые перспективы. Во многих сферах общественные организации гораздо раньше правительств объединились в международные сети. В условиях, когда деятельность международных корпораций нацелена на завоевание новых рынков, третий сектор стремится снизить социальные издержки экономической конкуренции, выровнять условия жизни "юга и севера", выступая миротворцем в международных конфликтах и расчищая дорогу для контактов на официальном уровне. Так, например, в России международные неправительственные организации ежегодно осуществляют проектов на сумму в сотни миллионов долларов США, содействующих реформам практически во всех сферах.

В последнее время общественный сектор заявляет о себе как о самостоятельном игроке в экономике. Это обусловлено теми реальными достижениями в экономике и социальной сфере, которые демонстрируют общественные организации. Так, суммарный оборот “третьего сектора” в 22 странах (Нидерланды, Германия, Ирландия, Испания, Бельгия, Австрия, Франция, Финляндия, Великобритания, Австралия, США, Израиль, Япония, Чехия, Венгрия, Словакия, Румыния, Аргентина, Перу, Бразилия, Колумбия, Мексика, исключая религиозные организации) составил в 1995 году 1,1 трлн. долларов, что эквивалентно ВНП таких государств, как Италия и Великобритания [38].

В США, например, среднегодовой прирост национального дохода с 1977 года по 1994 год равен 2,1% в бизнесе и 2,3% в правительственных учреждениях, тогда как в некоммерческом секторе этот показатель существенно больше - 3,7%. Бюджет более 1 млн. американских общественных организаций в 1996 году составил 670.3 миллиарда долларов, что составило 8.8% валового национального продукта. В 1996 году в третьем секторе США было задействовано 10.9 миллионов человек, что составило 7% от всей рабочей силы занятой в производстве. При этом количество волонтеров, задействованных в секторе, составило 6.3 миллиона человек. В отдельных странах, например, в Швеции, доля некоммерческого сектора в экономике страны достигает 15%, хотя в среднем по другим странам этот показатель вдвое ниже [38].

Поступления в общественные организации за рассматриваемый период в сравнимых ценах увеличились из государственных и муниципальных источников - на 49%, пожертвования от корпораций и частных лиц - на 7%, доходы от собственной хозяйственной деятельности общественных организаций - на 43%. На тот момент третий сектор обеспечивал полную занятость 19 млн. человек. Сотрудники общественных организаций составляли 5% от общего числа занятых, 10% от работающих в сфере услуг и 27% - в общественной сфере. В частности, в Венгрии количество рабочих мест в некоммерческом секторе за это же пятилетие увеличилось на 37% при общем снижении уровня занятости на 1% [38].

Снижению социальной напряженности в обществе способствует не только создание третим сектором рабочих мест, но и заметные достижения в области социальной работы. Так, в Германии сегодня более 35% всех детских садов являются негосударственными учреждениями, более 60% интернатов для инвалидов находятся вне ведения государства, приблизительно 50% домов престарелых и 40% больниц - негосударственные. Во Франции все программы по работе с детьми на местном уровне осуществляются исключительно общественными организациями, в том числе за счет государственных контрактов и грантов. В США в 1994-96 годах на социальные программы было израсходовано Федеральным правительством 425 миллиардов долларов, региональными властями - 225 миллиардов долларов, а общественными организациями 460 миллиардов долларов [38].

Взаимовыгодным оказывается сотрудничество коммерческого и некоммерческого сектора: первому оно приносит улучшение имиджа и потребительской ситуации, а второму - ресурсы на выполнение общественной миссии и организационное развитие. Плодотворное партнерство двух секторов позволяет государству привлечь, помимо налоговых, дополнительные средства в социальную сферу. Например, выступая спонсорами некоммерческих программ, корпорации используют позитивный образ третьего сектора в своих рекламных и маркетинговых программах, в паблик рилейшнз, повышая доверие населения к своей продукции и намерениям. Данное обстоятельство особенно важно сейчас, когда демонстрация социальной ответственности бизнеса становится неотъемлемым условием успеха на рынке [38].

Третий сектор предоставляет успешным фирмам и состоятельным людям специфическую услугу - возможность удовлетворить их потребности творить добро, которая претворяется в виде благотворительных проектов и программ. Предприниматели заботятся об увеличении доходов, преумножают совокупный общественный ресурс, некоммерческий сектор - обеспечивает его рациональное перераспределение. Следует отметить, что благотворительность свойственна любой социально-экономической и культурной среде.

Зарубежные исследователи усматривают несомненную взаимосвязь экономического подъема в регионе с наличием сильных деятельных общественных организаций [36].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: