Проблемы, связанные с реализацией подпрограммы «государственные жилищные сертификаты» и накопительно-ипотечной системы

 

По официальным данным Министерства обороны Российской Федерации, на начало 2010 г. общая потребность в постоянном жилье для военнослужащих составляла 90,7 тыс. квартир. К началу сентября 2010 г. было получено более 25 тыс. квартир (из запланированных к получению к концу 2010 г. 45,4 тыс.).

Решение жилищной проблемы военнослужащих - важнейшая общегосударственная задача. Это отметил в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 30 ноября 2010 г. глава государства Д. Медведев: "Обеспечение военнослужащих постоянным и служебным жильем по-прежнему остается нашим приоритетом... поставленная задача по обеспечению постоянным жильем в 2011-м, а служебным - в 2012-м году должна быть неукоснительно выполнена".

На достижение указанной цели направлены усилия различных министерств и ведомств, задействован сложный, многофункциональный государственный механизм, предусмотрено выделение значительных бюджетных средств.

Решение жилищной проблемы военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей в настоящее время осуществляется как путем предоставления самого жилого помещения, так и посредством предоставления социальных выплат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета. Последнее предусматривает выделение государством гражданам "безвозмездных целевых адресных субсидий" на покупку квартиры, в том числе по договору участия в долевом строительстве.

В целях комплексного решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем, Правительство Российской Федерации своим постановлением от 17 сентября 2001 г. N 675 утвердило Федеральную целевую программу "Жилище" на 2002-2010 гг. Мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, предусмотренные на первом этапе (2002-2005 гг.) ее реализации подпрограммой "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 гг. (до 2003 г. - федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты"), осуществляются на втором этапе реализации (2006-2010 гг.) в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 865.

Одновременно с реализацией подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 гг. (далее - подпрограмма ГЖС) 1 января 2005 г. была введена в действие принципиально новая система - накопительно-ипотечная система обеспечения жильем военнослужащих (далее - НИС), правовые основы которой отражены в Федеральном законе "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ.

Не секрет, что в силу ряда причин практическая реализация задач по обеспечению жильем военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей не всегда проходит гладко. Зачастую на эффективности и оперативности решения их жилищного вопроса негативно сказываются обстоятельства, обусловленные проблемами как законодательного, так и экономического характера, организационными недоработками. Усугубил положение и мировой финансовый кризис.

Такие денежные формы решения проблемы жилищного обеспечения военнослужащих, как реализация жилищных сертификатов и накопительно-ипотечная система, также не лишены недостатков и имеют свои проблемные моменты, что неоднократно отмечалось специалистами в области военного права.

Однако реальная действительность показывает, что, помимо объективных трудностей, в процессе воплощения планов по решению жилищного вопроса существуют также отрицательные факторы, связанные со злоупотреблениями и нарушениями законности в сфере жилищного обеспечения военнослужащих.

Следует отметить, что субъектами преступлений и правонарушений зачастую становятся не только должностные лица, ответственные за реализацию жилищного обеспечения военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, но и сами потенциальные и фактические участники государственных жилищных программ.

В системе правоохранительных органов Российской Федерации прокуратура стоит на страже соблюдения законности во всех вопросах, связанных с реализацией жилищных прав военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, в том числе в сфере обеспечения их жильем посредством реализации государственных жилищных сертификатов и участия в накопительно-ипотечной системе. Как отметил первый заместитель главного военного прокурора А. Мокрицкий, "чрезвычайно важное направление деятельности органов военной прокуратуры - надзор за исполнением жилищного законодательства. Государством предпринимаются беспрецедентные меры по решению жилищных проблем военнослужащих. И наша задача - поставить прочный заслон тем, кто данную проблему использует как способ наживы".

Военными прокурорами ежегодно проводятся проверки в сфере надзора за исполнением законов органами военного управления, воинскими частями и учреждениями и их должностными лицами, соблюдением ими прав и социальных гарантий военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей. По результатам таких проверок выявляется множество нарушений закона, в том числе в области жилищного обеспечения.

Так, в 2009 г. органами военной прокуратуры было выявлено около 4,5 тыс. нарушений жилищного законодательства, среди которых распространенными являются несоблюдения положений ст. 40 Конституции Российской Федерации, требований ст.ст. 1, 2, 11-12 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 15, 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", других нормативных правовых актов, регламентирующих порядок и условия реализации военнослужащими гарантированного им государством права на жилье.

Наиболее типичным нарушением законности в ходе реализации подпрограммы ГЖС, согласно данным Главной военной прокуратуры, является предоставление фиктивных документов об обеспеченности жильем или составе семьи. Причем нередко незаконному получению жилищного сертификата сопутствуют другие правонарушения.

Так, в декабре 2009 г. осуждены за мошенничество майор запаса К., а также бывший командир одной из воинских частей Тихоокеанского флота капитан 1 ранга С. - за мошенничество и злоупотребление должностными полномочиями. В ходе следствия было установлено, что С., воспользовавшись своим служебным положением, заключил фиктивный контракт с К. о прохождении им военной службы. При этом К. все это время работал в различных гражданских организациях, а предусмотренное ему денежное довольствие и иные выплаты в течение нескольких лет получал капитан 1 ранга С. Кроме того, С. и К. оформили фиктивные документы, на основании которых последний незаконно получил государственный жилищный сертификат и приобрел на него квартиру. По уголовному делу военными прокурорами были заявлены гражданские иски о взыскании с обвиняемых причиненного государству ущерба на сумму более 3 млн. руб., которые удовлетворены судом в полном объеме.

Еще одним примером может служить выявленное не так давно в железнодорожных войсках преступление, связанное с мошенническими действиями со стороны бывших военнослужащих, которыми в корыстных целях были представлены недостоверные сведения в жилищные органы. На основании фиктивных документов для приобретения квартир в г. Москве было выдано пять государственных жилищных сертификатов, которые указанные лица затем реализовали. В результате противоправных действий государству причинен ущерб на общую сумму 7,6 млн. руб. Всего же в железнодорожных войсках военными прокурорами выявлено свыше 30 фактов нарушений порядка выдачи ГЖС бывшим военнослужащим, что причинило государству ущерб на десятки миллионов рублей.

Подобные неправомерные действия носят корыстный, коррупционный характер и обусловлены использованием служебного положения.

К сожалению, не все благополучно и с реализацией накопительно-ипотечной системы. Например, нередко нарушаются порядок и сроки включения/исключения военнослужащих в число/из числа ее участников.

Результаты прокурорских проверок соблюдения законодательства об ипотечном кредитовании военнослужащих в 2009 г. выявили, что за все время функционирования НИС из 58 848 ее участников в Министерстве обороны Российской Федерации 36 868 (62,6%) включены в реестр с превышением установленных сроков, в том числе почти 4 тыс. из них - со сроком превышения более одного года.

Помимо несвоевременного исключения из реестра участников НИС уже уволенных военнослужащих, нарушается и порядок такого исключения, установленный Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" и утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 г. N 89 Правилами формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Так, в ряде военных округов, объединений и воинских частей прокурорскими проверками выявлено 716 уволенных военнослужащих - участников НИС, на лицевые счета которых находящееся в ведении Министерства обороны Федеральное государственное учреждение "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", ответственное согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. N 800 за обеспечение функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, продолжало начислять накопления, общая сумма которых по состоянию на 1 апреля 2009 г. составила 137 млн. руб. Вследствие этого денежные средства без надобности удерживались на счетах названного учреждения и управляющих компаний.

Как показывает практика, такие нарушения во многом объясняются неэффективным функционированием создаваемых во исполнение п. 34 указанной Инструкции комиссий для организации и проведения работы с военнослужащими - участниками и кандидатами на участие в НИС. Члены таких комиссий в связи со слабым знанием положений руководящих документов, касающихся функционирования НИС, а иногда и просто вследствие небрежного отношения зачастую допускают нарушения, которые ведут к возврату из Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны Российской Федерации для доработки и устранения неточностей документов на включение военнослужащих в реестр.

Подобные факты приводят к тому, что у действительных и потенциальных участников НИС, для многих из которых она является единственно возможной формой жилищного обеспечения, складывается негативное мнение относительно результативности и эффективности этой программы и в целом скептическое отношение к деятельности государственных органов, ведающих вопросами предоставления жилья военнослужащим.

Бесспорно утверждение: сильная армия - сильное государство. Но силу армии определяют не только военная выучка и боевое оснащение, но и моральный дух каждого военнослужащего, от рядового до генерала.

Даже неспециалисту понятно, что психологический климат в воинских частях и подразделениях в немалой степени зависит от уверенности каждого из военнослужащих в том, что его права и свободы защищены и гарантированы государством.

Органами военной прокуратуры в рамках предусмотренных для них Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г. N 2202-I полномочий принимаются меры, направленные на укрепление законности в области соблюдения жилищных прав военнослужащих, в том числе на обеспечение их жильем: в адрес правомочного командования вносятся представления об устранении нарушений законодательства, опротестовываются незаконные правовые акты, по требованию военных прокуроров привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности виновные в совершении правонарушений должностные лица.

Усилиями прокурорских работников в 2010 г. в указанной сфере были восстановлены нарушенные права более 23 тыс. военнослужащих и членов их семей.

Важным правовым средством выявления злоупотреблений в деятельности органов военного управления и воинских должностных лиц, совершения ими неправомерных действий, фактов издания незаконных правовых актов является производимое в органах военной прокуратуры рассмотрение и разрешение жалоб, поступивших от военнослужащих и иных граждан, о нарушениях их прав и свобод со стороны указанных органов и лиц. Такие обращения служат сигналами о нарушениях законов, позволяют сделать вывод об их сути и типичности. В сочетании с другими данными (информация СМИ, оперативные данные и т.п.) они позволяют оперативно реагировать на все случаи злоупотреблений и инициируют необходимость применения военными прокурорами правовых средств реагирования на выявленные нарушения.

 

 



Заключение

 

В настоящее время, когда полным ходом идет формирование нового облика Вооруженных Сил Российской Федерации, жилищное обеспечение - самая острая проблема в сфере социальной защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей.

В целях комплексного решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем, Правительство Российской Федерации своим постановлением от 17 сентября 2001 г. N 675 утвердило Федеральную целевую программу "Жилище" на 2002-2010 гг. Мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, предусмотренные на первом этапе (2002-2005 гг.) ее реализации подпрограммой "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 гг. (до 2003 г. - федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты"), осуществляются на втором этапе реализации (2006-2010 гг.) в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 865.

Одновременно с реализацией подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 гг. 1 января 2005 г. была введена в действие принципиально новая система - накопительно-ипотечная система обеспечения жильем военнослужащих, правовые основы которой отражены в Федеральном законе "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ.

Не секрет, что в силу ряда причин практическая реализация задач по обеспечению жильем военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей не всегда проходит гладко. Зачастую на эффективности и оперативности решения их жилищного вопроса негативно сказываются обстоятельства, обусловленные проблемами как законодательного, так и экономического характера, организационными недоработками. Усугубил положение и мировой финансовый кризис.

Несмотря на отдельные недостатки и трудности в реализации, подпрограмма ГЖС показала себя как довольно действенное средство решения жилищного вопроса военнослужащих. Выявленные нарушения и злоупотребления ни в коей мере не дискредитируют саму идею выдачи адресной государственной помощи - они только указывают, в каком направлении следует улучшать ее функционирование, совершенствовать механизм и нормативно-правовую основу ее реализации.

Что касается накопительно-ипотечной системы, то результат ее развертывания пока в полной мере не очевиден, хотя прокурорские проверки уже выявили некоторые факты правонарушений. Накопленный на сегодняшний день опыт борьбы с противоправными явлениями позволяет надеяться, что недостатки механизма практической реализации адресного кредитования будут исправлены, а лазейки для недобросовестных военнослужащих всех категорий перекрыты. И в этом случае накопительно-ипотечная система, которую в дальнейшем планируют сделать основной и единственной формой жилищного обеспечения военнослужащих, полностью раскроет свой положительный потенциал. При этом никакие совершенствования законодательных норм, механизма реализации адресных государственных субсидий, системы контроля и надзора не могут обеспечить стопроцентный успех подпрограммы ГЖС и накопительно-ипотечной системы до тех пор, пока на руководящих должностях и среди военнослужащих, претендующих на обеспечение жильем, попадаются лица, пренебрегающие воинской честью, злоупотребляющие своими властными полномочиями, зараженные страстью к наживе, способные на подлог и хищение. Хочется надеяться, что итогом формирования нового облика Вооруженных Сил Российской Федерации станет не только повышение их боеготовности и боеспособности, но и совершенствование морально-этического уровня военнослужащих Российской армии.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: